Объекты, предмет и субъекты контроля.
Содержание
Глава 2. Субъекты контроля, предмет, формы, основания и периодичность проверок
Глава 2. Субъекты контроля, предмет, формы, основания и периодичность проверок
4. Субъектами контроля являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, комиссии по осуществлению закупок и их члены (далее — субъект контроля).
5. Контроль в сфере закупок осуществляется должностными лицами департамента финансового контроля Костромской области, уполномоченными на проведение проверок по внутреннему государственному финансовому контролю (далее соответственно — должностные лица Департамента, Департамент).
Перечень должностных лиц Департамента указан в приложении к настоящему Порядку.
6. Контроль в сфере закупок осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, которые подразделяются на камеральные и выездные.
7. Предметом проверки является соблюдение субъектами контроля требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее — законодательство в сфере закупок).
8. Основанием для проведения плановой проверки является план проверок по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере закупок на соответствующий календарный год (далее — План), составленный с учетом следующей периодичности проведения плановых проверок:
1) в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения плановые проверки проводятся Департаментом не чаще чем один раз в шесть месяцев;
2) плановые проверки в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в подпункте 1 настоящего пункта комиссии, проводятся Департаментом не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
9. В Плане указывается следующая информация:
1) наименование субъекта контроля;
3) проверяемый период;
4) срок проведения проверки;
5) месяц начала проведения проверки;
6) ответственные исполнители (структурные подразделения Департамента).
10. План утверждается руководителем Департамента по согласованию с губернатором Костромской области не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверок.
11. Внесение изменений в План осуществляется по согласованию с губернатором Костромской области не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала проверки.
12. План (изменения в План) в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения размещается в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте Департамента.
13. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения предписания, ранее выданного по результатам проведения плановых и внеплановых проверок.
14. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Департамента на основании информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, и (или) документов, представленных по письменному запросу должностных лиц Департамента, в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Письменные запросы о представлении документов и информации, необходимых для проведения проверки, вручаются руководителю (уполномоченному лицу) субъекта контроля нарочно с отметкой о вручении или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Камеральная проверка может проводиться одним должностным лицом Департамента или комиссией по проверке.
15. Выездные проверки проводятся по местонахождению субъекта контроля. В ходе выездной проверки проводятся контрольные действия, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов субъекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц субъекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
Выездная проверка проводится должностным лицом Департамента или комиссией в составе не менее двух должностных лиц Департамента.
16. В ходе проведения проверки должностными лицами Департамента проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению соблюдения субъектами контроля требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляется анализ информации, размещенной субъектами контроля в единой информационной системе в сфере закупок.
17. Субъекты контроля, в отношении которых проводится проверка, обязаны представлять по требованию должностных лиц Департамента документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющих государственную тайну), а также давать в устной форме пояснения.
Объекты и субъекты контроля
Субъект контроля — это лицо (юридическое или физическое), осуществляющее контроль.
Классификация субъектов контроля важна для определения методики (алгоритмов, процедур, технологии) контроля в каждом конкретном случае, способов обобщения итоговой информации и контроля за реализацией результатов.
Укрупненно субъекты экономического контроля можно классифицировать следующим образом:
- 1. Внутрисистемные субъекты
- 1.1. Отдельные должностные лица
- 1.2. Органы контроля экономического субъекта
- 2. Внесистемные субъекты
- 2.1. Независимые субъекты
- 2.1.1. Аудиторы
- 2.1.2. Общественные организации
- 2.2. Субъекты собственников
- 2.2.1. Ревизионные комиссии
- 2.2.2. Органы контроля вышестоящих экономических систем
- 2.3. Государственные субъекты.
К внесистемным субъектам относятся такие, которые не связаны с объектом контроля (проверяемой экономической системой) отношениями управления, но связаны другими властными отношениями, например, надзора.
В общем случае объектом может быть и сотрудник, и подразделение организации.
Поскольку существует большое количество видов контроля, то на уровне организации в одних случаях субъект внутреннего контроля может контролировать тот объект контроля, в котором он является и исполнителем (текущий самоконтроль), а в других — он контролирует объекты, закрепленные за другими сотрудниками, возможно и других подразделений.
Таким образом, эти две сущности (субъекты, объекты) могут находиться для системы контроля как в отношении «один ко многим» (за каждым субъектом закреплено множество объектов), так в отношении «один к одному» (за каждым субъектом закреплен единственный объект), и в отношении «многие к одному» (много субъектов имеют отношение к одному и тому же объекту). Поэтому в зависимости от задач контроля могут рассматриваться одна или комбинация схем отношений объект — субъект.
Предмет контроля
Предметом хозяйственного контроля является совокупность производственных отношений внутри хозяйственной системы.
Предметом экономического контроля является эффективность отношений, возникающих в связи с хозяйственной деятельностью определенных субъектов. Эти отношения могут быть как внутренними (микроэкономическими), так и внешними, между различными субъектами и их объединениями (макроэкономическими) [2].
На микроэкономическом уровне термины «хозяйственный контроль» и «экономический контроль» практически тождественны.
Предметом финансового контроля в широком смысле слова, т.е. с учетом охвата всех этапов воспроизводства и уровней управления, являются финансы субъектов экономики, складывающиеся в процессе производства, распределения и потребления продуктов.
Предметом финансового (государственного) контроля в узком смысле слова, т.е. применительно к государственному бюджету, являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.
Объекты, предмет и субъекты контроля.
Финские ученые назначение контроля сформулировали следующим образом:
· констатация и оценка достигнутых результатов деятельности и соответствующие выводы;
· констатация и оценка людей, содействовавших достижению результатов деятельности, и результатов, получение которых связано с поддержанием контактов и развитием, а также соответствующие выводы;
· констатация и оценка осуществления и эффективности мероприятий, содержавшихся в решениях и планах деятельности;
· многосторонняя констатация и оценка успешности ситуационного управления, а также соответствующие выводы;
· формирование обратной связи в целях оценки, поощрения и информирования[2].
При осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшему развитию ситуации принятия решений.
Объекты, предмет и субъекты контроля
Различают объекты, предмет и субъекты контроля.
Объект контроля — то, что контролируется (экономические и социальные процессы, законы, постановления, обращения граждан). В системе управления социально-экономическими процессами объектами контроля являются объединения, предприятия, трудовые коллективы.
Предмет контроля — состояние и поведение объектов управления. Они характеризуются качественными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Предметом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и их отдельные элементы или части, служит их деятельность в соответствии с установленными законами, нормами, решениями, поручениями, т. е. определенное состояние объекта контроля на определенную дату.
Субъекты контроля — человек, группа людей или организация — так же многочисленны и разнообразны, как и его объекты. Отдельный человек, выступающий субъектом контроля, — это, например, глава администрации, руководитель подразделения, тот или иной специалист и др. Групповыми субъектами контроля могут быть представительный орган местного самоуправления, его постоянные комиссии, администрация, ее отделы, управления и т.д.
Цели и задачи контроля
Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, в соответствии с которыми принимаются решения и программы, в проверке хода их выполнения, в обеспечении целей управления в соответствии с принятыми решениями.
Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, сопоставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и предложении при необходимости корректирующих мер. Наиболее эффективен контроль в том случае, если с его помощью заблаговременно выявляются причины отклонений, предупреждаются срывы, обнаруживаются неиспользованные возможности и резервы.
Задачи контроля могут быть частными и общими. Частные распространяются только на какую-то одну из сторон объекта (финансовая деятельность, достоверность отчетных данных, соблюдение закона и т. д.). Общие — на все стороны деятельности контролируемых объектов[3].
1.2 Виды, этапы контроля
По назначению и направленности контроль можно разделить на два вида: внутренний и внешний.
Внутренний — это внутриведомственный, внутрипроизводственный, внутриорганизационный (внутрифирменный). При внутреннем контроле субъект и объект (контролирующие и контролируемые органы и организации) объединены в одну систему. Этот вид контроля служит обеспечению надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.
Внешний контроль преследует иную цель — защиту граждан, организаций, государства и обществаот всевозможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей.Внешний контроль призван служить обеспечению безопасности субъектов общественных отношений, защите их прав, свобод и законных интересов, безопасности и защите законных интересов государства и общества в целом.В силу особой важности и значимости указанных целей именно внешний контроль составляет основное содержание контрольной деятельности государственных и негосударственных структур.
Среди общих методов контроля них выделяются:
Предварительный контроль используется до начала какой-либо операции. Его инструменты — договоры, стандарты, должностные инструкции, служебные правила всякого рода, регламенты. Предварительно контролируются ресурсы — человеческие, материальные, финансовые.
В ходе направляющего (текущего) контроля измеряются фактические результаты работы, осуществляется обратная связь с исполнителями, корректируются отклонения.
Фильтрующий контроль применяется на определенном этапе работы. Контролируется выполнение промежуточных целей и соотнесение фактических результатов с намеченными.
Заключительный контроль фиксирует итоговые результаты. При этом оцениваются движение к цели и отклонения, определяются санкции (вознаграждение или наказание), делается анализ для предотвращения ошибок в дальнейшем, обеспечивается мотивация исполнителей на будущее.
В зависимости от задач используются линейный, функциональный и операционный контроль.
При линейном контролируется весь объект в целом. Так, генеральный директор ЗАО НТФ «Медтехника» контролирует состояние и деятельность всех предприятий в целом.
При функциональном контролируется не весь объект, а только часть его (например, начальником службы, отдела).
Контроль только одной какой-либо характеристики состояния и деятельности предприятия называют операционным.
Суть контроля отражают содержательная, организационная и технологическая характеристики.
Содержательная характеристика призвана ответить на вопрос: что делается в процессе контроля?
Организационная: кем и в каком порядке делается?
Технологическая: как делается?
В процессе контроля есть три четко различимых этапа:
1. Установление желаемого результата исполнения.
2. Измерение фактического результата исполнения.
3. Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения и выработка мер корректирующего воздействия.
На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля — это установка стандартов, правил, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
Второй этап — измерение фактических результатов — является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, руководитель получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Источники:
http://base.garant.ru/15169946/56ae36fc84d31bc2f9c0b07177fa16a9/
http://studref.com/612973/buhgalterskiy_uchet_i_audit/obekty_subekty_kontrolya
http://www.newreferat.com/ref-7051-2.html