Опросные методы исследования.

Методы нпи

Метод − это способ достижения цели, решения конкретной задачи, а также совокупность приемов практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Классификация методов исследования по логике их применения Б.Г. Ананьева

1) Организационные методы:

— комплексный (изучение объекта, явления как системы);

— сравнительный (изучение людей, групп, условий для сравнения);

1 — лонгитюдный (исследование одного и того же явления или процесса в течение длительного времени и выявление изменений).

2) Эмпирические (опытные) методы /Методы сбора данных:

— анализ педагогической документации;

— праксиметрические, представляющие собой анализ процессов и продуктов деятельности (анализ и оценка выполненных работ, профессиографическое описание,

3 хронометрия* − использующаяся при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и др.);

4 — изучение педагогического опыта*;

5 — опытная работа*;

6 — диагностические (тестирование*,

8 — опросные (интервьюирование,

11 интроспекция* = самонаблюдение, самоанализ);

— эксперимент (естественный, лабораторный, мысленный);

12 — метод экспертных оценок*;

13 — моделирование* (математическое, кибернетическое);

— сравнительно-педагогический метод (изучение работ зарубежных авторов по проблемам педагогики и сравнение их с отечественными);

— биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение личной документации, материалов интервью и бесед).

3) Методы обработки результатов исследования:

— статистическая (количественная) обработка данных (статистический обсчет,

16 — качественный анализ (классификация, типологизация, систематизация, группировка + отличия одного от другого

17 анализ, синтез и обобщение, сравнение).

4) Интерпретационные методы:

(применяются для переработки и анализа полученных при исследовании фактов, а также формирования на их основе заключений и выводов)

— каузальный (объяснение причинно-следственных связей);

— генетический (интерпретируется весь обработанный материал исследования в характеристиках развития);

— структурный (материал интерпретируется в характеристиках типов связей между отдельными компонентами системы).

Эмпирические методы педагогического исследования

I. Опросные методы исследования (интервьюирование, анкетирование, беседа)

Достоинства опросных методов:

— оперативность (быстрота и правильность),

— надежность (точность измерений),

— эффективность (отношение результата к затратам),

— возможность широкого охвата большого количества объектов исследования,

— получение богатого эмпирического материала, который при обработке помогает устанавливать существенные тенденции изучаемых явлений, т.е. давать изучаемым объектам не только количественные, но и качественные характеристики.

Опросные методы могут использоваться как разведочные, т.е. на начальном этапе исследования, и как уточняющие, т.е. в его итоге.

Беседа и интервью − устный опрос участников, анкетирование − письменный.

Опрашивающие называются интервьюерами, опрашиваемые − респондентами.

Требования к опросным методам:

1) адекватность, т.е. соответствие цели использования;

2) обеспечение получения искомой информации;

3) достоверность получаемой информации, адекватно отражающей изучаемые аспекты действительности. Для обеспечения достоверности результатов опроса, он проводится с учетом следующих этапов:

• адаптация − подготовка респондента к исследованию и создание у него мотивации ответить на вопросы. Этап адаптации складывается из обращения (завязки, начала опроса) и нескольких первых вопросов;

• достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения исследовательских задач.

4) устойчивость полученных данных, т.е. их воспроизводимость при повторении исследования в аналогичных условиях;

5) обоснованность, т.е. степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми, которые планировалось измерить. Выбор доказательства обоснованности конкретного инструмента определяется типом исследуемых характеристик и целями исследования.

Система доказательств обоснованности:

I группа включает доказательства того, что конструкция вопросов адекватно отражает измеряемые характеристики, дает именно ту информацию, которую планировал получить исследователь при построении вопроса:

релевантность − разумность выбора формы инструмента для измерения определенной характеристики;

нейтральность (объективность) − независимость оценки исследуемой характеристики от степени ее выраженности или влияния дополнительных факторов;

доступность − возможность понимания всеми респондентами содержания вопросов;

различающая способность − фиксирование различий среди респондентов относительно измеряемых характеристик.

II группа − это доказательства, связанные с решением вопроса о том, насколько результаты, полученные при применении данного инструмента, согласуются с информацией об измеряемых характеристиках, полученной другими способами:

тест по известной группе − это проверка сконструированного инструмента на группе лиц, относительно которых точно известно распределение изменяемых характеристик;

обоснованность по совпадению − это высокий коэффициент корреляции (соотношение) результатов, полученных при применении данного инструмента и другого, известного своей обоснованностью.

Типы вопросов по цели:

1. Функциональные − предназначены для упорядочения течения опроса:

а) функционально-психологические − используются для снятия напряжения;

б) вопросы-фильтры − задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен этот вопрос;

в) контрольные − представляют собой перефразированные содержательные вопросы и используются для проверки достоверности полученных данных (правдивости ответов на содержательные вопросы).

2. Содержательные / результативные − направлены на получение выводов об исследуемых явлениях и их взаимосвязи.

Типы вопросов по форме:

а) закрытые − с выбором вариантов ответов из предложенных;

б) открытые − без вариантов ответов;

в) полузакрытые − предлагаются варианты ответов + возможность написать свой.

Интервьюирование и анкетирование

Как правило, интервью и анкеты составляются после подготовительного этапа исследования, т.е. после формулировки проблемы, рабочей гипотезы, составления плана исследования.

Интервью представляет собой непосредственное взаимодействие с респондентом, тогда как анкетирование является опосредованным взаимодействием.

Интервью носит односторонний характер общения, при котором спрашивающий, воздерживается от собственных высказываний по затронутому вопросу, чтобы не повлиять на мнение собеседника.

интервью мнений, направленные на изучение отношений людей к тем или иным явлениям;

документальное интервью, при помощи, которого уточняются факты и события.

по количеству участников:

нестандартизованное, предполагающее предварительное продумывание вопросов исследователем, их формулировка и расположение в определенной последовательности, которая в ходе интервью может изменяться. Используется открытый тип вопросов;

стандартизованное, состоящее из формулировок вопросов, предъявляемых в определенной последовательности, которая не меняется. Применяются вопросы закрытого типа;

полустандартизованное − с использованием полузакрытого типа вопросов.

Беседа носит двусторонний характер общения, т.е. предполагает взаимный обмен информацией.

по количеству участников:

Этапы подготовки и проведения беседы, которые необходимо соблюдать для успешного применения беседы:

1) постановка цели,

2) выбор объекта исследования,

3) определение предмета разговора,

4) составление программы, в которой указываются ключевые вопросы беседы, место и время ее проведения. Последовательность и формулировка вопросов в ходе проведения беседы могут изменяется.

При подготовке беседы исследователю следует не только хорошо обдумать свою роль, но и учитывать позицию собеседника.

Читать еще:  Разность и сумма арифметической прогрессии. Арифметическая прогрессия

Для обеспечения достоверности, данные, полученные в ходе беседы, рекомендуется проверять путем наблюдения, эксперимента и других методов исследования.

3.3. Опросные методы: характеристика и возможности использования

3.3.1. Общая характеристика

Опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, экспертный опрос) – широко распространённые методы исследования в разных науках, направленные на получение информации о каком-либо явлении, фактах у того лица, кто непосредственно с ним связан, видел их, что-либо знает.

Несмотря на кажущуюся простоту опросных методов, их применение связано с определенными трудностями. Как отмечается в работах Н.В. Кузьминой, их преодоление зависит от искусства исследователя так построить опрос, чтобы устранить или свести к минимуму влияние таких факторов, как возможность респондента (того, кого спрашивают) создавать социально желаемый образ в ходе опроса, степень наблюдательности респондента, представления респондента о смысле опроса и его последствиях и т.д.

Анкетирование предполагает использование анкет (вопросников, содержание и способ ответа на вопросы которого заранее планируются, и преследуют достижение определённой цели). Анкета в отличие от опросника (как разновидности теста) не проходит специальную длительную процедуру проверки, не имеет шкалы значений, и сами вопросы анкеты не являются стандартизированными заданиями.

Известно несколько типов анкет.

Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа – оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.).

Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

Беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов исследования, который широко применяется в различных гуманитарных науках.

Беседа должна состоять из трёх этапов: ознакомительного (например, кто родители, каков круг интересов, какие кружки посещает, с кем дружит, кто является авторитетом, какие идеалы, кем собирается стать и т.д.); кульминационного — основные вопросы, ради которых задумывалась беседа; заключительного — советы, пожелания.

Вопросы беседы составляются только для себя, их ни в коем случае не должен видеть ученик, тем более их нельзя зачитывать. Ответы на вопросы тоже надо запоминать, учитыватьтембр речи,паузы. После беседы самые важные моменты необходимо зафиксировать. Виды бесед кратко охарактеризованы в таблице 3.2.

Общая характеристика видов бесед

Выяснить состояние развития (формирования) определённого психологического или педагогического явления

Компетентность исследователя в вопросе беседы и доверие респондента к исследователю

Как компонент наблюдения

1. Предварительная ориентировка в проблеме.

2. Уточнение и корректировка гипотез.

3. Управление процессом наблюдения

1. Данные беседы сопоставляются с результатами наблюдения и взаимно обогащаются.

2. Особенно анализируются случаи расхождения данных

Как компонент эксперимента

1. Уточнение и корректировка гипотез.

2. Управление психическим состоянием испытуемых.

3. Выяснение позиции испытуемых

Данные беседы сопоставляются с самоотчётами участников эксперимента

Как компонент проективных методов исследования

1. Уточнение результатов проективных методов.

2. Проверка возникающих гипотез

1. Компетентность исследователя.

2. Доверие испытуемых к исследователю

Интервьюирование — промежуточный вариант между беседой и анкетированием. Интервью проводится индивидуально, по заранее подготовленным бланкам с вопросами. Интервьюер задает по тексту вопросы и сам записывает ответы. По ходу интервью, если респонденту что-либо непонятно, то сразу дает пояснения.

Экспертный опрос позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию кратким и эффективным способом – от специалистов в определенной области – экспертов. Существуют методы заочного и очного экспертного опроса.

К методам заочного опроса относят: письменный опрос (сбор мнений), анкетирование (формализованный опрос), метод независимых характеристик и дельфийскую технику. К очным методам относятся интервью, анкетирование, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака».

Метод обобщения независимых характеристик – способ исследования в психологии, основанный на сборе сведений о каком-либо явлении, событии, человеке путем опроса лиц, имеющих сведения об изучаемом явлении (событии, человеке). Применительно к психолого-педагогическому исследованию для педагогов и студентов, будущих учителей, метод независимых характеристик реализуется так: выбираются компетентные люди, которые хорошо знают этого ученика: учителя, ученики, кто-нибудь из администрации, работающий в этом классе. Каждый из них пишет (или даёт устно) характеристику на ученика, а потом составляется общая; в неё включают то, что есть во всех характеристиках, потом то, что встречается в большинстве, затем то, что встречается 1-2 раза. Можно указать проблемные положения, которые встречаются и реже, но только в том случае, если они характеризуют этого ученика с необычной стороны и требуют проверки или уточнения. Анализ и обобщение сведений (характеристик), сообщаемых опрашиваемыми лицами независимо друг от друга, находящимися в разных отношениях к изучаемому явлению (событию, человеку) и имеющими свои точки зрения и суждения, позволяют путем обобщения получаемых сведений составить более объективную характеристику явления (события, человека).

Итак, выбор конкретного опросного метода определяется возможностями исследователя, его замыслом, особенностями респондентов.

Типы вопросов опросных методов

В распоряжении исследователя, использующего любой из опросных методов, имеются три формы вопросов:

открытые, когда респонденту предлагается самому сформулировать ответ. Такая форма вопросов самая сложная для респондента, поскольку требует не только припомнить нечто об объекте опроса, но и сформулировать свою мысль. Например: «Чем увлекается Ваш ребёнок?».

закрытые, когда респондент должен выбрать один или несколько ответов из набора всех возможных вариантов. Такая форма вопросов считается самой простой для респондента, так как даже все возможные варианты ответов уже продуманы за него.

Например: «У Вашего ребёнка есть близкие друзья?»

а) да; б) нет; в) не знаю

полузакрытые, когда респонденту предоставляется возможность сформулировать свой вариант ответа, если среди представленных нет подходящего варианта.

Какие занятия предпочитает выполнять Ваш ребёнок в свободное время?

б) лепить из пластилина;

Закрытые и полузакрытые вопросы делятся на альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают выбор одного варианта ответа, неальтернативные – несколько вариантов.

По способу получения информации различают прямые и косвенные вопросы.

Прямые вопросы выражают просьбу оценить явление, указать своё мнение по данному вопросу, сообщить какой-либо факт. При этом цель такого вида вопросов вполне очевидна для респондента. Несомненно, прямые вопросы удобны для получения информации и широко применяются. Но их использование в ряде случаев может привести к тому, что респондент своими ответами попытается создать о себе социально желаемый образ. Иногда прямые вопросы не позволяют получить никакой ценной информации. Например, если в анкету для родителей включен вопрос «Занимаетесь ли Вы воспитанием своего ребёнка?», то получить достоверную информацию о том, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, а кто – нет, вряд ли удастся. Во-первых, никто не признается в том, что его ребёнок растёт сам по себе, без участия родителей, а во-вторых, у каждого своё представление о том, что значит «заниматься воспитанием ребёнка». Поэтому такой вопрос следует исключить из беседы, анкеты или интервью.

Читать еще:  Игра где нужно разбивать стекла шарами. Взломанная Smash Hit Premium

Косвенные вопросы позволяют уточнить, перепроверить и дополнить информацию, полученную с помощью прямых вопросов, а также получить информацию об отдельных сторонах того явления или события, о котором вряд ли стоить спрашивать через прямой вопрос. Например, для выяснения, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка и что именно они делают, следует сформулировать ряд закрытых, открытых, полузакрытых косвенных вопросов примерно такого содержания: «В свободное время занимаетесь ли Вы совместно с ребёнком каким-то общим делом? Если «да», то каким? Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребёнок в своё свободное время? Есть ли у него друзья? Кто выбирает друзей?». и т.д.

Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы: «Ребятам Вашего класса нравится учиться?». При ответе на такие вопросы отвечающий выражает своё мнение. К косвенным вопросам относят проективные вопросы, в которых идёт речь о ком-то другом или о группе лиц: «Как должен поступить учитель, если услышал бы, что его лучший ученик, гуляя во дворе своего дома, нецензурно выражается?».

Используя опросные методы исследования, следует выполнять следующие требования к вопросам:

— однозначность вопроса (в одном вопросе должна быть одна тема). Например, нельзя формулировать вопрос таким образом: «Считаете ли Вы что новые педагогические технологии можно использовать в начальной школе и используете ли Вы их?»;

вопрос должен исключать желаемый ответ, как в примере с прямым вопросом о том, кто из родителей занимается воспитанием своего ребёнка;

— в закрытые вопросы включать варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как», чтобы дать возможность респонденту уклониться от ответа и не давать нечестный ответ;

— исключить возможные непонятные респонденту термины;

— при формулировке оценочных вопросов учитывать возможность как положительных, так и отрицательных ответов. Например:

«…5. Читаете ли Вы специальную литературу по проблемам воспитания и обучения детей?»

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить

Если не читаете, отвечайте далее на 7-й вопрос.

6. Если Вы читаете литературу по проблемам воспитания детей, укажите, что именно Вы предпочитаете:

а) классические труды отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и т.д.);

б) популярную современную литературу по проблемам воспитания;

Таким образом, учитывая изложенные рекомендации, тщательно подбирая тип вопроса и формулируя его и грамотно выбирая респондентов, исследователь может получить практически любую объективную информацию.

Рекомендации по составлению анкет

Анкетирование является распространённой разновидностью опросных методов, поскольку позволяет опрашивать сразу большое количество респондентов и результаты анкетирования сравнительно легко поддаются обработке.

На первом этапе подготовки анкеты следует вычленить подтемы, которые составляют предмет опроса и связаны с целью анкетирования. Например, выясняя отношение учеников к определённому уроку, следует иметь в виду, что отношение к чему-либо включает 4 аспекта: поведенческий, мотивационный, эмоциональный и познавательный. Поэтому вся анкета будет состоять из нескольких вопросов, относящихся к каждому из указанных компонентов отношения (для контроля информации, уточнения и дополнения).

Далее анкета предлагается нескольким респондентам, проверяется доступность, информативность её вопросов, качество формулировок. После такого пробного анкетирования в содержание анкеты вносятся изменения, дополнения. Анкета готова к использованию.

Планируя использовать анкеты в своей работе, исследователь должен определить, является ли анкетирование наиболее удобным способом получения информации именно у данных респондентов. Так, не рекомендуется проводить анкетирование раньше 3-го класса.

Анкета должна отвечать требованиям репрезентативности (выводы по классу, школе, региону): по классу должно быть опрошено – не менее 80%, по школе – 25-30%, по району – 15-20%, по городу – 7-10%, по области – 3-5%, по региону – 1-2%, по стране – 0,1%. Анкетирование должно проводиться не чаще чем 2 раза в год в одном и том же коллективе, так как иначе пропадает интерес и теряется доверие у опрашиваемых к проводимым исследованиям.

В формулировках вопросов должно быть как можно меньше эмоционально значимых слов, следует избегать возможности оценочных ответов (таких, как «хорошо – плохо», «сильно – слабо» и т.п.). Анкета должна обладать достаточной разрешающей способностью, т.е. возможностью выявлять как можно более тонкие различия между людьми по степени выраженности тех или иных личностных свойств. Анкета должна быть доступна, т.е. опрашиваемый должен понять вопрос, суметь вспомнить о каких-то событиях прошлого и выбрать адекватный для него ответ.

Анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не превышает 5-6, а расчетное время заполнения анкеты – 30 минут (для взрослых). Для младших школьников рекомендуется давать анкеты с 3-4-го классов и включать в них не более 4-х вопросов.

Итак, составление анкеты, несмотря на кажущуюся лёгкость, требует длительной подготовки исследователя.

Опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ получили распространение вследствие оперативности, практичности, надежности, эффективности, возможности широкого охвата большого количества объектов исследования, получения большого эмпирического материала. К вопросам предъявляются требования: вопросы формулируются заранее; имеют четкую формулировку, являются понятными, тактичными, предполагают однозначность ответов, доверительность.

Вопросы бывают: 1) открытые и закрытые; 2) прямые и косвенные. Открытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее не предусмотрен исследователем. Например, почему ты выбрал педагогическую специальность? Закрытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее предусмотрен. Например, какие учебные занятия тебе больше нравятся: по педагогике, иностранному языку, философии, психологии, методике, лингвистике? Закрытые вопросы легче поддаются математической обработке.

Прямые вопросы еще называют вопросами в лоб. Например, собираешься ли ты работать в школе? Нецелесообразно спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям? Следуешь ли ты их советам? Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом». Таким образом, выясняется, попадают ли родители в эту категорию родители.

БЕСЕДА – динамический, гибкий метод изучения педагогических явлений и процессов. Ее данные во многом объективны. Беседы могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. Беседа предполагает предварительную серьезную подготовку исследователя. Для успешного применения беседы определяют ее цель, программу, объект, предмет, вопросы, место и время проведения. Ее успех зависит от заинтересованности исследователя в предмете разговора, умения вызвать собеседника на открытость. Она требует раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Во время беседы необходимо поддерживать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической отчужденности и барьеров общения. Беседа предполагает непосредственный контакт с испытуемым. В зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых суждений необходимо быстро реагировать и вносить изменения в ход беседы. Целесообразно начинать беседу с тем, интересных для собеседника, а затем переходить к темам, представляющим исследовательский интерес.

Читать еще:  Снять зачарование артефактов. Зачарование предметов в скайрим

АНКЕТИРОВАНИЕ – это письменный метод массового сбора фактического материала. Она позволяет выявить типичные сильные или слабые стороны в решении различных педагогических задач, причины педагогических явлений. Анкеты не должны содержать слишком много вопросов, т. к. это приводит к поверхностным ответам. Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны. Многие анкеты могут быть анонимными.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – разновидность беседы. Отличается от беседы, которая носит характер взаимного обмена информацией тем, что в интервью спрашивает один, воздерживаясь от собственных высказываний, чтобы не влиять на мнение собеседника. Интервью бывают групповыми и индивидуальными. Как беседа, так и интервью могут быть нестандартизированными, полустандартизированными и стандартизированными. Их особенности раскрыты в таблице 1.

Таблица 1.

«ТЕСТИРОВАНИЕ – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий». Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т. д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. Но важно видеть, что они могут выявить, чтобы не подменять предмет исследования.

В. И. Загвязинский и Р. Атаханов рекомендуют при подготовке тестовых заданий соблюдать следующие условия:

1) определить и ориентироваться на некоторую норму. Это помогает объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Например, тесты на выявление уровня знаний, умений и навыков по предмету составляются на основе представлений о критериях оценки и норм отметок;

2) испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания

Норма каждого теста определяется путем нахождения среднего показателя. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Они включают:

1) информирование испытуемых о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята верно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий; сохранение нейтрального отношения к испытуемым, отсутствие подсказки и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов;

5) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему информации с учетом принципа «Не навреди»;

7) накопление сведений, полученных другими методами, их соотнесение друг с другом и определение согласованности

В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют несколько типов тестов, отмечая, что каждому из них соответствуют определенные процедуры тестирования: тесты способностей (интеллектуальные тесты), тесты достижений (экзаменационные испытания, ЕГЭ); личностные тесты (опросники мотивации деятельности, определения черт характера личности и отношений).

К личностным тестам относятся т. н. проективные тесты, построенные на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям свои влечения и потребности, которые подавлены в обычном состоянии. Существуют также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений к реальности путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей на основе анализа продуктов его деятельности. В широком смысле это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях и ценностях человека. В узком смысле это изучение материализованных результатов деятельности воспитанников: сочинений, контрольных и поверочных работ, рисунков, поделок, моделей и т. п. Полученные представления о творческих возможностях испытуемого дают основания для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

ОЦЕНИВАНИЕ (другие названия – метод компетентных судей, рейтинг) – это метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют друг друга и позволяют объективно охарактеризовать изученное. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) необходимо тщательно подобрать экспертов, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке результатов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Важным является выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями, за что выставляется тот или иной балл. Совпадающие или близкие мнения экспертов позволяют считать их оценки объективными. Оценивание используется для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности организационных форм и методов социального посредничества и партнерства и т. д.

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ может проявляться и как метод ОБОБЩЕНИЯ независимых характеристик, которое включает письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта и сопоставление полученных оценок, прогнозов, рекомендаций. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадение или дополнение дает возможность выявить скрытые качества или проявляющиеся только в определенных условиях. Это помогает найти индивидуальный подход к развитию личности ребенка. Например, если у равнодушного или недисциплинированного в школе и семье ученика обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность в спорте, возможно при соответствующих условиях эти качества могут развиваться по отношению к учебе.

Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Сущность его заключается в коллективном анализе причин неудач, общем поиске мер, необходимых для улучшения результатов. Консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика и других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа данных по изучаемому объекту и выработки согласованных действий всех участников образовательного процесса.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Ситуации также помогают диагностировать жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умения сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются стандартные и нестандартные (творческие) ситуации. Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).

Источники:

http://studfile.net/preview/4540462/

http://studfile.net/preview/3994031/page:12/

http://studopedia.ru/20_70459_oprosnie-metodi-beseda-intervyuirovanie-anketirovanie-testirovanie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: