Пунктуация разбор предложения. Пунктуационный разбор

Разбор № 7. Пунктуационный разбор сложного предложения.

Порядок разбора, пояснения, необходимая теория, примеры устного и письменного разборов.

Порядок разбора.

Пояснения.

1.Найти грамматические основы предложения, доказать, что это предложение сложное

Грамматическая основа или главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. В предложении может быть и один главный член.

Сложное предложение имеет в своём составе две и более грамматические основы, то есть несколько простых предложений.

2.Определить, какое это сложное: ССП, СПП, БСП или с разным видами связи.

ССП – сложносочинённые предложения с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

СПП – сложноподчинённые предложения состоят из грамматически неравноправных предложений, в них главное и придаточное соединены подчинительной связью, подчинительными союзами и союзными сломами.

БСП- бессоюзные сложные предложения, части которого связаны между собой по смыслу без помощи союзов и союзных слов.
Сложные с разными видами связи – это предложения, в которых простые соединены сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью в разных комбинациях.

3. Объяснить постановку знаков между частями сложного предложения.

Знаки препинания в сложных предложениях.

В ССП и СПП в основном ставится запятая между простыми предложениями.

Знаки в БСП:

1. запятая – если простые предложения тесно связаны по смыслу, произносятся с интонацией перечисления, не распространены или недостаточно распространены;

2. точка с запятой – если части несколько отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые (точка с запятой ставится между простыми предложениями);

3. двоеточие – если первая часть нуждается в распространении, конкретизации, а вторая часть характеризует (поясняет, дополняет, обосновывает) содержание первой.

4. тире – при противопоставлении, резкой, неожиданной смене событий; если во второй части содержится следствие, вывод, сравнение; если в первой части указывается на условие, время действия.

Образцы пунктуационного разбора сложного предложения.

Образец письменного разбора.

Читать еще:  Карта чианг мая на русском языке. Чиангмай

Образец устного разбора.

Наступила весна, и лес ожил.

Наступила весна, и лес ожил.

Грамматические основы: весна наступила И лес ожил.

Грамматическая основа – то есть подлежащее и сказуемое.

(Что?) весна (что сделала?) наступила.

(Что?) лет (что сделал?) ожил.

Сложное. ССП. Ставится запятая.

Сложное – так как в предложении два простых.

ССП – так простые предложения в составе сложного не зависят друг от друга, соединены сочинительной связью и сочинительным союзом И.

Поэтому между простыми ставится запятая.

Примечание: далее можно делать пунктуационный разбор каждого простого предложения в составе сложного.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Пунктуационный разбор

Содержание

  1. Значение
  2. Структура
  3. Примеры
  4. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Значение

Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.

Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.

Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.

Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.

При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их.

Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.

Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.

Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.

Структура

Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:

  • Пронумеровать все знаки препинания.
  • Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
  • Указать функцию, которую выполняет знак препинания.

Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.

Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.

Примеры

Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.

Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)

1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.

2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Небо кажется фиолетовым.

1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.

Читать еще:  Что такое кадровая политика. Кадровая политика на современном этапе

3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:

Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.

1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.

2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Что мы узнали?

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).

Пунктуационный разбор предложения: легко и просто

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

Шаг первый. Данное предложение по цели высказывания является повествовательным, по интонации — невосклицательным, поэтому в его конце ставится точка.

Шаг второй. Пронумеровав знаки препинания, можно сказать, что их в предложении два: запятая и точка.

Я могу доверить этот секрет человеку, (1) умеющему держать язык за зубами (2).

Шаг третий. Предложение простое, в качестве подлежащего употреблено личное местоимение я, в качестве сказуемого – могу доверять. Запятая обособляет причастный оборот.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Читать еще:  Дядя степа. Дядя Стёпа (с илл.)

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации – невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1421-razbor-7-punktuatsionnyj-razbor-slozhnogo-predlozheniya

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/punktacionyy-razbor-predlogeniya.html

http://www.syl.ru/article/239901/new_punktuatsionnyiy-razbor-predlojeniya-legko-i-prosto

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector