Русское ударение. Русский язык и культура речи

Русское ударение. Русский язык и культура речи

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет»

Факультет социальный работы и клинической психологии

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

по русскому языку и культуре речи

Правильность речи: нормы ударения и грамматики

студентка 1 курса, 2 гр.

д. филол. н., доцент, профессор

кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

. Понятия «правильность речи», «языковая норма»

Речевое общение ещё издавна помогало людям для использования и передачи своего опыта из поколения в поколение. В жизни общества речь и язык являются одними из главнейших его элементов. Наличие правил и норм литературного языка служат его важнейшими признаками. Так как язык является средством общения, то он не может существовать вне общества и развивается за его пределами. Главной особенностью языка является уровень развития общества, условий его существования. Язык и соблюдение в нём речевых норм, его правильность и является наиболее главной проблемой в современном обществе, в чём и состоит актуальность данной темы.

Языковая норма — это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что — нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие.

Умение правильно и точно излагать свои мысли входит в обязательство любого современного специалиста в разных областях. Но не только правильно нужно сказать, но и произнести с нужным оттенком. Так вот, цель моей работы — показать и рассмотреть такие понятия как правильность речи и культура речи и её составляющих: норм ударения и норм грамматики.

Задачи работы: дать понятия правильности речи, языковой норме, а так же объяснить такие понятия как нормы ударения и нормы грамматики.

1. Понятия «правильность речи», «языковая норма»

Правильность речи — это фундамент языковой культуры, без неё не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства устного и письменного слова. Основные показатели правильности речи:

Хорошее литературное произношение (правила произношения и ударения, интонационные нормы);

— Грамматическая правильность речи (соблюдения норм морфологии и синтаксиса современного русского литературного языка, правильный выбор морфологических форм слов и верное построение словосочетаний и предложений);

Соблюдение норм речевого этикета (форма общения, просьбы, приветствия, вопроса и т.п.).

Правильная чистая речь есть признак правильного общественного поведения, свидетельство высокой гражданской сознательности. Правильная речь — составляющая общей культуры личности. Учиться такой речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в нее вложенного.

Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества. Существуют разные виды языковых норм:

Орфоэпические нормы (нормы ударения и произношения);

Лексические нормы (употребление слова в том или ином значении);

Морфологические нормы (употребление тех или иных форм слова или частей речи);

Синтаксические нормы (употребление словосочетания или предложения) и т.д.

Существует деление грамматических норм на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Словообразовательные нормы — это правильное употребление и порядок соединения частей слова, образования новых слов. Ошибками этой нормы являются образования слов, например:

1. Неправильное использование приставок — зафотографировали (вместо сфотографировали).

2. Неправильное использование суффиксов — одеяло мокнуло (вместо мокло), Я люблю Азербайджанию (вместо Азербайджан).

. Ошибки при образовании сложных слов — полуумный (вместо полоумный).

Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и других). Ошибками этой нормы является образование форм различных частей речи, например:

1. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий — У Барклая де Толля (вместо де Толли), Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вместо Вайнеров).

2. Неправильное образование формы р. п. мн. ч. — Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вместо грузин), Доволен новыми дверями (вместо дверьми).

. Ошибки при образовании степеней сравнения — Самый талантливейший поэт XIX века (вместо самый талантливый), Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вместо более тяжело), Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени), Он хорошее меня (вместо лучше).

. Ошибки в склонении количественных числительных — В стах метрах (вместо в ста).

. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба — обе).

. Неправильное образование действительных и страдательных причастий.

. Ошибки при образовании деепричастий.

Синтаксические нормы — это правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Ошибками такой нормы служат: ошибки в согласовании, ошибки в управлении, ошибки в построении простого предложения, Ошибки в построении простых неосложненных предложений и так далее. Примеры нарушения:

1. Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто…

Читать еще:  Забыть отобразить мороз и солнце день чудесный. Зимнее утро

Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство.

2. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.

Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства,существующего с древности, является резьба по дереву.

3. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.): По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.

Норма: По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

3. Нормы ударения

речь языковой ударение грамматика

Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Ударение в русском языке — это выделение одного из слогов в составе слова усилением голоса. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог). Часто для того, чтобы о человеке сложилось плохое мнение достаточно того, чтобы всего лишь услышать от него неправильно произнесённое слово.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова. В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняется (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам). В последнем примере представлена подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм.

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Существует очень много правил для произношения слов разных частей речи, так же есть слова, которые просто нужно запомнить. Не по прихоти языковедов мы должны говорить каталОг, инженЕры, согласно закону. Дело в том, что другие варианты противоречат речевому обычаю, не соответствуют традиционному употреблению этих слов интеллигентными людьми. А словари и грамматики лишь отражают то, что независимо от лингвистов сложилось в литературном языке. Это очень хорошо понимал А.С. Пушкин, который еще в 1833 г. писал: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

На сегодняшний день в нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое.

Словесным ударением называется выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Словесное ударение имеет большое значение в оформлении слова, так как помогает отличить одну грамматическую форму от другой. С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:

) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;

) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;

3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.

Логическое ударение применяется главным разом в двух случаях: для выделения «нового Меняя логическое ударение, мы выражаем разные мысли, различные суждения. Перемещение логического ударения с одного члена общевопросительного предложения на другой создает новые предложения, выражающие желание узнать о чем-то другом:

· Т’ы сег’одня пойд'»ёшь в институт?

· Т’ы сег'»одня пойд’ешь в институт?

· Т»‘ы сег’одня пойд’ешь в инспгит’ут?

· Ты сег’одня пойд’ешь в инстит»‘ут?

Эмфатическое ударение — это выделение в произношении какого-либо слова с целью усиления его выразительности в предложении. Пример: Однако, многого захотели! Достигается оно обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем, замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась…), отрицательные эмоции — продлением согласных (А ну, гляди сюда, каш-шеваррр).

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное — слабее главного и обычно ставится впереди основного.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что наша речь становится больше похожей на разговорную и мы всё чаще и чаще забываем про правила и нормы, так книжные средства сближаются с общеупотребительными и просторечными словами. Пополнение литературных норм не должно приводить к разрушению старых и к огрубеванию литературной речи, а так же к её истощению.

В таких условиях правильность нашей речи играет очень важную роль. Сейчас во всем мире происходит информатизация общества, переход к новейшим технологиям, освоение новых возможностей и открытие новых технологий. Знание языка для каждого образованного человека и человека, который чтит свою историю является обязательной частью и играет важное значение в науке и в мире в целом.

Правильность речи — фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Читать еще:  Кипр побережье с белым песком. Лучшие пляжи Кипра

Неправильная речь, бедная, пустая, несвязная часто воспринимается другими людьми в качестве плохой характеристики человека, его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, недостаточного запаса слов. А главное такой человек не владеет оригинальностью, красотой.

Я считаю, что хорошая степень владения речью — это важнейший признак культурного человека. И главной задачей каждого из нас является совершенствование своей речи, изучение большего свода речевых правил и расширение словарного запаса. Для выполнения этих задач необходимо следить за правильностью своей речи, не допускать ошибок, приведённых выше, и многих других, уметь правильно слушать и воспринимать информацию, анализировать данные любых типов. Постоянно изучая новые слова, больше общаясь с людьми, выполняя все вышесказанные правила люди научаться правильности речи.

1) Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. — М.: «Экономическая литература», 2002. С. 114

2) Голуб И.Б. Стилистика русского языка. — М.: Айрис Пресс Рольф, 2001

) Ф. Соссюр, Заметки по общей лингвистике / Ф. Соссюр. — М.: Прогресс, 1990. С. 72

1) 4). Б.Н. Головин, Основы культуры речи. Издание второе, исправленное. Высшая школа 1988

) Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская, Грамматическая правильность русской речи, издательство Наука 1976 г.

) Вербицкая Л.А., Давайте говорить правильно. Трудности современного русского произношения и ударения. Издательство Академия 2008 год

3) Кормилицына М.А. и Сиротинина О.Б., Хорошая речь, Издательство: ЛКИ 2007 год.

Теги: Правильность речи: нормы ударения и грамматики Реферат Английский

Понятие «речь» и «культура речи». Культура речи. Нормы произношения и ударения.

Культура речи. Нормы произношения и ударения.

Качества хорошей (образцовой) речи

Ключевые слова:язык, речь, норма, акцентология, кластер, инновация, инфраструктура, инвестиция, регион.

Запомните данную информацию

Понятия «язык», «литературный язык»

На протяжении многих лет учёные не разграничивали понятия «язык» и «речь», подразумевая, что это одно и то же. Действительно язык и речь – понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но не тождественные.

Язык следует понимать как совокупность и систему знаковых единиц общения. Основным знаком языка выступает слово (лексема), но есть и другие единицы для каждого уровня языковой системы.

Любой язык как явление представляет собой результат процесса становления нации и одновременно выступает предпосылкой и условием её образования. Высшей формой национального языка является литературный язык. Любой национальный язык, и русский в том числе, считается литературным, если обладает определёнными признаками:

1) единство и общепринятость в социуме;

2) наличие устной и письменной форм;

3) обработанность мастерами слова (писателями, поэтами, учёными, общественными деятелями);

4) нормированность и общеобязательность норм для всех, кто пользуется языком, независимо от социальной, профессиональной, территориальной принадлежности;

5) многофункциональность (наличие в языке стилевой дифференциации, обслуживающей разные сферы речевой деятельности людей);

6) устойчивость (сохранение общекультурного наследия и литературно-книжных традиций).

На основе этих признаков строится и определение литературного языка:

Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая, образцовая форма национального языка, обработанная и нормированная.

Понятие «речь» и «культура речи»

Однако реализоваться язык может только в речи. Речь – это язык в действии, это его работа/функционирование. Поэтому мы можем определить речь – как последовательность знаков языка, их комбинации, которые использует говорящий или пишущий с целью выражения своей мысли.

Учение о хорошей речи возникло еще в античные времена – в Древней Греции и Древнем Риме. И сегодня культура речи – понятие многоплановое.

Культура речи определяется как 1) часть духовной культуры общества и компонент общей культуры каждого человека; 2) как культура общения и культура создания текстов (устных и письменных); 3) культура коммуникативных качеств речи – то есть качеств, помогающих эффективному общению; 4) лингвистическая дисциплина: учебная и научная.

Сегодня существует довольно большое количество определений культуры речи.

Под культурой речи понимают совокупность выработанных на протяжении исторического развития и сохраняемых в обществе норм, правил, способов и приемов оптимального коммуникативного поведения; один из основополагающих элементов культуры общества. Важное значение имеет владение нормами литературного языка в устной и письменной речи. Под нормами словоупотребления понимается правильность выбора слова и уместность его применения в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях (К.С. Горбачевич). Чтобы правильно употребить то или иное слово, необходимо знать его лексическое значение – смысловое содержание, отражение в слове определенного явления действительности (предмета, количества, качества, действия, отношения). Говорящий должен свободно ориентироваться в системе языка, знать не только его образцовые разновидности, но и представлять себе периферийные зоны: устаревшие и окказиональные слова, территориально — и социально-ограниченную лексику.

Владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для представителей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, врачей. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Культура речи – это учение о содержании и стиле эффективной и образцовой речи, о её основных коммуникативных качествах.

Сегодня к основным коммуникативным качества речи относятся: правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие языковых средств, выразительность и образность, краткость и уместность.

Читать еще:  Мега рыцарь. Тактика игры картой

1) Правильность – главное коммуникативное качество речи – её соответствие принятым литературно-языковым нормам времени.

2) Точность – качество, которое предполагает умение четко и ясно мыслить и находить для передачи своих мыслей адекватные точные языковые формы.

3) Логичность речи – соответствие высказывания законам логики, то есть умение обеспечивать средствами языка (вводными словами, союзами, частицами и т.д.) переходы между основными мыслями и частями высказывания.

4) Чистота речи – степень соотношения с литературным языком. Определяется отсутствием в речи нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, бранных, вульгарных, слов-паразитов и т.д.).

5) Выразительность речи – живость, эмоциональность, образность, которые создаются за счёт умения использовать различные выразительные средства языка (тропы – метафоры, эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, фразеологизмы, афоризмы) + интонационная выразительность.

6) Богатство речи – смысловая насыщенность, разнообразие языковых средств: обширный словарный запас, знание грамматических, синтаксических и интонационных конструкций.

7) Уместность речи – целесообразность использования языковых средств для каждой конкретной ситуации общения, владения разными функциональными стилями речи.

Современная концепция культуры речи включает четыре аспекта культуры речии, соответственно,четыре её раздела:

1) нормативный аспект включает учение о нормах литературного языка. Культура речи начинается там, где появляется возможность выбора одной языковой единицы из числа вариантов, имеющих одно и то же значение (грамматическое или смысловое). Поэтому центральным понятием предмета культура речи является понятие языковой нормы.

2) коммуникативный аспект включает учение о функциональных стилях языка. Так как язык выполняет разные коммуникативные задачи и обслуживает разные сферы общения, необходимо грамотно и уместно использовать языковые средства в зависимости от ситуации. Функциональные стили русского языка подразделяются на книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и устный: разговорный.

3) этический аспект предписывается правилами речевого этикета. В области культуры речи этический аспект предполагает следование определённым правилам речевого этикета, использование этикетных формул речи.

4) риторическийаспект включает учение о риторике или ораторском искусстве.

Таким образом, культура речи – это лингвистическая дисциплина со своими специфическими задачами, главными из которых являются отбор и организации языковых средств в соответствии с ситуацией общения и соблюдение языковых и этикетных норм. Все это помогает эффективно решать коммуникативные задача – то есть те задачи, которые мы хотим решить через общение.

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Нормы русского ударения

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определённой постановке ударения.

Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: попять, понял, поняла.

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: атлас и атлас, замок и замок, мука и мука.

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: стены и стены, руки и руки, насыпать (соверш. вид) и насыпать (несоверш. вид), полка и полка, стоит и стоит.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творог и творог, иначе и иначе, мышление и мышление, кета и кета, одновременно и одновременно.

Ударение в именах существительных

Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова договор и приговор, которые многими произносятся как договор и приговор. Правильно произносить следует договор и приговор, как разговор и уговор. Иногда ударение меняет значение слова: призывной (призывной возраст) и призывный (призывный клич), мелочной (товар) и мелочный (человек).

Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музыка, а не музыка. Вспомним: Гремит музыка боевая. Это объясняется происхождением слова музыка от франц. musique с ударением на последнем слоге. Как только это слово «обрусело», оно потеряло французское ударение.

Многие иноязычные слова и в настоящее время в разговорной речи произносятся с неверным ударением. Например, квартал, атлет, процент, партер, ампер, жалюзи, медикаменты, коклюш можно услышать в речи вместо правильных квартал, атлет, процент, партер, ампер, жалюзи, медикаменты, коклюш.

Можно предположить, что все приведённые слова — иностранного происхождения и поэтому их правильное произношение объясняется незнанием иностранного языка. Но почему же так часто встречается ошибочное ударение в исконно русских словах? Нередко говорят: средства (вместо средства), свекла (вместо свёкла), столяр (вместо столяр), танцовщица (вместо танцовщица), начать (вместо начать), тесно (вместо тесно) и т.п.

Часто неверно говорят километр, но при этом никто не говорит килограмм, хотя в речевой практике встречается сокращение кило. Здесь «французская» манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как метрическая система была впервые введена во Франции.

По месту ударения существительные можно распределить по трём группам.

1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места.

Например, если в им. н. ед. ч. звучит лектор, -а, -ом,

Источники:

http://dodiplom.ru/ready/76583

http://studopedia.ru/19_307673_ponyatie-rech-i-kultura-rechi.html

http://studme.org/263560/literatura/normy_russkogo_udareniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector