Когда начал сходить благодатный огонь. Cуббота Страстной Седмицы

Благодатный огонь на католическую Пасху: сходит или нет, и почему?

Практически всем известно одно из пасхальных чудес – сошествие Благодатного огня, который в греческой и армянской традиции еще принято называть Святой Свет.

Это огонь, который выносят из Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме, только раз в году, во время особого пасхального богослужения. Оттуда язычки пламени доставляют по всем православным церквям.

Схождение благодатного огня — одно из чудес на Пасху

Но вот сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху? Об этом расскажем прямо сейчас.

Сошествие огня на Пасху: немного истории

Если немного забежать вперед, можно сказать, что чудо схождения Благодатного огня признается только православными, однако так было не всегда.

До 11 века, когда выделились две ветви (православная и католическая), и даже некоторое время после этого представители католичества наравне с православными священниками проводили пасхальную службу в Храме Гроба Господня и лично наблюдали сошествие огня. Происходило и происходит это в так называемой Кувуклии – т.е. небольшой купольной часовне, которая располагается в самом центре Храма.

Собственно, это ее мы и видим по телевизору во время прямых трансляций, которые, кстати, проводятся в России и в некоторых других странах ежегодно. А вот так она выглядит на фото.

На протяжении всех первых веков развития христианства, в течение I тысячелетия, еще не было разделения церкви на Западную и Восточную. Поэтому все официальные представители церкви и прихожане признавали схождение огня за чудо. И тогда, и сегодня происходило это примерно так.

Служители ожидают в Кувуклии, как только священное пламя загорится. Процесс происходит самопроизвольно, без какого-либо участия со стороны человека, поэтому и признается чудодейственным. Затем священники выходят из Кувуклии с зажженными факелами, от которых пламя распространяется для всех желающих.

О схождении огня в прежние времена сохранилось довольно много свидетельств, в том числе и среди западных священнослужителей. Об этом чуде писала паломница Сильвия Аквитанская (4 век), а также латинский монах Бернард (9 век). Говорил об этом и Папа Римский Урбан II (11 век).

Однако в самом конце того же 11 века, в 1099 году, Храм Гроба Господня был завоеван крестоносцами, и в результате контроль над Храмом полностью перешел католикам. До конца 12 века (1187 год) они были изгнаны из Иерусалима, в результате чего были лишены доступа в Кувуклию и вообще к святым местам.

С того момента и по сегодняшний день представители католичества уже не принимают участия в схождении благодатного огня. Интересно, что впервые глава церкви Папа Григорий IX выступил против признания этого явления чудом еще в 1238 году, т.е. спустя 50 лет после прекращения доступа в храм. К этому времени разделение Западной и Восточной церкви сложилось окончательно.

Что касается православных, то они постоянно несли службу в Кувуклии. Продолжается эта традиция и сегодня. Разумеется, все представители православных церквей (русской, украинской, армянской, греческой и ряда других) признают чудодейственный характер этого явления.

А вот после введения нового Григорианского календаря (1582 год), когда католики перешли на другое летоисчисление, служба продолжала проводиться исключительно по старому, Юлианскому стилю. Соответственно и появление пламени тоже наблюдали в этот день – точнее, в пасхальную ночь с субботы на воскресенье.

Взгляд из дня сегодняшнего

Вот почему и не сходит Благодатный огонь на католическую Пасху – на протяжении многих веков представители католичества были отлучены от самой службы. Время в этом смысле действует как разрушительная сила – чем дольше мы отвыкаем от чего-то, тем сложнее потом привыкнуть.

А что говорить, если проходит несколько веков? Та самая историческая память постепенно утрачивается, и в результате рождается совсем другая история, появляется иное восприятие мира. Это не хорошо и не плохо – просто так устроен человек.

Представители католической церкви заняли в этом вопросе, скорее, нейтральную позицию. Они никогда не отрицали появление пламени и категорически не утверждали, что это никакое не чудо. Однако представители Западной церкви решили несколько дистанцироваться от этих событий.

Выражается это в том, что они:

  • не участвуют в церемонии (начиная с 12 века и по наши дни);
  • не освещают эти события слишком широко;
  • предпочитают не упоминать о божественном, чудодейственном характере явления.

И если напрямую спросить, сходит ли Благодатный огонь в католическую Пасху, мы получим ответ – нет, не сходит. Ведь и даты праздника у православных и католиков зачастую отличаются, хотя иногда они и совпадают.

И всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось все это время. До наших дней огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется, и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками.

А ещё в начале 20 века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал о сошествии так: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы… Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви.

Читать еще:  Вера православная - поклонение волхвов. Волхвы, пришедшие к Христу - кто они

Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был Св.Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».

Но дело даже не в том, что не совпадают даты православной и католической Пасхи. Просто две великие, действительно большие церкви отличаются своей историей и некоторыми взглядами.

Впрочем, представители православия и католичества не намерены конфликтовать по этому поводу. Ведь они отмечают единый, общий праздник Пасхи, с которым всегда поздравляют друг друга как официально, так и лично. Ведь у многих из нас наверняка есть друзья, исповедующие католицизм.

С этой точки зрения Благодатный огонь – это божественное чудесное явление, красивый штрих к портрету великого праздника. Но портрет этот точно общий, картинка единая.

Ведь главное чудо – это воскресение Спасителя, его великий, самоотверженный подвиг во имя человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. И пусть некоторые традиции торжества отличаются — все равно речь идет об одном и том же событии. А уже как именно его отмечать, каждый может решить по своему усмотрению.

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Читать еще:  Найди глаголы с частицей не. Правописание частицы не с глаголом

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Богослужения Страстной седмицы

на каждый день

За всю свою многовековую историю Церковь составила замечательные молитвы, гимны и целые службы, в которых обыгрываются все грани тех трагических и судьбоносных минут. В нашем цикле мы кратко расскажем о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени – с Великого понедельника по Великую субботу.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Вообще, притчи занимают особое место в Евангелии и регулярно читаются на протяжении всего года, однако понедельничные, вторничные и средовые отрывки – особые, в них сосредоточена вся суть христианского вероучения.

В эти дни прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие (за исключением страстных отрывков, которые читаются особо, в четверг вечером, накануне Великой пятницы). Также в эти дни три раза совершается Литургия Преждеосвященных даров.

А еще у понедельника, вторника и среды – общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы – «Се Жених грядет в полунощи». В нем обыгран сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом.

Пост в первой половине Страстной седмице предписан строжайший. Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление – горячая пища с маслом.

Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко.

Великий Понедельник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.

В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Великий вторник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Общая схема служб Великого вторника – такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно следственной связи в жизни человека.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.

Великая Среда

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Третий страстной день посвящен двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий Четверг

УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого

Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

В четверг служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.

В соборах и храмах, где служит архиерей, после Литургии совершается особый чин – омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей моет ноги своим братьям-сослужителям.

Читать еще:  Степень и ее свойства. Исчерпывающий гид (2019)

В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

В этот же день Патриарх совершает освящение мира – особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни – сразу после Крещения.

Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше – вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

Великая Пятница, Страсти Господни

УТРОМ: Царские часы

ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы

ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы

В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница – это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

После Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота – это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит уникальное событие – схождение Благодатного огня.

Источники:

Благодатный огонь на католическую Пасху: сходит или нет, и почему?

http://pravoslavie.ru/1703.html

Богослужения Страстной седмицы

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector