Что означает очная и заочная форма обучения. Формы обучения: в чём разница

В чем разница между заочной и очной формы обучения

Содержание статьи

  • В чем разница между заочной и очной формы обучения
  • Что такое очно-заочная форма обучения
  • Что значит очно-заочная форма обучения

Как при очной, так и при заочной форме обучения учебный год разделяется на 2 части (2 семестра), по окончании которых студент сдает экзамены и зачеты по изучаемым дисциплинам. Как правило, это происходит зимой и летом (зимняя и летняя сессия). При любой форме экзамены и зачеты сдаются лично преподавателю, но вот процесс обучения «очника» и «заочника» весьма различаются.

Очная форма обучения

Очное обучение предполагает необходимость непосредственного личного присутствия студента на лекциях, семинарских и практических занятиях, личное участие в других видах деятельности, предусмотренных учебным планом ВУЗа, колледжа или техникума. Как правило, занятия проходят по расписанию, и пропускать их не рекомендуется.

Иногда в течение семестра программой могут быть предусмотрены промежуточные зачетные работы или другие виды учета знаний студентов. Это помогает оптимизировать процесс обучения, способствует систематичности усвоения знаний. Фактически, организацию учебного процесса, режим занятий, объемы усвоения материала регламентирует учебное заведение, и студенту остается только в меру сил и способностей подстроиться под предложенную систему.

Конечно, система очного обучения помогает наилучшим образом усваивать знания. Этому в немалой степени способствует и непосредственное общение студента с преподавательским составом, которое может выходить за рамки учебных занятий.

Как правило, такую форму обучения выбирают выпускники школ и те молодые люди, которые могут позволить себе не работать, а все свое время посвящать обучению. Конечно, можно совмещать трудовую и учебную деятельность, но при очной форме приоритет все же будет принадлежать учебе.

Заочная форма обучения

При заочной форме студент самостоятельно организует свой учебный процесс, фактически занимаясь самообучением. Роль учебного заведения сводится к своеобразной ориентации обучающегося. В соответствии с учебным планом ему предлагаются те или иные дисциплины для изучения, даются ориентировочные пределы, в каких эти дисциплины должны быть усвоены, рекомендуются источники, которыми можно пользоваться в процессе самообразования.

Дальнейшее обучение, его организация, а во многом и содержание остаются в ведение самого студента. Он сам выбирает время для занятий, определяет объемы учебного материала, которые ему необходимо усвоить для того, чтобы успешно сдать сессию.

Экзамены и зачеты, как и при очной форме обучения, при заочной позволяют контролировать уровень знаний студента по тем или иным дисциплинам. Роль промежуточных зачетов при заочной форме могут играть письменные работы (рефераты, курсовые и контрольные работы), которые студент обязан переслать преподавателям в течение семестра или сдать непосредственно перед началом очередной сессии.

Считается, что обучение на заочном отделении не бывает столь же качественным и полным, как при очной форме обучения. Но при высоком уровне самодисциплины, серьезном подходе к процессу обучения студент-заочник по уровню своих знаний может приблизиться к слушателю очного отделения.

Читать еще:  Перевод на язык жестов. Как я начала учить язык жестов

Заочную форму обучения выбирают те, кому необходимо продолжать трудовую деятельность, не прерываясь на учебу. Это позволяет без ущерба для своего материального положения и профессионального статуса получить дополнительные знания и диплом об образовании.

Очная и заочная формы обучения: сравнение, плюсы и минусы

Многие люди по окончании школы задаются вопросом: «Что значит очная форма обучения?». В этой статье мы постараемся раскрыть тему очного и заочного обучения в высшем учебном заведении. Поговорим о плюсах и минусах каждой формы и поможем определиться с выбором. Крайне важно понимать, что в зависимости от этого выбора форма подготовки и программа обучения по специальности может серьёзно отличаться.

Очная форма

Корни слова «очная» происходят из старославянских языков. «Оком» во времена Древней Руси называли глаз, соответственно, «очный» будет означать какой-то зрительный контакт. Иными словами, порядки мало чем отличаются от школьных. Каждый день студенты посещают занятия, получают оценки по дисциплинам и в конце семестра сдают по ним зачёты и экзамены. Впрочем, к очной форме можно отнести и школьное обучение, ведь дети тоже ежедневно ходят на уроки.

Жизнь студента университета на очной форме обучения состоит из прослушивания лекций в огромных аудиториях, посещения семинаров и практических занятий, написания и защиты контрольных и курсовых работ. Нагрузка различается в зависимости от выбранной специальности и, конечно же, самого ВУЗа.

Стоит заметить, что в большинстве российских институтов для успешного завершения полугодия и, соответственно, учебного года, требуется постоянная посещаемость занятий. Студенты должны получать знания от преподавателей. В этом и состоит смысл очной формы обучения. Помимо этого обучающимся в дополнительную нагрузку дают самостоятельное изучение некоторой литературы, домашнюю подготовку к занятиям и т. д.

Заочная форма

Само понятие считается полной противоположностью очному обучению. Другими словами, смысл заочной формы в том, что студент не посещает занятия в университете каждый день. Вместо этого он весь семестр готовится к сдаче зачётов и экзаменов дома по материалам, полученным в начале учебного года. В конце полугодия или в его середине (зависит от университета) заочники приходят в институт на сессию.

Плюс заочного обучения состоит в том, что студент получает практически полную свободу действий. Он может месяцами сидеть дома за книжками или, например, устроиться на работу, чтобы оплачивать обучение. В большинстве российских ВУЗов оно более, чем в два раза дешевле, чем обучение очное.

По заочной форме обычно, учатся те, кто не хочет тратить время на посещение лекций и университета. Как правило, это люди, имеющие постоянную работу, проходящие переквалификацию или получающие дополнительное образование. Если студент официально трудоустроен, ему даётся справка, согласно которой на время сессии он вправе не приходить на работу.

В некоторых университетах заочная форма — это способ избежать отчисления из университета, так как требования к студентам гораздо ниже, чем на очном обучении. Студентам с катастрофической неуспеваемостью обычно предлагают перевод на заочное отделение с сохранением специальности и результатов по пройденным дисциплинам.

Первая сессия у студентов-заочников служит для ознакомления. На ней можно получить минимальный материал, необходимый для сдачи экзаменов, освещается расписание, проводятся первые лекции и практические занятия.

Читать еще:  Расчет биоритмов. Как рассчитать свои биоритмы

Как сделать выбор

Чтобы понять, какя форма обучения больше подходит конкретно вам, следует разобраться в обеих. Что нужно для поступления на очное отделение? Разберём по этапам:

  1. Вопрос о приёме абитуриентов рассматривается в приёмной комиссии, поэтому именно туда нужно отнести документы для поступления в университет. Как правило, это школьный аттестат, паспорт, медсправка, несколько фотографий и другие бумаги в зависимости от специфики ВУЗа.
  2. Пройти вступительные испытания, которые в большинстве университетов России сдаются в середине лета, либо предоставить оригинальный сертификат о сдаче ЕГЭ.
  3. После сдачи необходимых документов и экзаменов остаётся только ждать результатов и оглашения списков зачисленных.
  4. Если вы попали в этот список, вам сообщат о первом собрании студентов, которое, проходит в августе, перед началом учебного года. На собрании объяснят, чем заняться в ближайшее время, куда идти и что делать.
  5. После парада первокурсников, традиционного для большинства университетов, приступить к занятиям. Первый месяц они носят ознакомительный характер, тем не менее, пропускать их категорически не рекомендуется.
  6. Подготовиться к сдаче сессии и успешно завершить семестр.

Очное обучение, несомненно, обладает множеством положительных характеристик, и вот лишь некоторые из них:

  • Знания, получаемые на занятиях, носят полноценный характер, так как студенту не нужно ничего додумывать самостоятельно — весь материал исходит из уст преподавателя.
  • Кстати о преподавателях, контакт с ними будет постоянным, что очень помогает, если часть материала плохо усваивается обучающимися, или у них просто есть какие-либо вопросы.
  • Постоянное посещение занятий, выполнение заданий и своевременная сдача сессии закаляют характер и тренируют дисциплину студента.

Отрицательных факторов, конечно, мало, но всё-таки они присутствуют:

  • Из-за учебной нагрузки, похожей на полноценную рабочую неделю с обилием материала, для самостоятельного изучения остаётся совсем мало времени на себя самого. Для многих студентов эта проблема является первостепенной, и контраст во времени, которое нужно уделить учёбе и себе, часто мешает сосредоточиться на чём-то одном.
  • Если у вас не получилось получить бюджетное место по вашей специальности, или его вообще не предусмотрено в данном университете, оплата обучения может быть очень дорогой, как для студента, так и для его родителей.

Если очная форма так хороша или так плоха (каждый для себя решает сам), стоит ли ее выбирать? Существует мнение, что для углублённого изучения выбранной профессии больше подойдёт очное обучение. И на самом деле, самостоятельное штудирование литературы не всегда помогает разобраться в материале.

Вопросы могут сами собой накапливаться в голове, и настанет момент, когда их будет больше, чем ответов. В такие моменты как никогда требуется помощь специально обученных людей, которые в этом разбираются. Здесь на помощь приходят преподаватели. Обучение в университете — тяжёлый труд. Поэтому просто придти и получить диплом не получится.

Таким образом, людям, которым нужно разобраться в своей будущей специальности, заоная форма вряд ли подойдёт. Времени больше, но само обучение намного сложнее и менее эффективно.

Плюсы заочной формы:

  • Стоимость обучения намного ниже.
  • Много времени, которое можно потратить на себя самого. Можно работу найти с постоянным графиком, чтобы оплатить обучение.

Делаем выводы

Вот мы и подошли к концу наших размышлений о том, что же лучше. По итогу получаем, что заочная форма обучения больше подойдёт людям, кто ценит собственное время, и кому оно нужно для выполнения других задач. Обычно, это люди, вышедшие из юношеского возраста, у которых уже есть работа или семья.

Читать еще:  Докучная сказка сочинить 3. Докучные сказки

А что же с очной формой? Она подойдёт юношам и девушкам, которые только окончили школу. Для большинства из них — это шанс разобраться в своей будущей специальности и стать профессионалом своего дела после выпуска из университета.

Видео

О формах образования, их достоинствах и недостатках вы можете узнать из этого видео.

Какая форма обучения лучше: очная или заочная? (4 фото)

Стационар, обучение, очная форма.

Для полноценного испытания всех прелестей студенческой жизни конечно надо выбирать стационар.
Положительные стороны дневного обучения:
• Наибольшее число учебных часов, углубленное изучение курса.
• Постоянное нахождение в профессиональной среде, среди будущих коллег, начальников и подчиненных. Вы нарабатываете полезные связи и знакомства.
• Проходя на практике стажировку, можно заранее получить возможность закрепить за собой престижную работу.
Отрицательные стороны:
• Для многих студентов сложно прожить на одну стипендию и приходится подрабатывать вечерами.
• Завершив обучение Вы получаете профессию, но не получаете опыта работы.

Вечерняя форма обучения:

Позволит Вам, работая, получать образование по вечерам (2-3 раза в неделю ходить на лекции и практику). Промежуточная между очной и заочной формами обучения.

Положительные стороны вечернего обучения:
• Студенты сами зарабатывают себе на жизнь.
• Получая образование и работая по профильной специальности, Вы уже начинаете свою профессиональную карьеру и к завершению института получаете и диплом, и пятилетний опыт.
• Постоянное присутствие в профессиональной среде.
• К студентам вечернего отделения преподаватели относятся более лояльно, учитывая их загруженность на работе и в институте.

Отрицательные стороны:
• Уменьшено время для обучения в сравнении со стационарным видом учебы.
• Большая загруженность.
• Возможные стрессовые ситуации, связанные с совпадающими по времени «завалами» на работе и экзаменационными сессиями.
• Пять лет учебы придется проводить без особых развлечений и отдыха.

Заочная форма обучения:

Наиболее удаленная форма обучения. Она не предполагает посещение лекций и семинаров на протяжении семестра, от студентов требуется только приезжать на время сессии и сдачи экзаменов.

Положительные стороны заочного обучения:
• Студент полноценно отдается работе, только два раза в год ездит на сессии.
• Самостоятельные занятия можно проводить тогда, когда есть время и желание.
• Преподаватели предъявляют к заочникам более низкие требования.

Отрицательные стороны:
• Подходит только для очень организованных и собранных людей.
• У работодателей могут возникнуть сомнения в качестве подготовки специалиста с заочным образованием.
• Многое придется постигать самостоятельно.
• Вытекает из предыдущего пункта – необходимо много времени на самостоятельное обучение.
Внимание! Рассмотрены идеальные условия учебы, когда студенты честно учатся и сдают сессию, а преподаватели независимы и не берут мзду. В противном случае все критерии утратят свои оценочные показатели. И сегодня, к сожалению, не единичны случаи, когда люди, имеющие деньги или находящиеся у «руля», получают по несколько высших образований и даже степеней, при этом упорно работая, одни для своего кармана, другие — непрерывно «заботясь» о народе.

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-834277-v-chem-raznica-mezhdu-zaochnoy-i-ochnoy-formy-obucheniya

http://liveposts.ru/articles/education-articles/vysshee-i-sredne-spetsialnoe/ochnaya-i-zaochnaya-formy-obucheniya-sravnenie-plyusy-i-minusy

http://fishki.net/2394036-kakaja-forma-obuchenija-luchshe-ochnaja-ili-zaochnaja.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector