Фундаментальные исследования. Толерантность
Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе
Дата публикации: 11.01.2015 2015-01-11
Статья просмотрена: 3683 раза
Библиографическое описание:
Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. 2015. №2. С. 471-474. URL https://moluch.ru/archive/82/14888/ (дата обращения: 04.02.2020).
Толерантность на современном этапе формирования российского поликультурного общества представляется неотъемлемой составляющей траектории развития дружественных межнациональных отношений.
Еще в 90-х годах ХХ века понятие «толерантность» стало использоваться в отношении путей решения мировых политических проблем, этнических и религиозных конфликтов. Но за последнее десятилетие это понятие прочно вошло в научную литературу.
Толерантность стала фактором движения в альтернативных направлениях: с одной стороны — мира и согласия, интеграции и модернизации, благополучия и процветания, с другой — усиления конфронтации, дезинтеграции. По мнению психолога В. В. Шалина: «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа — принципа выживаемости» [13, с. 248].
А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова определяют толерантность как принятие другого человека, проявление сочувствия и сострадания к другому, признание «ценности многообразия человеческой культуры» [2, с.342]. Они характеризуют толерантность как «доминанту отказа от агрессии», как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [2, с.152].
Этой же точки зрения придерживается Е. Ю. Клепцова, утверждая, что толерантному человеку присуще «стремление понять оппонента и позитивно с ним взаимодействовать» [8, с.104].
Р. Р. Валитова рассматривает категорию «толерантность» как «настроенность на понимание и диалог с другим человеком» [4, с. 33].
Г. Д. Дмитриев считает, что толерантность предполагает «осознание индивидом того, что мир многомерен, а значит и взгляды на этот мир различны» [6, с.153].
П. В. Степанов определяет толерантность через ценностное отношение человека к людям, выражающееся в «признании, принятии и понимании представителей иных культур» [11, с.49].
Таким образом, анализ позиций разных авторов показывает, что толерантность характеризуют такие основные компоненты, как: понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение.
Необходимо отметить, что категория «толерантность» является объектом изучения многих наук, трактуется с разных позиций: социальной, религиозной, политической, психологической, этнической. Рассмотрим их по порядку:
Социальная толерантность — это форма партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества и его властными структурами, когда признаются необходимость сотрудничества и уважение позиций сторон [7].
А. П. Абуов характеризует религиозную толерантность как «отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей, в которых каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других» [1].
Политическая толерантность — это важная особенность либерально-демократических политических систем, обеспечивающих реализацию гражданских прав, к каковым относятся свобода самовыражения и свобода объединений [5, с.46].
Психологическая толерантность — это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека; включающая в себя ценностно-смысловую систему (уважение человека, признание ценности прав и свобод человека и равноправия людей и др.; особый способ межличностного взаимодействия с другими людьми) [2, с.7].
Этническая толерантность, по мнению Лебедевой Н.М, — это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [6, с.67].
В настоящее время предпринимаются попытки упорядочить разнообразные виды толерантности. Рассмотрим классификации, в основе которых лежат различные критерии:
1. По проявлению толерантности как общественного сознания (В. А. Лекторский):
– толерантность как безразличие — безразличие к существованию различных взглядов;
– невозможность взаимопонимания — уважение к другому, которого я не могу понимать;
– снисхождение к слабости других;
– расширение собственного опыта, критический диалог — уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций.
2. По предмету, на который направлено действие толерантности (И. В. Крутова):
– толерантность к иным мнениям в сфере науки;
– толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ;
3. По уровню, на котором проявляется толерантность (Ю. В. Кузнецова):
– индивидуальная — способность выйти в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок;
– межгрупповая проявляется и возникает в процессе восприятия одной группой другой;
– межличностная толерантность — отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без утраты чувства сохранности собственного «Я».
4. По внутренней мотивированности и ценностному содержанию (А. В. Зимбули, В. А. Петрицкий):
– квазитерпимость — виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающих как терпимость;
– псевдотерпимость — случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение;
– негативная терпимость определяет мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма;
– позитивная терпимость — обусловливают мотивы внимания, понимания, симпатии.
5. По результатам толерантного (сдержанного) поведения (В. А. Петрицкий):
– отрицательно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному результату;
– нравственно-конструктивная толерантность — положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результату;
6. С позиции отношения к толерантности как к фактору устойчивости:
– внешняя (к другим) — убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию; характеризует культуру отношений в обществе.
– внутренняя (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать [12].
Понятие «толерантность» неразрывно связано с такой категорией как «интолерантность», что является ее обратной стороной. Толерантность и интолерантность — это две границы межэтнического взаимодействия.
По мнению А. Г. Асмолова, диапазон понятия «интолерантность» колеблется от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей [2, с.358].
С точки зрения С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова толерантность и интолерантность — это «взаимообратимые понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот». Авторы отмечают, что «толерантность как отношение порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие». Соответственно интолерантность порождает «негативизм, недоброжелательность, тенденцию возникать по поводу и без повода, негативные эмоции — гнев, досаду, злобу» [3, с.13].
Следует подчеркнуть основные различия между толерантной и интолерантной личностью. Сравнивая два понятия: «толерантность» и «интолерантность», Г. У. Солдатова выделяет следующие критерии, на которых они основываются.
– — равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
– — взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
– — равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
– — сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
– охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
– свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
– сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
– позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
– оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
– игнорирование (отказ в беседе, в признании);
– негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
– этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
– поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
– преследования, запугивания, угрозы;
– дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
– расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
– ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
– национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
– фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
– империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
– эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
– осквернение религиозных или культурных символов;
– религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
– изгнание (официальное или насильственное);
– сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
– репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства) [10, с. 15–17].
Толерантность — это ценность и качество личности, которое проявляется в терпимом поведении, в поступках, дающих образцы такого поведения. Межнациональное согласие формируется в течение многих лет, и среди институтов социального воздействия на личность образовательные учреждения во все времена занимали приоритетное положение. Воспитание толерантной личности в настоящее время одна из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания возникают вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий. Это ведет к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозному экстремизму.
- Абуов А. П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://www.embkaztm.org/article/142
- Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416с.
- Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. –2002. — № 20. — 20 с.
- Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель?// Вестник МГУ. Серия «Философия». — 1996. — № 1. — С. 33–37.
6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 2008. — 208 с.
- Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. — 228 с.
9. Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология: учебник для высших учебных заведений. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 191 с.
10. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Психология, 2005. — 118 с.
ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Мезенцев Е.А.
Кандидат философских наук, Омский государственный технический университет
ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация
Статья просвещена проблемам привития толерантности в современном российском обществе. Автор проводит сравнительный анализ терминов терпимость и толерантность, используя различные источники. Проблема толерантности рассматривается с позиции Окна возможностей (Окно Овертона).
Ключевые слова: Толерантность, интолерантность, Окно возможностей, дегуманизация, грех, табу, моральные нормы, .
Mezentsev E.A.
Candidate of Philosophical Sciences, Omsk State Technical University
THE PROBLEM OF LIMITS OF TOLERANCE
Abstract
Article is devoted to the problems of tolerance in modern Russian society. The author carries out the comparative analysis of terms liberality and tolerance, using various sources. The problem of tolerance is considered from a position of the Window of opportunities (Overton’s Window).
Keywords: Tolerance, intolerance, Window of opportunities, dehumanization, sin, taboo, moral standards.
Проблема толерантности уже давно стала предметом обсуждения в современной науке, средствах массовой информации, политике. Воспитание толерантности у подрастающего поколения является важным направлением воспитательной работы в учебных заведениях всех уровней. Толерантность подаётся как однозначное благо и неотъемлемое социально значимое качество сформированной личности.
Толерантность получила широкое развитие в западной культуре и теперь усиленно насаждается в современном российском обществе. Издаётся огромное количество литературы по проблемам толерантности и даже открывается Институт толерантности с филиалами по всей стране. Но так ли безобидно это явление? Следует тщательно разобраться, что же из себя представляет феномен толерантности и так ли уж нетолерантно российское общество? И главное – должны ли быть границы толерантности?
Чтобы лучше понять предмет обсуждения, следует уточнить значение этого слова.
Словарь методических терминов определяет толерантность как «терпимость человека к кому-либо или к чему-либо. В культурологии и социологии этот термин используется для обозначения понимания и уважения к другой культуре, к отличиям представителя другой культуры – этническим, национальным, расовым, религиозным, языковым» [1].
Большой энциклопедический словарь даёт несколько определений этому понятию, из которых чаще всего используются два: толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – это способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [3].
Не менее интересным является и медицинское определение этого термина. Так, например, толерантность иммунологическая (immunological tolerance) означает неспособность организма отличать собственные, вырабатывающиеся в нем вещества, к которым он должен быть толерантен, от чужеродных веществ, против которых в нём должны вырабатываться антитела [2]. В этом случае полная толерантность приводит к гибели самого организма.
Термин толерантность – это изначально медицинский термин, введённый в 1953 году английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям, в дальнейшем он стал частью социальных наук.
Так или иначе, но термин толерантность везде определяется как терпимость.
Популярный интернет-ресурс «Википедия» проводит сопоставление толерантности и терпимости и предлагает нам такое сравнение: «Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» – это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно» [5]. Конечно, «Википедию» нельзя назвать авторитетным источником, но именно её, в начале списка, предлагают поисковые системы интернета.
Если в современных словарях терпимость определяется как добровольное, активное, сознательное поведение, то в Декларации принципов терпимости, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, в п. 1.3. утверждается следующее: «Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека (курсив наш – Е.А.) [4].
Другими словами, Декларация предлагает считать нормой добровольный и сознательный отказ от каких-либо норм, кроме тех, которые установлены в международных правовых актах. Однако регулятивами социального поведения выступают не только нормы права. Существуют и другие регуляторы, присущие любой национальной культуре, такие как нормы морали, обычаи, традиции, ритуалы и т.д. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческая культура зарождается именно тогда, когда люди добровольно налагают запрет (табу) на некоторые деяния и поступки [7]. Область табу в христианской традиции называют грехом.
Нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов всегда формируются продолжительное время и становятся таковыми только после их длительной проверки на состоятельность как регулятива. Ни одно нововведение в социальной жизни общества не приживается, если оно не признано и не одобрено большей частью этого общества. Норма становится нормой только тогда, когда она считается не только приемлемой, но и осознанно необходимой.
Нормы права принимаются небольшой группой людей и начинают действовать с момента их вступления в силу, а нормы морали, традиции, обычаи не закрепляются институционально и существуют на уровне бытийных представлений членов данного общества о добре и зле. Манипулировать социальными нормами на уровне права всегда гораздо проще, чем на уровне морали и нравственности.
В наше время использование заимствованных слов является достаточно частотным. Термин толерантность не избежал этой участи, однако следует определиться с тем, насколько необходимо частое его употребление. Использование заимствованных слов оправдано только тогда, когда в языке отсутствует аналог. Если толерантность переводится как терпимость, то, насколько оправдано его использование?
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет терпимость как то, что можно терпеть, с чем можно мириться; уметь без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению [6].
Терпимость понимается как допустимость своего параллельного существования чужого, другого, иного, чем у нас, но в соответствии с нашей системой нравственных ценностей допустимого, без принятия этого нормой для себя, без приближения к себе и пропускания через себя. Терпимость не предполагает активного участия в утверждении чуждого.
Толерантность подразумевает принятие иного как своего, снятие границы между свое-чужое, допустимость не только существования иного, но и активное соучастие в жизни иного и, достаточно часто, отказ от своего в пользу иного.
Проведенный анализ, не претендующий на полноту рассмотрения проблемы, но позволяет сделать вывод о недопустимости равнозначной замены терминов толерантность и терпимость, да и целесообразность использование иностранного термина остаётся под большим вопросом.
Современный, так называемый «просвещённый», западный мир призывает нас толерантно относиться к различным извращённым проявлениям сексуальности, предлагает не только спокойно относиться к ним, но и активно содействовать их утверждению в качестве нормы.
Если раньше нас пытались «приучить» толерантно воспринимать публичные проявления гомо- и гетеро сексуальности, то практика полового воспитания в скандинавских странах и изменения в законодательствах стран Западной Европы вводит в социальный и политический дискурс толерантное отношение к педо-, зоо-, некро- и прочим сексуальным предпочтениям.
Возникают закономерные вопросы: Есть ли пределы толерантности? А если есть, то где эти пределы должны проходить?
Интернет-ресурсы на перебой твердят, что так называемые ЛГБТ, БДСМ и прочие – это норма и к ним нужно относится толерантно? И если человек не готов к такого рода толерированию, то он гомофоб, педофоб и т.д.
Совершенно непонятно, почему предел терпимости должен пройти за этими сексуальными ориентациями, а не перед ними. Почему то, что с точки зрения традиционной русской культуры основанной на православии, является откровенным извращением, предлагают вносить в пределы допустимого? Почему то, что является откровенным грехом, мы обязаны толерировать, а правильнее сказать терпеть? Да и вообще, насколько уместно учить терпению один из самых терпеливых народов мира?
Если уж мы толерантно относимся к западному обществу с его системой ценностей, в которой сексуальные извращения считаются нормой, следовательно, и Запад должен относиться толерантно к российскому обществу, в котором подобные явления недопустимы.
Проблему толерантности в современном обществе, на наш взгляд, следует рассматривать с позиции теории Дж. Овертона (окно Овертона) как технологии расчеловечивания.
Эта технология, позволяющая путём определённых информационных манипуляций изменять отношение общества к вопросам, ранее находящимся под запретам (табу). Сильно распиаренная проблема толерантности есть ни что иное, как попытка расширения области дозволенного и сужение области запрещённого (табу, греха). Практика западного общества показывает, что по истечению времени при целенаправленном воздействии, ранее строго табуированное становится не только нормальным, но и желанным.
Терпимость должна иметь свои пределы и подразумевает привязку к системе базовых жизненных ценностей, а введение термина толерантность эту привязку размывает, так как несет в себе некую семиотическую неопределённость как заимствованное слово.
Безграничная толерантность – чрезвычайно опасное социальное явление. Отсутствие культурных запретов или сознательный отказ от них, превращает человеческое общество в стадо животных. Отсутствие пределов толерантности – явный путь к дегуманизации, растлению, расчеловечиванию общества. Не может быть беспредельной толерантности, как и безграничной свободы. Безграничная свобода ведет к вседозволенности и, как следствие, к беспределу.
Сущность и структура понятия толерантности
Ярычев Муса Увайсович, ассистент кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО “Чеченский государственный университет”.
Анализ словарных толкований понятия «терпимость» позволяет раскрыть его смысл, выделяя его этико-нравственный аспект через такие качества, свойства и способности человека как терпеливое, без вражды отношение к взглядам, убеждениям, мнениям, интересам, поведению других людей, при этом стремиться без применения насилия достигать взаимного понимания и согласования разных точек зрения, убеждения, интересов. [1,с.4]
Здесь важно подчеркнуть, что, несмотря на многозначность понятия, в социально-общественном сознании в категории «терпимости» отмечается ее созерцательный оттенок, пассивная направленность.
Формирование понимания толерантности осуществлялось на протяжении длительного времени и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, понятие толерантности стремится соответствовать многообразной действительности. Само латинское слово toleranten, которое стало производным для понятия толерантности, обозначает устойчивость, невосприимчивость к внешним изменениям, и долгое время являлось термином сугубо медицинским, биологическим. Но сегодня, с общей тенденцией диффузии между гуманитарными, социальными, естественными, точными науками и, соответственно, сближением понятий, он объективно приобретает иное значение. Современное понимание толерантности в «Программе формировании установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» определяется как: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; навыки эффективного межкультурного взаимодействия.
Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Для выявления сущности понятия толерантности, на основе анализа различных определений толерантности нами определяются основные характеристики исследуемого феномена, согласно которым толерантность это:
– признание допустимым и равноправным существования многообразия в мире различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и других взглядов;
– активное признание прав и свобод другого человека, в том числе права за другим человеком на собственные убеждения, права быть иным;
– уважительное терпеливое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению;
– позволение людям открыто выражать свои мысли;
– настроенность на понимание и диалог с Другим;
– стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения преимущественно методами разъяснения и убеждения;
– воздержание от употребления силового воздействия с целью предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей;
– защита ценностей других, признание плюрализма и многообразия современного общества;
– активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности.
Учитывая полинаучность категории толерантности, с целью раскрытия ее сущности, считаем необходимым рассмотреть толерантность с точки зрения различных наук, выявляющих разные смыслы этого феномена.
Философское определение толерантности основывается на признании прав и свобод другого человека, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям [2,с.15].
Философское понимание толерантности характеризует отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и определяет настроенность человека на понимание и диалог с другим.
В то же время толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции [2,с.21].
Таким образом, в философии под толерантностью понимается отсутствие монополии на истину, открытость для критики, плюрализм взглядов и мнений.
Очевидно, что понимание толерантности в разных культурах определяется разными базисными основами. Значимое для западной цивилизацией и ценимое ее представителями понятие свободы и демократический образ правления, не являются приоритетными в системе ценностей представителей восточно-азиатских культур. Тем не менее, как подчеркивают исследователи, эти расхождения не ведут к невозможности понимания друг друга, скорее наоборот – способны вызвать заинтересованность и желание узнать и понять другого, не похожего на тебя.
Ставя проблему формирования толерантных качеств личности в образовании, необходимо учитывать различные религиозно-философские учения в форме вопроса о веротерпимости, согласно которым терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость.
В психологической литературе определение толерантности приобретает несколько иную смысловую нагрузку: установки либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других людей; способности выносить стресс без серьёзного вреда для психики человека; устойчивость к поведенческим отклонениям, конфликту, неопределён- ности и т.п. [3,с.1395].
В психологии термин толерантность
– определяется: с позиций индивидуально – психологических особенностей личности; как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор;
– употребляется: для обозначения способности к сопротивлению;
– проявляется: в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [4,с.113].
Возможно выделить этапы формирования толерантности, связанные с идентификацией человеком самого себя как личности, входящие в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности:
– естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная ребёнку и ещё не ассоциирующаяся с качествами его «Я»;
– моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с уже сформировавшейся личностью «внешним Я» человека;
– нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека, которая формируется под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.
В педагогике толерантность признается основой ненасилия как универсального принципа в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям, создание пространства активного взаимодействия людей и сообществ, отличающихся по взглядам, манере поведения и общения. Терпимость трактуется как «согласие, готовность к взаимным услугам. Это, прежде всего, владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; направленность на толерантность как активную позицию по формированию толерантной личности, которая проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение, на формирование способности человека (или группы) сосуществовать с людьми иного менталитета или другого образа жизни.
Толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, проявляющийся через сознательный, осмысленный и ответственный выбор человека, его собственной позиции и активности по построению определённых отношений.
Рассмотрение толерантности в педагогике позволяет выделить, во-первых, её динамический характер и возможность её развития в образовательной среде, поскольку толерантность не столько формируется, сколько развивается и поэтому проблемой педагогики (образовательной системы) должна стать проблема создания условий развития толерантности. Во-вторых, отметить, что психологической основой толерантности служат ценности, смыслы, личностные подходы, позволяющие выстраивать особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия как межличностный диалог. В этом случае содержательный смысл феномена толерантности раскрывается в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной или иной принадлежности), а также в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных групп. Современный взгляд на сущность толерантности выражается в отношении к инаковости другого человека как ценности, в отличие от традиционной трактовки терпимости как сознательного подавления в себе чувства неприязни к инаковости другого и её непонимании. В-третьих, ориентироваться при формировании толерантности студентов на инвариантные общие идеи, позволяющие преодолеть «ментальную несовместимость» общества на основе построения и развития теории и практики толерантности, отражающейся в аксиологических, ценностно-целевых приоритетах сферы образования.
Образованию отводится основная роль в процессе формирования толерантного сознания молодого поколения, которое в будущем само станет инициатором всех последующих изменений в обществе. Поэтому одной из ключевых компетенций, определяющих интеллектуально – личностное развитие учащихся, является готовность и способность человека жить и конструктивно взаимодействовать в многоформатном поликультурном мире, т.е. толерантность как особая характеристика личности.
1. Коростелева Н. А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.
2. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность //Философские науки. – 2004. – № 4. – С. 5-28.
4. Смирнов А. Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. – М.: Аспект пресс, 2013. – 201с.
Источники:
http://moluch.ru/archive/82/14888/
http://research-journal.org/culture/problema-granic-tolerantnosti/
http://journalpro.ru/articles/sushchnost-i-struktura-ponyatiya-tolerantnosti/