Технология экспертной оценки качества. Методы экспертной оценки товаров

Экспертные методы оценки качества товаров.

“Эксперт” — это специалист, компетентный в решении данной задачи (от латинского слава “expertus” — опытный). Компетентность эксперта в отношении объекта исследования — профессиональная компетентность, а в отношении методологии принятия экспертного решения исследуемой задачи — это экспертная компетентность. Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке объекта исследования.

Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов. Экспертный метод оценки уровня качества технической продукции используется в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы объективного определения значений единичных или комплексных показателей качества такими методами как инструментальный, эмпирический или расчетный. Экспертный метод (или экспертный способ, т.е. метод экспертных оценок) является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой разновидности, модификации метода экспертиз. Известные разновидности экспертного метода применяются везде, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. — все это решения, принимаемые экспертными методами. Экспертные методы оценки качества продукции могут использоваться при формировании сразу общей оценки (без детализации) уровня качества продукции, а также при решении многих частных вопросов, связанных с определением показателей качества чего-либо. Следовательно, экспертные методы применяются:

– при общей (обобщенной) оценки качества продукции;

– при классификации оцениваемой продукции;

– при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции; – при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;

– приоценки показателей качества продукции органолептическим методом;

– при выборе базовых образцов и безразмерных значений базовых показателей качества;

– при определении итогового комплексного показателя качества на основе совокупности единичных и комплексных (обобщенных и групповых) показателей;

– при аттестации продукции и сертификации.

Экспертный метод оценки уровня качества продукции не может быть использован, если качество можно оценить другими аналитическими или экспериментальными методами с большей точностью или с меньшими затратами.

Классификацию методов экспертной оценки.

Метод товарной экспертизы — способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров. В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды. При проведении товарной экспертизы пользуются различными методами оценки товаров.

Методы ТЭ подразделяются на две группы: объективные и эвристические. Объективные методы — методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений (измерительные методы) или регистрации каких либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований (регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных — визуальный подсчет.

Эвристические методы — методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения. Различия между подгруппами эвристических методов заключаются в их назначении и используемых средствах или приемах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные — для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска, социологические — для установления потребительской оценки товаров путем опросов покупателей. Основными средствами органолептических методов служат органы чувств оценщика. При социологических методах могут использоваться любые средства, в том числе и характерные для других подгрупп объективных и эвристических методов. Важнейшими средствами социологических методов являются анкеты. Каждая подгруппа делится в свою очередь на виды и разновидности. Их характеристика приводится ниже при рассмотрении отдельных групп.

Лекции Квал / Лекция 7. Особенности технологии экспертной оценки качества

Лекция 7. Особенности технологии экспертной оценки качества.

Сущность экспертных методов и организация работ по использованию

при управлении качеством

Как научный способ экспертный метод разработан сравнительно недавно и назывался «Дельфи». В дальнейшем были разработаны дру­гие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оцен­ки. Сначала экспертные методы использовались в основном для решения задач, связанных с прогнозированием в области науки и техники, а затем стали применяться в других областях, в том числе в управлении.

Сущность экспертных методов заключается в усреднении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Усредненная оценка (К) определяет­ся по формуле

(1)

где n — количество экспертов,

Наиболее распространенными экспертными методами при класси­фикации по признаку оценки предпочтений являются метод рангов, метод непосредственного оценивания и метод сопоставлений. Последний вклю­чает две разновидности – парного сравнения и последовательного сопоставления.

Читать еще:  Имя по святцам в январе. Именины января, православные праздники в январе

К разновидностям эк­спертных методов с определенной долей условности можно отнести органолептический и социологический. Органолептический метод основан на использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния тактильности) эксперта. Он применяется при оценивании, например продукции пищевой промышленно­сти. Социологический метод базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится в письмен­ной форме (с помощью анкет) или устно (на конференциях, аукцио­нах, выставках и т.п.). При его использовании следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации. Общность экспертных методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести орга­низацию экспертного оценивания, проведение сбора мнений экспер­тов и обработку полученных результатов.

Уменьшение субъективности результатов использования экс­пертных методов существенно зависит от соблюдения правил органи­зации, подготовки и проведения экспертных работ. Особенно это за­висит от организации экспертного оценивания, назначения ответ­ственного за организацию и проведение работ по экспертной оценке, а также формирования экспертных комиссий.

Д ля общего руководства экспертными работами назначается пред­седатель экспертной комиссии. В составе комиссии организуют две группы — рабочую и экспертную (рис.1).

В подчинении руководителя рабочей группы находятся техничес­кие работники, осуществляющие техническую сторону подготовки материалов к работе экспертов, обработку полученных результатов и т. п., а также специалисты по решаемым проблемам.

Формирование экспертной группы проводит руководитель рабочей группы, который, осуществляет постановку пробле­мы и определяет область деятельности группы; составляет предвари­тельный список экспертов-специалистов; выполняет анализ каче­ственного состава предварительного списка экспертов и уточняет список; получает согласие эксперта для участия в работе; составляет окончательный список экспертной группы.

Число экспертов в группе зависит от множества факторов и условий, в частности от важности решаемой проблемы, имеющих­ся возможностей и т. п. Подбор специалистов проводится на осно­ве анализа качеств каждого возможного кандидата. При этом ис­пользуются разнообразные способы: оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в каче­стве; коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области; самооценка кандидата в эксперты; аналитическое определение компетентности кандидатов.

Часто применяют одновременно несколько способов, на­пример самооценки и коллективной оценки качеств, предлагаемого эксперта. Такой подход позволяет обоснованно подобрать экспертов с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки. Во всех случаях кандидаты в эксперты должны обладать следующими качествами: профессиональной ком­петентностью; креативностью (умением решать творческие задачи); научной интуицией; заинтересованностью в объективных результатах экспертной работы; деловитостью (собранностью, умением пе­реключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникатив­ностью, независимостью суждений, мотивированностью действий); объективностью.

Проведение сбора мнений экспертов предполагает предваритель­ное определение: места и времени; формы и методики; количества туров сбора мнений, состава и содержательной части документации, порядка занесения мнений экспертов в документы. Важным являет­ся выбор формы сбора мнений экспертов.

Среди всех известных форм сбора мнений можно отметить инди­видуальные, коллективные и смешанные. Каждая из этих форм име­ет разновидности: анкетирование, интервьюирование, дискуссия, моз­говой штурм, совещание, деловая игра. Во многих они используются совместно, что дает боль­ший эффект и объективность. Такой подход к сбору мнений экспер­тов, когда используется смешанная форма, применяется в случаях не­ясности проблемы, расхождения индивидуальных мнений или разно­гласия экспертов при коллективном обсуждении.

На практике чаще применяется анкетирование, которое позволяет с меньшими трудозатратами собрать мнения экс­пертов. Обычно процесс разработки анкеты включает:

-определение формы и содержания обращения к эксперту;

-выбор типа вопросов;

-изложение необходимой для эксперта ин­формации;

-разработку формы анкеты.

В последние годы среди типов вопросов наиболее употребляемы­ми стали так называемые веерный (предполагает один ответ из ряда ответов), закрытый (ответы «да», «нет», «не знаю») и открытый (ответ на вопрос может быть дан в произвольной форме).

Очень важно при анкетировании экспертов правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах, а в тексте пояснительной за­писки указать, что конкретно требуется от эксперта. Для ответов на вопросы, т. е. для принятия решения каждым экспертом, проводятся объективные и (или) субъективные измерения рассматриваемого объекта в явном или неявном виде. При субъективном измерении эксперты, как правило, применяют один из указанных ранее методов (рангов, непосредственного оценивания, сопоставлений).

Метод рангов и непосредственного оценивания.

По методу рангов эксперт осуществляет ранжирование (упорядоче­ние) исследуемых объектов в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается первый ранг, а наименее предпочтительному — последний, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования, и наоборот.

Читать еще:  Компот из вишни рецепт. Как варить компот из вишни на зиму

Таблица 1.9.2 Определение результирующего ранга объектов ранжирования

Технология экспертной оценки и ее этапы

Технология экспертной оценки. Этот выбор может быть осуществлен только экспертным методом. Экспертными методами решаются и другие задачи квалиметрии.

Такое название методов обусловлено тем, что они основываются на использовании сведений и мнений экспертов.

Эксперт по качеству продукции (эксперт) — квалифицированный специалист, отвечающий требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.

Суждение эксперта о качестве продукции (суждение эксперта ) — ответ эксперта на поставленный вопрос о качестве продукции, выраженный в количественной или качественной форме.

Экспертная оценка качества продукции — характеристика качества продукции, полученная с использованием экспертных методов оценивания качества продукции.

Экспертные методы совместно с методами, основанными на измерениях или расчетах, самостоятельно применяются для решения следующих задач:

  • 1) оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептически);
  • 2) определение номенклатуры показателей качества;
  • 3) определение коэффициентов весомости показателей;
  • 4) выбор базовых образцов для оценки уровня качества.

Экспертное оценивание осуществляют экспертные комиссии, включающие в себя рабочие группы.

Экспертная комиссия по оцениванию качества продукции— совокупность специалистов, организованных для экспертного оценивания качества продукции.

Рабочая группа по оцениванию качества продукции (рабочая группа) — часть экспертной комиссии по оцениванию качества продукции, которая состоит из специалистов, организующих деятельность экспертной группы и обрабатывающих суждения экспертов о качестве продукции.

Экспертное оценивание качества продукции осуществляется в четыре этапа,

На первом, подготовительном этапе осуществляется формулирование целей оценки и формирование рабочей и экспертной групп.

Цель оценивания качества продукции формулируется лицом, принимающим решение (ЛПР), до начала формирования экспертной группы.

Лицо, принимающее решение (ЛПР), — это руководитель работы, эффективность которой зависит от результата оценивания качества. Таким лицом может быть главный инженер разработки, менеджер по продажам, кредитор разработки или промышленного освоения продукции.

Цель оценивания качества может быть постоянной на весь период работы рабочей группы или корректируемой в период ее длительности.

Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертного оценивания качества продукции и анализ получаемых результатов. В состав рабочей группы входят организатор, консультант по оцениваемой продукции, технические работники.

Формирование экспертной группы заключается в определении структуры (например, может быть предусмотрено несколько подгрупп, специализирующихся на оценивании различных групп показателей), профессионального состава, количества экспертов и отборе экспертов.

Профессиональный состав специалистов, входящих в экспертную группу, должен обеспечивать всесторонний анализ решаемой задачи. При отборе экспертов должен осуществляться анализ их соответствия предъявляемым требованиям.

Эксперты, входящие в состав экспертной группы, должны одинаково понимать цели и задачи оценивания качества продукции, удовлетворять требованиям по компетенции, заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.

Компетентность эксперта означает компетентность по оцениваемой продукции (профессиональная компетентность) и по методологии оценивания (квалиметрическая компетентность).

Заинтересованность эксперта в участии в работе экспертной комиссии зависит от его индивидуальных особенностей, загруженности основной работой, возможностей использования ее результатов в своей практической деятельности.

Деловитость эксперта означает, в частности, собранность, оперативность в работе, обоснованность суждений.

Объективность эксперта означает возможность вынесения им непредвзятых суждений. Необъективность эксперта завышение или занижение значений показателей свойств продукции по причинам, не имеющим отношения к ее качеству.

Кроме того, к эксперту могут предъявляться специфические требования, определяемые целями оценивания качества и особенностями оцениваемой продукции, например, в пищевой промышленности определенный уровень психофизиологических возможностей и хорошее состояние здоровья.

На втором этапе работы осуществляется выбор методов, способов и процедур оценивания. Он выполняется рабочей группой. Рабочая группа учитывает особенности оцениваемой продукции, установленные сроки выполнения работы, ее трудоемкость, области возможного использования полученных результатов.

Определение перечня операций, которые должны быть выполнены экспертами, осуществляется рабочей группой исходя из целей оценивания, имеющейся информации, выбранных методов, способов и процедур оценивания, сроков и условий выполнения оценивания.

Для получения суждений экспертов используются методы опроса.

Опрос эксперта по качеству продукции (опрос) — процесс выявления экспертных суждений по качеству продукции. Методы опроса экспертов делятся на групповой и индивидуальный. При групповом совместно опрашивается вся группа или ее часть. При индивидуальном осуществляется опрос каждого эксперта отдельно.

Процедуры опроса экспертов включают интервьюирование, анкетирование и смешанное анкетирование.

При интервьюировании суждение эксперта выявляется в процессе свободной беседы в рамках определенного плана. Интервьюирование применяется при опросах, когда порядок вопросов и их содержание зависят от характера ответов на предыдущие вопросы.

При анкетировании эксперт заполняет карту опроса, отвечая на содержащиеся в ней вопросы. Анкетирование применяется при заочном способе индивидуального опроса.

При смешанном анкетировании эксперт заполняет карту опроса, получая все необходимые разъяснения от лица, проводящего опрос.

Для проведения опроса экспертов методом анкетирования рабочая группа составляет анкету. Анкета состоит из пояснительной записки и карты опроса. В пояснительной записке излагается цель и процедура анкетирования, на конкретном примере показывается, как следует заполнять графы карты опроса, при необходимости описываются требования потребителей и классификационные группы продукции, приводится другая информация.

Читать еще:  Чмт гипернатриемия. Гиперосмоляльность и гипернатриемия

В карте опроса приводится определенным образом организованный набор вопросов, для каждого из которых предусматривается определенный характер ответа.

Третий этап работы осуществляется экспертной группой, члены которой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами и процедурами.

На четвертом, заключительном этапе работы экспертной комиссии осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение.

Задача органолептического оценивания показателей качества возникает тогда, когда нужно оценить сенсорно воспринимаемые свойства продукции, такие как вкус продукта питания, цвет ткани, различимость шрифта, соответствие моде одежды. В этом случае задача заключается в создании шкалы порядка, в которой может быть осуществлена оценка. Обычно роль такой шкалы выполняет бальная шкала оценок.

Балльная шкала служит для назначения оцениваемому свойству количественных характеристик, являющихся мерой этого свойства.

Основной характеристикой балльной шкалы является диапазон. Это количество градаций, которое включает шкала, то есть количество оценочных точек. В то же время масштаб, т. е. разность между баллами, соответствующими двум соседним градациям, не имеет значения. Например, шкала с высшей оценкой в 5 баллов с градациями через 0,5 балла имеет тот же диапазон, что и шкала с высшей оценкой в 10 баллов с градациями через 1 балл и шкала с высшей оценкой в 100 баллов с градациями через 10 баллов. Если в этих шкалах не используется 0, то все они являются 10-балльными.

Число градаций применяемой шкалы определяется исходя из характера решаемой задачи с учетом опыта по оценке качества аналогичной продукции, количества участвующих в работе экспертов, требуемой точности результата и возможностей качественного описания количественных градаций.

Для экспертного оценивания качества продукции, как правило, используются шкалы с нечетным числом градаций, в которых имеется средний уровень. Наиболее предпочтительными являются шкалы с пятью и семью градациями качества по оцениваемому свойству, причем количество градаций может совпадать или не совпадать с количеством баллов. Выбор одного из двух приведенных вариантов или иного варианта шкалы оценки осуществляется рабочей группой на втором этапе работы экспертной комиссии. На третьем этапе эксперты дают свою балльную оценку качества продукции. На четвертом этапе рабочая группа обрабатывает экспертные оценки.

Одним из наиболее часто применяемых результатов обработки является средний балл, определяемый по формуле

где а4 — бальная оценка оцениваемого свойства i-м экспертом;

п — количество экспертов, участвующих в оценке качества продукции.

Задача определения весомости различных показателей качества возникает при выборе ограниченной совокупности показателей для осуществления сопоставительной оценки качества при использовании метода средневзвешенного показателя и включает две задачи. Первая из этих задач, задача определения номенклатуры показателей качества, может быть трех типов. Первый тип — выбор некоторого (заранее неизвестного) числа существенных в каком-то смысле показателей из заданного исходного списка. Второй тип — формирование списка существенных показателей (“с чистого листа”). Третий тип — выбор из заданного списка определенного числа существенных, “весомых”, показателей (при установленном их количестве).

Определение коэффициентов весомости. Само понятие “весомость”, которое при использовании в переносном смысле трактуется в русском языке как “ощутимость, значимость, убедительность”, не предполагает количественной оценки. Поэтому чтобы применять метод, основанный на этой оценке, ей нужно дать приемлемое толкование. Для такого толкования можно воспользоваться аналогией с задачей определения балльной оценки при органолептическом оценивании сенсорно воспринимаемых свойств продукции. В обоих этих случаях человек, эксперт, является непосредственным измерителем качества. Разница заключается в том, что при органолептическом оценивании измерителями являются органы чувств, а при оценивании важности того или иного показателя измерителем является интеллект человека.

Задача эксперта заключается в оценке желательности учета конкретного показателя качества продукции при комплексной оценке качества этой продукции методом средневзвешенного показателя. Очевидно, что мотивация ответа эксперта в этом случае аналогична мотивации ответа эксперта при органолептическом оценивании сенсорно воспринимаемого свойства продукции. Для обоих случаев предусмотрено пять градаций, хотя баллы для оценки весомости показателей целесообразно назначать так, чтобы показателям, которые можно не учитывать при оценке, соответствовал нулевой балл. Переход от баллов, соответствующих отдельным показателям, к коэффициентам весомости осуществляется по формуле

где пт — коэффициент весомости i-ro показателя;

а4 — балльная оценка i-ro показателя;

п — количество показателей, которые могут быть учтены при оценке качества продукции.

Задача отбора базовых образцов для сопоставления с ними оцениваемой продукции может решаться методом, аналогичным тому, которым решается задача оценки весомости показателей.

Источники:

http://studopedia.ru/20_46266_ekspertnie-metodi-otsenki-kachestva-tovarov.html

http://studfile.net/preview/2790807/

http://studref.com/347038/tovarovedenie/tehnologiya_ekspertnoy_otsenki_etapy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: