Буряты начало. Коренные народы бурятии

Содержание

Народ буряты

Буряты

— нация монгольского происхождения, проживающая на территории Забайкалья, Иркутской области и Республики Бурятия. Всего носителей этого этноса насчитывается около 690 тыс. человек по результатам последней переписи населения. Бурятский язык является самостоятельной веткой одного из монгольских наречий.

Буряты

Буряты, история народа

Древние времена

С древних времен буряты жили на территории, расположенной вокруг Байкала. Первые письменные упоминания об этой ветви можно встретить в знаменитом «Сокровенном сказании монголов» — литературном памятнике начала тринадцатого века, который описывает жизнь и подвиги Чингисхана. Буряты в этой летописи упомянуты как лесной народ, покорившийся власти Джучи — сына Чингисхана.
В начале тринадцатого века Темучин создал конгломерат основных племен монголии, охвативший значительную территорию, в том числе Предбайкалье и Забайкалье. Именно в эти времена и начала складываться бурятская народность. Многие племена и этносы кочевников постоянно перемещались с места на место, смешиваясь друг с другом. Благодаря такой бурной жизни кочевых народов ученым до сих пор сложно с точностью определить истинных предков бурят.
Как полагают сами буряты, история народа берет начало у северных монголов. И действительно, какое-то время кочевые племена продвигались на север под предводительством Чингисхана, вытесняя местное население и частично смешиваясь с ним. В итоге образовались две ветви современного типа бурят, бурят-монголы (северная часть) и монголо-буряты (южная часть). Они различались по типу внешности (преобладание бурятского либо монгольского типов) и диалекту.
Как и все кочевники, буряты долгое время были шаманистами — почитали духов природы и всего живого, имели обширный пантеон различных божеств и совершали шаманские ритуалы и жертвоприношения. В 16 веке среди монголов стремительно начал распространяться буддизм, и столетие спустя большинство бурят покинуло свою коренную религию.

Присоедиение к России

В семнадцатом веке Русское Государство завершает освоение Сибири, и тут уже источники отечественного происхождения упоминают о бурятах, которые долгое время сопротивлялись укоренению новой власти, совершая набеги на остроги и укрепления. Подчинение этого многочисленного и воинственного народа происходило медленно и болезненно, но в середине восемнадцатого века все Забайкалье было освоено и признано частью Русского государства.

Быт бурят вчера и сегодня.

Основой хозяйственной деятельности полуоседлых бурят было полукочевое скотоводство. Они с успехом разводили лошадей, верблюдов и коз, иногда коров и баранов. Среди промыслов были особенно развиты, как и у всех кочевых народов, рыболовство и охота. Все побочные продукты животноводства шли в переработку — жилы, кости, шкура и шерсть. Из них мастерили предметы утвари, украшения, игрушки, шили одежду и обувь.

Буряты освоили множество способов переработки мяса и молока. Они могли изготавливать продукты длительного хранения, пригодные для использования в длительных перегонах.
До прихода русских, основным жилищем бурят были войлочные юрты, шестистенные или восьмистенные, с крепким складным каркасом, который позволял быстро перемещать строение по необходимости.
Быт бурят в наше время, конечно же отличается от прежнего. С приходом Русского мира традиционные юрты кочевников сменились на рубленные строения, усовершенствовались орудия труда, распространилось земледелие.
Современные буряты, прожив бок о бок с русскими более трех столетий, сумели сохранить в быту и культуре богатейшее культурное наследие и национальный колорит.

Традиции бурят

Классические традиции бурятского этноса передавались из поколения в поколение много веков подряд. Они складывались под влиянием тех или иных потребностей общественного уклада, совершенствовались и изменялись под влиянием современных тенденций, но сохраняли свою основу неизменной.
Желающим оценить национальный колорит бурят, стоит посетить один из многочисленных праздников, таких как Сурхарбан. Все бурятские праздники — большие, и маленькие, — сопровождаются танцами и забавами, в числе которых неизменные состязания в ловкости и силе среди мужчин. Главный праздник в году у бурят — Сагаалган, этнический Новый Год, приготовления к которому начинаются задолго до самого торжества.
Традиции бурят в области семейных ценностей наиболее значимы для них самих. Кровные узы для этого народа очень важны, а пращуры — почитаемы. Каждый бурят может без труда назвать всех своих предков до седьмого поколения по линии отца.

Читать еще:  Тема. Человеческая деятельность, ее многообразие

Роль мужчины и женщины в бурятском обществе

Доминирующую роль в семье бурят всегда занимал мужчина-охотник. Рождение мальчика считалось величайшим счастьем, ведь мужчина — основа материального благоденствия рода. Мальчиков с детства обучали крепко держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Мужчина бурят с ранних лет постигал основы охоты, рыбной ловли и кузнечного мастерства. Он должен был уметь метко стрелять, натягивать тетиву лука и при этом быть ловким борцом.
Девочки воспитывались в традициях родового патриархата. Они должны были помогать старшим по хозяйству, обучаться шитью и плетению. Женщина бурятка не могла называть по имени старших родственников мужа и сидеть в их присутствии. На родовые советы она тоже не допускалась, не имела права проходить мимо висящих на стене юрты идолов.
Независимо от пола, все дети воспитывались в гармонии с духами живой и неживой природы. Знание национальной истории, почитание старших и непререкаемый авторитет буддийских мудрецов — нравственная основа для молодых бурят, неизменная и по сей день.

Буряты


Буря́ты (самоназвание — буряад, буряадууд)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772- 1776 гг.:

— Буряты и тунгусы поклоняются солнцу луне, огню и т. д. как низшим божествам. У них имеются также различные идолы обоего пола, которых они признают домашними богами — это похоже на первобытную религию всех сибирских народов. Ламы, которые одновременно являются и врачами, хотя и не лечат ничем кроме заклинаний, составляют особую иерархию и подчиняются в Забайкалье верховному ламе (по-русски владыка ламаит). У бурят нет праздников в собственном смысле слова, единственный торжественный день, который они отмечают, — это начало лета. Ламаизм был занесен к бурятам монголами, которые в 1689 году приняли российское подданство, а с 1764 года верховный лама Забайкалья стал независим.

«Народы России. Этнографические очерки» (издание журнала «Природа и люди»), 1879-1880:

— Буряты, подобно монголам, имеют цвет кожи коричнево-бронзовый, лицо широкое и плоское. нос небольшой и приплюснутый; глаза у них маленькие, косо расположенные, большею частью черные, уши большие и далеко отстоят от головы; рот большой; борода редкая; волосы на голове черные. Принадлежащие к духовному званию подстригают волосы на передней части головы, а сзади носят косу, в которую, для большей густоты, нередко вплетают конские волосы. Роста буряты среднего или малого, но крепко сложены.

Хамниганы — субэтнос бурят, сложившийся при участии тунгусских племен.

Характер бурят отличается скрытностью. Они обычно миролюбивы и кротки, но злы и мстительны, когда их оскорбят. По отношению к своим родичам они сострадательны и никогда не откажутся помочь бедному. Несмотря на внешнюю грубость, между бурятами в высшей степени развита любовь к ближнему, честность и справедливость; и хотя это часто ограничивается только пределами своей семейно-родовой общины, но есть между ними и такие личности, у которых эти прекрасные качества простираются на всех людей без исключения, к какой бы они нации ни принадлежали.

— По образу жизни буряты делятся на оседлых и кочевников. Оседлых бурят не более 10%. Они усвоили много русских обычаев и мало отличаются от них по образу жизни. Кочевники же живут иначе.

Буряты придерживаются первобытной родовой общины. По широкой степи оазисами разбросаны группы восьмиугольно-круглых юрт. Кругом — жердяные загороди, а в загородках все юрты, амбары и разные другие строения. Каждый улус обычно состоит из нескольких невысоких жердяных загородей, представляющих вид круга. В каждой такой загороди стоит одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одной из таких юрт живет старший в семье бурят, старик со старухою, иногда с какими-нибудь сиротами-сродственниками. В другой, рядом стоящей юрте живет сын этого старика с женою и с детьми. Если у старика есть еще женатые сыновья, то и они живут в особых юртах, но все в одной и той же общей загороди, по обе стороны юрты отца. У всего этого семейно-родового круга пашни, покосы, скот — все общее. Все члены загороди работают сообща. Иногда даже и обедают вместе. При всяком сборе гостей все соучаствуют, как одна семья.

Читать еще:  Сонник яма с водой. К чему снится выбраться из ямы

Единственное богатство бурят составляет скотоводство. Стада, состоящие из коров, лошадей и овец, как летом, так и зимою, пасутся по степи. Только молодой скот во время сурового времени года остается в юртах вместе с хозяевами. Буряты почти не имеют свиней и домашней птицы, для которых необходимо было бы заготовлять зимние запасы.

Забайкальские буряты редко занимаются земледелием, но если и имеют небольшие доли, то орошают их искусственным образом, отчего они получают хорошие урожаи, между тем как русские часто жалуются на неурожаи вследствие засухи. Буряты же по эту сторону Байкала много занимаются земледелием, которому они научились у русских.

— Мужчины присматривают за пасущимся скотом, строят юрты и изготовляют хозяйственные принадлежности — стрелы, луки, седла и другие части конской сбруи. Они искусные кузнецы, сами отделывают металлы в маленьких ручных печах и довольно щеголевато убирают ими конскую сбрую. Женщины занимаются изготовлением войлоков, выделыванием кож, плетением веревок из конских волос, делают из жил нитки, кроят и шьют всевозможную одежду себе и мужьям своим, искусно вышивают узоры на одежде и обуви.

— Положение женщин у бурят — самое печальное: в семье она чисто рабочее животное, поэтому редко встречаются между ними здоровые. Сморщенное лицо, костлявые руки, неловкая походка, тупое выражение глаз и грязными плетями свешивающиеся косы — вот ее обычный вид. Зато девушки пользуются особенной любовью, почетом, подарками и воспеваются в песнях.

— Жилища большей части бурят состоят из войлочных юрт. Они бывают от 15 до 25 футов в поперечнике и чаще всего имеют форму островерхую. Эти юрты делаются из жердей, воткнутых в землю, оконечности которых вверху сходятся. Жерди обтянуты внутри несколькими рядами войлока. Наверху находится отверстие для дыма, которое может быть закрыто крышкою. Вход в юрту, узкая деревянная дверь, всегда обращен к югу. Пол этого жилища составляет очищенная от травы земля. В середине юрты под дымовым отверстием находится очаг, обычно состоящий из четырехугольного деревянного ящика, выложенного внутри глиною. По стенам идет возвышение, на котором спят обитатели юрты и стоят различные хозяйственные принадлежности, сундуки и шкафы. Тут же всегда находится небольшой жертвенный столик, на который ставят изображение богов, жертвенные сосуды, благовонные свечи.

— Изначальная религия бурят шаманизм, верование в духов, называемых «онгонами», которые владычествуют над стихиями, горами, реками и покровительствуют человеку. Буряты-шаманисты верят, что шаманы достигают ведения тайн онгонов и могут предсказать судьбу каждого человека. В конце XVII в. забайкальские буряты приняли буддизм; часть бурят, живущая по эту сторону Байкала, осталась верна шаманизму.

— Кроме своих языческих праздников, буряты празднуют день св. чудотворца Николая с не меньшей торжественностью, потому что глубоко почитают этого угодника. Особенно чтут буряты св. Николая в дни памяти этого угодника 6 декабря и 9 мая.

После праздничного богослужения начинается гулянье, во время которого горелка льется рекою. Буряты чуть ли не с молоком матери всасывают страсть к водке и готовы пить ее во всякое время, а в такой день, как праздник св. Николая, они считают даже как бы грешным для себя не выпить лишней чашки араки. Буряты пьют не из рюмок, а из красных деревянных китайских чашек, похожих на блюдца. В такой чашке может вместиться от 3 до 5 наших рюмок. Чашка бурята осушается всегда залпом в два приема. Так как св. Николай чествуется как русскими, так и бурятами, празднество в честь этого святого бывает общее. Что касается до питья водки, то русский валится с четырех чашек, а бурят, истребивший водки вдвое более, — никогда, и как бы он ни был пьян, ему лиха-беда дотащиться до своей лошади, на которой он, бесстрашно качаясь из стороны в сторону, но не теряя равновесия, несется к своим юртам, где уже через несколько часов начинается пир на славу. Так отмечается праздник св. Николая бурятами-ламаистами.

Читать еще:  Содержание 3 главы мертвых душ. Н.В

Современные источники

Буря́ты— народ, коренное население Республики Бурятия Иркутской области и Забайкальского края России.

Существует деление по этнотерриториальному признаку:

Формирование бурятской народности

Первые упоминания бурятских племен в известных нам письменных исторических памятниках относятся к XIII в. В монгольской истории (1240 г.) в числе других монгольских имен упоминаются хори-туматы, икиресы, бархуны и буряты.

Источники дают основание говорить лишь об очень непрочных временных союзах племен.

Было установлено 3 антропологических типа населения Прибайкалья в неолитическое время:

  1. эскимоидный
  2. палеосибирский
  3. смешанный европеидно-монголоидный.

При этом палеосибирский тип ближе всего стоит к физическому типу современных прибайкальских эвенков.

Сходство в языке бурят, эвенков и самодийцев могли произойти в результате длительного соседства и общения в далеком прошлом, когда те и другие племена вели охотничье-звероловческую жизнь.

В бурятских мифах древние предки бурят рисуются как звероловы-охотники.

Некоторые бурятские племена, как эхириты , в легендах изображаются, как племена занимающиеся рыболовством.

Бурятское генеалогическое предание относят формирование бурятской народности к озеру Байкалу .

Во всех приданиях подчеркивается мысль об исконной связи предков бурят с Байкалом и Прибайкальем, как областью, где происходило формирование бурятских племен в народность.

Особое значение для истории образования народности имеют памятники «курумчинской культуры», носителями которой были курыканы.

На связь с курыканами предков бурят указывает широко распространенный у бурят культ кузнецов.

Старинное бурятское земледелие, которое засвидетельствовали русские казаки в XVII в., а так же относительно развитое скотоводство были унаследованы бурятами от курыкан.

После разгрома уйгуров и кыргызов и после ухода их из Северной Монголии и Забайкалья их место занимают монгольские племена. Чась из этих племен переселяется в Предбайкалье, ассимилирует обитавшие там тюрские и древне-монгольские племена.

Это считается самой важной составляющей частью в формировании бурятского народа.

Переселение в начале XI века новой волны монгольских племен, принадлежавших к той группе, которая легла в основу будущей монгольской народности .

Проникнув в Предбайкалье, эти новые переселенцы встретили древне-тюрские и древне-монгольские племена, входившие в состав курыкан и ассимилировали их.

Именно эти племена и дали будущим бурятам свой язык.

При образовании бурятского народа верх взял монгольский язык , победивший тюркский и другие местные языки.

Ассимиляция тюркских племен монголо-язычными предками бурятского народа наложила известный отпечаток на язык бурят.

Наряду с монгольскими архаичными словами и формами в бурятском языке имеется немало тюркских слов , отсутствующих в лексическом составе других монгольских языков.

К началу XII в. почти вся территория Прибайкалья была занята племенами, говорившими на монгольском языке.

Кроме тюркских и эвенкийских родов по происхождению, в составе западных бурят имеются и роды самодийской принадлежности .

К их числу относятся роды Хойот, Хуркут и другие.

К началу XVII в. в составе бурят были уже племена, в прошлом входившие в состав ойратов.

Большую часть в составе бурятского народа составляют собственно монголы, влившиеся в их состав относительно поздно.

Коренные и древнейшие монголо-язычные предки бурят появились в Прибайкалье задолго до образования Монгольской империи.

Известно, что часть племен, враждебно относившихся к Чингис-хану и не желавших подчиниться ему, бежала в Баргуджин- Тукум (меркиты, тайджиуты).

При покорении ойратов и хори-туматов частьиз них откочевала на север, в Якутию , другую же часть под гнетом Чингис-хана увели далеко на Восток- во Внутреннюю Монголию .

К началу XVII в. тумэтов в Прибайкалье уже не было. Вместе с ними во Внутреннюю Монголию были переселены и многие хоринские роды.

Эти передвижения племен из страны Бургуджин- Тукум в соседние области на север и на восток, происходившие в результате военных действий и распоряжений монгольских хаганов, должны были внести некоторые изменения как в племенном составе края, так и в комбинациях племенных объединений.

После ухода из Прибайкалья основной массы ойратов, тумэтов и хори в последующие века племенной состав населения Прибайкалья претерпевает значительные изменения.

Население этнически становится более однородным. Связь между племенами становится более тесной.

Племенное имя «бурят» теперь начинает объединять все монголоязычные племена Прибайкалья.

На базе местных монгольских говоров начинает формироваться бурятский язык.

Источники:

http://goturist.ru/narod-buryaty/

http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/46-buryaty

http://zen.yandex.ru/media/id/5da31d5635c8d800b0abed9a/5da3c7ce3d873600af108b65

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector