Чукчи – интересные факты, обычаи, праздники.
Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи
Еще в древности русские, якуты и эвены прозвали оленеводов чукчами. Само название говорит само за себя «чаучу» – богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. А собаководы именуются как анкальыны.
Данная народность сформировалась в результате смешения азиатского и американского типа. Это подтверждает даже то, что чукчи-собаководы и чукчи-оленеводы по-разному относятся к быту и культуре, об этом говорят различные предания и мифы.
До сих пор не определена точно лингвистическая принадлежность чукотского языка, есть гипотезы, что он уходит корнями в язык коряков и ительменов, и древним Азиатским языкам.
Культура и быт народа чукчей
Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Постоянная необходимость переселения не мешает воздвигать им достаточно большие жилища. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Для того, чтобы это сооружения выдержало сильные порывы ветра, люди подпирают весь шалаш камнями. У задней стенки этого шатра устанавливается маленькое сооружение, в котором люди принимают пищу, отдыхают и спят. Для того чтобы, не запариться в своей комнате, они раздеваются перед сном практически догола.
Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.
Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде. В сыром виде можно употреблять мозги, почки, печень, глаза и сухожилья. Довольно часто можно встретит семьи, где с удовольствием едят корешки, стебли и листья. Стоит отметить особою любовь чукотского народа к алкоголю и табаку.
15 фактов о чукчах, которые кажутся абсурдными, но являются правдой
Что делать, если друг начнет тонуть в море? Спасать его самостоятельно, звать на помощь, бросить ему доску или плавательный круг либо надеяться, что он сам выплывет? Чукчи точно знали: ничего делать не нужно. В море, по их поверьям, обитают духи, которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам.
Это лишь один из примеров того, как мышление чукчей отличается от нашего. AdMe.ru решил рассказать, чем еще поразительны их обычаи и поведение и что происходит в их жизни сейчас.
Предки чукчей заселили территорию Чукотки (Российская Федерация) на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. Сейчас численность этого народа немногим более 16 тыс. человек. Некоторые покинули прибрежные регионы Северного Ледовитого океана и расселились на территории России, Северной Америки и европейских стран.
Само слово «чукча» переводится как «богатый оленями», что не совсем отражает действительность: среди представителей этого народа было много и тех, кто занимался разведением этих животных, и тех, кто охотился на крупных млекопитающих. И те и другие называли себя «луораветлан», что означает «истинные люди».
Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны.
1. Могли поменять пол по велению духов
По поверьям чукчей, духи обитают во всех предметах и явлениях. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот.
«Превращенный» мужчина начинал носить женскую одежду и украшения. Менялось и поведение такого чукчи. Исследователь В.Г. Богораз отмечал, что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением.
К началу XX века этот обычай полностью изжил себя.
2. Жили в ярангах, которые переносили с места на место
Чукчи селились в ярангах — невысоких палатках из кожи с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром.
Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни.
3. Могли назвать ребенка неприличным словом, но не знали мата
Юрий Рытхэу в книге «Дорожный лексикон» отмечает, что детям давали имена, которые обозначали что угодно: явления природы, вещи, названия зверей, а также отражали надежды, которые возлагали на новорожденного, или обстоятельства его появления на свет. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу.
Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган. Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай. Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней.
Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит.
Что касается ругательств, то их (в нашем понимании) чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож!» («Чекальван вальэгыт!»).
4. Женщины чукчей были весьма свободолюбивы
Развод всегда был делом простым, и примерно треть женщин чукчей разрывала семейные узы хотя бы раз в жизни. И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он (или она) уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей (от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом), и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье.
До начала XX века существовала традиция группового брака (в котором инициатива все-таки принадлежала женщине), но потом постепенно исчезла.
5. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи
Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного.
Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный».
6. Одними из первых придумали детские подгузники
Для защиты от холода матери так закутывали детей, что малыши были похожи на шары. А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности.
Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе.
7. Строго соблюдали семейную иерархию
Глава семьи обладал неограниченной властью и распоряжался жизнью любого из своих родственников. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2–3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками.
В. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай.
8. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя
Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо (копальхен) и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя.
Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.
Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия. Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей.
9. Проявляли нечеловеческую выносливость и нечувствительность к холоду и голоду
Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия. А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться.
Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2–3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи.
Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой. Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу.
10. Пот чукчей не имел запаха
Этнограф В. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха.
Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок.
Народ чукчи – интересные факты
Чукчи. В представлении большинства из нас, знающих о них лишь из анекдотов, – это не особо умные люди, живущие где-то на Севере. Но что на самом деле это за народ?
Чукчи
Как и где они живут? Каков их быт? Что они едят? Чем занимаются? Каковы их традиции и праздники? Узнаем об этом подробнее, что, возможно, поможет изменить наше отношение к этому немногочисленному народу.
Слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» – то есть «богатый оленями».
Есть кочевые чукчи, живущие в глубине Чукотки и всюду следующие за своими оленями. Придя на место, где много корма для животных, они устанавливают жилища, а когда оленья «еда» заканчивается, чукчи переселяются на другое пастбище.
Но есть и другие чукчи – они оседло живут на побережье и занимаются рыболовством и охотой на морских животных.
На сегодняшний день чукчи насчитывают чуть более 15 тысяч человек, большинство из которых живет на Чукотке (Россия). Первые чукчи появились здесь в третьем тысячелетии до нашей эры.
Согласно мифологии, чукчи – избранная богами раса, а остальные северные народности (эвенки, коряки и другие) нужны лишь для помощи чукчам.
Создателем мира чукчи считают ворона по имени Куркыль. Именно он, по их мнению, создал все на Земле и научил всему людей. А к сотворению всего, что есть в Космосе, «приложили руку» северные животные.
Яранга
Дом чукчи – это яранга. Она представляет собой большой покрытый оленьими шкурами шатер, снаружи укрепленный тяжелыми камнями. Посредине яранги устанавливается огнище для обогрева, а вокруг него – сани с хозяйственным скарбом. В задней части яранги меховыми шкурами отделяется небольшая «комнатка», в которой чукчи спят и едят.
Одежда чукчи
Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков – молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой – мехом к телу, внешний – мехом наружу.
Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.
Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.
Летняя одежда чукчей
Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.
Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин. На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки». Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки – это мох с оленьей шерстью. Это, скорее, памперс по-чукотски.
Национальная женская прическа – косы, украшенные пуговицами и бусами.
Что едят чукчи
Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.
Есть у чукчей национальное блюдо, которое вряд ли кто захочет попробовать – это моняло. Оленя, которого собираются заколоть, кормят мхом и выжидают определенное время, чтобы он начал перевариваться в желудке. Затем животное убивают и достают содержимое желудка – это и есть моняло. Из него готовят первые блюда (горячий суп с кровью, жиром и кусочками мяса), едят в свежем виде и делают консервы. Как говорится, приятного аппетита!
Пьют они, как правило, отвары из трав.
Чукчи любят выпить, но им категорически нельзя употреблять алкоголь, так как в их организмах не перерабатывается этиловый спирт. Но, как водится, к предостережениям прислушиваются немногие, в итоге – высокая смертность. Согласно статистике, из-за пьянства численность малых народов Севера значительно сократилась, а некоторые исчезли вовсе.
Свадебные традиции
В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого – уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.
Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому – это было настоящим подарком!
Семья чукчей
У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.
Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.
Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Эта традиция появилась вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.
Беременность и роды
Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов – его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».
Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества – он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.
Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.
Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь – это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.
Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги и наряжали в меховой комбинезончик.
Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.
Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.
Вдова чукчи
Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой.
Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется – «левират».
Левират – это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.
И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.
Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.
Воспитание мальчиков
С шестилетнего возраста чукчи начинали воспитывать в мальчике воина. Они приучали его к спартанской обстановке, что звучит странно, учитывая условия жизни чукчи. Они и так живут, на мой взгляд, по-спартански. Ребенок должен был научиться быстро просыпаться и мгновенно реагировать на посторонние звуки. Его учили быстро бегать, тренировать остроту зрения, стрелять из лука. Не случайно, во Второй мировой войне чукчи зарекомендовали себя как великолепные снайперы.
Чукча-снайпер
Сейчас мальчики любят играть в чукотский «футбол» с мячом из шерсти оленя, также у них популярна борьба в экстремальных условиях – на скользкой шкуре моржа или на льду.
Чукчи и смерть
Чукчи всегда верили, что у каждого из них есть как минимум пять жизней, поэтому не боятся смерти. Каждый после смерти стремился попасть в Мир предков, для чего нужно было либо умереть от руки врага в бою, либо от руки друга. Поэтому если чукча просил своего ближнего убить его, просьба выполнялась с легкостью. Почему не сделать другу приятное одолжение?
Это так называемая «добровольная смерть». К ней прибегали, как правило, старые люди, не имеющие возможности ухаживать за собой и не желающие быть обузой для близких, и неизлечимо больные люди.
Чукчи – хорошие воины. За каждый успех в бою на тыльную сторону правой ладони они наносили метку-тату. Чем больше меток, тем опытнее воин.
Женщины-чукчи всегда имели при себе холодное оружие, чтобы в случае нападения врага сначала убить свою семью, а потом себя.
Праздники у чукчей
Праздник скат байдары
Это праздник прибрежных чукчей.
Байдара – большая лодка, вмещающая три десятка человек. Остов ее делают из дерева и ребер кита; потом его обтягивают шкурами тюленей или моржей.
Для чукчей байдара – вещь незаменимая. Нет байдары – мало еды в семье. Поэтому в каждой семье к этой лодке относились с почетом, по крайней мере раньше. Возможно, сейчас чукчи, прикоснувшись к цивилизации, не столь трепетно к ней относятся.
Итак, перед началом охотничьего сезона на морских животных мужчины готовят охотничье снаряжение, а женщины варят специальное блюдо из оленьего жира.
После этого шаманы проводят ритуал камлания.
Затем байдару несут на берег, где хозяева «кормят» приготовленным женщинами блюдом морских духов. На следующий день обряд повторяется, после чего можно начинать охотиться.
Праздник кита
Его проводят чукчи, живущие на побережье, основной промысел которых – охота на морских животных. Цель его – попросить прощения у Повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей и тюленей. Проходит он в конце лета. Накануне охотники убивают кита и доставляют его к берегу, где их прибытия ждут все жители поселения. Животное вытаскивают на берег, охотники срезают с него полоски кожи, которые раздают мальчикам – будущим охотникам. Затем с кита срезается все мясо, а скелет вновь опускается в море. Считается, что это позволит киту воскреснуть.
Праздник оленя
Его празднуют «сухопутные» чукчи, разводящие оленей.
У праздника есть и другое название – «праздник сброшенных оленьих рогов». Проводится он в мае, когда на свет появляются оленята. Самки, родив теленка, сбрасывают рога, а люди их собирают. На большую поляну сгоняются олени. В центре ее женщины трением разжигают огонь. Вокруг этого костра раскладываются рога, молодежь начинает бить в бубен и танцевать. Также проводятся различные состязания.
Во время праздника убивают несколько оленей – они будут пищей для стариков, женщин и детей, которые останутся в поселении, когда мужчины уйдут пасти оленей на дальние пастбища.
Народный промысел
У чукчей наиболее развиты искусство резьбы по кости и скульптура, причем этим могут заниматься лишь мужчины. Основные темы: пейзажи, охота, животные.
Женщины-чукчи занимаются шитьем и вышивкой.
«Транспорт» чукчи
Традиционный «транспорт», популярный у чукчи, – байдары, собачьи упряжки, сани с оленями.
Гигиена чукчи
Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.
Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».
В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.
Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему? По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» – вопрошают чукчи.
Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен».
Источники:
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%A7%D1%83%D0%BA%D1%87%D0%B8.html
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/15-faktov-o-chukchah-kotorye-kazhutsya-absurdnymi-no-yavlyayutsya-pravdoj-2184165/
http://morefactov.ru/fact/chukchi-interesnye-fakty-obychai-prazdniki