Русская литература – футуризм. Футуристы – это кто? Русские футуристы

Русский футуризм

Русский футуризм первоначально возник как школа в живописи, а своё название получил от латинского futurum – будущее. С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 году группы художников и поэтов «Гилея» («Будетляне»).

Если истоки символизма были связаны с французской литературой, то исток русского футуризма – это итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года, впервые появилось слово «футуризм». В своем манифесте Маринетти писал: « Нет шедевров без агрессивности. Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки ». Маринетти призывал разрушить синтаксис, отменить знаки препинания, отказаться от того, чтобы быть понятым. Свой манифест он заканчивал так: « Будем смело творить «безобразное» в литературе. Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства ».

В русском литературном футуризме обозначились три течения: эгофутуризм и кубофутуризм, отдельное явление составила футуристическая группа “Центрифуга”.

Группу эгофутуристов , в которую вошли поэты Константин Олимпов, Иван Игнатьев и Георгий Иванов, возглавлял Игорь Северянин (1887-1941; настоящая фамилия – Лотарёв). Творчество эгофутуристов было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным. Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился от возглавляемой им группы, издал несколько сборников: “Громокипящий кубок”, “Ананасы в шампанском”, “Златолира”, “Поэзоантракт”, “Поэзоконцерт”. Его выступления принесли ему огромную славу и беспрецедентное поклонение со стороны публики, особенно женской. Рафинированность ощущений, мелодичность, напевность стихов, демонстративное себялюбие – вот характерные черты эгофутуристической поэзии.

Кубофутуризм воспринял некоторые идеи итальянского футуризма, но отказался от чрезмерной агрессивности. В русском футуризме было скорее бунтарское начало, нежели агрессивное.

В группу кубофутуристов «Гилея» вошли основатель кубофутуризма Давид Бурлюк, поэты Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Елена Гуро. Они выступили со сборниками «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). В предисловии к сборнику «Пощёчина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Кручёных, Маяковский и Хлебников, говорилось: « Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней ». Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Свою задачу футуристы видели не только в том, чтобы поразить воображение читателя, но и передать общую атмосферу современной жизни с её убыстряющимися темпами.

С сайта www.ruskerealie.zcu.cz

Для эстетики кубофутуризма было характерно :

  1. Отрицание гармонии.
  2. Деэстетизация творчества: художественные приёмы (сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д.) призваны были не усиливать красоту и образность, а наоборот, профанировать её: “Улица провалилась, как нос сифилитика. Река – сладострастье, растёкшееся в слюни. ” (В.В. Маяковский, “А всё-таки”);
  3. Преобладание формы над содержанием: форма слова, ритмика и мелодика текста важнее его смысла.
  4. Словотворчество: попытка заменить традиционный язык «заумным языком»*, многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «зинзивер», «времирей», «смеянствуют», “любёночек”. Преуспели в этом направлении Велимир Хлебников (“Бобэоби пелись губы. “, “Заклятие смехом”) и Алексей Кручёных (“дыр бул щыл. “). Чтобы найти новый смысл в слове, футуристы разлагали слово: n: х ; в то же время языковые эксперименты позволяли обнаруживать неисчерпаемое богатство русского языка – см., например, стихотворение Хлебникова “Заклятие смехом” **.
  5. Антигуманный характер творчества: искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него.

Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения привела к тому, что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. Футуристы хотели пройти от нуля к бесконечности, но прошли обратный путь, потому что человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку, родившуюся на заре и умирающую к вечеру.

С 1913 по 1917 годы существовала группа поэтов “Центрифуга” , составившая третье, последнее течение в русском футуризме. Яркими представителями этого течения были начинающие поэты Борис Пастернак и Николай Асеев. В центре внимания поэтов “Центрифуги” было не само слово, а нестандатные синтаксические и ритмические структуры.

В 1917 году русский футуризм тихо скончался, не оставив наследника.

Из поэтов, связанных с футуризмом, в “большой литературе” остались только В.В. Маяковский и Б.Л. Пастернак.

* Заумь, или заумный язык – это попытка не уничтожить язык, а наоборот, максимально его семантизировать. Велимир Хлебников предполагал, что создание заумного языка позволит разложить язык на элементы и создать “что-то вроде закона Менделеева”. Заумь исходила из двух предпосылок: 1) “первая согласная слова управляет всем словом, приказывает остальным”; 2) слова, начинающиеся с одной и той же согласной, объединяются каким-то общим понятием. Например, слова, начинающиеся с Ч, по мнению Хлебникова, обозначают “одно тело в оболочке другого”: чашка, чан, череп, чулок. Хлебников верил, что заумный язык сможет стать языком будущего и объединит всех людей.

Читать еще:  Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Во глубине сибирских руд

** Велимир Хлебников. Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Литература. Теория. Футуризм как литературное течение.

Футуризм ( лат. futurum — будущее) – это название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов.

Особенности футуризма.

  • Стремление к созданию нового искусства, устремлённость в будущее (отсюда и название).
  • Отрицание традиций в искусстве.
  • Особое внимание к форме произведения. Экспериментаторство в стихосложении – области рифмы, лексики,
  • Использование неологизмов, часто авторских.
  • Стремление выразить массовое настроение толпы, отсюда – язык плакатов, лозунгов, ориентация на произносимый стих. Футуристы писали от имени человека толпы. Они были уверены в «неизбежности крушения старья» (В. Маяковский) и рождении «нового человечества».
  • Бунтарский дух.
  • Культ города, техники.

Из истории футуризма в России.

  • Футуризм в литературе возник в начале 20 века в Италии, а затем в России.
  • В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные элементы, по мнению автора, – «смелость, дерзость, бунт».
  • В России манифестом футуристов стала «Пощечина общественному вкусу», авторы — В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. 1912 год.
  • В отличие от итальянского футуризма, авторы российского манифеста отвергли идеи анархизма и даже фашизма, которые были свойственны Ф. Маринетти. Они в основу положили вопросы эстетики, провозгласив революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.
  • Уже в 1915-1916-е годы футуризм стал исчезать как направление.

Основные направления и группы футуризма в России.

Кубофутуристы«Гилея»

(В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых

Их сборники: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).

Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы кубизма в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое, изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Призывали сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.

По их мнению, «Новую Грядущую Красоту» может выразить толок раскрепощённое искусство, «Самоценное Слово».

Они почти полностью отрицали все законы и правила грамматики и поэтики.

  • содержания,
  • языка (литературного),
  • ритма (музыкального, условного),
  • синтаксиса,
  • этимологии.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна . Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

«Мезонин поэзии»

(В. Шершеневич, Р. Ивнев).

Группа была создана в 1913 из эгофутуристов.(Уже в конце 1913 объединение распалось).

Входили : В. Шершеневич, Р.Ивнев, Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренёв и др.

Идейный вдохновитель группы В.Шершеневич писал : «…футуризм – общественное течение, рождённое большим городом, который сам уничтожает всякие национальные различия. Поэзия грядущего космополитична.»

Выпустили три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Центрифуга»

(С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Читать еще:  Добренькое утречко. Пожелания доброго утра своими словами

Объединение создано в январе 1914г.

Основные особенности творчества представителей «Центрифуги:

  • Перемещение при построении лирического произведения центра внимания со слова как такового на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.
  • Органичное соединение футуристического экспериментаторства и традиций.

“Центрифуга” как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой “Центрифуги” продолжали выходить до 1922 года, то есть дольше всех остальных групп футуристов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Что такое футуризм в литературе Серебряного века? Представители футуризма

Что такое футуризм? Таким вопросом задаются все, кто приступает к изучению стилей и направлений мирового искусства. В этой статье подробно разберем, каким был футуризм в России, расскажем о его представителях и особенностях.

Рождение футуризма

Для того чтобы разобраться, что такое футуризм, исследуем, откуда он возник. Его основоположником и автором самого термина считается итальянский стихотворец, которого звали Филиппо Маринетти. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Его самое известное произведение – поэма “Красный сахар”. Уже само это название подразумевало под собой дискриминацию настоящего и прошлого и возведение будущего в культ.

В 1909 году в газете “Фигаро” был напечатан манифест футуризма, автором которого стал Маринетти. Текст был обращен к начинающим и талантливым итальянским художникам. Автор провозгласил телеграфный стиль и цель выполнить свою задачу максимум за 10 лет, пока не пришло новое поколение со своими правилами.

Также основоположниками этого направления искусства считаются Джакомо Балла, Франческо Балилла Прателла, Карло Карра, Луиджи Русолло, Умберто Боччони, Джино Северини. Они первыми сформулировали, что такое футуризм. В 1912 году в Париже открылась первая выставка художников-футуристов.

Особенности направления искусства

Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».

Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.

Еще одна особенность футуризма – воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

Футуризм в изобразительном искусстве

Изначально футуризм появился в изобразительном искусстве. В живописи он отталкивался от нескольких направлений. Это фовизм, оттуда футуризм почерпнул неожиданные цветовые решения, а также кубизм, у которого перенял смелые художественные формы.

Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Для их произведений характерны очень энергичные композиции, на которых фигуры разделены на множество небольших фрагментов, пересекающихся острыми углами. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. Эта техника получила название «принцип симультанности».

Футуризм в России

Что такое футуризм, в России первым узнали братья Бурлюки. Один из них – Давид – стал основателем колонии футуристов под названием “Гилея”, в состав которой за короткое время вошли много ярких индивидуальностей. Например, Владимир Маяковской, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых, Елена Гуро.

Они выпустили свой первый манифест, который окрестили “Пощечина общественному вкусу”. В нем представители футуризма призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского и всех остальных классиков. Правда, в конце, несколько смягчая свой призыв, отмечают, что тот, кто не забудет первой любви, не познает последней.

Из русского футуризма вышло три настоящих гения – это Маяковский, Пастернак и Хлебников. При этом судьба большинства представителей этого направления искусства оказалась трагичной. Одни были расстреляны, другие погибли в ссылке. Многих обрекли на забвение, как только их слава прошла.

Черты русского направления

В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.

Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.

Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого “заумного” языка.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием “Пролог. Эго-футуризм”.

Читать еще:  Лесков очарованный странник читать. Повесть «Очарованный странник

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник “Садок судей 1” увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста “Пощечина общественному вкусу” стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово “мы”.

Расцвет футуризма

В России расцвет литературного футуризма пришелся как раз на Серебряный век. Именно тогда наибольшей популярности добилось общество “Гилея”, основанное братьями Бурлюками. Но главное – это то, что они не были единственными.

Много последователей нашлось у Игоря Северянина, который пропагандировал эго-футуризм. Основные отличия этого направления заключались в массовом употреблении иностранных слов, рафинированности ощущений и показном себялюбии, эгоизме. Среди последователей Северянина можно выделить Сергея Алымова, Василиска Гнедова, Вадима Баяна, Георгия Иванова, Вадима Шершеневича. В основном эго-футуристы базировались в Петербурге.

В Москве выделялось влиятельное обществе “Центрифуга”, в состав которого входили Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев. Свои футуристические группы существовали в Харькове, Киеве, Баку, Одессе.

Закат эпохи “бури и натиска”

Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период “бури и натиска”. Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.

К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.

После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.

Давид Бурлюк

Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.

Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.

Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.

Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.

Игорь Северянин

Настоящее имя этого поэта – Игорь Лотарев. Он появился на свет в 1887 году в Санкт-Петербурге. Регулярно печататься начал в 1904 году. Его первый знаменитый сборник стихов под названием “Громокипящий кубок” был напечатан в 1913.

Северянин становится одним из самых известных футуристов. Часто выступает перед большой аудиторией. Проводит несколько совместных поэтических вечеров с Владимиром Маяковским.

Получает неофициальный титул короля поэтов на знаменитом выступлении в Большой аудитории Политехнического музея.

В 1918 году уезжает из Петрограда в Эстонию. Вскоре оказывается в вынужденной эмиграции, когда по условиям Брестского мира Эстония отходит Германии. В Россию он больше не вернулся.

Вдали от родины сильно тоскует, пишет много лирических, ностальгических стихов, которые уже нисколько не похожи на его ранние футуристические опыты. В начале 1940-х начал регулярно болеть. Во Вторую мировую войну Северянина хотели эвакуировать в тыл, но не смогли этого сделать. Игорь к тому времени чувствовал себя уже очень плохо.

В октябре 1941 его перевезли в Таллин, где он умер через два месяца от сердечного приступа.

Источники:

http://mosliter.ru/ruslit/20vek/russkij_futurizm/

http://literatura-ege.ru/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%84%D1%83%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80/

http://www.syl.ru/article/363618/chto-takoe-futurizm-v-literature-serebryanogo-veka-predstaviteli-futurizma

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: