Диони́сий Пергийский (Памфилийский). Священномученик дионисий ареопагит

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. “Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается”, – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 – 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином.

В Деян. 17, 34 вместе с Дионисием Ареопагитом упоминается Дамарь, которую некоторые считают женой Дионисия.

В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

Труды

Очень важен вопрос о сочинениях, приписываемых Дионисию Ареопагиту. Первое указание на сочинения его встречается в VI в. На диспуте монофизитов-севериан с православными, устроенном импер. Юстинианом в 533 г., монофизиты, ратуя против Халкидонского собора, ссылались, между прочим, на сочинения Дионисия Ареопагита и на возражение православных, что таких сочинений не знали ни св. Афанасий Великий, ни св. Кирилл Александрийский, боровшийся против Нестория, отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского. Позже на сочинения Дионисия ссылались и монофизит Север Антиохийский, и православный антиохийский патриарх Ефрем, а Иоанн Скифопольский писал к ним толкования. С этих пор писания Дионисия приобрели в греческой церкви высокое уважение. Преп. Максим Исповедник комментировал их, Пахимер (XIII в.) составил перифраз их.

Мнение о том, что св. Дионисий Ареопагит и св. Дионисий Парижский – разные лица, восходящее, вероятно, к высказываниям Пьера Абеляра, впоследствии встречается у Лоренцо Валлы и Эразма Роттердамского. В то же самое время были выставлены возражения против древности сочинений, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту. С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, и католические историки не находят возможным сочинения, известные под именем Дионисия Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских.

По мнению научных критиков, приписываемые Дионисию Ареопагиту сочинения: “О небесной иерархии — περί της ούρανίας ίεραρχίας”; “О церковной иерархии — περί της εκκλησιαστικης ίεραρχίας”; “Об именах Божиих — περί θείων όνοματων”; “О таинственном богословии — περί μυστικης θεολογίας “10 писем к разным лицам” — могли быть написаны в конце IV или в начале V века христианским платоником. Это не бросает, впрочем, тени на само содержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин, служат ручательством, что в них содержится истинное и здравое церковное учение.

Молитвословия

Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Читать еще:  Сообщение о знаке препинания запятая. Знак пунктуации

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Небе́сная врата́ проше́д ду́хом я́ко учени́к/ до тре́тияго Небесе́ дости́гшаго апо́стола, Диони́сие,/ неизрече́нных обогати́лся еси́ вся́ким ра́зумом/ и озари́л еси́ во тьме неве́дения седя́щия./ Те́мже зове́м:// ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Мученик Диони ́ сий Пергийский (Памфилийский)

День памяти

Житие

Му­че­ни­ки Фе­о­дор, мать его Филип­пия, Ди­о­скор, Со­крат и Ди­о­ни­сий

Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­дор, мать его Филип­пия, Ди­о­скор, Со­крат и Ди­о­ни­сий по­стра­да­ли в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ан­то­ни­на Пия (138–161) в Пер­гии Пам­фи­лий­ской. Ко­гда для во­ен­ной служ­бы на­би­ра­ли кра­си­вых и здо­ро­вых юно­шей, то вме­сте с дру­ги­ми к во­е­на­чаль­ни­ку Фе­о­до­ту был при­ве­ден и юно­ша Фе­о­дор.

Во­е­на­чаль­ник стал при­нуж­дать юно­шу при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ник не под­чи­нил­ся ни уго­во­рам, ни угро­зам, и во­е­на­чаль­ник при­ка­зал по­ло­жить его на рас­ка­лен­ную ско­во­ро­ду и по­ли­вать рас­плав­лен­ной смо­лой. Тот­час со­вер­ши­лось чу­до: на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, из тре­щи­ны в зем­ле хлы­нул по­ток во­ды и по­га­сил огонь.

Остав­ший­ся невре­ди­мым му­че­ник Фе­о­дор воз­дал хва­лу Бо­гу и пред­ло­жил во­е­на­чаль­ни­ку по­пы­тать­ся с по­мо­щью идо­лов по­вто­рить та­кое чу­до.

Во­е­на­чаль­ник пред­ло­жил язы­че­ско­му жре­цу Ди­о­ско­ру лечь на рас­ка­лен­ную ско­во­ро­ду, при­звав на по­мощь Зев­са. Но свя­той Ди­о­скор от­ве­тил, что он уве­ро­вал во Хри­ста и го­тов бро­сить идо­ла Зев­са в огонь. То­гда во­е­на­чаль­ник при­ка­зал ему взой­ти на ско­во­ро­ду. Му­че­ник Ди­о­скор при­пал к но­гам свя­то­го Фе­о­до­ра и про­сил по­мо­лить­ся о нем. За­тем он взо­шел на ско­во­ро­ду, гром­ко взы­вая ко Гос­по­ду: “Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, что Ты со­при­чис­лил ме­ня к чис­лу ра­бов Тво­их. При­и­ми с ми­ром мою ду­шу”, – и скон­чал­ся, из­ба­вив­шись от тя­же­лых мук.

Свя­то­го Фе­о­до­ра про­дол­жа­ли му­чить. Его при­вя­за­ли к ди­ким ло­ша­дям, ко­то­рых ста­ли гнать. Но у го­род­ской сте­ны ло­ша­ди упа­ли и раз­би­лись, а му­че­ник Фе­о­дор остал­ся невре­ди­мым. Два во­и­на, Со­крат и Ди­о­ни­сий, уви­де­ли, как к свя­то­му Фе­о­до­ру со­шла с небес ог­нен­ная ко­лес­ни­ца, на ко­то­рую был под­нят вла­чи­мый му­че­ник. Во­и­ны с изум­ле­ни­ем вос­клик­ну­ли “Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!” За это их тут же схва­ти­ли и на дру­гой день вме­сте с му­че­ни­ком Фе­о­до­ром бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь. Но небес­ная ро­са охла­ди­ла печь, и свя­тые оста­лись жи­вы. На­ут­ро во­е­на­чаль­ник при­ка­зал во­и­нам пой­ти по­смот­реть ко­сти сго­рев­ших му­че­ни­ков. Во­и­ны вер­ну­лись и с удив­ле­ни­ем рас­ска­за­ли, что три юно­ши невре­ди­мы, а к му­че­ни­ку Фе­о­до­ру при­шла его мать, Филип­пия, ко­то­рая те­перь укреп­ля­ет му­че­ни­ков в их по­дви­ге.

Во­е­на­чаль­ник пред­ло­жил свя­той Филип­пии спа­сти сы­на, уго­во­рив его при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но свя­тая Филип­пия от­ве­ти­ла, что еще до рож­де­ния сы­на ей бы­ло от­кры­то, что ее сын бу­дет рас­пят за Хри­ста. Услы­шав это, во­е­на­чаль­ник при­ка­зал рас­пять свя­то­го Фе­о­до­ра на кре­сте, а осталь­ным му­че­ни­кам от­сечь го­ло­вы. В те­че­ние 3-х дней свя­той му­че­ник Фе­о­дор ви­сел на кре­сте, воз­но­ся мо­лит­вы Бо­гу до сво­е­го пре­став­ле­ния.

Православная Жизнь

Main menu

16 октября – память свя­щен­но­му­че­ни­ка Дионисия Ареопагита, епископа Афинского

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Ру­стик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Лю­те­ции (древ­нее на­зва­ние Па­ри­жа) в 96 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 110 го­ду), во вре­мя го­не­ния при им­пе­ра­то­ре До­ми­ци­ане (81–96). Свя­той Ди­о­ни­сий жил в го­ро­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и по­лу­чил клас­си­че­ское эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. За­тем от­пра­вил­ся в Еги­пет, где в го­ро­де Илио­по­ле изу­чал аст­ро­но­мию. Вме­сте с дру­гом Апол­ло­фо­ном он был сви­де­те­лем сол­неч­но­го за­тме­ния в мо­мент рас­пя­тия на Кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. «Это или Бог, Со­зда­тель все­го ми­ра, страж­дет, или этот мир ви­ди­мый кон­ча­ет­ся», – ска­зал то­гда Ди­о­ни­сий. В Афи­нах, ку­да он воз­вра­тил­ся из Егип­та, его из­бра­ли чле­ном аре­о­па­га (вер­хов­но­го афин­ско­го су­да).

Читать еще:  Нахождение времени при равномерном движении. Как найти среднюю скорость

Свя­щен­но­му­че­ни­к Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский

Ко­гда свя­той апо­стол Па­вел про­по­ве­до­вал в афин­ском аре­о­па­ге (Деян.17,16-34), Ди­о­ни­сий при­нял это спа­си­тель­ное бла­го­ве­стие и стал хри­сти­а­ни­ном. В те­че­ние трех лет Ди­о­ни­сий был спо­движ­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия. Впо­след­ствии апо­стол Па­вел по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Афин. В 57 го­ду свя­той Ди­о­ни­сий при­сут­ство­вал при по­гре­бе­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Еще при жиз­ни Ма­те­ри Бо­жи­ей Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим из Афин, чтобы уви­деть Бо­го­ма­терь, пи­сал сво­е­му учи­те­лю апо­сто­лу Пав­лу: «Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что, кро­ме Са­мо­го Бо­га, нет ни­че­го во все­лен­ной, в та­кой ме­ре ис­пол­нен­но­го Бо­же­ствен­ной си­лы и бла­го­да­ти. Ни­кто из лю­дей не мо­жет по­стиг­нуть сво­им умом то, что я ви­дел. Ис­по­ве­дую пред Бо­гом: ко­гда я Иоан­ном, си­я­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред ли­цо Пре­свя­той Де­вы, я пе­ре­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною за­бли­ста­ло ка­кое-то Бо­же­ствен­ное си­я­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был по­лон та­ко­го вос­тор­га, что ни те­ло мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пе­ре­не­сти этих зна­ме­ний и на­чат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы. От Ее бла­го­да­ти из­не­мог­ло мое серд­це, из­не­мог мой дух. Ес­ли бы у ме­ня не бы­ли в па­мя­ти твои на­став­ле­ния, я бы счел Ее ис­тин­ным Бо­гом. Нель­зя се­бе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, ко­то­рое я то­гда ощу­тил».

По­сле кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла, же­лая про­дол­жить его де­ло, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью в за­пад­ные стра­ны, со­про­вож­да­е­мый пре­сви­те­ром Ру­сти­ком и диа­ко­ном Елев­фе­ри­ем. Мно­гих он об­ра­тил ко Хри­сту в Ри­ме, а за­тем в Гер­ма­нии, Ис­па­нии. В Гал­лии, во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан язы­че­ски­ми вла­стя­ми, все три ис­по­вед­ни­ка бы­ли схва­че­ны и вверг­ну­ты в тем­ни­цу. Но­чью свя­той Ди­о­ни­сий со­вер­шил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в со­слу­же­нии Ан­ге­лов Бо­жи­их. На­ут­ро му­че­ни­ки бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­той Ди­о­ни­сий взял свою гла­ву, про­ше­ство­вал с ней до хра­ма и толь­ко там пал мерт­вый. Бла­го­че­сти­вая жен­щи­на Ка­тул­ла по­греб­ла остан­ки му­че­ни­ка.

Боль­шое зна­че­ние для Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ют тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. До на­ше­го вре­ме­ни из них со­хра­ни­лись че­ты­ре кни­ги: «О небес­ной иерар­хии», «О цер­ков­ной иерар­хии», «О Име­нах Бо­жи­их», «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии», а так­же де­сять по­сла­ний к раз­ным ли­цам.

Кни­га «О небес­ной иерар­хии» на­пи­са­на, ве­ро­ят­но, в од­ной из стран За­пад­ной Ев­ро­пы, где про­по­ве­до­вал свя­той Ди­о­ни­сий. В ней из­ла­га­ет­ся хри­сти­ан­ское уче­ние о ми­ре Ан­гель­ском. Ан­гель­ская (или Небес­ная) иерар­хия со­сто­ит из де­вя­ти Ан­гель­ских чи­нов: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы, Пре­сто­лы, Гос­под­ства, Си­лы, Вла­сти, На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы, Ан­ге­лы (Со­бор Небес­ных Сил бес­плот­ных – 8 но­яб­ря.)

Читать еще:  Приснилась старуха - толкование сна по сонникам. Старуха толкование сонника

Цель Бо­го­учре­жден­ной Ан­гель­ской иерар­хии – вос­хож­де­ние к Бо­го­по­до­бию чрез очи­ще­ние, про­све­ще­ние и со­вер­шен­ство­ва­ние. Выс­шие ли­ки ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми и ис­точ­ни­ка­ми Бо­же­ствен­но­го Све­та и Бо­же­ствен­ной жиз­ни для ли­ков под­чи­нен­ных. Не толь­ко ум­ные, бес­плот­ные си­лы вклю­че­ны в све­то­нос­ные ду­хов­ные иерар­хии, но и род че­ло­ве­че­ский, вос­со­зда­ва­е­мый и освя­ща­е­мый в Церк­ви Хри­сто­вой.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О цер­ков­ной иерар­хии» яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем его кни­ги «О Небес­ной иерар­хии». Цер­ковь Хри­сто­ва в ее все­мир­ном слу­же­нии зи­ждет­ся, как и Ан­гель­ские ли­ки, на Бо­го­учре­жден­ном свя­щен­но­на­ча­лии.

В мир зем­ной, к ча­дам цер­ков­ным, Бо­же­ствен­ная бла­го­дать нис­хо­дит при­кро­вен­но – в свя­тых цер­ков­ных Та­ин­ствах, ду­хов­ных по су­ще­ству, но чув­ствен­ных по об­ра­зу. Лишь немно­гие свя­тые по­движ­ни­ки про­зре­ва­ли зем­ны­ми оча­ми ог­не­об­раз­ную при­ро­ду Свя­тых Тайн Бо­жи­их. Но вне цер­ков­ных Та­инств, вне Кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии, нет для че­ло­ве­ка све­то­нос­ной спа­са­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, нет Бо­го­по­зна­ния, нет обо­же­ния.

Кни­га «О име­нах Бо­жи­их» из­ла­га­ет пу­ти Бо­го­по­зна­ния чрез Ле­стви­цу Бо­же­ствен­ных имен.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии» так­же из­ла­га­ет уче­ние о Бо­го­по­зна­нии. Бо­го­сло­вие Пра­во­слав­ной Церк­ви все ос­но­ва­но на опыт­ном Бо­го­по­зна­нии. Чтобы по­знать Бо­га – нуж­но к Нему при­бли­зить­ся, до­стичь со­сто­я­ния Бо­го­об­ще­ния и обо­же­ния. Это бо­лее все­го до­сти­га­ет­ся мо­лит­вой. Не по­то­му, что мо­лит­вой мы при­бли­жа­ем к се­бе Непо­сти­жи­мо­го Бо­га, но по­то­му, что чи­стая сер­деч­ная мо­лит­ва нас при­бли­жа­ет к Бо­гу.

Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (их на­зы­ва­ют «Аре­о­паги­ти­ки») име­ют ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние в Бо­го­сло­вии Пра­во­слав­ной Церк­ви. На про­тя­же­нии по­чти че­ты­рех ве­ков, до на­ча­ла VI сто­ле­тия, тво­ре­ния свя­то­го от­ца со­хра­ня­лись лишь в тай­ном пре­да­нии, пре­иму­ще­ствен­но бо­го­сло­ва­ми Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Они бы­ли из­вест­ны Кли­мен­ту Алек­сан­дрий­ско­му, Ори­ге­ну, Ди­о­ни­сию Ве­ли­ко­му, пре­ем­ствен­но воз­глав­ляв­шим огла­си­тель­ное учи­ли­ще в Алек­сан­дрии, и свя­то­му Гри­го­рию Бо­го­сло­ву. Свя­той Ди­о­ни­сий Алек­сан­дрий­ский пи­сал свя­ти­те­лю Гри­го­рию Бо­го­сло­ву тол­ко­ва­ния на «Аре­о­паги­ти­ки». Об­ще­цер­ков­ное при­зна­ние тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та по­лу­чи­ли в VI–VII вв. Осо­бую из­вест­ность име­ют ком­мен­та­рии к ним, на­пи­сан­ные пре­по­доб­ным Мак­си­мом Ис­по­вед­ни­ком († 662).

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уче­ние свя­то­го Ди­о­ни­сия о ду­хов­ных свя­щен­но­на­ча­ли­ях и обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды бы­ло из­вест­но сна­ча­ла по «Бо­го­сло­вию» пре­по­доб­но­го Иоан­на Да­мас­ки­на. Пер­вый сла­вян­ский пе­ре­вод са­мих «Аре­о­паги­тик» был сде­лан на Афоне ок. 1371 го­да мо­на­хом Ис­а­и­ей. Спис­ки его бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Руси. Мно­гие из них до­ныне сбе­ре­га­ют­ся в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах – в том чис­ле пер­га­мент­ная ру­ко­пись «Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та», при­над­ле­жав­шая свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ру­си († 1406) и пи­сан­ная его ру­кой.

Молитвы

Тропарь священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 4

Бла́гости научи́вся, и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная,/ и ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 8

Небе́сная врата́ проше́д ду́хом, я́ко учени́к/ до тре́тияго небесе́ дости́гшаго апо́стола, Диони́сие,/ неизрече́нных обогати́лся еси́ вся́ким ра́зумом,/ и озари́л еси́ во тьме́ неве́дения седя́щия./ Те́мже зове́м:// ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/4701.html

http://azbyka.ru/days/sv-dionisij-pergijskij-pamfilijskij

http://pravlife.org/ru/content/16-oktyabrya-pamyat-svyashchennomuchenika-dionisiya-areopagita-episkopa-afinskogo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: