Происхождение казанских татар. Чем казанские татары отличаются от сибирских

Происхождение Казанских Татар

Происхождение Казанских Татар?
Это естественное стремление, когда малый или большой народ, появившийся на земле в обозримым прошлом пытается найти свои истоки. Ведь без собственной древней истории невозможно сохраниться и уверенно развиваться в будущем. Поэтому каждому этносу как воздух нужна своя древняя история. За примерами далеко ходить не нужно, это и Американцы, как национальность появившиеся по историческим меркам совсем недавно, и Немцы во времена правления Гитлера пытавшиеся представить, что произошли от древних Ариев, и современные Украинцы ведущие свое происхождение от мифических Укров. Казанские Татары пытающиеся доказать, что являются прямыми потомками древних Болгар живших когда то на берегах Волги тоже не являются каким то исключением. Поэтому в данной статье попробуем порассуждать на эту тему, и наконец окончательно решить, когда, как, и откуда появились на этой территории Казанские Татары? Но прежде чем говорить о Казанском ханстве, необходимо вспомнить историю самих Болгар пришедших сюда с низовьев Волги. Комплексные раскопки Болгарского городища, проведенные археологами в момент строительства на Волге Куйбышевской ГЕС, обнаружили много интересного связанного с этим в настоящее время исчезнувшим народом. Так ими было выявлено, (что на этой территории, до прихода сюда Болгарских племен уже проживали другие люди, изготовлявшие свою специфическую керамическую посуду путем грубой лепки вручную. После появления на этой территории Болгар, производство местной посуды продолжилось, но уже с использованием принесенного пришельцами гончарного круга. Это показывает, что пришедшие на эту землю Болгары, стали мирно жить с местными племенами, подарив им знания, о гончарном круге, и плуге, о которых прежде местные народы не знали.) 1. (В древних слоях относящихся к появлению здесь пришельцев ученые обнаружили даже древний жертвенник посвященный так называемому Скотьему богу, могучему быку отвечавшему за здоровье домашней скотины. Либо пришедшие на эти земли Болгары, тоже верили в Скотьего бога, или переняли этот обычай у местных народов.) 2. В любом случае возникновение на этой территории нового царства, произошло в результате смешения, коренного и пришлого народов. Далее уже в рукописи Казанского летописца можно найти сведения характеризующие это новообразование. Так Казанский летописец пишет, (за Камой рекой живут Болгары говорящие на поганом языке Черемисском, но говорят были и другие Болгары. Это Отяки Ростовская чернь, бежавшая от крещения с Руси, и поселившаяся в Болгарских жилищах.) 3. Кое какие сведения на этот счет можно почерпнуть и из записок Арабского путешественника Ибн Фадлана приезжавшего с посольством на Волгу и написавшего отчет для Багдадского халифа. В своем отчете он например пишет, (когда Болгарский царь приказал всем своим племенам собраться на реке Илеть, для принятия окончательного решения о внедрении в государстве Ислпма, племена Сувас отказались подчиниться его воле, переправились на высокий берег Волги, став таким образом недоступны для его мести.) 4. Этот фрагмент рукописи показывает, что Болгарское царство в то время не было однородным, а состояло из различных отдельных народов подчинявшихся общему правителю. А что же можно сказать о Казанском ханстве, ведь Татарские ученые утверждают, якобы их предками были именно Болгары? Вот что пишется на этот счет в Казанской летописи, если перевести текст на понятный современный язык он звучит так, (был же на Оке реке старый город, именем Бряхов, оттуда же пришел царь, именем Саин, Болгарский, и поискав по местам проходя, в лето 6680 года, и нашел место на Волге на самой окраине Руси, на этой стороне Камы реки, концом прилежащей к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и Перми.) 5. Если внимательно посмотреть историю, то станет ясно, что хан Саин был правителем Золотой орды задолго до появления на этой территории Казанского ханства и построил свой город на реке Казанка как напоминание Русским князьям, что они обязаны платить ему ежегодную дань. Причем Болгарское царство к этому времени было полностью подвластно Золотоордынскому правителю поэтому об этом хане в летописи и говорится как об Болгарском правителе. Так как на понравившемся хану месте жило большое количество разнообразных змей, он прежде всего озаботился очисткой территории от пресмыкающихся а так же от народа издревле жившего здесь. Вот что говорится об этом в письменном источнике. (Как прежде того, на месте том возгнездились змеи лютые и токовище их, и воцарился в городе скверный царь, из за нечестия своего великим гневом наполнился, и распалившись как огонь, пламенными устами устрашая, и похищая, и поглощая, как овец смиренных людей Русских, во всех окрестностях живущих около Казани, изгнал от нее Русских туземец, и за три лета землю ту пустой сделал, и навел с Камы язык лютый, поганый, Болгарскую чернь, с князьями их и со старейшинами их, и такие же как он суровые, с обычаем злым, наполнил такими людьми землю ту, Черемисой, называемой Отяки, то есть говорят Ростовскую чернь, сбежавшую от крещения Русского в Болгарские жилища, и приложившуюся к Казани. И Болгарские города принадлежат теперь царям Казанским.) 6. Из этого фрагмента летописи видно, что земли за Камой рекой были заселены по приказу Ордынского царя племенами Отяков, по сути своей Славянами успевшими принять Ислам. Вот что говорится в летописи дальше, (И от этого царя Саина прежде всего началась Казань, и называлась юрт Саинов. И любил ее царь, и часто сам от столичного своего города Сарая приходил, и жил в нем, и оставил за себя на новом юрте своем царя от колена своего и князя своего с ним. После того же царя Саина многие цари, кровопийцы, Русских людей губили, и переменяясь царствовали в Казани много лет.) 7. Из истории известно, что правитель Золотой орды не только построил новый город, он приказал перенести в него и чеканку монет, где они чеканились с надписью, новый Болгар. Известно так же, что просуществовал он всего семнадцать лет, после чего был разрушен Московским воеводой, князем Федором пестрым, плывшем воевать с Золотой ордой по реке Волга. Этот воевода разорил не только Болгарский город на реке Казанка, а все царство, после чего на этом месте не было никакого государства в течении примерно сорока лет. Поэтому возникшее позднее на этом месте Казанское ханство нельзя считать прямым потомком прежнего государства, так как многие вещи, прежде существовавшие в Болгарском царстве со временем полностью исчезли. Например, в Казанском ханстве полностью отсутствовала чеканка монет, хотя у их предшественников Болгар монеты чеканились в большом количестве. Да и устройство каменных Болгарских домов резко отличалось от того, что практиковалось позднее в Казани. Через сорок лет после разрушения Саинова юрта в этих местах появился Золотоордынский царевич Улуахмед с тремя тысячами воинов. Вот что на этот счет говорится в летописи. (И идя полем, переправившись через Волгу, и зайдя в пустую Казань Саинов юрт. И мало в городе живущих, и начали собираться Сарацины и Черемиса из разных улусов Казанских, и рады ему были, а избежавшие плена обнищавшие Болгары молили его, быть заступником бедам их, и защитником от насилия, воевания Русского, и быть новому царству строителем. Да не до конца они запустеют, и повинуются ему. Царь же вселился в жилища их и поставил себе деревянный город крепость, на новом месте крепче старого, недалеко от старой Казани разоренной Русским войском. И начали собираться к царю многие варвары с разных сторон, от Золотой орды, и от Астрахани, и от Азова, и от Крыма, и начала окончательно изнемогать в то время великая Золотая орда, усилялась и укреплялась вместо Золотой орды Казань, новая орда, запустевший Саинов юрт кровью Русской кипя. Перешла царская слава, и честь и величество с большой орды и старой матери ордам всем на преокаянную дочь, молодую Казань и сильно же возросло царство как дерево замерзшее зимой, и ожившее солнцем отогретое весной. От злого дерева, говорю же от Золотой орды. Злая, злая ветвь произошла, Казань горький плод извергла, второй раз начавшись от другого царя Ордынского. И тот царь Улуахмед великую воздвиг брань и мятежи на Русской земле, больше всех первых царей Казанских, от Саина царя бывших,) 8. Если внимательно почитать Казанскую историю, то можно найти упоминание того, что среди местного населения оказалось мало девиц, которых могли бы взять в жены воины Улуахмеда, поэтому он разрешил им обращать в Ислам пленных Славянок, после чего брать их в жены. Этот хан Улуахмед провел несколько удачных военных компаний, а однажды даже сжег жилые районы Москвы, правда не захватив Русской крепости. Правил он Казанью семь лет, после чего был убит ножом своим старшим сыном Момотяком. Причем Момотяк зарезал не только своего отца, но и младшего брата Якупа, став таким образом полноправным правителем Казани. Внимательно прочитав историю Казани можно сказать, что татарский народ образовался из слияния самых разных народов, причем значительную часть в формирование новой национальности внесли и Славяне. Если считать, что основным населением на этой территории были поселившиеся здесь по приказу хана Саина Отяки, Славянские племена, когда то убежавшие с Руси. Даже в последние годы существования ханства население государства было не однородным о чем упоминает летописец. Так в одном месте своей истории он пишет, что в ханстве говорили как минимум на пяти основных языках. Главным языком естественно был Татарский, но он еще упоминает горную Черемису, луговую Черемису, Ветлужскую Черемису и Кокшайскую Черемису. Все эти народы входившие в состав Казанского ханства, естественно имели свой отличный от Татарского язык, культуру и обычаи.

Читать еще:  Сергей Есенин — Отговорила роща золотая: Стих. Отговорила роща золотая

Использованные материалы.
1. Археологический сборник города Поволжья в средние века.
2. Археологический сборник города Поволжья в средние века.
3. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
4. Записка Ахмада Ибн Фадлана Багдадскому халифу.
5. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
6. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
7. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
8. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.

Происхождение казанских татар. Чем казанские татары отличаются от сибирских

По данным переписи 2010 г., в России насчитывается более пяти миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации – республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Между тем среди них не все хотят называть себя просто татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи указали, что они – именно «сибирские». И такая позиция имеет обоснование.

Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же это союз близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название — «татары» — многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя «казанцами», сибирские – «мусульманами». В русских источниках XVI века сибирских татар называли «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIXвека. В российской и западноевропейской практике «татарами» долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Читать еще:  Святая вода: традиции и суеверия. О святой воде

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары, однако есть и противники этого. По их версии, сибирско-татарский – это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько версий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская теория. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской теории. Согласно ей казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татар» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань — суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийскийх, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды кыпчаков сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Формирование казанских и сибирских татар как этносов происходило примерно в одно и то же время – около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар обладает европеоидной внешностью (до 60%). Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен – группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Сибирские татары выглядят более монголоидными – они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Обычаи

Сибирские и казанские татары — в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов – сейчас почти забыт обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные обряды, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало от обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло и под воздействием глобализации, и еще ранее, после того как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства.

Внешность татар. Как отличить татарина. Черты лица

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Читать еще:  Почему армия Израиля не смогла совладать с «Хезболлой.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

Источники:

http://www.proza.ru/2019/01/04/1682

Чем казанские татары отличаются от сибирских

http://www.syl.ru/article/194614/new_vneshnost-tatar-kak-otlichit-tatarina-chertyi-litsa

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector