Отношение русской православной церкви к распутинщине. Диакон Андрей Кураев

Где сейчас служит протодьякон Андрей Кураев, биография священника

Андрей Кураев — протодиакон Русской Православной Церкви, миссионер, писатель, профессор богословия, философ. Известен своими неоднозначными высказываниями по религиозным, нравственным, политическим вопросам. Имеет преданных почитателей и ярых противников. Одно не вызывает сомнений — этот бунтарь мало кого оставляет равнодушным.

Детство Андрея

В детском возрасте Андрей жил в Праге с родителями, которых отправили в Чехословакию по работе. В остальном детство мальчика было таким же, как у многих советских детей.

Происхождение и рождение

Родился будущий клирик 15 февраля 1963 года в Москве. Отец, Вячеслав Иванович, был философом, занимал должность Ученого секретаря секции общественных наук президиума Академии наук СССР. Мать, Вера Трофимовна, работала преподавателем в Институте философии.

Семья

Семья Кураевых была неверующей — в те времена это считалось нормой. Родители разговоров о душе и вере с мальчиком не вели. Но очарованными коммунистической идеологией они тоже не были: слушали Высоцкого, Галича, читали Александра Солженицына. Родители мечтали о карьере сына, не предполагая, какое призвание тот выберет.

Учеба в школе

Андрей рос обычным ребенком, хорошо учился. Интереса к православию у него не возникало. Будучи старшеклассником, он создал несколько выпусков стенгазеты «Атеист». Увлекался философией, часто подслушивал разговоры, рассуждения отца и приходивших в дом его друзей.

Юношеские годы и молодость

Юность Андрея стала переломным периодом в его жизни: произошла переоценка ценностей. Годы молодости — время духовного искания, обретения веры и своего призвания.

Студенческие времена

Вопросов, на какой факультет поступать после школы, у молодого человека не возникало — философский. Затруднения появились при выборе кафедры. Больше привлекали логика и зарубежная философия, где знали отца юноши. Андрей не хотел учиться под папиным покровительством. Он поступает на кафедру истории и теории научного атеизма Московского государственного университета (МГУ).

Юноша, будучи студентом МГУ, отвечал за атеистическую работу: так хотел проявить самостоятельность. Единственным мероприятием, которое он организовал, было выступление рок-группы «Воскресение» для подшефного училища.

Духовное образование

Переломным моментом для Кураева стали похороны Владимира Высоцкого (1980). Когда юноша с отцом прощались с легендарной личностью, многие однокурсники стояли в оцеплении. На руках виднелись красные повязки. Их как будто разделял барьер. Тогда будущему бунтарю захотелось выйти за красные флажки.

Андрея раздражала советская идеология. Неприязнь к власти стала первым шагом к вере.

На 3 курсе МГУ после прочтения книги Федора Достоевского «Братья Карамазовы» к юноше приходит вера в Христа как Спасителя. Через год Андрей крестился.

Родители узнали об этом случайно: сын, собираясь на церковную службу, не спрятал молитвослов и иконы. Мать и отец переживали, уговаривали одуматься. Родителей беспокоило его будущее, карьера. Через несколько дней они приняли поступок сына, не стали запрещать посещение церкви.

Окончив МГУ, юноша поступает в Московскую духовную семинарию (1984). Это стоило его отцу карьеры. Будучи семинаристом молодой человек пишет первые статьи. Тогда же начинает проповедовать среди студентов. Его активная деятельность настораживает партийных начальников.

После окончания семинарии (1988) будущего миссионера отправляют учиться в Бухарестский богословский институт. Через два года он возвращается обратно уже диаконом — помощником священника. Исполнив свою мечту, отец Андрей оканчивает (1992) Московскую духовную академию (МДА).

В этом видео показано одно из первых выступлений будущего священнослужителя: эфир января 1990 года на кабельном телевидении в московском районе Сабурово.

Личная жизнь

Личная жизнь Андрея Вячеславовича посвящена церковной, миссионерской и писательской деятельности. Некоторых интересует в его биографии семейное положение. Семьи и детей у Кураева нет. Клирик живет один в квартире небольшого размера на западе Москвы. Компанию вечерами ему составляют книги — публицист много читает. Часто передвигается по городу на мотороллере.

Зрелый возраст

После учебы Кураев был на распутье — стать священником или остаться диаконом. Он выбирает второе, несмотря на назначенный день священнической хиротонии. Это решение дает клирику больше свободы для миссионерской, писательской деятельности и определяет его дальнейшую жизнь.

Протодиакон рассказывает об одной из причин нежелания принять сан священника.

Работа в РПЦ

После возвращения из Бухареста диакона назначают референтом Патриарха Алексия II по просьбе последнего. Секретарем он проработал 3 года. По признанию богослова Патриарх относился к нему благосклонно.

Позже протодиакон занимал следующие должности:

  • до 1996 года работал деканом философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова;
  • до 2014 года был профессором Православного Свято-Тихвинского богословского института;
  • с 2004 года местом работы становится Московская духовная академия.

Патриарх Кирилл рукоположил миссионера в сан протодиакона — главного диакона епархии при кафедральном соборе (2009 год).

Миссионерская деятельность

Отец Андрей широко известен как проповедник православия.

Читать еще:  Помощь к учебе. Молитва на учёбу сына

Основные занятия протодиакона в миссионерской деятельности:

  1. Ведет блог.
  2. Читает лекции.
  3. Ездит по стране, проповедуя основы православной веры старшеклассникам, молодежи, военнослужащим, людям среднего и старшего возраста.
  4. Часто выступает на радио, телевидении.
  5. Занимается своим сайтом и форумом.
  6. Пишет статьи, книги.

Для поддержки работы немногочисленных православных проповедников создан Миссионерский фонд Кураева. Пожертвования необходимы для того, чтобы финансовая нагрузка за поездки в дальние регионы не ложилась на небогатые епархии.

Увольнение из академии

30 декабря 2013 года Ученый Совет постановил уволить протодиакона из Московской духовной академии. Поводом, по версии руководства МДА, послужили эпатажные высказывания богослова.

Андрей Вячеславович не присутствовал на Совете, так как был на похоронах близкого человека.

Причиной увольнения он считает свои публикации о Казанском деле. В конце декабря 2013 года инспекция, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым, посетила Казань. Поводом послужили жалобы семинаристов на многолетнее сексуальное домогательство руководства учебного заведения. Местный митрополит не реагировал на ужасную ситуацию.

Московская комиссия подтвердила правоту учащихся Казанской духовной семинарии. Обвиняемого проректора уволили. Дело не рассматривали ни полиция, ни церковный суд. Бывший проректор потом нашел себе место в Тверской епархии.

Об этом Кураев сообщил на своей странице после публикаций местной прессы о скандале. Андрей Вячеславович не опротестовал решения об исключении из МДА, хотя произошло нарушение протокола. Сторонникам богослова не дали защитить профессора. Вопреки слухам, протодиакон не запрещен в служении.

Скандальные высказывания

Выступления и публикации клирика нередко вызывают много споров.

Высказывания протодиакона, получившие в обществе неоднозначную оценку:

  1. В статье «Можно ли не праздновать 8 марта?», вышедшей в екатеринбургской «Православной газете», проводит ассоциации 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником «Пурим» (1999).
  2. Публикацией, написанной для газеты «Известия», начинает цепь высказываний о том, что ислам несет ответственность за рост терроризма (2004).
  3. Интерпретирует слова Иерусалимского Патриарха Феофила III как о сомнении последнего в божественном происхождении Благодатного огня (2008).
  4. Призывает верующих россиян игнорировать концерты певицы Мадонны из-за сценического псевдонима, выступления на зеркальном кресте и защиты гомосексуалистов. Просит МИД лишить ее въездной визы.
  5. Ратует за отлучение от Церкви певца Филиппа Киркорова после рождения и крещения детей, рожденных от суррогатной матери (2012).
  6. Становится на защиту участниц группы «Pussy Riot», предлагая вместо наказания угостить блинами и пригласить на Чин Прощения (2012).
  7. Перечисляет негативные последствия для России после присоединения Крыма (29 марта 2014).
  8. Самыми скандальными становятся слова о «голубом лобби» в РПЦ (2013 — 2014). Кураев сообщает о том, что часть епископата является гомосексуалистами: во времена существования Советского Союза их продвигал КГБ.

Участие в фильме

Валерий Отставных в 2009 году снял тридцатиминутный фильм «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». Показаны переезды клирика, общение с людьми после лекций. Основой для создания фильма стало интервью, записанное в форме монолога.

В 2016 году режиссер Виктор Тихомиров снял фильм «Андрей Кураев. Прямая речь», где приняли участие музыканты Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Зрители увидят фрагменты выступлений и повседневной жизни отца Андрея.

В этом ролике представлен трейлер к фильму Виктора Тихомирова.

Современная деятельность

Учитывая то, какой неординарной личностью является отец Андрей, многим интересно, где сейчас служит протодиакон. Миссионер по-прежнему проводит лекции, продолжает вести блог. Служит в храме Архангела Михаила, расположенном в московском районе Тропарево, недалеко от станции метро «Юго — Западная».

Писательская деятельность

Протодиакон в полной мере реализовал себя как писатель, публицист. Он пишет, как научные книги и статьи, так и произведения для широкого круга читателей.

Книги

Богослов является автором около 60 книг — часть из них переиздавалась несколько раз. Часть произведений переведена на сербский, румынский, болгарский, польский, английский языки.

Статьи и публикации

Научные статьи диакона размещены на страницах Философско-энциклопедического словаря, а также в изданиях «Вопросы философии», «Наука» и других.

Много публикаций напечатал журнал «Альфа и Омега». Названия некоторых из них: «Заповеди Эдема», «Таинство искупления».

Часто статьи философа содержат «острые» темы:

  • «Как бороться с терроризмом без спецназа» (газета «Известия», 2002);
  • «Украинское деление — кому это нужно» («Российская газета», 2006);
  • «Абхазский узел церковной политики» (журнал «Профиль», 2008).

Беседы и интервью

Миссионер дает интервью православным, светским изданиям.

«Российская газета» опубликовала много бесед с ним, одни из них:

  • «Заложники клипового мышления» (2004);
  • «Как правильно отмечать Пасху» (2005);
  • «Соблазненные концом света» (2007).

Поучительна беседа с богословом «О чудесах мнимых и истинных». В ней клирик поделился тем, что главное чудо в его жизни случилось в день крещения. Также он предупреждает о негативных последствиях для человека, занимающегося экстрасенсорикой и магией (издание «Как жить»).

В беседе с молодежью о Великом посте на радио «Град Петров» поднимались вопросы о том, как поститься школьникам, студентам, учась в образовательных учреждениях. Протодиакон рассказывал, как подготовиться и правильно проводить это важное для христианина время.

Из последних интервью интересен разговор Кураева с журналистом «Радио Свобода» (2018). Богослов затрагивает темы обретения им веры, работы в РПЦ, увольнения из МДА.

Видео

Протодиакон в своей проповеди рассуждает о греховности и бессмысленности некоторых способов зарабатывания денег.

Андрей Кураев рассказал о судьбе Чаплина и болезнях православия

«Кто сделал его таким циником?»

31.01.2020 в 18:34, просмотров: 76001

11 лет назад, 1 февраля 2009 года, митрополит Кирилл стал патриархом Кириллом. В истории русского православия началась новая глава. Да, дата не круглая, да и до финала эпохи, пожалуй, еще далеко. Но один ее итог уже налицо, и вряд ли оставшиеся годы понтификата что-то здесь принципиально изменят. Мало кому из предшественников Кирилла удалось настолько разобщить церковную среду.

Читать еще:  Что можно приготовить с круглой картошкой. Блюда из картофеля

Причем по ту сторону баррикад, разделивших русский православный мир, оказались и многие из прежних единомышленников Кирилла. Те, кто тогда, в 2009 году, входил в его «команду мечты». В том числе, а вернее сказать, прежде всего, — богослов, миссионер и, пожалуй, самый известный на сегодня церковный публицист протодиакон Андрей Кураев.

Кураев, кстати, сыграл не последнюю роль и в избрании нынешнего предстоятеля РПЦ. Нельзя, наверное, утверждать, что именно его «информационная поддержка» склонила чашу весов на Поместном соборе в пользу Кирилла (по данным «МК», на его избрании, как человека абсолютно лояльного и управляемого, настаивала Администрация Президента), но можно смело сказать, что помощь Кураева была для будущего патриарха совсем не лишней. Никакой предопределенности в тех выборах не было: все висело на волоске.

«По моим данным, чуть более половины епископов России голосовали против него, — вспоминает Кураев. — Он победил голосами зарубежных делегатов собора (прежде всего — Украины; неслучайно вечером накануне выборов митрополит Кирилл приехал поговорить с Киевским митрополитом Владимиром в гостиницу «Националь»). Было вполне очевидно, что это крайне властный человек с жестким стилем управления».

Довольно скоро эту жесткую хватку почувствовал на себе и сам Кураев. Его нарастающие расхождения с «генеральной линией» вылились в конце концов в полноценную опалу: в декабре 2013-го протодиакон был изгнан из Московской духовной академии, где он профессорствовал на протяжении многих лет. А вскоре лишился и статуса члена Межсоборного присутствия РПЦ.

Кураев признает, что ошибся в своих расчетах и надеждах: «Я полагал, что митрополит Кирилл, обретя пожизненную полноту церковной власти, изменится. Отчасти это произошло. Отчасти — не в ту сторону, о которой мне мечталось. Но добрая надежда все же не есть грех».

Тем не менее о своем тогдашнем выборе он сегодня ничуть не жалеет. «Патриарх Кирилл — безусловно, самый талантливый из наших архиереев, — заявил Андрей Кураев обозревателю «МК». — Если бы он не стал патриархом 11 лет назад, то наша церковная интеллигенция сегодня занималась бы, простите, онанизмом на своих кухнях: предавалась бы за чашечкой коньяка сетованиями на тему, какой шанс мы упустили. Говорили бы, что все могло быть по-другому, если бы в 2009-м избрали Кирилла — либерального, передового, свободного человека».

Дело, подчеркивает Кураев, не в личных качествах предстоятеля РПЦ: «В советские времена тоже пытались все свести к личности. Дескать, Сталин во всем виноват. Хотя это был совсем не марксистский подход. Так же и здесь: нельзя сводить проблемы церковной жизни к личности патриарха. Дело в самой системе. Там, где есть бесконтрольные наличные деньги, там, где есть безграничная власть, культура безграничной лести, самоуничижения, прислужничества, стукачества, там не может быть иначе. Поэтому не надо виноватить патриарха Кирилла за те или иные несимпатичные черты нашей церковной жизни, вешать на него всех собак. Это твоя родина, сынок».

По мнению Кураева, православие — не только русское, но русское прежде всего — серьезно больно: «Этот отрезок понтификата патриарха Кирилла показал: нет ни одной болячки, встречавшейся за двадцативековую историю православия, которая бы не возродилась сегодня. К сожалению, церковный истеблишмент, оказавшись «на воле», ничему не учится. Он может учиться под жестким давлением извне. Но если у него все хорошо, сытно, то все, за что попов когда-то бросали с колоколен, мгновенно возвращается.

Мой тезис очень прост: чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Надо оставить в прошлом мем перестроечных лет: «В церкви плохому не научат». Научат. Когда-то Александр Твардовский в поэме «Теркин на том свете» писал о советской номенклатуре: «Это вроде как машина скорой помощи идет. Сама режет, сама давит, сама помощь подает». То же я скажу про церковную жизнь».

Одно из проявлений кризиса — судьба новопреставленного протоиерея Всеволода Чаплина. «Это человек, раздавленный церковной системой, — категоричен Кураев. — Есть люди, в том числе и я, которые помнят, каким он был юношей. А то, что в итоге выросло. Не думаю, что то, что говорил Чаплин, было его позицией. Некоторые говорят, что он стебался, доводил все до абсурда. Но он доводил до абсурда то, что реально есть в библиотеке православной культуры. Кто сделал его таким циником? Его церковных начальников можно привлекать к суду по статье «Доведение до самоубийства».

По мнению Кураева, то, как предстоятель РПЦ откликнулся на смерть протоиерея, много говорит и о нравах, царящих на вершине церковной пирамиды, и о характере самого Кирилла: «Это, конечно, крайне печальная история — каким позорно кратким было соболезнование патриарха по поводу кончины отца Всеволода Чаплина, который многие годы писал для него все его тексты, был его ближайшим сотрудником. У патриарха даже дежурных слов для него не нашлось. »

Главной зоной беспокойства для Кирилла, полагает Кураев, являются сегодня отношения с президентом: «Для него очень важно оправдать, что называется, оказанное доверие. Потеря этого доверия была бы для патриарха очень болезненной». Прочие же мнения, уверен протодиакон, патриарха мало волнуют: «Он не видит необходимости в серьезном обсуждении своих решений. Межсоборное присутствие, которое когда-то для этого и создавалось, «сдохло» — превратилось в ничего не решающие канцелярские посиделки. Обычная осень патриарха».

Читать еще:  Народные шепотки на деньги на все случаи жизни. Шепоток на деньги

Осень, которая, впрочем, может продлиться еще очень долго. «И дай бог, чтобы продлилась, — заключает мятежный протодиакон. — Я совершенно искренне возглашаю ему многая лета. В том числе и из своих соображений — чтобы, так сказать, распустились все «цветы». Чтобы поменьше осталось иллюзий. »

Заголовок в газете: Осень патриарха
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28184 от 1 февраля 2020 Тэги: Выборы, Кризис, Смерть, Суд, Власть, Финансы, Деньги Организации: РПЦ Места: Россия, Украина

РПЦ МП (К)

Есть такая секточка внутри РПЦ МП. Кочетковцы презентуют себя как братство интеллигенции, как либеральное крыло русского православия. Увы, с первых же шагов своего существования эта структура обрела черты тоталитарной секты, где непогрешимый гуру это Кочетков.

Это широко известный секрет. О нем немало горьких слов сказал Михаил Зеленый.

Однако особые нравственные оттенки Кочетков и его секта получили в пору нынешнего понтификата.

Кочетковцы знают, что в православном мире их не любят. Но Юра Кочетков был иподиаконом ректора Ленинградской семинарии архиепископа Кирилла. В начале 90-х владыка Кирилл создал при своем ОВЦС подотдел по катехизации, куда привлек Кочеткова и Копировского.
С избранием патриарха Кирилла у кочетковцев появился весьма значимый покровитель. Чтобы не потерять его благорасположения, они сдали в архив свою патентованную христианско-интеллигентскую совесть.

Кочетков, Копировский, их сайт и «братства», их газета и конференции ни словечка не промолвили по поводу революции в нравственном богословии, которую патриарх устроил в 2012 году в связи с арестом п.р.

Себя они позиционируют как движение христианской интеллигенции. На их знаменах написаны слова о свободе и творчестве. Но это не более, чем слова. Ни одно высказывание официального Чаплина, не говоря уже о патриархе, не вызвало их несогласия. На государственные преследования иеговистов и протестантов в России их чуткая экуменическая и интеллигентская совесть не отреагировала. Анафемы Константинополю Кочетков лично поддержал. В общем, кочетковцы явили пример абсолютного сервилизма.

Как и у любой современной тоталитарной секты, у них есть фронтмены — известные люди, не гнушающиеся публичной дружбы с ними. На них, понятно, не распространяются внутренние обременения, им говорят комплименты и даже позволяют иметь свое мнение.

К числу таких фронтменов относились два преподавателя Спб Академии — доцент архим. Августин Никитин и профессор прот. Георгий Митрофанов.

О. Августин позволял использовать свое имя в качестве члена какого-то, кажется, попечительского совета в кочетковском Филаретовском институте. А о. Георгий был френдли по отношению к петербургской общине кочетковцев, которая молилась именно в его храме. Их сблизила тема изучения истории новомучеников и о.Георгий стал даже читать спецкурс в Филаретовском институте.

Ректор Академии, как бы ему это ни было неприятно, все же нашел возможность высказать осуждение в адрес архим. Августина (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/2669340.html).

Ректор Филаретовского института опять не заметил, что именно современность (а не история) предлагает именно ему (а не кому-то другому) сделать определенный нравственный выбор. И хотя в самой кочетковской среде звучали голоса о том, что уместно было бы высказать слово поддержки в адрес Митрофанова и, пожалуй, вывести Августина из состава Попечительского Совета Института, «ректорское совещание» под руководством Кочеткова решило сделать вид, что ничего не произошло, а если и произошло, то их не касается.

Похоже, у Кочеткова решили — раз Митрофанов не ставит руководство Академии перед необходимостью выбора «или я — или Августин», то и им тоже выбирать не приходится. Все останется как было. Но они не учли два обстоятельства:

1. Для Митрофанова Академия — это его судьба и жизнь, а присутствие кочетковцев в его храме это для него факультатив и даже скорее обременение.

2. В отличие от ректора Академии епископа Силуана не-епископ Кочетков не встретился с о. Георгием и даже не позвонил ему.

В итоге выбор сделал сам Митрофанов. В минувшее воскресенье он предложил кочетковцам побеседовать с ним после службы. На этой беседе он сказал, что покидает Филаретовский институт и впредь отказывается участвовать в каких-либо кочетковских мероприятиях. При этом он по-прежнему будет рад видеть членов «братства» в качестве обычных своих прихожан.

Эта история интересна еще и неожиданным союзом РНЛ и кочетковцев: всегдашние оппоненты тут решили, что нравственная правота на стороне Августина.

Такое совпадение заставляет задуматься: перед нами не личные «терки», а проблема для серьезного этического анализа. Может быть, и Спб Академия более внятно обозначит свое отношение именно к нравственной стороне позиции Августина, обнаружившейся на Рождественских чтениях?

Ведь предыдущее ректорское совещание высказалось малость не о том, что сделал Августин тогда. На Рождественских чтениях он ведь прямо не обвинял Митрофанова в убавлении своей преподавательской нагрузки. А главное — там (на ректорском совещании) тоже не прозвучало внятной оценки именно выступления архим. Августина. Так что — так все-таки можно обращаться с коллегами?

А с кочетковцами все ясно: с этической точки зрения это органичная часть грустного МПшного пейзажа. Все тот же Автомат Калашникова, хотя и собранный на мебельной фабрике.

Источники:

Где сейчас служит протодьякон Андрей Кураев, биография священника

http://www.mk.ru/social/2020/01/31/andrey-kuraev-rasskazal-o-sudbe-chaplina-i-boleznyakh-pravoslaviya.html

http://diak-kuraev.livejournal.com/2681678.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: