Распространение идей реформации в европе. Предпосылки и причины реформации

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕЙ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ

Эпоха Реформации является последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация– это широкое религиозное и социально—политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран. Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация породила третью после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.

Под протестантизмом принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

Отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы.

В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.

В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир. В результате этого за князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».

Гораздо дальше лютеран пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564).Центральным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству. Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко преследовала своих противников.

Таким образом, термин «реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.

Причинами Реформации были:

1) нарастание и развитие буржуазных отношений;

2) выдвижение индивидуализма;

3) оформление государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от католической церкви.

Реформация подорвала духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Введение

Реформация — крупнейшее общественно-политическое движение начала 16в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Кроме этого, Реформация — движение, вызванное глубоким многоплановым кризисом западноевропейских стран. Сегодня мировое сообщество, по мнению многих политологов и экономистов, входит в период политического, социально-экономического, мировоззренческого кризиса. Поэтому я считаю актуальным вопрос изучения Реформации. В своей работе я хочу заострить внимание на социально-экономических аспектах этого движения. В связи с этим я акцентировал своё внимание на социально-экономических причинах и последствиях этого процесса и рассмотрел социально-экономические аспекты взглядов протестантов.

Цель моей работы:

Проследить взаимосвязь Реформации и социально-экономическое развитие стран Европы, XVI — XVII века»

Исходя из заявленной цели, мною были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причинно-следственные связи европейской Реформации.

2. Изучить социально-экономические аспекты взглядов протестантских вероучений.

3. Дать оценку общественно-политическому движению Реформации.

протестантский реформация экономический европа

В ходе работы над рефератом я использовал справочную литературу, монографии Бецольда Ф., Косаревой Л.С., Порозовской Б.Д. Большое внимание при работе над темой я уделил работе Бобера М. «Протестантская этика и дух капитализма Вебер М.». Кроме этого в работе использованы интернетматериалы: filosof. historic.ru, slovari. yandex.ru, wikipedia.org

Читать еще:  День рождения на англ. Поздравляю с днем рождения

Предпосылки и причины Реформации

Любое крупное общественно-политическое событие, а именно таким и является Реформация, обусловлено целым набором причин и предпосылок. Для того, чтобы лучше понять явление, процесс необходимо внимательно рассмотреть ситуацию предшествующему ему. В XIV — начале XVI века Европа переживала ряд серьезных внутренних изменений? Среди них — социально-экономические, политические, культурно-религиозные.

Во-первых, в Позднее Средневековье начинается смена типа производства, появление торгово-промышленного производства, которое приходит на смену натуральному хозяйству, оказывает влияние на общественное устройство Европы. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Эта буржуазия не включена в социальную структуру средневековой Европы, в которой она живет. Она исключена из сословного устроения общества, которое было связано с земельным типом производства Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устроение. Этот протест выразился против иерархического устроения церкви, которое с точки зрения буржуазии было повторением иерархического устроения общества. Именно буржуазия поддерживала Реформацию деньгами, оружием. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. — М., 1987.

Во-вторых, церковные налоги составляли порой существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные: например, немцы считали, что итальянцы их просто грабят в лице пап. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. — М., 1991 Кроме этого, высокие цены на совершение церковных обрядов не могло не вызывать широкого недовольство населения.

В-третьих, в этот период во многих странах идёт процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство среди монархов и даже среди крупных светских феодалов.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот — подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

В-четвёртых, наблюдается внутрицерковный кризис. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого — в сентябре 1377г. Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Кроме этого стали заметны признаки упадка, морального разложения католической церкви, ярким свидетельством этого была продажа индульгенций. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. — М., 1987. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

В-пятых, католическая церковь к XVI веку сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала экспроприировать эти владения. Известно, что в 1528 году датский король Кристиан III в ходе Реформации провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. — М., 1987.

В-шестых, Возрождение существенно изменило мировоззрение европейцев. Начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. В эпоху Возрождения также появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Подводя итог можно определить несколько основных социально-экономических, политических и культурных причин:

1. Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений

2. Формирование централизованных государств, укрепление королевской власти.

3. Распространение идей Возрождения.

4. Внутренний кризис, падение морального авторитета католической церкви.

Распространение Реформации в Европе

В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: Распространение Реформации в Европе) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь). Ответом на Реформацию стала Контрреформация – церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

Читать еще:  Какие функции относятся к группе управление потребителем. Сбытовая функция

Предыстория

Причины возникновения новых направлений в протестантизме

Отсутствие у протестантов единого контролирующего центра, подобного папству.

Предпосылки возникновения Контрреформации

  • Нежелание католиков мириться с Реформацией.
  • Потеря Римом источников дохода – церковной десятины и пр. на охваченных Реформацией территориях.

События

1534 г. – учрежден орден иезуитов (Общество Иисуса). Контрреформация сопровождалась укреплением церковной организации, повышением уровня подготовки духовенства, созданием новых эффективных учреждений. Одно из них – основанный Игнатием Лойолой орден иезуитов. Цель ордена – защита и распространение католицизма.

1542 г. – в Риме учрежден верховный инквизиторский трибунал.

1545–1563 гг. – Тридентский собор. Закрепил догматы католической церкви, укрепил власть папы римского, привел к усилению гонений на протестантов, расширению деятельности инквизиции.

1553 г. – в Женеве сожжен Мигель Сервет.

1559 г. – в Риме был издан индекс запрещенных книг.

1600 г. – в Риме по обвинению в ереси сожжен Джордано Бруно.

Участники

Жан Кальвин (1509–1564) – лидер Реформации, фактический правитель Женевы («женевский папа»), основатель кальвинизма. Ядро учения Кальвина – идея предопределения. Согласно этой теории, одни души изначально предопределены к спасению, другие – к гибели. Способность к продуктивному труду и добродетели, с точки зрения кальвинизма – знак спасения. Это связано с тем, что человек трактуется как орудие бога. Если он делает добрые поступки, если он способен трудиться, значит, им руководит бог, на нем лежит благодать божья. Таким образом, кальвинистское учение поощряет человека к труду, деловой активности и оправдывает успех в мирских делах.

Мигель Сервет (1511–1553) – испанский богослов и врач, первая жертва протестантского фанатизма.

Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ.

Игнатий Лойола (1491–1556) – испанский дворянин, богослов, основатель ордена иезуитов.

Заключение

Протестантизм подорвал монополию католической церкви в Европе. Несмотря на усилия Контрреформации, папе римскому перестали подчиняться Англия, Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Швейцария, северогерманские земли и прибалтийские земли. Светская власть в протестантских странах приобрела большую свободу и самостоятельность. Были созданы национальные церкви.

Такие особенности протестантизма, как необходимость индивидуального общения с богом без посредников, самостоятельное чтение Священного писания, а также личная ответственность за спасение своей души, способствовали развитию индивидуализма. Необходимость самостоятельного чтения Библии привела к повышению уровня грамотности в протестантских странах.

Борьба католиков и протестантов привела к религиозным войнам во Франции (см. урок «Религиозные войны и укрепление монархии во Франции»).

Конспект

Реформация, начавшись в Германии, вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не везде она проводилась по лютеранскому образцу. Появились другие протестантские течения. Так, в Швейцарии возник кальвинизм (направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином). Организация кальвинисткой церкви отличалась как от католической, так и от лютеранской. Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии (там они назывались пуританами), в Нидерландах, во Франции. Позднее эмигранты перенесли религиозное учение Кальвина в Новый Свет. Протестантизм нанес сильный удар по позициям католической церкви. Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «контрреформация». Ее поддержали Испания, Франция, а также часть германских и итальянских земель. Контрреформация состояла из различных по своему характеру мер: от попыток сдержанной реформации католичества до силовых методов борьбы с протестантизмом. В 1534 году был основан орден иезуитов, главной целью которого было укрепление позиций католической церкви по всему миру. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру. Они участвовали в общественно-политической жизни, оказывая влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, высокопоставленным чиновникам и вельможам, убеждая их проводить политику в интересах Папы Римского. Иезуиты открывали школы, которые отличались в XVI–XVII вв. высоким уровнем образования.

Рис. 1. Жан Кальвин (Источник)

Жан Кальвин родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву. Здесь выходит его знаменитый труд «Наставление в христианской вере». В основе учения Кальвина лежит теория божественного предопределения. Кальвин считал, что достичь вечного спасения удостоены лишь немногие. Человек может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Бог дает человеку знак — успех в делах. Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство, считал лень величайшим пороком, осуждал церковные праздники, предписывающие верующим не работать в эти дни. Под воздействие учения Кальвина возник новый тип делового человека — трудолюбивого, бережливого.

По указанию Кальвина в Женеве был составлен проект нового церковного устройства. Теперь община верующих сама выбирала старейшин-пресвитеров и проповедников-пасторов. Они руководили общиной и следили за нравственностью ее членов. Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город. Из церковного обихода удалили последние украшения, символы, церемонии. Яркие одежды, театр, танцы, музыка были запрещены как богопротивные. Поощрялись размышления над Библией, распевания псалмов и упорный труд. Светская власть в Женеве стала простым исполнителем предписаний церкви.

Читать еще:  Написал ты жива еще моя старушка. Есенин сергей - письмо матери

По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим. Прежде не свойственные протестантам фанатизм и нетерпимость принесли ему прозвище «женевский папа». По приказанию Кальвина испанский врач и богослов Мигель Сервет был схвачен и приговорен к смерти. В 1553 г. Сервет погиб на костре и вошел в историю как первая жертва протестантского фанатизма.

Важную роль в истории сыграли политические идеи Кальвина. Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчеркивал, что у правителей есть обязанности перед обществом. Если правитель не дает верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, и община имеет право ему сопротивляться. Последователи Кальвина развили эту идею, тем самым оправдывая даже убийство тирана.

Учение Кальвина распространилось в Англии и Шотландии, в Нидерландах и во Франции, в Северной Америке. Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы. Между тем католицизм готовился к решительной схватке.

Реформация застала католическую церковь врасплох. Вначале папы налагали проклятия на протестантов, пытались приступить к реформам. Однако затем в Риме возобладали сторонники решительной борьбы с Реформацией — Контрреформации. Важнейшую роль сыграл новый орден иезуитов. Его организовал честолюбивый и энергичный испанский дворянин Игнатий Лойола (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав ордена. В «Обществе Иисуса» существовала жесткая иерархия его членов и железная дисциплина. Генерал ордена избирался пожизненно и обладал огромной властью. Помимо монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания члены ордена давали особую клятву верности папе. Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения начальства, не размышляя о моральной стороне своих действий. Своим внешним видом они скорее напоминали светских ученых. Их задачей было быть в гуще событий. Они поражали эрудицией, пышностью богослужений, нередко были духовниками государей. Ложь, интриги, убийства — все средства использовались ими к «вящей славе Божьей». Иезуиты организовывали заговоры против протестантских лидеров и подготовили ряд покушений. Много внимания члены ордена уделяли молодежи, они создавали лучшие школы, из стен которых выходили убежденные католики.

Рис. 2. Игнатий Лойола (Источник)

Орден иезуитов был важнейшим, но далеко не единственным орудием борьбы с Реформацией. В 1542 г. в Риме был создан инквизиционный трибунал. Особенно жестокими преследованиями прославилась испанская инквизиции. Король Филипп II, религиозный фанатик, однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды. Была введена строжайшая книжная цензура. В 1559 г. в Риме издали индекс запрещенных книг. С самого начала Реформации говорили, что разногласия между католиками и протестантами следует обсудить на церковном соборе. В 1545 г. папа римский Павел III в итальянском городе Тренто (Тридент) созвал собор, обеспечив на нем преобладание своих сторонников. Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Рис. 3. Папа Павел III на Тридентском соборе (Источник)

Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.

Реформация в Европе была подготовлена стремительным подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.

Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

Список литературы

1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500–1789 гг. — М., 2006

4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Кальвин сегодня (Источник)

Домашнее задание

1. Каким образом Кальвин оправдывал деловую активность?

2. Какие идеи Кальвина легли в основу устройства кальвинистской церкви?

3. Чем устройство кальвинистской церкви отличалось от католической?

4. Какими способами католическая церковь боролась с Реформацией?

Источники:

http://studopedia.ru/6_70511_rasprostranenie-idey-reformatsii-v-evrope.html

http://studbooks.net/540930/istoriya/predposylki_prichiny_reformatsii

http://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/rasprostranenie-reformatsii-v-evrope

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector