Акустическая фаза речевого процесса. Акустическая теория речеобразования

Акустическая фаза речевого процесса. Акустическая теория речеобразования. Акустические характеристики основных типов звуков

Лекции:

Деятельность говорящего завершается созданием звуковых колебаний в виде звуковой волны – речевой сигнал в фонетике. Он относится к последней фазе речепроизводства. Физические свойства этого сигнала изучает акустическая фонетика, основной частью акустической фонетики является акустическая теория. Речевой сигнал представляет собой незначительные колебания воздуха, «путешествуя» по воздуху он достигает барабанных перепонок, заставляет их колебаться и отсюда берет начало сложных процесс слухового анализа.Задача: выявить и описать аэродинамические и акустические процессы, которые происходят в речевом тракте при произнесении звуков. Понимание этих процессов важно, т.к. данные акустики могут объяснить многие особенности акустики.

Основы акустической теории были заложены в ХХ веке. Гельмгольц, Фант: акустическая теория речеобразования, 1964, Фланган.

1.Сами по себе движения речевых органов звуки не рождают.

2.Роль органов речи состоит в том, чтобы создать в речевом тракте аэродинамические условия для речевых или звуковых колебаний. Здесь речевой тракт как акустическая труба.

Чтобы она издавала звуки необходимы 2 условия:

— Создать в ней необходимый поток воздуха и превратить его в колеблющуюся воздушную струю. Поток воздуха создается дыхательной системой.

— Осуществление второго условия благодаря голосовым связкам и преградам в надгортанной части речевого тракта.

Голосовые связки и артикуляторы, которые участвуют в образовании преград, работают как источник звука.

3 типа источника звуков:

1.Голосовой – голос создают голосовые связки (гласные и сонорные).

2.Турбулентный – образуются вихревые потоки, вызывают специфический шум, из-за преграду в виде сужения (шипящие, свистящие, фрикативные).

3.Импульсный – преграда в виде смычки.

Учебник Реформатского:

Общей теорией звука занимается раздел физики — акустика. С точки зрения акустики, звук — это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту, что зависит от частоты колебаний: чем выше частота (кол-во колеб. на ед-цу t) колебаний, тем выше звук; чем ниже частота колебаний, тем ниже звук. 1Герц=1колебание/сек).

2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний (расстояние высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны); чем больше амплитуда колебания (т. е. чем силь­нее размах), тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу; для языка важна г.о. соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безударных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и краткие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др.).

Читать еще:  Снится умерший бывший муж как живой. Умерший муж тёти

4. Тембр (тембр — от французского timbre — “колокольчик”) звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Типы звуковых колебаний:

1)периодические (равномерные), кол-во колебаний на единицу времени не изменяется.

2)непериодические (неравномерные), количество колебаний на единицу времени меняется.

В рез-тате периодических колебаний возникают тоны (колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа); в рез-те непериодических колебаний возникают шумы (колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи). Тоны имеют абсолютную высоту, шумы обладают лишь относительной высотой, поэтому можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя.

Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде. Благодаря наличию резонатора тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармоническими обертонами (обертон — от немецкого Oberton — “верхний тон”), более высокими тонами .

Тембр звука — явление, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р — разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Крайние точки по сонорности — гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] звучание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характеризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва сомкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.

Между этими двумя полюсами — чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благодаря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шумовых, типа глухого, мгновенного шумного [п] — находятся звуки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных — сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [и], [w], а в пределах шумных — звонкие шумные длительные, как [в], [з], [ж], и мгновенные, как [б], [д], [г], глух и е шумные длительные, как [ф], [с], [ш], [х], и мгновенные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки.

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Акустическая теория речеобразования

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Акустическая теория речеобразования — раздел акустической фонетики, исследующий аэродинамические и акустические процессы, которые происходят в речевом тракте. Понимание этих процессов создает возможность обратных заключений: от акустики к артикуляционной картине. Знание акустики речеобразования необходимо и для правильной интерпретации физических данных, так как оно позволяет отделить прогнозируемые артикуляцией акустические свойства речевого сигнала от неожиданных, что в свою очередь заставляет задуматься о причинах таких акустических неожиданностей. Для фонетической науки важно, что акустическая теория речеобразования придает интерпретации физических речевых данных объяснительный, научный статус. Основы акустической теории речи были заложены в XIX веке немецким физиком Г. Гельмгольцем. В XX веке важнейшие работы в этой области принадлежат Г. Фанту и Дж. Фланагану.

Читать еще:  Евангелие не вошедшие в библию. Апокрифы

Основные положения акустической теории речеобразования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Акустическая теория речеобразования» в других словарях:

Акустическая обратная связь — Акустическая обратная связь в общем смысле вид обратной связи[1] в технических системах и живой природе между источником звука и воспринимающим звеном, осуществляемой через акустические сигналы. Содержание 1 Виды акустической обратной связи … Википедия

Акустическая фонетика — Акустическая фонетика самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала. В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых… … Википедия

Резонансная теория пения — (РТП) система представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностях образования и восприятия певческого голоса, обуславливающих его высокие эстетические и вокально технические качества… … Википедия

Акустика — речевая (от греч. ἀκουστικός слуховой) раздел общей акустики, изучающий структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи у человека и связанный с разработкой систем автоматического синтеза и распознавания речи. Процесс… … Лингвистический энциклопедический словарь

Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия

Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия

Тон (в языке) — Тон в языке, 1) мелодическое варьирование высоты звука (звуковысотных характеристик) при произнесении слогов, фонологически значимое в языке. Т. реализуется в виде повышения или понижения голоса, которое может быть либо неизменным (равновысотным) … Большая советская энциклопедия

Тон — I Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… … Большая советская энциклопедия

Резонатор — (от лат. resonare давать отзвук) 1) акустическая система, усиливающая звук, если его частота совпадает с собственной частотой акустической системы; 2) часть речевого аппарата, придающая звуку гортани фонетическую определенность и характерный… … Педагогическое речеведение

Фант, Гуннар — Гуннар Фант Carl Gunnar Michael Fant Гуннар Фант (19 … Википедия

Читать еще:  Мальчик у христа на елке. Братья Карамазовы

Содержание учебной дисциплины
«Фонетика»

1. Предмет и задачи фонетики.

Место фонетики в системе языка. Фонетика, фонология, морфонология. Звуковой механизм речевой коммуникации. Звуковые единицы в языке и речи. Разделы фонетики.

2. Артикуляционные механизмы речи.

Фазы речепроизводства. Устройство и функционирование речевого аппарата человека. Этапы и основные процессы речепроизводства. Основные артикуляционные и аэродинамические процессы. Целевая артикуляция звука. Целевые артикуляции основных типов звуков. Артикуляционные жесты. Взаимодействие звуков в потоке речи. Коартикуляция. Универсальные и конкретно-языковые черты коартикуляции. Динамическая модель речепроизводства. Методы исследования артикуляции.

3. Акустика речи.

Акустическая фаза речевого процесса. Физическая природа звуковых колебаний. Важнейшие типы звуковых колебаний и их перцептивные корреляты. Основные положения акустической теории речеобразования. Источники звука в речи. Частотно-избирательные свойства речевого тракта. Акустические характеристики основных классов звуковых единиц: гласных, сонорных, шумных согласных. Акустические характеристики супрасегментных звуковых средств. Методы и средства акустического анализа речи (осциллографический и спектрографический анализ).

4. Восприятие речи.

Основные этапы восприятия речевого кода. Функциональная анатомия слухового аппарата. Обработка речевого сигнала слуховыми органами. Элементы теории речевосприятия: слуховой образ звука, фонетически полезные признаки речевого сигнала (акустические «ключи»). Динамическая модель речевосприятия. Методы и средства исследования восприятия.

5. Универсальные фонетические классификации.

Базовые понятия классификационного описания. Фонетические возможности человека и их отражение в универсальных фонетических классификациях. Артикуляционные классификации звуков речи (гласных, согласных). Акустические классификации звуков. Классификация супрасегментных звуковых средств.

Принципы фонетической транскрипции. Транскрипция МФА. Фонетическая и фонематическая транскрипции.

6. Теоретическая база фонологических моделей.

Традиционные фонологические модели. Основные положения классической фонологии (теория Н.С. Трубецкого): фонемы и фоны, понятие оппозиции; виды оппозиций. Фонема как класс. Основной аллофон фонемы. Фонема как пучок различительных признаков. Правила фонемной интерпретации фонов. Функционирование фонемных противопоставлений. Системное описание фонемного инвентаря. Классическая фонология как статическая модель звуковой системы. Примеры описания фонологических систем конкретных языков.

Основные положения теории фонем МФШ. Морфоотождествляющая функция фонемы. Фонема как класс звуков, позиционно чередующихся в составе морфемы. Функционирование фонемных противопоставлений: сильные и слабые позиции; варианты и вариации; понятие гиперфонемы.

Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии.

Динамические модели звуковой системы.

Стандартная порождающая фонология как пример формальной модели фонологического синтеза. Современные варианты порождающей фонологии.

7. Супрасегментная фонетика.

Основные супрасегментные средства и их функции. Супрасегментные фонетические составляющие. Общие сведения об интонации. Основные средства интонации. Система русских интонационных единиц.

8. Элементы фонологической типологии.

Основные понятия фонологической типологии. Типы вокалических систем. Типология консонантных систем. Звуковые цепи в языках мира. Слог. Моносиллабические языки. Ударение и неакцентные просодии. Фонетические универсалии.

9. Элементы диахронической фонологии.

Факторы звуковых изменений. Типичные способы реорганизации фонологической системы. Фонетическая реконструкция. Эволюционная фонетика.

10. Элементы прикладной фонетики.

Автоматический синтез речи. Автоматическое распознавание речи. Нетехнологические применения фонетики (орфоэпия, обучение, речевая патология).

Источники:

http://studopedia.ru/8_2164_akusticheskaya-faza-rechevogo-protsessa-akusticheskaya-teoriya-recheobrazovaniya-akusticheskie-harakteristiki-osnovnih-tipov-zvukov.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1277557

http://sarteorlingv.narod.ru/subjects/phonetika.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector