Театрализованная игра. Театрализованная игра в детском саду

Театрализованные игры для дошкольников

Ольга Мохова
Театрализованные игры для дошкольников

Театрализованная деятельность в детском саду направлена на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие индивидуальные способности. А также способствует самовыражению дошкольника.

В основе подготовки детей к театрализованным постановкам, инсценировкам, участию в спектаклях лежат театральные игры, в основе которых лежит техника освобождения от зажимов. Игровые ситуации, этюды, как правило, способствуют развитию у ребенка психические процессы — внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности. Театральные игры способны развивать у детей познавательные интересы, а также реализовать у детей потребность в театре, как в искусстве, что наиболее актуально в наше время. Ведь дети в основном смотрят сейчас анимированные, художественные фильмы да не всегда лучшего качества

Методические разработки театрализованных игр и этюдов:

• Игра “Как это сделаешь ты?”

Цель: развивать воображение, фантазию, веру, умение объяснять свое поведение и действия предлагаемыми обстоятельствами, а не выдуманными причинами.

Суть игры в том, что дети делятся на 3—4 творческие команды, каждая из которых получает по определенному заданию. Ведущий предлагает ребятам придумать и показать различные варианты поведения по конкретному заданию, например: человек слушает, поднимает руку, ест, бежит, плачет, смеется и прочее. Каждый ребенок придумывает для себя свой вариант поведения, а задача остальных ребят заключается в том, чтобы разгадать, где он находится и чем занимается. Необходимо отметить, что в разных условиях одно и то же действие может выглядеть по-разному.

• Игра “Угадай, что я делаю”

Цель игры — развить воображение, память, а также способность объяснить свою позу.

Суть игры в том, чтобы ребенок угадал и смог объяснить, что по его мнению делает ведущий.

Ход игры: ведущий предлагает ведущему поочередно принять определенные позы:

1) наклониться вперед;

2) сесть на корточки;

4) стоять с поднятой рукой;

5) стучать по столу….

Дети должны угадать, что может делать ведущий. (Это должны быть разные ответы).

Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности.

Ход игры: дети по началу определенной музыки изображают играющих котят, потом звучит звук дождя, «котята» забегают домой и стряхивают с себя мокрые капли, умываются.

• Этюды по сказке «Заюшкина избушка» на выражение эмоций и движений:

Дети показывают лицом настроение лисы, когда она выгнала зайца (Под торжествующую музыку дети показывают гордость в позе, жестах, выражении лица).

«Лиса выгнали из домика»

Дети показывают лису, когда ее прогонял петух, какое у неё было настроение. (Под «грустную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, испуганное и грустное одновременно)

«Заяц под кустом»

Дети показывают, как грустный, плачущий зайка идет по лесу и прячется под куст.

«Петушок выгоняет лису»

Дети подражают петушку, показывая его решительность, смелость.

«Ледяной домик, который тает»

Дети показывают сначала напряженную, вытянутую «ледяную скульптуру», постепенно руки, спина становятся мягкими, и фигура «сползает» на пол.

• Этюд на стихотворение:

На всех нас без сомнения,

На кого указывает ведущий в считалочке, тот показывает соответствующее выражение лица.

Этюд «Пьеро, Мальвина, Буратино»

Дети передают мяч по кругу под музыку из фильма про Буратино. На ком музыка остановилась, тот встает в позу и принимает соответствующее выражение лица героя, которого назвал ведущий.

«Немой диалог» на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама во дворе дома, а вы смотрите на нее из окна. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

• Этюд «Утро начинается»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель рассказывает, как начинается день у ребенка, как он просыпается, потягивается, делает зарядку, умывается, чистит зубы и т. д…и приходит в детский сад, здоровается с воспитателем и друзьями. Дети без слов с помощью пантомимы изображают эти действия.

«Варись, варись кашка» Песня гр. «Талисман»

Цель: развивать пантомимические навыки у детей

Под текст песни дети изображают, как они варят кашку, закладывают в кастрюлю крупу, сосиски.

Мы сегодня встали рано

И пока мамуля спит

Кашу ей сварить решили,

Чтобы чем – то удивить.

Мы пока крупу искали,

Как так вышло, мы не знаем,

Видно шустрое оно

Варись, варись кашка

Варись и веселей

Порадуем сегодня мы всех своих друзей

Варись, варись кашка

Варись и не ленись

Тебя уже тарелки и ложки заждались.

Вместе все же мы решили

И на этот раз ведерко

Для надежности налить

Чтобы каша вышла вкусной

Добавляли, что могли

Колбасу, конфеты, булку

Посолили от души.

Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности, чувствовать лирическое настроение музыки.

Под лирическую музыку «Цветочные поля» из фильма «Про Красную шапочку» дети показывают, как распускается цветок и качается на ветру.

Дети «пришли» отдохнуть на лужайку, полежать и погреться на солшышке, поиграть с мячом в разные игры, попрыгать на скакалке и т. д. Поочередно дети придумывают и показывают действие, остальные угадывают.

Дети с «султанчиками» в руках имитируют праздничных салют под фонограмму, почередно поднимая руки вверх, соотвнтственно звукам аудиозаписи.

«А может наоборот – добрый?»

Воспитатель предлагает вспомнить детям злых героев из сказок (Карабаса- Барабаса, Бабу Ягу, Волка и т. п.) и предположить, почему они злые. (Дать разные версии. Например, Волк рос в стае злых волков, был голодный. У Бабы Яги не было друзей, в лесу одна и т. п) Детям предлагается придумать и обыграть разные сцены с этими героями, если б они были добрыми. (Например, сцена встречи Красной Шапочки и Волка)

Дети передают поочередно «зеркало – смешинку» и глядя в него пытаются рассмеяться. У кого лучше получилось, более заразительно – приз «медалька – смайлик»

Задача: выражением лица, разными действиями показать человека, опоздавшего на электричку.

По принципу «Игра со стульями», только стулья стоят в ряд, изображая поезд. Дети садятся на стулья и имитируют под музыку «Опять от меня сбежала последняя электричка» движение. Один пассажир лишний (опоздавший) – подбегает на «перрон» позже других и изображает отчаяние, смотрит на часы и т. п. Затем дети встают с мест, кладут руки на плечи впереди стоящего, последним цепляется опоздавший. «Едут» вокгуг стульев, как музыка прерывается, нужно успеть занять места, кому не хватило – другой «опоздавший» пассажир. Игра повторяется.

Читать еще:  Любовный гороскоп на июль года козерог.

Цель: развивать внимание.

На экране демонстрируется презентация, где изображены какие – либо герои из сказок, затем поочередно кого – то из них не хватает. Дети угадывют, кто из сказочных персонажей пропал с презентации, путем изображения его без слов.

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения поэтапно, как роза выросла, как распускалась, как постепенно вяла и опадали лепестки.

Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение.

«Король» сидит на троне с короной а голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (Повара, прачки, швеи и т. д.). первая группа подходит к «Королю»:

Работники: Здравствуй, Король!

Работники: Нужны Вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Король должен отгадать профессии работников. Если он угадал правильно, то дети разбегаются, а он догоняет. В процессе игры педагог усложняет характер короля (Жадный, то злой, то добрый, легкомысленный, то сварливый).

Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение…Учить детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми.

Педагог назначает именинника. К нему по очереди приходят гости и дарят воображаемые подарки (куклы, мяч, бадминтон, конструктор). Дети показывают, что можно с этим делать, а именинник отгадывает.

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Дети сидят на стульчиках в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди,

сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Варианты могут быть разными. Например: радиограмма в море тонет корабль, передает радиограмму с просьбой о помощи. Первый ребенок «Радист», он передает по цепочке ритмический рисунок хлопками в ладоши или по плечу товарища. «капитан» тонущего судна (в конце цепочки) ,если повторяет рисунок правильно, то корабль спасен.

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате, за окном, в коридоре. Затем рассказать, что слышал, на что похоже.

«Угадай, что не так»

Цель: Тренировать зрительное внимание.

Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов или игрушек, просит детей закрыть глаза, убирает, либо меняет местами игрушки, затем дети должны угадать,что изменилось.

Цель: Развивать активное внимание и быстроту внимания.

По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты – по одному опустить руки, по двум – сесть.

«Упражнения со стульями»

Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко, домик для куклы (квадрат, самолет, автобус и т. д….

Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Дети сидят на стульях в полукруге и на пол по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка и водящего. Детей надо предварительно поделить на зрителей и исполнителй.

Дети имитируют движения рыбака, как он цепляет корм на удочку, как забрасывает ее, тянет рыбу и т. д.

• Инсценировка стихотворения И. Жукова «Киска»

Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?

Киска: Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

На хвостик наступаете!

Формирование творческих способностей у детей с ОНР Как можно у дошкольников развить фантазию, умение творчески мыслить? Что для этого нужно сделать? Из своего педагогического опыта могу точно.

Танец «Серенькая кошечка». Исполняют дети второй младшей и средней групп Видео Дети нашей группы любят заниматься театрализованной деятельностью, в которой у них развиваются все познавательные психические процессы,.

Картотека Театрализованных игр для детей 3 – 7 лет
картотека по теме

Картотека театрализованных игр подобран с учетом возрастных особенностей детей 3 – 7 лет и распределен по возрастным группам. Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, рав­номерно размещаться по площадке, строить диалог с партне­ром на заданную тему; развивать способность произвольно на­прягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое вни­мание, память, наблюдательность, образное мышление, фан­тазию, воображение, интерес к сценическому искусству; уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Картотека театрализованных игр для детей 3 – 7 лет

Педагог дополнительного образования Тукбаева Г.Л.

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Читать еще:  Fallout 4 все квесты. Основные задания

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Театрализованные игры в детском саду

Майя Рассахатская 06.05.2018 7 10.7k

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

Значение театрализованных игр для дошкольников

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

В процессе театрализованной игры дети учатся подмечать интересные идеи и реализовать их в жизни

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
    • способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
    • формировать умение слушать и понимать речь;
    • способствовать формированию выразительности речи;
    • развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
    • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
    • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
    • способствовать обогащению и выразительности речи;
    • развивать память, мышление, воображение, внимание;
    • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

      Воспитанникам младших групп педагог демонстрирует все игровые действия на собственном примере

      Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

      Науменко О. Н., воспитатель

      «Основные задачи театрализованных игр в разных возрастных группах ДОУ»

      Виды театрализованных игр в детском саду

      В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

      • Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
      • Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

      В театрализованных играх дети учатся интонировать и развивать сюжетную линию

      Игры-драматизации

      В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

      • Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
      • С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
      • Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
      • Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

      Персонажей-кукол можно изготавливать вместе с детьми. Это поможет дополнительно создать коммуникативные контакты в группе, а также найти дошкольникам интересное и полезное занятие.

      Действия с куклами более интересны для ребят средней и старшей групп ДОУ

      Режиссёрские игры

      Среди этого вида игр принято выделять следующие:

      • Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
      • Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
      • Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
      • Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
      • Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

      В младших возрастных группах детей больше привлекают игры с наглядными предметами (картинками, игрушками и т. п.)

      Отмечу, что театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых и проч.) обязательным наличием, независимо от вида деятельности (будь это настольный театр картинок или импровизация), сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.

      Таблица: особенности театрализованных игр в разных возрастных группах

      • Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
      • Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
      • Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
      • Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
      • Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым.
      • Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
      • Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
      • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.
      • Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
      • Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
      • Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
      • Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
      • Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
      • В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.
      • Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
      • Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
      • Происходит совершенствование приобретённых навыков.

      В играх-драматизациях в младшей группе воспитатель является главным действующим лицом

      Проведение и организация театрализованных игр в ДОУ

      Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их проведение требует от воспитателя особой внимательности.

      Методика проведения театрализованных игр в ДОУ

      Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.

      Требования к играм

      К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

      • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
      • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
      • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
      • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

      Этапы работы с игровым материалом

      В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

      1. Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
      2. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
      3. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

      Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

      Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:

      • Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами и т. п.
      • Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.
      • Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).

      Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.

      Рекомендации к проведению

      Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:

      • Внимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты: ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.
      • При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
      • Стремитесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

      Важно, чтобы по окончании игры были довольны как актёры, так и зрители

      Временной план игры

      В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

      • Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.
      • Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
      • Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.
      • Старшая группа: от 7–10 до 25 минут.
      • Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.

      Источники:

      http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanye-igry-dlja-doshkolnikov-teatralizovanye-igry-dlja-doshkolnikov.html

      http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/16/kartoteka-teatralizovannykh-igr-dlya-detey-3-7-let

      http://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/teatralizovannyie-igryi-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: