Анализ поэтического произведения. Анализ стихотворения А.А

Схема анализа стихотворения по литературе

В огромнейшем массиве художественных произведений поэзию можно назвать самой рациональной и менее подверженной проведению такого приема, как анализ. Именно поэтому подобное задание вызывает больше всего вопросов у школьников. Знание схемы анализа стихотворения необходимо и студентам, обучающимся на филологическом факультете. И если раньше подобный вопрос находился в тени, то на сегодняшний день он является весьма актуальным. Ведь в современных школьных программах проведение анализа стихотворения требуется все чаще. Это связано с необходимостью успешного прохождения ЕГЭ, ответы на вопросы которого подразумевают овладение поэтическими навыками и знание терминологии.

Требования к ученикам с каждым годом усложняются. И уже на сегодняшний день им необходимо осваивать достаточно обширный пласт информации, а также хорошо ориентироваться в различных литературоведческих нюансах.

Схема анализа стихотворения может быть различной. В одних из них большее внимание уделяют форме. В других же упор делают на смысловое содержание стихотворения. В конечном итоге все будет зависеть от поставленной цели.

Схема анализа стихотворения в школе используется более простая. Здесь больше внимания уделяется образам, идее и содержанию. В вузе она сложнее и многоаспектнее. Студентам необходимо акцентировать внимание на типах строфики и ритмах, художественных средствах и лексике.

В чем заключена сложность работы?

Несмотря на то что четкая схема анализа стихотворения дается как учащимся школ, так и студентам вузов, все же жесткого алгоритма для выполнения подобного задания не существует. Ведь поэтический текст достаточно живой и начинает тускнеть при унифицированном подходе к его разбору и стремлении вогнать строки в заранее зафиксированные рамки.

Применять схему анализа стихотворения нелегко. Дело в том, что разрушить существующую гармонию поэтического произведения проще простого. В этом случае происходит разрыв тонкой ткани смысла, выражающей все самое сокровенное, сказанное автором.

Восприятие лирических произведений тесно связано с субъективностью. Именно поэтому применение схемы разбора при анализе стихотворения является настоящим искусством понимания поэта.

Помимо этого, выполнение задания значительно усложняется в связи с уникальностью каждого отдельного поэтического произведения. Ведь для одних из них важен размер, а для других – лирический сюжет. Различными являются и задачи поэта. Так, порой стихотворение призвано выразить то внутреннее состояние, которое характерно для лирического героя. Иногда же автор стремится создать поэтическую музыку или донести до читателя философскую мысль в форме определенных образов.

Именно поэтому любая схема анализа лирического стихотворения является условной. В связи с этим исследовательский текст или свободный комментарий могут начинаться с различных направлений. В конечном итоге все будет продиктовано логикой рассуждения учащегося.

Основные рекомендации

Прежде чем приступать к исполнению схемы анализа лирического стихотворения, необходимо решить для себя, зачем выполняется эта работа. Стоит отметить, что получение отметки педагога – цель вовсе не подходящая.

Если возникло желание передать эмоции и чувства, возникающие при чтении поэтического произведения или после этого, то не стоит ограничивать себя. На бумагу должно быть переложено все то, что творится на душе.

При желании внимательнее рассмотреть литературоведческие аспекты схема анализа стихотворения должна быть логичной и последовательной. В этом случае важно не отступать от плана. Должны быть также рассмотрены рифма и тема, исторический контекст, а также взаимодействие и связь всех этих частей.

Перед тем как применить схему анализа стихотворения по литературе, следует зафиксировать тезис. Это утверждение, которое должно быть либо доказано, либо опровергнуто. Тезис следует повторять каждый раз при рассмотрении новой части анализа. Только в таком случае полученный результат будет завершенным и целостным.

В схеме анализа поэтического произведения можно менять пункты местами, соединять их или добавлять свои. Главная задача при этом заключается в том, чтобы теоретически грамотно и эстетически красиво изложить собственное мнение о тексте, пытаясь при этом до конца понять автора.

При написании анализа следует также использовать цитаты. Это также придаст завершенность выполненной работе.

Рассмотрим схему целостного анализа стихотворения.

Название произведения

При рассмотрении стихотворения оно должно быть указано в первую очередь. Здесь же следует назвать и имя автора. Ведь стоит помнить о том, что текст не возник сам по себе. Его кто-то создал. И этот кто-то является очень важным для нас, ведь он автор. К сожалению, нередко учащиеся этот пункт пропускают. Однако даже в том случае, когда анализ выполняется в форме сочинения, внесение данных сведений является обязательным. Ведь название произведения является ключом к его пониманию. И даже если его нет, то это тоже дает нам пищу для размышления.

Например, при составлении схемы анализа лирического стихотворения «Дождливое лето» необходимо указать на его автора. Им является Афанасий Фет. Этот поэт в своих произведениях уделял большое внимание природным явлениям. При этом описывал он их с удивительной точностью и мастерством. Красота российской природы вдохновляла Фета на создание замечательных стихов, одним из которых является «Дождливое лето».

История создания

Каждое из стихотворений написано в то или иное время. И указание такого периода является весьма важным для понимания всего произведения. Ведь что-то определенное происходило в эти годы в культуре и в политике, в науке и в сфере общественных отношений. Эти события могли каким-либо образом повлиять на контекст труда в целом.

В этом же пункте анализа рассматривается и история создания стихотворения, освещаются те факты, которые каким-либо образом связаны с лирическим сюжетом. Порой такие произведения имеют посвящения. Об этом также стоит упомянуть.

Осмысление данного пункта при проведении анализа позволит выяснить то место, которое стихотворение занимает в творчестве поэта. При этом следует упомянуть, когда и где оно впервые было опубликовано.

Схема художественного анализа стихотворения непременно содержит и этот пункт. Важно определить жанр поэтического произведения. Это может быть ода или элегия, сатира или мадригал и т. д. При этом следует обосновать свои выводы. После этого необходимо дать ответы на вопросы о том, какое место данный жанр занимает в творчестве поэта и является ли он для него типичным. Выделяют и то литературное течение, к которому относится творец. Например, стихотворение может быть написано в традициях аскетизма или футуризма, модернизма, реализма, романтизма и т. д.

Читать еще:  К чему снится Инопланетянин? К чему снятся добрые инопланетяне.

Следующим пунктом анализа является выделение основы заданного текста. Это и есть тема произведения. С ее определением у учащихся порой возникают определенные сложности. Для начала принято указать основную тему, подобрав наиболее подходящий вариант из нескольких традиционных. Например, это может быть описание пейзажа или рассказ о дружбе. Тема может быть также философской и любовной, гражданской и т. д. Желательно при этом дать описание главных мотивов произведения, которыми может быть вражда и одиночество, тоска и изгнание, встреча и разочарование.

Только после определения темы произведения можно будет понять его основной смысл и подтекст. Это является немаловажной частью выполнения задания. Так, проведенный по схеме анализ стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина позволяет определить тему произведения. Ею является человек и природа, а также взаимосвязь его души с ее миром. Автором даны красочные и достоверные образы зимнего солнечного утра. В данной поэтической работе они соединены с любовными мотивами.

Анализ композиции и сюжета

Следующим пунктом плана является развитие действий и конфликта стихотворения. Здесь стоит кратко пересказать сюжет (при его наличии) и выделить основные из происходящих в нем событий. Сделать это необходимо, даже если в поэтическом произведении дается лишь описание природы. В этом случае указывается на то, что «герой любуется …». В лирико-эпическом жанре сюжет, как правило, развернутый. В лирических стихотворениях, напротив, заметно ослаблен.

Данный пункт следует после выяснения основной темы, мотивов и развития конфликтов поэтического произведения. Для определения идеи рекомендуется дать ответ на проблемные вопросы. При этом важно определить суть стихотворения и его подтекст.

Проблема, как правило, редко формулируется автором открыто. Ее следует искать в подтексте.

Очень часто школьники не могут уловить отличие идеи от темы. Не проводят четкую границу между этими понятиями и некоторые учителя. Стоит помнить о том, что тема – это именно то, о чем ведется рассказ в этом произведении. Идея стихотворения заключена в том, для чего оно написано. Именно идею автор облекает в поэтическую форму, придумывая при этом конкретное содержание. Именно она и появляется первой. Идея в произведении играет главную роль, определяет его форму и тему, а также художественные средства.

Настроение

Определение данной характеристики также считается немаловажным пунктом. Учащимся следует определить то настроение, с которым написано поэтическое произведение, а также его изменения по ходу сюжета. Как правило, чувства автором описываются в динамике.

Герой

Его выделение также важно при анализе стихотворения. Но даже среди ученых-литературоведов существует различное мнение о границах данного понятия. Очень часто герой поэтического произведения проявляется через эмоции. Именно поэтому его полностью уподобляют автору. Однако это неверно. Автор и лирический герой могут иметь различную связь.

Порой выделяется лирический субъект. Считается, что описанный мир пропущен через призму выдуманного «я». Иногда герой считается «двойником» автора, который помогает раскрыть его сознание.

Что касается философских поэтических произведений, то в них определить лирического героя намного сложнее. В этом случае на первом плане оказывается проблематика, а не чувства и эмоции.

Композиция

Для ее определения текст понадобится разделить на смысловые части. После этого намного проще определиться с сюжетом темы, трансформацией настроения, понять главную мысль поэта.

В этом случае следует определиться с написанием строфы. Является ли она законченной мыслью или ее выражают несколько из них? В этом пункте анализа существует один нюанс. Отдельно следует написать о той роли, которую играет последняя строфа. При этом указывается, насколько значимой она является для раскрытия общей идеи и содержит ли вывод.

Стоит отметить то, что далеко не каждое стихотворение обладает выраженной композицией. Все зависит от специфики текста.

При составлении схемы анализа стихотворения «Море» В. Жуковского произведение условно делят на три части. Их отличия состоят в смысловом содержании и в интонации. В первой части читатель видит море спокойным, полным безмятежности и мира. Неизменным спутником такой стихии является чистое небо. В этой части стихотворение имеет неторопливые интонации и плавный, завораживающий ритм. Уже с пятого четверостишья автор рисует бурю.

Море при этом враждебно. Тревожной становится интонация. Ритм стихотворения ускоряется. Третья часть показывает нам море после бури. С неба уже ушли тучи. Однако водная стихия все еще не пришла в спокойное состояние. Интонация вновь понижается, но тревожные нотки все еще слышны.

Лингвистический анализ

После рассмотрения всех изложенных выше пунктов указывается та лексика, которая используется автором в своем произведении. Схема лингвистического анализа стихотворения содержит в себе перечисление всех литературных приемов, художественных средств и точное определение стихотворного размера. Указать в данном пункте следует и использованные в произведении архаизмы и неологизмы, окказионализмы, а также лексику (бытовую и публицистическую, книжную и повседневную).

При проведении анализа школьники чаще всего ограничиваются размером строк стихотворения, указывая на применение ямба или хорея, дактиля, анапеста или амфибрахия. Также они изображают его графический рисунок и определяют количество стоп – единиц поэтического произведения. Также школьниками указываются тропы, которыми являются сравнения и эпитеты, аллегории и олицетворения, метафоры и гиперболы.

Студентам университетов анализ необходим более детальный. Они должны подробно расписать те средства, которые используются в поэтическом синтаксисе. Для выполнения задания понадобится дать указание и на интонационные фигуры, в числе которых обращение и восклицание, риторический вопрос и анафора, стык и градация, параллелизм и пропуск, антитеза и эпифора, бессоюзие и инверсия, сопоставление противоположностей и инвектива. Помимо этого, по требованиям вуза в таком анализе должна быть детально расписана поэтическая лексика, подробно обозначена рифма (точная, смежная, мужская), указаны ритмообразующие компоненты (концевые паузы, метрические ударения, внутренние созвучия и проч.).

Правильно составленный анализ произведения позволит открыть в нем что-либо новое, незамеченное при чтении. Также выполнение подобного задания позволит развить литературные навыки и память.

Аналогичной является и схема сопоставительного анализа стихотворений. Только в этом случае рассматриваются два произведения, которые сравниваются между собой по всем вышеизложенным пунктам.

Анализ поэтического текста

Разделы: Литература

Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Конечно, такое положение вещей можно оправдать ограниченным количеством часов, отводимых программой на изучение теории литературы и теории поэтической речи в частности. Однако существуют и другие причины. Прежде всего – нехватка вразумительных методических пособий, да и те, что имеются в наличии, представляют собой пространные трактаты для узких специалистов, либо набор схем, буквальное следование которым может высушить даже самые пронзительные лирические тексты.

Читать еще:  К чему снятся старые часы. Сонник Дмитрия и Надежды Зимы

Формула Колриджа гласит: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».

Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение «надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».

Современная теория стиха находится в стадии большого оживления и вместе с тем – в процессе брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху. Большая часть их вышла в последние десятилетия. В них много противоречий, изысканий в чрезвычайно узких областях знаний.

Здесь предлагается схема анализа поэтического текста.

Но это только примерная схема, строго следовать ей было бы смешно. Пользуясь этой схемой, не надо забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы полностью не «поверять алгеброй гармонию».

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой последовательности:

— время создания стихотворения;

— чем вызвано его появление на свет;

— кому или какому событию посвящено;

— с какими событиями в жизни поэта связано.

3. Смысл заглавия.

Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.

(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)

Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.

6. Тема стихотворения.

В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». В. И. Даль определил тему как «положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют».

Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.

7. Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.

«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).

«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).

8. Идея произведения.

Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта «тянется к перу, перо – к бумаге».

Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика. протест. отрицание. утверждение. и др.

Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.

9. Пафос стихотворения

Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя.

В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса.

10. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, «композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».

Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:»Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе». Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.

11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

12. Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нём, надо рассматривать фонику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма).

13. Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.

Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы («истина в вине»), удвоение («мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация («не час, не день, не год уйдёт»), параллелизм, эллипсис («мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги»), инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении. Это эпитет, сравнение («под ним Казбек, как грань алмаза»), гипербола («в сто сорок солнц. «), литота («ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»), ирония («отколе, умная, бредёшь ты , голова?), аллегория («проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?), олицетворение («я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство»), метсафора («Ах, увял головы моей куст»), метонимия (суд идёт), синекдоха («. девичий стан. «), перифраз (Ключ Касталии – Кастальский ключ).

Читать еще:  Ники для серьезных парней кс 1 6. Ники для кс для девушек

Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста.

Можно говорить о «тучках небесных», выписывать эпитеты: «вечные странники», «степью лазурною», «цепью жемчужною», но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели.

На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора.

Тимофеев: «Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает. Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают. «.

14. Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источники:

http://www.syl.ru/article/370916/shema-analiza-stihotvoreniya-po-literature

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604882/

http://bingoschool.ru/blog/205/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector