Храм: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. Второй иерусалимский храм

Храм Иерусалимский

Храм Иерусалимский. Скиния, походный храм иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае ( Исх. XXV:9, 10 ), поэтому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во времена Зоровавеля и Ирода.

I) Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом. Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 аршин и 4 верст длины, 13 аршин и 2 верст ширины, и 20 аршин 5 верст высоты) и Святое святых (кубическое пространство в 13 аршин и 2 версты). Святая святых было 7 аршинами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над Св. святых и служила для хранения священных вещей ( II Пар. III, 9 ). Ближе к востоку, у передней части здания, был притвор, длиною 13 аршин 2 версты, шириною 6 аршин 9 верст, а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а Святое святых было совершенно темное. Впрочем, при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Святая святых и кипарисовый пол были украшены разными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом ( III Цар. VI, 35 ). Между Святилищем и Святая святых была завеса, висевшая на золотых цепях (ст. 22–25), и дверь из масличного дерева (ст. 31). Другая дверь, также с завесой, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двором были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом столба, в 4 сажени высотою, с разными вызолоченными венцами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий).

Во Святой святых находился Кивот завета, тот самый, который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие (около 4 аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке ( III Цар. VI, 23–28 ). Ковчег длинной своей стороной поставлен был от востока к западу, и рукояти его были так длинны, что восточные оконечности их обозначались возвышениями на завесе ( III Цар. VIII, 8 ).

В Ковчеге завета находились только скрижали Закона ( III Цар. VIII, 9 ). Остального же, т. е. жезла Ааронова и чаши с манною, уже не было, вероятно, с того времени, как Ковчег был в плену у филистимлян. Кроме Ковчега, в этом же отделении хранились книги Закона.

В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий на середине, ближе к завесе; б) десять седмисвещных светильников и десять трапез предложения. По пяти светильников и по пяти трапез стояло на обеих сторонах.

К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания кверху суживались, а комнаты расширялись. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все 3 этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокой крытой галереей почти в сажень ширины ( III Цар. VI, 10 ).

Дворов, окружающих здание храма, было три:

а) ближайший к храму Двор священников, окруженный оградой, настолько низкой, чтобы чрез нее народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая ( III Цар. VII, 12 ). На этом дворе находились: а) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землей и камнями. Длина и ширина его была 13 аршин и верст, высота 6 аршин 9 верст; б) ближе к храму стояло медное море, большой водоем (2 сажени и 9 верст в диаметре, в сажень и 4 версты высота), имевший вид распустившейся шестилиственной лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; в) по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов, волов и венков и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица.

г) за оградой, окружающей Двор священников, был Двор народа, с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму стороны зданий были портики в один ряд колонн. д) наконец, за Двором народа был Двор язычников, окруженный каменной стеной и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место.

II). О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте и, может быть, на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении второго храма ( I Езд. II ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о втором храме сделать несколько кратких замечаний.

Широта и высота храма, согласно указу Кира ( I Езд. VI, 3 ), была в 60 локтей, т. е. около 13 саженей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дворники из левитов. Ограда храма, т. е. Двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора так же, как и в храме Соломоновом, т. е. дверями и завесами.

Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; в Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить палестинских евреев за совершенный ими перевод Свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (2 1/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования евреев. Богатство второго храма было известно угнетателям еврейского народа – сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. Второй Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому, одолевали ли евреев враги, особенно сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудой Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у евреев под именем Праздника обновления ( Ин. X, 22 ).

Читать еще:  Язык как общественное явление.Социолингвистика. Язык как социальное явление

III). В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего.

Храм, перестроенный Иродом, может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницей пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени.

Притвор имел выступы по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени.

Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепной Вавилонской завесой и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть.

В Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святая святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин.

Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами.

Дворов, окружающих здание храма, было три:

А) Двор священников, ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокой стеной и стоял несколько выше Двора народа.

Б) Двор народа был 14 ступенями выше Двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокой стеной. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых, дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами ( Деян. III, 2 ). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей Двор мужей от Двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался Двор священников с севера, востока и юга. Вокруг Двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме.

В) Двор язычников, полагаемый в 4 стадии (около 400 саженей) в окружности, обнесен был стеной и галереями с внутренней стороны, которые составлены были из колонн, поддерживавших крышу. На южной стороне эти галереи имели три ряда колонн, на прочих трех два ряда. Каждая колонна была из мрамора и имела 7 сажен и 12 вершков высоты. Пол под этими галереями был из разноцветных камней; кровли также были устроены с царской щедростью. Из Двора язычников вели в город шесть ворот. На северной стороне, между колоннами, было два выхода: один на помост Гаввафу, другой к Овчим воротам. Во дворе язычников происходила продажа жертвенных животных и мена церковной монеты на гражданскую. Из этогото двора Спаситель, по ревности к Дому Божию, два раза изгонял торгующих ( Ин. II, 13–21 , Мф. XXI, 12–13 ). Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломоновым ( Ин. X, 23 ), это определить трудно.

21 факт об Иерусалимском Храме

Иерусалимский храм являлся центром религиозной жизни еврейского народа и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Б-гу, которые приносились коэнами и левитами. В истории еврейского народа было два Храма. Возможно, историю двух Иерусалимских Храмов в большей или меньшей мере помнят многие читатели, а вот узнать кое-какие факты об его возведении и дальнейших реконструкциях было бы интересно. Итак:

1. Первый Храм располагался на горе Мориа и был разрушен до основания вавилонским царем Навуходоносором. Позже, во времена правления Кира Великого, был издан декрет, который разрешал иудеям, угнанным в рабство в Вавилонию, вернуться и восстановить Храм.

2. На момент задумки строительства храма царем Давидом столица иевусеев – Иерусалим – находилась на территории между наделами колена Иуды, к которому принадлежал Давид, и колена Биньямина, к которому принадлежал первый царь Израиля Саул. Этот город, не принадлежавший ни одному из колен, стал святым городом, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

3. Гора Мориа, на которой был построен Первый Храм, – и есть та самая гора, на которой происходило жертвоприношение Ицхака. Это место в древние времена называлось Бетель. Туда отправился Яаков по повелению Б-жию, там жил он, там видел лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал: «истинно это место свято», как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло.

4. Изначально на горе Мориа Давид воздвиг на месте гумна жертвенник Б-гу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию.

5. Первый Храм был построен не Давидом, а его сыном – Соломоном. Давид послушал слова пророка Натана и оставил эту миссию своему сыну.

6. На месте строительства Храма не было слышно звуков работы ни одного орудия труда: работы по отделке дерева и камня производились в Ливане, литейные работы исполнялись в иорданской долине.

7. При строительстве Храма Соломон столкнулся с определенными трудностями. По своему первоначальному направлению хребет горы Мориа шел по диагонали — не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. А Храм и его дворы должны были быть четко ориентированы (подобно скинии) в правильном отношении к четырем сторонам света. И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины, большую и твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора Храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей. Таким образом, площадь Храма в два-три раза превышала площадь скинии.

Читать еще:  К чему снится кататься на волнах. К чему снятся большие волны

8. Празднование освящения Храма состоялось на следующий год после завершения строительства, в седьмом месяце, перед праздником Суккот, с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов. Оно длилось 14 дней. По легенде, слава Г-сподня в виде облака наполнила Храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и стал молить Б-га, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.

9. Второй Храм отстроили в 516 г. до н.э., через 70 лет после разрушения Первого. Он был построен на Храмовой Горе. Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля (которого также называли Зерубавель). Когда Иудея оказалась под властью греков, во времена Антиоха IV Епифана, отношение к Храму резко ухудшилось, его неоднократно оскверняли. Это продолжалось до захвата Иерусалима Иудой Маккавеем в 164 до н. э.. С тех пор храмовая служба велась без перерывов.

10. Платформа комплекса Второго Храма высотой в 32 метра занимала площадь величиной в 144 000 м 2 при периметре 1550 м. Такое пространство – это приблизительно 12 футбольных полей. Но здание самого святилища было относительно всей площади небольшим и было построено по образцу Первого Храма.

11. В 22 г. до н.э. царь Ирод принял решение о реконструкции храмового комплекса, здания которого к тому времени уже не гармонировали с великолепными новыми строениями, украшавшими столицу. Решение это было принято отчасти для того, чтобы завоевать одобрение народа, который не любил Ирода, а отчасти продиктовано честолюбивым желанием повторить славу царя Соломона. Работы по перестройке храмового комплекса продолжались 9,5 лет. В обновленном храме легко было узнать влияние греко-римской архитектуры, но строения, непосредственно связанные с храмовой службой, были выполнены в традиционном стиле Востока.

Во время реконструкции, которая проводилась царем Иродом, все работы велись с тщательным соблюдением всех требований Галахи. Тысяча коэнов была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только коэны. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в храме не прекращались.

12. Второй Храм был разрушен во время антиримского восстания, которое подавлялось войсками Тита. Согласно одним источникам, Тит был против разрушения Храма и очень старался его уберечь, по другим сведениям – именно он приказал его уничтожить. Храм был подожжен и горел в течение десяти дней.

Разрушение римлянами Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

13. Вторично Иерусалимский Храм был разрушен во время Первой Иудейской войны в 70 г. н.э.. Разрушение Второго Храма произошло девятого ава – в день разрушения Первого Храма, через 500 с лишним лет.

14. В Йом-Кипур, когда Первосвященник приносил в жертву быка, между его рогами привязывался лоскут алой материи. Если позже он становился белым, это означало, что Бог прощал грех Израиля. «Наши раввины учили, что в течении сорока лет служения Шимона Цадика. алый лоскут становился белым, иногда нет. В течении последних сорока лет перед разрушением Храма. алый лоскут никогда не становился белым» (Йома 39а-39б).

15. Название – Стена Плача, или Стена Стенаний – придумано не евреями (для них она просто Западная стена), а арабами, наблюдающими стенающих об утраченном храме паломников-иудеев.

16. В настоящее время на месте Храма Соломона находится комплекс Куббат ас-Сахра (Купол Скалы, и мечеть Аль Акса.). От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мошиаха.

17. Иерусалимский Храм имеет много названий. Часто в поэтических текстах в Пятикнижии и Пророках Храм называется «Леванон» (на иврите – белый). Название «Бейт а-Микдаш» (или на иврите – Дом Святости) получило распространение со времён Мишны (II век). В еврейской религиозной литературе широко употребляется название «Бейт а-Бехира» (Дом Избрания). В поэтической литературе Храм называется также именем «Ариель» («Божественный лев»).

18. В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о предназначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств.

Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройке Скинии. Согласно первой версии, заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Вс-шний простил евреям грех Золотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина (Слава Божия), пребывала среди народа. В то же время, в других источниках утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания. Таким образом, одна точка зрения расценивает Храм как ценность прикладную, вторая — как безусловную.

19. В Иерусалиме существует Институт Храма. В его задачи входит не только изучение всех аспектов библейского Храма в Иерусалиме и богослужения в нём, но и точное воссоздание артефактов Храма, и распространение сведений о нём. Основатель и директор этого института – рав Исраэль Ариэль – был одним из парашютистов, освободивших Старый город в 1967 году.

Сотрудники института Храма поставили своей целью восстановить все храмовые принадлежности, включая посуду, музыкальные инструменты, одежду левитов, коэнов и Первосвященника. Именно Институт Храма стал инициатором появления в Иерусалиме Меноры, созданной в соответствии со всеми параметрами, указанными в Торе.

Читать еще:  Гадания на святки на суженого. Гадание на кольцах на суженого

20. Любопытно, что, долгое время изучая устройство Иерусалимского Храма, ученый Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию».

Ученый считал, что законы природы и Б-жественная Истина закодированы в строении Храма и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать.

21. Устройство Иерусалимского Храма оказало огромное влияние на идеи масонства. Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «Каждая ложа есть символ иудейского храма».

Согласно масонской легенде, возникновение ложи восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма».

Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абиффу руководство по сооружению храма в Иерусалиме. По мнению масонов, разделение Хирамом рабочих на три класса послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка братьев масонов. Нельзя точно сказать, насколько правдивыми являются легенды, о которых упоминают масоны.

Второй Иерусалимский храм

Первый Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном, был разрушен в 586 году до н.э. 70 лет спустя его восстановили – на этот раз по приказу персидского царя Кира Великого. От великой святыни иудеев мало что осталось – одна из стен, окружавших его, известна сегодня как Стена Плача. В честь очищения этого храма евреи празднуют Хануку, а еще, согласно Евангелию, в нем проповедовал сам Иисус – удивительная история Второго Иерусалимского храма на diletant.media.

Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

Осквернение язычниками и очищение Иудой

Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.

На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.


Макет-реконструкция храма Ирода

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.


Стена плача

Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.


Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского храма»

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/4280

http://ujew.com.ua/21-fakt-ob-ierusalimskom-hrame

http://diletant.media/articles/31569370/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector