Политическое поведение и участие. Основные формы политического поведения

Лекция №9. Политическое поведение и участие.

^ Политическое поведение– это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм

Основные особенности массового политического поведения:

· Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).

· Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).

· Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).

· Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).

· Отказ от личной ответственности.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Разновидности-действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистская деятельность по поддержке кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; партийная деятельность и т. д. Противоположностью политического участия является абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам. Рост абсентеизма является индикатором утраты легитимности власти.

Существуют различные варианты классификации политического участия:

Английский ученый А. Марш по влиянию на политическую систему выделяет:

1. ортодоксальное – участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования к ней, выраженные в законных формах;

2. неортодоксальное – несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы; (бойкоты, забастовки)

3. политические преступления – политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (захват помещений, заложников, саботаж, убийства, войны)

По отношению к действующему закону У. Милбрайт (США) выделяет:

1. конвенциональное (легальное и регулируемое законом)- голосование, участие в работе политических партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами.

2. неконвенциональное (незаконное или отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям)- участие в демонстрациях, бунты, протесты против власти, отказ от повиновения и т. п.

А) ненасильственное – демонстрации, пикеты, митинги

В) насильственное– бунт, терроризм

По уровню активности можно подразделить политическое участие на:

По форме участия и степени активности выделяют такие виды политического участия как:

· активно- приемлемые – участие в выборных органах, партиях; лоббизм, демонстрации

· пассивно- приемлемые – повиновение закону, голосование

· активно-неприемлемые – насилие, дезорганизация, подкуп должностных лиц

· пассивно-неприемлемые – пренебрежение к закону

По мотивации и характеру участия:

– автономное (свободная и добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы)

· мобилизационное – носит принудительный характер, стимулами политической активности становятся страх, традиции, административное принуждение и т. п, то есть по сути – квазиучастие, присущее тоталитарным и авторитарным обществам

По степени интенсивности – политическое участие может быть –

В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм).

С точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры» говорят о нормативных формах политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и противостоящие им инновационные способы практического дости­жения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности).

Как особый вид политического участия рассматривают политическое лидерство.

Особенности политического лидерства:

· политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок;

· политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений;

· между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

· политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути – за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.

Политическое участие следует отличать от политической деятельности. ^ Политическая деятельность – это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянное, зачастую профессиональное участие в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций.

Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания влияния на политический процесс, участие в политических собраниях, акциях, политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения. Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.

Читать еще:  Почему армия Израиля не смогла совладать с «Хезболлой.

Теории политического участия

Одной из наиболее распространенных является теория рационального выбора. Основное положение данной теории заключается в том, что политическое участие обусловлено стремлением свободного индивида к максимальной реализации своих интересов и целей. Таким образом, участие индивида в политике возможно тогда, когда возможные доходы от участия будут превышать его издержки. Основываясь на этом положении, американский исследователь Э. Даунс предложил следующую формулу рационального участия:

R- чистая прибыль от участия в выборах;

p – вероятность того, что голос данного избирателя будет решающим;

B – политическая выгода от участия в выборах;

C – возможные затраты;

D – непосредственная выгода от участия в голосовании.

^ Мотивационные теории политического участия исходят из того, что в основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета или отрицательных, связанных с неполнотой достижения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.

Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важным можно отнести следующие: волевые установки (воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий), степень эмоциональности, импульсивности поведения, соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации, темперамент (темперамент – индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств), реактивные пороги (порог – это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида), наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения, степень психологической самодостаточности, фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни.

Наряду с проявлением глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В ряду подобных мотивов политического участия можно выделить

· Нормативные мотивы – обуславливают политическое поведение человека по правилам, установленным политической системой, вне соотнесения с личностными ценностями и установками. Индивид признает силу власти и рассматривает подчинение как единственно правильную ориентацию

· Ролевые мотивы – предопределяются социальной ролью индивида в существующей политической системе и зависят от его социального положения и самооценки

В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду (государство, класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить:

статус – устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы);

роль – особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности;

форма поведения – комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей.

Мотивы политического участия в интерпретации сторонников «гуманистической» психологии (А. Маслоу) определяются иерархией потребностей, присущих личности

· физиологические – потребность повышения жизненного уровня

· потребность в безопасности – стремление к социальному миру, порядку и законности

· потребность в любви – потребность в социальной идентичности, сопричастности

· потребность в самоутверждении – в повышение социального статуса и престижа

· потребность в самоактуализации – потребность выражения и реализации интересов в политике

По мере удовлетворения низших потребностей, действия человека начинают определять высшие потребности и наоборот – не реализованные первичные потребности определяют направленность политического поведения – т.е. люди выступают за повышение жизненного уровня, социальную защиту и безопасность.

Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта объясняет изменение политического поведения в стабильном, экономически развитом обществе сдвигом, который происходит в сторону постматериальных ценностей, когда на первый план выходят потребности в улучшении качества жизни, экологии, гармонизации социальных отношений и т.д.

Третью группу теорий составляют теории социальных факторов. Политическое поведение в контексте данных теорий выступает в качестве производной социальных факторов, таких, как институализация, уровень социально – экономического равенства, социальная мобильность и т. д.

С. Липсет выделяет 2 модели взаимосвязи политического участия с социальными факторами

· Либеральную – рост социально-экономического развития обеспечивает стабильность общества и определяет демократический характер политического участия

· Популистскую – политическое участие направлено на перераспределение имущественных благ и собственности, что препятствует экономической модернизации и ведет к подрыву стабильности.

Взаимосвязь политического участия и стабильности исследовал также С. Хантингтон- в своей работе «Политический порядок в меняющихся обществах» он выводит следующую формулу взаимодействия политического участия и стабильности:

· Политическое участие = политическая нестабильность

Читать еще:  День рождения на англ. Поздравляю с днем рождения

· Социальная фрустрация = политическое участие

· Социальная мобилизация = социальная фрустрация

Политическое поведение и участие. Основные формы политического поведения

Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:

– формы рациональных политических действий;

– формы бессознательного политического поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.

В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:

1.По субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

2.По склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3.По ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4.По организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные;

5.По характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6.По продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс;

7.По остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8.По степени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.

Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).

К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).

В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:

– формы активного участия;

– пассивные, или иммобильные, формы участия.

На основании форм политического участия и степени активности можно выделить четыре типа политического участия (см. Таблица).

Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Мобилизованное политическое участие характерно в большей степени для традиционных обществ (когда люди участвуют в политических акциях под воздействием руководства клана, национального комитета и т.п.), а также использующих угрозу различных санкций тоталитарных политических режимов. Однако нередко оно используется в специфических, преимущественно манипулятивных формах и в демократиях либерального типа, особенно в периоды избирательных кампаний, когда граждане привлекаются к избирательным урнам или кабинам с помощью различного рода развлекательных шоу, сладких посулов и обещаний, о которых быстро забывают после выборов.

В политологии выделяют следующие теории политического участия:

1.Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие.

2.Мотивационные теории политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества. Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.

3.теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др.

Читать еще:  Скайрим мод двемерские протезы.

Обществознание. ПОЛИТИКА. Политическое поведение.

Политическое поведение — это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.

Факторы, влияющие на политическое поведение:

  • индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
  • личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях;
  • моральные принципы и ценности;
  • компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
  • мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь. Для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих — призванием и смыслом жизни, для четвертых — способом зарабатывать себе на жизнь.
  • Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

Виды политического поведения:

  • «открытое», т.е. политическое действие; под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации
  • «закрытое», характеризующееся стремлением уйти от участия в политической жизни.
  • адаптивное поведение — поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;
  • ситуативное поведение — это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;
  • поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
  • Вынужденное поведение, вызванное насильственным принуждением к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:

  • правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
  • отклоняющеесяповедение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
  • экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Формы политического поведения с точки зрения преемственности:

  • традиционное, соответствующее устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичное для данной политической культуры;
  • инновационное, создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений.

Формы политического поведения по целевой направленности:

  • конструктивное, способствующее нормальному функционированию политической системы;
  • деструктивное, подрывающее политический порядок.

Формы политического поведения по количеству участников:

  • индивидуальное — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение ;
  • групповое – связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов;
  • массовое – выборы, референдумы, митинги, демонстрации.

Формы участия в политической жизни сраны:

  • принадлежность к партиям и политическим организациям,
  • деятельность в выборных органах государственной власти,
  • чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения,
  • обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения;
  • протестные формы. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме.

Методы регулирования политического поведения.

  • Правовое регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия.
  • Утверждение в обществе демократических ценностей, определяющих цивилизованные правила поведения.
  • Организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным
  • Политическое образование и распространение правдивой политической информации.
  • Важна роль политических лидеров, их норм, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источники:

http://studopedia.ru/15_23316_lektsiya–politicheskoe-povedenie-i-uchastie.html

http://www.sites.google.com/site/ivt465/7-semestr/politolog/38

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: