Урок по русскому языку «Чередование звуков. Беглые гласные» (5 класс)
Содержание
- 1 Урок по русскому языку «Чередование звуков. Беглые гласные» (5 класс)
- 1.1 Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные» методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
- 1.2 Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
- 1.3 Скачать:
- 1.4 Предварительный просмотр:
- 1.5 Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
- 1.6 Предпросмотр страницы №1
- 1.7 Русский язык. 5 класс
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
Автор: Тихонова Н.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№9» г.Нурлат РТ
Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС
Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».
Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами
а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;
знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.
— развитие : умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
орфографической и пунктуационной грамотности;
мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Н еобходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов , а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.
Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т .д.
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
— Как называются части слова? (Морфемы).
— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)
— Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
— С чего начнем наше познание нового?
Ученик: С повторения, что знаем о морфемах
Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?
Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).
Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).
комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник
Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)
Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)
— Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?
( Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)
Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова , падеж слова огурец, день и запишите.
Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)
Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)
Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?
( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)
Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?
Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
— Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)
Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? ( Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).
Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).
Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)
Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . ( У нас нет вариантов объяснения.)
Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)
III.Выявление места и причины затруднения.
— Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).
-Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).
IV. Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).
Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных
Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.
1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.
Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)
Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)
Учитель: Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Учитель:Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?
— Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)
— Что вы заметили интересного в формах этого слова?
Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.
Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой зоне раздаются карточки со словами)
1- Берег, береговой — брег, прибрежный
2-Ворота, подворотня – врата, вратарь
3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный
4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать
Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший
Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).
Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)
По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,
( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело т олковый словарь Ожегова)
— Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)
— Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)
— Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)
— Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.
— Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).
— О чём мы с вами будем сегодня говорить?
— Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?
Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам( группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»
План работы: -Прочитайте самостоятельно статью
-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных
— Поясните, что произошло.
2 зона: Какие гласные могут убежать?
1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,
2. Назовите гласные, которые убегают
3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)
В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
Рассмотрите примеры правила
Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными
С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?
Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.
2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные
3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?( при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.
Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.
(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)
Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.
. Реализация построения проекта.
Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.
-Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?
(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)
С о н – сн а, п е нь – пн я, д е нь – дн я, от е ц – о тц а, кус о к – ку ск а, р о т – рт а, п ё с — пс а
-Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)
— Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? ( От изменения формы слова).
— Молодцы! Вы очень наблюдательны.
— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Пиши Е или О Пиши И
— Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? ( Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .).
-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры :. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).
— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне , «убегает», если поставим слово в родительный падеж).
2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе , «убегает», если поставим слово в родительный падеж
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
— Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова . II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
Предпросмотр страницы №1
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
Автор:Коваленко Елена Геннадьевна МБОУ «Петуховская СОШ №1» филиал «Новоберёзовская ООШ»
Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС
Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».
Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами
а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;
знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.
— развитие: умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
орфографической и пунктуационной грамотности;
мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов , а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.
Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т .д.
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
— Как называются части слова? (Морфемы).
— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)
— Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Чередование звуков. Беглые гласные
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Чередование звуков в разных морфемах.
2. Беглые гласные.
Чередование звуков – замена одних звуков другими.
Беглые гласные – это гласные, которые чередуются с нулём звука при изменении формы слова или образовании новых слов.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – 176 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Посмотрите на эти слова. Подберём к ним однокоренные, выделив корень.
Круг – кружок, корень круг/круж;
Луг – лужок, корень луг/луж;
Снег – снежок, корень снег/снеж.
В этих словах в корне чередуются буквы г и ж.
Слова снег и снежок являются однокоренными, согласные г//ж в корне чередуются.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова называется чередованием.
Понаблюдаем за этими формами.
В этих словах чередуются гласные о и а. Можно сделать вывод, что чередоваться могут не только согласные, но и гласные.
В одной и той же морфеме гласные о и е в некоторых словах чередуются с нулём звука и их называют беглыми гласными.
В каких частях слова бывают беглые гласные? Это приставки, корни и суффиксы. Встречаются беглые гласные в существительных, прилагательных и глаголах. Встречается в именах существительных мужского рода II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом -ок. Например: молоток – молотка. В краткой форме качественных прилагательных в единственном числе мужского рода и притяжательных прилагательных мужского рода в форме именительного падежа в единственном числе, оканчивающихся на -ен, -ий, -ачий, -ячий. Например: грустный – грустен – грустна, собачий – собачьего – собачья.
Существуют слова-исключения, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать. Вместо ожидаемой е может употребляться буква я: зайца – заяц. Ожидаемую е может заменить и: достоин – достойный, достоинство. Буква е вместо и: судья – судей, ружье – ружей, улья – улей.
Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!
Разбор тренировочных заданий
Выберите строку, в которой все слова имеют беглый гласный.
1. снег, молоток, стена, мешок;
2. мешок, снег, грусть, снежок;
3. молоток, мешок, снежок, отец;
4.снег, семья, друг, бесснежье.
Правильный ответ: 3. молоток, мешок, снежок, отец
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Вставьте пропущенные буквы.
За__ц, досто__н , суд__й, ул__й , ключ__к, замоч__к, меш__к, собач__й..
Заяц, достоин, судей, улей, ключик, замочек, мешок, собачий.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/10/08/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-na-temu-cheredovanie-zvukov
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/193786-urok-russkogo-jazyka-v-5-klasse-na-temu-chere
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7680/conspect/