Урок по русскому языку «Чередование звуков. Беглые гласные» (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Автор: Тихонова Н.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№9» г.Нурлат РТ

Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС

Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

— развитие : умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Н еобходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов , а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т .д.

— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

— Как называются части слова? (Морфемы).

— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

— Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

— С чего начнем наше познание нового?

Ученик: С повторения, что знаем о морфемах

Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).

комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

— Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?

( Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова , падеж слова огурец, день и запишите.

Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

Читать еще:  Фотографироваться во сне: значения сновидения. К чему снится фотографировать

— Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)

Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? ( Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)

Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . ( У нас нет вариантов объяснения.)

Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

III.Выявление места и причины затруднения.

— Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

-Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

IV. Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).

Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

Учитель: Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Учитель:Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

— Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

— Что вы заметили интересного в формах этого слова?

Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой зоне раздаются карточки со словами)

1- Берег, береговой — брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело т олковый словарь Ожегова)

— Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

— Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

— Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

— Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

— Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

— О чём мы с вами будем сегодня говорить?

— Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам( группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

— Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

Читать еще:  Адмирал перри. Перри, мэтью кэлбрейт

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?( при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.

(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.

. Реализация построения проекта.

Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.

-Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?

(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

С о н – сн а, п е нь – пн я, д е нь – дн я, от е ц – о тц а, кус о к – ку ск а, р о т – рт а, п ё с — пс а

-Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

— Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? ( От изменения формы слова).

— Молодцы! Вы очень наблюдательны.

— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Пиши Е или О Пиши И

— Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? ( Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .).

-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры :. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне , «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе , «убегает», если поставим слово в родительный падеж

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

VII . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

— Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова . II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Предпросмотр страницы №1

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Автор:Коваленко Елена Геннадьевна МБОУ «Петуховская СОШ №1» филиал «Новоберёзовская ООШ»

Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС

Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

Читать еще:  Что делать, если все надоело. Синдром “все надоело”

знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

— развитие: умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов , а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т .д.

— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

— Как называются части слова? (Морфемы).

— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

— Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Чередование звуков. Беглые гласные

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Чередование звуков в разных морфемах.

2. Беглые гласные.

Чередование звуков – замена одних звуков другими.

Беглые гласные – это гласные, которые чередуются с нулём звука при изменении формы слова или образовании новых слов.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – 176 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти слова. Подберём к ним однокоренные, выделив корень.

Круг – кружок, корень круг/круж;

Луг – лужок, корень луг/луж;

Снег – снежок, корень снег/снеж.

В этих словах в корне чередуются буквы г и ж.

Слова снег и снежок являются однокоренными, согласные г//ж в корне чередуются.

Замена одних звуков другими в одной и той же части слова называется чередованием.

Понаблюдаем за этими формами.

В этих словах чередуются гласные о и а. Можно сделать вывод, что чередоваться могут не только согласные, но и гласные.

В одной и той же морфеме гласные о и е в некоторых словах чередуются с нулём звука и их называют беглыми гласными.

В каких частях слова бывают беглые гласные? Это приставки, корни и суффиксы. Встречаются беглые гласные в существительных, прилагательных и глаголах. Встречается в именах существительных мужского рода II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом -ок. Например: молоток – молотка. В краткой форме качественных прилагательных в единственном числе мужского рода и притяжательных прилагательных мужского рода в форме именительного падежа в единственном числе, оканчивающихся на -ен, -ий, -ачий, -ячий. Например: грустный – грустен – грустна, собачий – собачьего – собачья.

Существуют слова-исключения, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать. Вместо ожидаемой е может употребляться буква я: зайца – заяц. Ожидаемую е может заменить и: достоин – достойный, достоинство. Буква е вместо и: судья – судей, ружье – ружей, улья – улей.

Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!

Разбор тренировочных заданий

Выберите строку, в которой все слова имеют беглый гласный.

1. снег, молоток, стена, мешок;

2. мешок, снег, грусть, снежок;

3. молоток, мешок, снежок, отец;

4.снег, семья, друг, бесснежье.

Правильный ответ: 3. молоток, мешок, снежок, отец

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте пропущенные буквы.

За__ц, досто__н , суд__й, ул__й , ключ__к, замоч__к, меш__к, собач__й..

Заяц, достоин, судей, улей, ключик, замочек, мешок, собачий.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/10/08/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-na-temu-cheredovanie-zvukov

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/193786-urok-russkogo-jazyka-v-5-klasse-na-temu-chere

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7680/conspect/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×