Чем отличаются нереиды от наяд. Морская нимфа

Чем отличаются нереиды от наяд. Морская нимфа

Школа магии Китеж-Град

Лекция №3. Водные существа. Океаниды, нереиды и наяды, лимнады

*Двери кабинета были раскрыты нараспашку. А в самом кабинете происходило что-то непонятное. Заглянув, ребята увидели, что преподаватель левитирует какие-то пыльные коробки, одновременно с этим отдавая команды домовым. Услышав голоса ребят за спиной, Мефодий обернулся.*
-Подождите пару минут. И дверь закройте, пожалуйста.
*Студенты прикрыли дверь и стали ждать. Из-за двери доносился грохот, словно что-то падало. Но вот все затихло. И дверь бесшумно отворилась. Кабинет блистал чистотой. Не было и следа коробок или домовых.*
-Проходите, три минуты на подготовку.
*Пока дети готовились, Мефодий написал тему занятия.
Водные существа.
Океаниды, нереиды и наяды, лимнады.

-Время вышло. Приветствую вас. Сегодня мы поговорим о греческих морских девах. Думаю, многие из вас слышали о наядах и нереидах, наверно вы вспомните и океанид. Что ж, начнем.
Древние греки населяли моря мифическими существами. В одном из греческих мифов о сотворении мира говорится, что от союза Океана (мировой реки, омывающей землю) и его сестры титаниды Тефиды родились 3000 дочерей (океанид), которым было поручено охранять океанские глубины. Одна из них, Дорида, и древний бог Нерей породили 50 морских нимф («дев») – нереид. Наяды были нимфами пресноводных водоемов – ручьев, озер и рек. Лимнады же обитали в озерах и болотах.

Начнем с океанид.
Все изучаемые сегодня герои мифов относятся к нимфам. Нимфы – это природные духи в Древней Греции. Нимфы всегда женского пола, они могут быть связаны как с определенными местами, так и с функциями природы. И хотя различным аспектам природы соответствуют различные виды нимф, в общем случае они выглядят как юные, прекрасные и нежные девы. Их век долог, но они не бессмертны: их жизнь заканчивается со смертью природного объекта, с которым они связаны.
Океаниды – хранительницы океана. Роли и функции их в эпосе различаются весьма существенно, но связь с водой и океаном неотъемлема. Мифологи насчитывают около трех тысяч океанид, старшие из них: Стикс, Тихе, Филира, Эвринома и Электра. Как вы помните с первого курса, иногда Электру считают матерью гарпий.

Перейдем к нереидам.
Эти прекрасные юные девы резвились обнаженными в волнах Эгейского моря на спинах дельфинов и морских коней. Несмотря на то что у нереид не было рыбьих хвостов, античные авторы описывали их приблизительно так же, как русалок. Но, в отличие от них, нереиды были дружелюбны к мореходам и покровительствовали им. Согласно поверьям, они также предсказывали шторма и указывали рыбакам места для удачного лова.
Самыми известными из нереид были Фетида, мать великого греческого героя Ахилла, и Галатея, которую полюбил циклоп Полифем. Когда она отвергла ухаживания одноглазого гиганта, предпочтя ему красавца-пастуха Акида, Полифем швырнул в юношу огромный камень и раздавил его. Скорбящая Галатея превратила льющуюся кровь своего смертного возлюбленного в прекрасную прозрачную реку.

Но не будем о грустных мифах, а продолжим разговор и обратим свой взор к наядам.
Схожие обликом с нереидами, наяды были хранительницами пресноводных источников, рек и ручьев. Подобно русалкам, наяды были тесно связаны с водой. Если тело наяды высыхало, она погибала. В местных культах наяды часто почитались как богини плодородия. Считалось, что воды источников, хранимых наядами, имеют целебные свойства и вызывают видения. Насчитывалось около трех тысяч: “все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает названье потока лишь тот, кто вблизи обитает”, так говорил о наядах Гесиод.
В отличие от нереид, наяды могли быть источником опасности или соблазна. Красавец Гилас, один из отряда аргонавтов, сопровождавших Ясона в его плаваниях за золотым руном, был похищен наядами у источника на острове Кеос и исчез без следа.
От наяд ведут свое происхождение женские духи рек, ручьев и священных источников Европы – германские девы Рейна и никсы (водные духи), французская Мелюзина и духи кельтских священных источников.

И напоследок поговорим о лимнадах.
Эти нимфы озер и болот отличаются обликом от своих старших сестер. Информации о них сохранилось очень мало. По отрывочным сведениям их образ можно описать так: “Лимнады красивы, но обладают довольно-таки необычной внешностью. Лицо лимнады имеет прозрачно-салатный оттенок, это связанно в первую очередь с тем, что у лимнад кожа – бархатистая, святящаяся изнутри. Большие темно-зеленые глаза, полные губы, светящиеся зубы изумрудного оттенка. Эти нимфы обладают лягушачьими лапками с перепонками. Обнаженную талию и запястья обхватывают тонкие венки из лилий и кувшинок. Таким же точно венком увенчана голова лимнад.”
С лимнадами связывают появление светящихся огоньков на болотах. Вечером нимфы выходят на прогулку и зажигают светильники. Путники же, видя огоньки, идут на их свет и вязнут в топях. На самом деле лимнады не желают зла людям, просто предпочитают гулять по самым топким местам, а люди из-за неосторожности впоследствии погибают.

На сегодня достаточно. Запишите домашнее задание.

Домашнее задание:

Вариант 1
1. Напишите план-конспект лекции
2. Расскажите подробнее об одном из существ, чьми прародительницами были изученные сегодня нимфы.
3. Найдите и предоставьте изображения каждого вида нимф, изученного сегодня. Не забудьте подписать кто где изображен
4. Найдите более подробную информацию о любой из океанид, нереид, наяд или лимнад и перескажите.

Вариант 2
1. Напишите план-конспект лекции
2. Напишите рассказ с участием одного или нескольких изученных созданий
3. Найдите изображение любой из океанид, нереид или наяд.

Нимфы, сирены, нереиды и океаниды

Романтичный образ морской девы, у которой еще немало других имен, веками томил человеческое воображение.

Читать еще:  К чему снится что призрак тебя душит. Магия чисел

Прекрасные длинноволосые девушки с рыбьими хвостами встречаются в мифах едва ли не всех народов. Если сказители жили далеко от побережий, фантазия изобретала дев речных или озерных. Когда с водой было совсем туго (например, в пустыне), то воображение не сдавалось и придумывало «дев колодезных». Нимфы, сирены, наяды, нереиды, океаниды, русалки, мелузины, лорелеи, ундины…

Признанный прародитель морских дев — вавилонский бог Оаннес, который долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате — сирийская богиня Луны и рыболовства.

Фантазия греков размножила морских богинь в невероятном количестве. Три вида нимф — «богинь влаги», сто нереид, три тысячи океанид…

Нереиды, дочери морского бога Нерея, жили во дворце отца — в глубинах моря. Там они пряли на золотых прялках, а на досуге водили хороводы в такт волнам, катались на спинах дельфинов, в лунные ночи выходили на берег, пели и состязались с тритонами — рыбохвостыми чудищами.

Океаниды вели столь же привольную жизнь в океане. Хотя бури не очень-то щадили этих морских дев, они, как и нереиды, заботились о мореходах.

Каждая река, любой ручей или источник имели свою покровительницу — наяду. Беспечная болтовня наяд в журчанье вод слышалась всякому греку с поэтической жилкой.

В урочный час толпы нимф стекались на Олимп — и в пиру, и в совете быть рядом с первейшими богами. Легкомысленные девы становились женами и возлюбленными богов, а изредка и простых смертных, провожали на войну и подвиги своих сыновей-героев, а потому, согласно преданиям, знавали и печали, и тяжкие думы.

Но греки упрямо рисовали их пленительными резвушками -полунагими или в легких одеждах. Были они смертны, но знали секрет вечной молодости; игривы, но не распущенны. Вспомним греческие скульптуры и рисунки на амфорах; какой любви и любования удостаивались нимфы, с каким целомудрием художники запечатлевали чистые линии их обнаженных тел!

Не спешите с возражением, что нимфы — это не вымышленные животные. Без представления о голенастых греческих богинях не обойтись: средневековые морские девы родились в полемике именно с ними. Христианство не сочло нужным изгонять второстепенных языческих богинь — оно их узурпировало и изменило в своих интересах. Путь изменения был нащупан случайно: миф мифом вышибать, притом тоже греческим.

«Физиолог» (III в., образец для будущих бестиариев) выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему: «Нравоописатель сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам, когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья. Таким же образом всякий „двоедушный человек коварен во всех своих путях“. Есть люди, которые идут в церковь, но от грехов не удаляются. Входят в церковь в образе агнцев, а выходят в образе скотов. Такие несут в себе пример сирен, сил супостата, которые ласкательством обольщают души нетвердых».

Далее аналогия понятна. Одиссей на мачте-кресте уподоблялся Христу, корабль — церкви, сирены -плотским желаниям. «Сердце усладноё пенье сирен бедоносных» стало прообразом мирских благ, губящих душу. Только путы удерживали Одиссея (как и всякого доброго христианина) от грехопадения и гибели для вечного спасения… Аллегория поддавалась дальнейшему развитию. Три сирены суть алчность, гордыня и распутство. Корабль — наше тело, кормчий, который засыпает и утопает, — душа.

Камертон разумения был найден: морские блудницы будут осуждены. Не беда, что по описанию и Овидия, и Плиния греческие сирены — полуженщины-полуптицы. От рукописи к рукописи они теряют крылья, получают хвосты, расстаются с птичьими лапами… К XII столетию только единичные авторы помнили об их «воздушном» прошлом. Рыбий хвост сперва прилаживали к коленам и только позже «нашли» красивый переход от бедер. Порой хвост, оставляя рыбьим, вытягивали до длины змеиного или раздваивали. Пленительные нимфы безвозвратно «оскотинились», переродившись в жупел против соблазнов.

В руки морские девы получили гребень и зеркало — атрибуты женской суетности и ведьмовства. Ученые мужи нашли этому хитрые объяснения, гребень — метаморфоза плектра, которым сирены ударяли по струнам лиры, а зеркало — Луна из руки сирийской Атаргате. (Возможно, все проще: гребень и зеркало сами просились в руки длинноволосых морских прелестниц.)

Чары женщины, благодаря двойной природе сирены, описывали как опасные соблазны заморских странствий. А морские приключения уподобляли превратностям страсти. Сирены были слеплены из двух вековых страхов: перед женщиной и перед морем. Две бездонные манящие бездны, две темные стихии… А в сказках пробивался еще один страх — уже исключительно женский. Страх перед соперницей, «роковой женщиной» которую (при отсутствии еще самого понятия) воплощала морская дева.

Самые уродливые морские девы — с обвисшей грудью и безобразными лицами — на иллюстрациях бестиариев. Самые миловидные -в светских гравюрах и на картах эпохи великих географических открытий: там они узки станом, прелестны ликом и подгибают хвосты кокетливыми кольцами.
Ни об одном звере фантастического зоопарка не сочинено столько шедевров, скольких удостоилась морская дева. Напомним имена Пушкина и Гоголя, Римского-Корсакова и Даргомыжского — и остановим, не упомянув даже незабвенную русалочку Андерсена и Лорелею Гейне…

Покуда поэты XIX века романтизировали и возносили морских дев на неслыханную даже в античности высоту, а Малларме видел в бокале шампанского море и белые бедра сирен, — журналистика делала все, чтобы погасить ореол. Что ни год появлялись газетные утки о поимке очередной морской девы, причем с такими прозаическими подробностями, что душу воротило. Таков был закат морских дев: дифирамбы лучших поэтов — и роль «снежного человека» уже в прессе прошлого столетия.

Читать еще:  Как вести кадровый учет. Оформление на работу директора

Если пройтись с сетью по «восточным источникам», можно и там выловить целый косяк морских дев. Есть они и в сказках, и в мифах, часто были сюжетом картин, скульптур, японских статуэток нэцкэ (только глаза дев с характерным восточным разрезом, а рыбий хвост тот же). Правда, и изображения встречались откровеннее: японские и китайские мастера в охотку рисовали соитие морских дев с другими морскими чудищами, например, с осьминогами…

Но в целом хвостатые девы на Востоке не выдерживали конкуренции с морскими драконихами. Сознание восточного мужчины, не побывавшее в долговременных тисках ригоризма и пуританства (речь идет о «дальневосточных» культурах, а не о регионах ислама), не нуждалось в любовании «нездешними» женщинами. Для восточного воображения морские девы никогда не олицетворяли встречные судороги восхищения-отвращения, не были, говоря современным языком, предметом «сублимации либидо в творчестве». Просто незаурядные обитательницы моря, не больше.

Кстати, именно японцы делали самые искусные подделки морских дев. В1961 году на выставке в Британском музее «Все о морских девах», к японским чучелам для ясности были приложены рентгеновские снимки: иначе места соединения обезьяны с рыбой не угадать…

Морские девы благополучно переплыли реку времен. Их рыбий хвост нет-нет да мелькнет то в стихах, то в прозе. Они по-прежнему воспламеняют художников, неистребимы в геральдике, на медалях и этикетках. Без них не обходятся морские празднества…

НЕРЕИДЫ и НИМФЫ

Возле оливы – пещера прелестная, полная мрака.
В ней – святилище нимф; наядами их называют.
Много находится в этой пещере амфор и кратеров
Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.

Много и каменных длинных станков, на которых наяды
Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура.

Вечно журчит там вода ключевая. В пещере два входа:
Людям один только вход, обращенный на север, доступен.
Вход, обращенный на юг, – для бессмертных богов. И дорогой
Этою люди не ходят, она для богов лишь открыта.

Гомер «Одиссея». 9-10 век до н.э.

Привожу выдержки из работы Б. Шмидта “Das Volksleben der Neugriechen und das hellenische Alterthum (Leipzig 1871) , за вычетом филологических примеров на древне- и новогреческом, с моими короткими дополнениями и фотографиями упоминаемых в его работе местностей и пр.

Бернхард Шмидт (* 30 января 1837 – 18 января 1917) – немецкий классический филолог.
В 1860-х годах, будучи в Греции, он одним из первых занялся систематической записью и сбором греческого фольклора.
Он с удивлением обнаружил, что 2 тысячи лет народные верования греков сохраняли ясную преемственность идущую из античности.

Современные ему (середина 19 века) греческие саги и их сюжеты, могли помочь в лучшем понимании древнегреческих поэм и мифов и даже поставить под вопрос то, что раньше ученым-античникам казалось незыблемым.
На русский язык работы Бернхарда Шмитда никогда не переводились.

Уже в античной древности имя «нереида» не было точным определением только морской нимфы, но распространялось и на других сверхъестественных существ.

Современный грек (т.е. середины 19 века) понимает под «нереидами» весь класс нимф, таких как: наяды, дриады, ореады и пр.

Для этих созданий ( в ориг. «элементали» ) есть много других обозначений и эпитетов.

Часто их называют просто «Девушки» (Закинтос, Арахова), или «Добрые госпожи», «Красивые госпожи», «Хорошие хозяйки», в Эпире так же «Счастливые».

Стоит упомянуть случай с Россом, когда он, занимаясь исследованиями наскальных надписей на острове Касос, спросил сопровождающего его пастуха о нимфах. Тот его понял и ответил: «А это те самые, которых мы зовем – нереиды!» (Inselreisen III, S. 45J. 2)

То есть, дриады и гамадриады – тоже входят в понятие «нереид».


4-х тысячелетняя олива на Крите

Здесь, все же, важно подчеркнуть, что почти всегда нереиды связаны с источником воды.
Жители Парнаса говорят о нереидах в связи с водяными мельницами, ручьями, бьющими из скалы, пещерами, где капает вода.

Корфу. Замок нереид.

Немалый интерес представляет тот факт, что места поклонения нимфам – известные с античностидо сих пор связаны с ними. Известную пещеру корикийских нимф связанную с Паном и нимфами у древних, современные жители Араховы* считают любимым местом обитания нереид.

(Деревня Арахова, у подножия Парнаса, существует до сих пор. Пассов относил название к славянскому субстрату в греческом (ср. “орехово”). И там действительно выращивают орехи.)

Как правило, нереид представляют в виде стройных женщин, сияющей красоты.

Прекрасному облику нереид соответствует их одежда.

На Закинфе, Кефалонии, и без сомнения в других местах, им приписывают обязательный атрибут – широкий платок-шаль, которую они набрасывают на голову и свободно спускают по плечам и спине.


нимфа на гиппокампе

Античная мозаика с изображением нереид.

Статуя танцующей нереиды – “Монумент нереид” – 5 век до н.э. (Британский музей)

Редко встречается в Греции представление, что совершенная красота нереид подпорчена их ногами – животной формы.

Но это случаи единичные, доминирующее же представление, что красота нереид совершенна и полностью человеческая по облику.

Непревзойденные хозяйки и ткачихи

Они умелы и опытны во всех женских работах и искусствах.

В одной из современных греческих сказок нереида ткет золотую ткань на своем ткацком станке.

“С золотым веретеном” – эпитет нереид у Пиндара 6 век до н.э (Nem. 5, 36)

Читать еще:  К чему снится вода по. К чему снится вода – по соннику Лонго


Растение повилика

Особый вид продырявленных камней – черного, красного или зеленого цвета , которые можно найти на земле, называют «нереидово пряслице» и вешают детям на шею, для защиты от последних. (т.е. от нереид)

В умственном отношении они так же считаются стоящими выше людей, хотя и встречаются истории, где человек обманывает нереиду.

Царица нереид – Великая Госпожа

Во многих частях Греции твердо верят, что у нереид есть госпожа, чьим приказам они должны подчиняться.

Жители села Мариаис на Закинтосе называют ее «Великая госпожа».

Как стрелоносная, ловлей в горах веселясь, Артемида

Это подозрение получает важную поддержку в дошедшем до нас средневековом свидетельстве итальянца, что на Крите, еще в 16 веке – люди и даже священники были убеждены, что видели:

«Диану с ее прекрасными нимфами» в прозрачной воде пруда, возле северного побережья залива Мирабелла – которые «разложив на берегу свои белые одежды, плавали и ныряли в воде».
«Descrizione dell’ isola di Candia’»im Museum of classical antiquities, vol. II, p. 271.
«Spratt Travels and researches in Crete» I, p. 145 s.


Крит, залив Мирабелла.

В Элиде, напротив – царицей нереид считается чудовищная Ламия.

В одной сфакийской истории рассказывается, как однажды, ясной лунной ночью, два охотника лежали в засаде на самом высоком холме, и увидели длинную процессию демонов, которые под торжественный барабанный бой несли нереиду, наряженную, как невеста.

Отношение к браку. Любвь к музыке и танцам

Несмотря на наличие таких идей, нереиды, в живой вере народа, появляются преимущественно как девственные девушки.

( Ср. древнегреческие представления о богине Артемиде и прислуживающих ей нимфах-девственницах. Например, когда Прокрида, поссорившись с мужем, пришла за помощью к Артемиде, то богиня помогла ей помириться с мужем, однако отказалась принять ее в свою свиту, сказав:
“. со мной охотятся девушки, а ты не девушка. Уходи отсюда.” (с) (Гигин. Мифы. Прокрида, 1 век до.н.э.)

Так же характерной чертой нереид является их неизменная веселость и светлая радость жизни.


Греция. Древний молотильный ток. По убеждениям греков – место танцев нереид и вообще сакральное место встречи со многими сверхестественными существами.

Многие в Греции, как мужчины, так и женщины клянутся, что видели их собственными глазами и слышали собственными ушами.

Любовь к смертным, особенно к красивым юношам, так же приписывают этим существам.

Но если, по народным представления, нереиды и не прочь позаигрывать с красивыми юношами, то к настоящему браку со смертными – они питают глубочайшее отвращение.

Похоже, что в этой ткани кроется вся их сверхъестественная сила, способность летать и все совершенство их красоты.


На склоне Парнаса, возле Дельф.

Все мысли и усилия нереиды в таком браке, направлены только на возвращения платка, и если она сумеет выпросить его у мужа или выкрасть, то ничто не может удержать ее от возвращения к своим подругам-нереидам – ни дом, ни муж, ни дети. Она улетает, чтобы никогда не вернуться.

На острове Закинтос мне рассказали, как однажды рыбаки были окружены в открытом море нереидами, и лодка не могла плыть дальше. Тщетно искали они способ избавится от нереид, наконец, одному из рыбаков удалось стащить с головы нереиды вуаль, а потом вытащить и ее саму.
Он сделал ее своей женой и она родила сына.

Но когда нереида нашла вуаль, которую рыбак тщательно прятал, то тут же исчезла.

Сын от этой нереиды жил при мне на Закинтосе, и все уверяли, что от матери он получил дар предсказывать будущее.

В эвбейской сказке из собрания Хана, человек крадет у нереиды крылья, которые она на время танца сняла с себя и положила на молотильный ток.

Эта сказка так же отличается от обычных тем, что после побега – нереида все же возвращается в дом и тайно от всех, но следит за своим ребенком и каждый день делает по дому все женские работы. Она даже является мужу, когда тот работает в поле, здоровается с ним и просит его относиться к сыну, которого она ему родила, с любовью и заботой.

Одна из бухт острова Закинтос

Это странное и невыносимое молчание заставило юношу вновь отправиться за советом к старой женщине и поделиться своей скорбью.

Старуха сказала:
– Разожги огонь в печи и, взяв сына на руки, скажи нереиде «Не хочешь говорить со мной? Тогда я сожгу твоего ребенка!» и с этими словами, сделай вид, что хочешь бросить младенца в печь.


Нереидоспило – река и Пещера нереид, Крит. 21 век.
(Диодор Сицилийский (книга 5, 72-73) упоминает, что в этом месте был храм Афины Тритогенеи)


Так называемая “Старая мельница” возле источника Лутра

Совпадения между этой легендой и древнегреческим мифом о рождении Ахилла, и сватовстве Пелея к Фетиде – просто поразительные.

Аполлодор «Мифологическая библиотека, книга III» – 2 век до н.э.:

Следуя совету Хирона схватить Фетиду и держать ее, какой бы облик она ни принимала, Пелей подстерег ее и схватил.

Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в зверя, но Пелей не отпускал ее, пока не увидел, что она возвратила себе свой первоначальный облик.(…).

Роль советчика – кентавра Хирона -, в современной критской легенде, отведена старой мудрой женщине.


Греция. Старый молотильный ток.

При обилии таких легенд неудивительно, что в Греции есть семьи, которые возводят свое происхождение к подобным сверхестественным бракам.

Источники:

http://www.kitez-grad.ru/school/lectures/mythzoo/myth2-3.php

http://mywebs.su/blog/riddles/8816/

http://loreley10.livejournal.com/49154.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: