Дети с дефектом речи. Виды нарушений речи у детей

Виды речевых нарушений у детей

Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной).

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация

опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Таким образом, в логопедии выделяются 12 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 3 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

  • Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
  • Брадилалия– патологически замедленный темп речи.
  • Тахилалия– патологически ускоренный темп речи.
  • Заикание– нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
  • Дислалия– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
  • Ринолалия– нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
  • Дизартрия– нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
  • Алалия– отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
  • Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  • Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  • Дисграфия– частичное специфическое нарушение процесса письма.
  • Дисорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходим в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи– нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • Общее недоразвитие речи– различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
  • Заикание– рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно условно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

В нашей стране существует система специализированных детских садов. Одним из таких учреждений является детский сад для детей с нарушениями речи. Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. К большому сожалению, во многих городах таких садов нет. И дети, имеющие тяжелые нарушения речи вынуждены посещать массовый детский сад. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления и мелкой моторики. В большей же части детских учреждений такие группы закрывались в связи с тем, что наполняемость детей в логопедических группах по нормативам почти в два раза меньше, чем в обычных группах. В этих массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Единственный выход в таких случаях – это оказание коррекционной помощи на логопедических пунктах, действующих на базе этих учреждений.

Детям школьного возраста оказывают помощь на школьных логопунктах. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и в большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.

Читать еще:  Игры боевые корабли ио. Боевые корабли ио

Успех коррекционного воздействия при любом виде речевого нарушения во многом зависит от того, насколько в семье заинтересованы в результатах работы и способствуют закреплению знаний полученных на занятиях.

Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

Дефект речи — это отсутствие способности верного произношения звуков во время разговора. Возникает в результате неправильной работы речевого аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие дефекты речи: заикание, картавость и шепелявость. Есть и другие, более серьезные виды нарушений: дизартрия, ринолалия, алалия — на них остановимся более подробно чуть ниже.

При наличии подобного недуга человеку нужно обратиться к специалисту: логопеду или дефектологу. Исправить дефекты речи — их прямая обязанность и главная задача.

Причины дефектов речи

Любое нарушение способностей у человека имеет свою причину. Можно выделить несколько причин возникновения речевых дефектов в зависимости от возраста человека.

  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • физическая или психологическая травма;
  • контузия;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционное заболевание;
  • глухота.
  • стресс или сильный испуг;
  • травма;
  • расстройство неврологического характера;
  • ДЦП или нарушение работы ЦНС;
  • инфекционное заболевание;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • глухота;
  • наследственность.

Условно их можно разделить на

  • физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и
  • неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).

Виды дефектов речи

Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.

Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:

  1. Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  2. Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  3. Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  4. Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
  5. Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  6. Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  7. Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  8. Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.

Речевые дефекты у детей

Наиболее активно речь ребенка развивается в период с 2,5 до 5 лет. В норме к трем годам ребенок должен уметь говорить связными предложениями. В 4 года его словарный запас обычно превышает 800-1000 слов.

В раннем возрасте (до 3 лет) шепелявость и картавость считаются естественными дефектами, т.к. артикуляционный аппарат развит еще не полностью. Для устранения этих явлений родителям следует ненавязчиво поправлять речь ребенка, проговаривать с ним верное произнесение звуков и слов.

Для правильной постановки речи малыша, взрослые должны говорить с ним четкими, верно-построенными предложениями. Слова должны произноситься отчетливо, внятно. Не стоит поощрять “забавное” коверкание слов малыша, иначе привычка говорить неправильно закрепится надолго. Также ребенок может специально копировать неверное произношение, если у кого-то из близких есть речевой дефект.

Важно! Дислалия, которая часто встречается у малышей, в норме должна пройти до возраста 3-4 лет. Если ребенку скоро исполнится 5, а он до сих пор путает звуки, то следует обратиться к специалисту.

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Читать еще:  Кому и чем выгодны некоммерческие организации.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.


Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.

Нарушение речи у взрослых

Проблемы с речью у взрослых, как правило, возникают по двум видам причин:

  • физиологические (травма, контузия, перенесенное заболевание) или
  • психологические (стресс, волнение, испуг).

В первом случае, при неправильной работе речевого аппарата, человеку требуется медицинская помощь: хирургическое вмешательство, услуги отоларинголога.

Важно! При проблемах воспроизведения связанных с нервным расстройством прежде всего стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

Избавиться от дефектов речи можно в процессе комплексной работы специалистов, в том числе и логопеда, который поможет наладить произношение, после того, как будет устранена первичная причина нарушения.

Знаменитости с речевыми дефектами

Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.

Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.

Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.

Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.

Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.

Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.

Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.

Заключение

Чем раньше будет обнаружен речевой дефект, тем легче его будет исправить. Главное — как можно скорее обратиться к врачу. Возможно, взрослому или ребенку потребуется комплексное лечение, но важно понимать что для устранения такого недуга потребуется время, строгое следование заданиям от специалиста и приложение собственных усилий для получения наилучшего результата.

Классификация речевых нарушений

Юлия Грудинина
Классификация речевых нарушений

Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает речь со своей точки зрения, решая свойственные ей задачи, описывая речевые нарушения собственным языком. Логопеды медицинских и педагогических учреждений при описании одного и того же речевого нарушения используют разные термины.

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р. Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, раскрывает механизмы речевых нарушений, описывает формы и виды речевых расстройств.

Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

1. Нарушения устной речи.

а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

· брадилалия – патологически замедленный темп речи,

· тахилалия — патологически ускоренный темп речи,

· заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

· дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и

сохранной иннервации речевого аппарата,

· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

· афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения письменной речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,

Читать еще:  Правила написания нн и н. Правописание н и нн в существительных

б) дисграфия (аграфия) — частичное (полное) нарушение письма. ,.

Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

1) Нарушение средств общения:

· ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии

· ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией.

2) Нарушение в применении средств общения:

· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

· проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Признаки, положенные в основание психолого-педагогической классификации, позволяют организовать групповые формы коррекционно-воспитательного процесса и логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.

Раньше логопеды в заключении писали только уровень недоразвития речи по психолого-педагогической классификации. Заключение о виде речевого нарушения по клинико-психологической классификации должны были ставить и ставили врачи-неврологи. Однако в последнее время наблюдается тенденция опускания в диагнозе неврологов вида речевого нарушения и оставление ими прерогативы в постановке заключения логопедам – так как логопед проводит углубленное речевое обследование ребёнка (что в рамках осмотра невролога просто невозможно) и видит более точно симптомы проявления недоразвития речи в каждом конкретном случае. Поэтому последние рекомендации на курсах повышения квалификации говорят о необходимости умения пользоваться двумя классификациями и написании в заключении как уровня речевого недоразвития, так и вида нарушения речи.

Логопедическое заключение В книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций», С-ПБ.: «Детство- Пресс», 2000 г. рекомендуется следующее:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

— Фонетическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня, а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

— дизартрия или стертая дизартрия,

нарушения голоса,

*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

— дизартрия или стертая дизартрия,

*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

— дизартрия или стертая дизартрия,

*Нарушение темпа и ритма речи:

Примерные формулировки логопедического заключения

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). псевдобульбарная дизартрия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.

* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

* Фонетическое нарушение речи. Открытая ринолалия.

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: — анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Источники:

http://logopediy-dly-detey.ru/vidy-rechevykh-narushenij

Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

http://www.maam.ru/detskijsad/klasifikacija-rechevyh-narushenii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector