Морская нимфа нереида. Мифы и Легенды * Нерей и Нереиды

НЕРЕИДЫ и НИМФЫ

Возле оливы — пещера прелестная, полная мрака.
В ней — святилище нимф; наядами их называют.
Много находится в этой пещере амфор и кратеров
Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.

Много и каменных длинных станков, на которых наяды
Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура.

Вечно журчит там вода ключевая. В пещере два входа:
Людям один только вход, обращенный на север, доступен.
Вход, обращенный на юг, — для бессмертных богов. И дорогой
Этою люди не ходят, она для богов лишь открыта.

Гомер «Одиссея». 9-10 век до н.э.

Привожу выдержки из работы Б. Шмидта «Das Volksleben der Neugriechen und das hellenische Alterthum (Leipzig 1871) , за вычетом филологических примеров на древне- и новогреческом, с моими короткими дополнениями и фотографиями упоминаемых в его работе местностей и пр.

Бернхард Шмидт (* 30 января 1837 — 18 января 1917) — немецкий классический филолог.
В 1860-х годах, будучи в Греции, он одним из первых занялся систематической записью и сбором греческого фольклора.
Он с удивлением обнаружил, что 2 тысячи лет народные верования греков сохраняли ясную преемственность идущую из античности.

Современные ему (середина 19 века) греческие саги и их сюжеты, могли помочь в лучшем понимании древнегреческих поэм и мифов и даже поставить под вопрос то, что раньше ученым-античникам казалось незыблемым.
На русский язык работы Бернхарда Шмитда никогда не переводились.

Уже в античной древности имя «нереида» не было точным определением только морской нимфы, но распространялось и на других сверхъестественных существ.

Современный грек (т.е. середины 19 века) понимает под «нереидами» весь класс нимф, таких как: наяды, дриады, ореады и пр.

Для этих созданий ( в ориг. «элементали» ) есть много других обозначений и эпитетов.

Часто их называют просто «Девушки» (Закинтос, Арахова), или «Добрые госпожи», «Красивые госпожи», «Хорошие хозяйки», в Эпире так же «Счастливые».

Стоит упомянуть случай с Россом, когда он, занимаясь исследованиями наскальных надписей на острове Касос, спросил сопровождающего его пастуха о нимфах. Тот его понял и ответил: «А это те самые, которых мы зовем — нереиды!» (Inselreisen III, S. 45J. 2)

То есть, дриады и гамадриады – тоже входят в понятие «нереид».


4-х тысячелетняя олива на Крите

Здесь, все же, важно подчеркнуть, что почти всегда нереиды связаны с источником воды.
Жители Парнаса говорят о нереидах в связи с водяными мельницами, ручьями, бьющими из скалы, пещерами, где капает вода.

Корфу. Замок нереид.

Немалый интерес представляет тот факт, что места поклонения нимфам – известные с античностидо сих пор связаны с ними. Известную пещеру корикийских нимф связанную с Паном и нимфами у древних, современные жители Араховы* считают любимым местом обитания нереид.

(Деревня Арахова, у подножия Парнаса, существует до сих пор. Пассов относил название к славянскому субстрату в греческом (ср. «орехово»). И там действительно выращивают орехи.)

Как правило, нереид представляют в виде стройных женщин, сияющей красоты.

Прекрасному облику нереид соответствует их одежда.

На Закинфе, Кефалонии, и без сомнения в других местах, им приписывают обязательный атрибут – широкий платок-шаль, которую они набрасывают на голову и свободно спускают по плечам и спине.


нимфа на гиппокампе

Античная мозаика с изображением нереид.

Статуя танцующей нереиды — «Монумент нереид» — 5 век до н.э. (Британский музей)

Редко встречается в Греции представление, что совершенная красота нереид подпорчена их ногами – животной формы.

Но это случаи единичные, доминирующее же представление, что красота нереид совершенна и полностью человеческая по облику.

Непревзойденные хозяйки и ткачихи

Они умелы и опытны во всех женских работах и искусствах.

В одной из современных греческих сказок нереида ткет золотую ткань на своем ткацком станке.

«С золотым веретеном» – эпитет нереид у Пиндара 6 век до н.э (Nem. 5, 36)


Растение повилика

Особый вид продырявленных камней – черного, красного или зеленого цвета , которые можно найти на земле, называют «нереидово пряслице» и вешают детям на шею, для защиты от последних. (т.е. от нереид)

В умственном отношении они так же считаются стоящими выше людей, хотя и встречаются истории, где человек обманывает нереиду.

Царица нереид — Великая Госпожа

Во многих частях Греции твердо верят, что у нереид есть госпожа, чьим приказам они должны подчиняться.

Жители села Мариаис на Закинтосе называют ее «Великая госпожа».

Как стрелоносная, ловлей в горах веселясь, Артемида

Это подозрение получает важную поддержку в дошедшем до нас средневековом свидетельстве итальянца, что на Крите, еще в 16 веке — люди и даже священники были убеждены, что видели:

«Диану с ее прекрасными нимфами» в прозрачной воде пруда, возле северного побережья залива Мирабелла — которые «разложив на берегу свои белые одежды, плавали и ныряли в воде».
«Descrizione dell’ isola di Candia’»im Museum of classical antiquities, vol. II, p. 271.
«Spratt Travels and researches in Crete» I, p. 145 s.


Крит, залив Мирабелла.

В Элиде, напротив – царицей нереид считается чудовищная Ламия.

В одной сфакийской истории рассказывается, как однажды, ясной лунной ночью, два охотника лежали в засаде на самом высоком холме, и увидели длинную процессию демонов, которые под торжественный барабанный бой несли нереиду, наряженную, как невеста.

Отношение к браку. Любвь к музыке и танцам

Несмотря на наличие таких идей, нереиды, в живой вере народа, появляются преимущественно как девственные девушки.

( Ср. древнегреческие представления о богине Артемиде и прислуживающих ей нимфах-девственницах. Например, когда Прокрида, поссорившись с мужем, пришла за помощью к Артемиде, то богиня помогла ей помириться с мужем, однако отказалась принять ее в свою свиту, сказав:
«. со мной охотятся девушки, а ты не девушка. Уходи отсюда.» (с) (Гигин. Мифы. Прокрида, 1 век до.н.э.)

Так же характерной чертой нереид является их неизменная веселость и светлая радость жизни.


Греция. Древний молотильный ток. По убеждениям греков — место танцев нереид и вообще сакральное место встречи со многими сверхестественными существами.

Многие в Греции, как мужчины, так и женщины клянутся, что видели их собственными глазами и слышали собственными ушами.

Читать еще:  Значение мужского имени борис. Борис – значение имени, судьба и характер

Любовь к смертным, особенно к красивым юношам, так же приписывают этим существам.

Но если, по народным представления, нереиды и не прочь позаигрывать с красивыми юношами, то к настоящему браку со смертными — они питают глубочайшее отвращение.

Похоже, что в этой ткани кроется вся их сверхъестественная сила, способность летать и все совершенство их красоты.


На склоне Парнаса, возле Дельф.

Все мысли и усилия нереиды в таком браке, направлены только на возвращения платка, и если она сумеет выпросить его у мужа или выкрасть, то ничто не может удержать ее от возвращения к своим подругам-нереидам – ни дом, ни муж, ни дети. Она улетает, чтобы никогда не вернуться.

На острове Закинтос мне рассказали, как однажды рыбаки были окружены в открытом море нереидами, и лодка не могла плыть дальше. Тщетно искали они способ избавится от нереид, наконец, одному из рыбаков удалось стащить с головы нереиды вуаль, а потом вытащить и ее саму.
Он сделал ее своей женой и она родила сына.

Но когда нереида нашла вуаль, которую рыбак тщательно прятал, то тут же исчезла.

Сын от этой нереиды жил при мне на Закинтосе, и все уверяли, что от матери он получил дар предсказывать будущее.

В эвбейской сказке из собрания Хана, человек крадет у нереиды крылья, которые она на время танца сняла с себя и положила на молотильный ток.

Эта сказка так же отличается от обычных тем, что после побега — нереида все же возвращается в дом и тайно от всех, но следит за своим ребенком и каждый день делает по дому все женские работы. Она даже является мужу, когда тот работает в поле, здоровается с ним и просит его относиться к сыну, которого она ему родила, с любовью и заботой.

Одна из бухт острова Закинтос

Это странное и невыносимое молчание заставило юношу вновь отправиться за советом к старой женщине и поделиться своей скорбью.

Старуха сказала:
— Разожги огонь в печи и, взяв сына на руки, скажи нереиде «Не хочешь говорить со мной? Тогда я сожгу твоего ребенка!» и с этими словами, сделай вид, что хочешь бросить младенца в печь.


Нереидоспило — река и Пещера нереид, Крит. 21 век.
(Диодор Сицилийский (книга 5, 72-73) упоминает, что в этом месте был храм Афины Тритогенеи)


Так называемая «Старая мельница» возле источника Лутра

Совпадения между этой легендой и древнегреческим мифом о рождении Ахилла, и сватовстве Пелея к Фетиде — просто поразительные.

Аполлодор «Мифологическая библиотека, книга III» — 2 век до н.э.:

«Следуя совету Хирона схватить Фетиду и держать ее, какой бы облик она ни принимала, Пелей подстерег ее и схватил.

Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в зверя, но Пелей не отпускал ее, пока не увидел, что она возвратила себе свой первоначальный облик.(…).

Роль советчика — кентавра Хирона -, в современной критской легенде, отведена старой мудрой женщине.


Греция. Старый молотильный ток.

При обилии таких легенд неудивительно, что в Греции есть семьи, которые возводят свое происхождение к подобным сверхестественным бракам.

Мифы и Легенды * Нерей и Нереиды

Автор — XP0H0METP. Это цитата этого сообщения
Мифы и Легенды * Нерей и Нереиды

Скульптура Нерея (Nereo)
в Археологическом Музее Carmona

Материал из Википедии

Нерей (др.-греч. Νηρεύς ) — в древнегреческой мифологии один из наиболее любимых и чтимых богов водяной стихии (моря): добрый, мудрый, справедливый старец, олицетворение спокойной морской глубины, обещающий морякам счастливое плавание.
Старший сын Понта и Геи, или сын Понта и Тефии. Муж Дориды, отец нереид, в том числе Фетиды.

Понт же Нерея родил, ненавистника лжи, правдолюбца,
Старшего между детьми. Повсеместно зовется он старцем,
Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде
Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.

(Гесиод.Теогония./Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко)

Нерей живет в гроте на дне моря, в обществе 50 (или 100) дочерей, нереид.
Однажды Геракл связал его. Жители Гитиона (Лаконика) называют его Старцем. Ему посвящен XXIII орфический гимн.
Этимология Нерея возможно связана с обозначением человека в иллирийском языке (ср. алб. Njeriu)

Дорида верхом на гиппокампусе освещает двумя факелами свадебную процессию
Посейдона и Амфитриты
Скульптурная группа, конец II века до н. э. Мюнхен, Глиптотека

Дорида (др.-греч. Δωρίς ) — в древнегреческой мифологии океанида, дочь титанов Океана и Тефиды. Жена Нерея, мать пятидесяти (или ста) нереид. Сестра трех тысяч океанид и трех тысяч речных богов.
В честь Дориды назван астероид Дорида, открытый в 1857 году.

Нерей и Океан (Алтарь в Пергамо. Гигантомахия)

Нерей (Νηρεύς), в греческом мифотворчестве сын Геи и Понта, один из наиболее любимых и чтимых богов водной морской стихии. Нерей как добрый, мудрый, справедливый старец, является олицетворением спокойной морской глубины, обещающей морякам счастливое плавание. Нерей живет в Эгейском море, в пещере на морском дне, между островами Самофракия и Имброс. Он вездесущ, может менять свой облик, ненавидит ложь и дает добрые советы (Гесиод, Теогония, 233-236).
Нерей обитает в своем гроте на дне моря, в обществе пятидесяти (по другой версии ста) дочерей, нереид. Судя по их именам, они — олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Особенно известны из них были Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но она вышла за смертного Пелея; Галатея, возлюбленная циклопа Полифема. Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни.
Нерей обладает даром предвидения, но для того чтобы он дал прорицание, им надо овладеть, так как он, подобно морской стихии, меняет свой облик. Так, Геракл, связав Нерея, заставил его указать путь к саду Гесперид (Аполлодор, II 5, 11). Изображался Нерей в виде добродушного старика с бородой из водорослей. Существует миф о его сыне Нерите, которого возлюбила Афродита, будучи в подводом царстве. Покидая море, богиня любви даровала Нериту крылья, но тот отверг этот дар, за что Афродита превратила его в моллюска, а крылья достались Эроту.

Читать еще:  Игры похожие на Heroes of Might and Magic.

Борис Валледжо — Нереиды — Нимфы вод (Neryds (Water Nymphs)

Нереиды (др.-греч. Νηρηίδες ) — в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды.
Их 50 (Гесиод в «Теогонии» утверждает, что их пятьдесят, но поименно называет пятьдесят одну) или 100. Живут в гроте на дне моря.
Судя по их именам, они — олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды. Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.

Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою — полубогиня грудь
Младую, белую как лебедь, воздымала
И пену из власов струею выжимала.

Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции — вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

Особенно известны из них были:

Посейдон и Амфитрита

* Амфитрита — супруга Посейдона ;
* Фетида — руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но выдана Зевсом за смертного Пелея после получения неблагоприятного предсказания от Прометея;
* Галатея — возлюбленная Акида, убитого циклопом Полифемом в приступе ревности;
* Немертея (др.-греч. Νημέρτεια — истина);
* Талия — участвовала в плаче нереид вместе с Ахиллом по погибшему Патроклу.

Список нереид :

* Автоноя
* Агава
* Актея
* Амафея (Амафия/Аматия)
* Амфинома
* Амфифоя (Амфитоя)
* Амфитрита (супруга Посейдона)
* Апсевда (Апсевдес)
* Асия Результат ошибочного чтения текста Вергилия
* Галатея
* Галена (у Еврипида Галанея) «Спокойствие». Божество спокойного моря. Ее статуя в Коринфе. Участница пятого из «Морских разговоров» Лукиана. Согласно Мнасею, рождена Рыбой и ее братом Покоем, сестра Мурены и рыб-Веретен
* Галимеда
* Галия
* Гиппоноя
* Гиппофоя
* Главка
* Главконома
* Деиопея, эпитет «азийская»
* Дексамена
* Деро
* Деянира (супруга Геракла)
* Динамена (en:Dynamene)
* Диона
* Дорида (Дориса)
* Дото (Дота)
* Дрима (Дримо)
* Евагора
* Еварна (Эварна)
* Евдора
* Евкранта (Эвкранта) (Эвкрата у Аполлодора)
* Евлимена (Эвлимена)
* Евмолпа (Эвмолпа)
* Евника (Эвника)
* Евпомпа (Эвпомпа)
* Евридика
* Ианасса (Янасса)
* Ианира
* Иера (Иэра)
* Иона
* Ифианасса
* Калипсо
* Каллианасса
* Каллианира
* Кето
* Кидиппа
* Киматолега
* Кимо
* Кимодока
* Кимотоя (Кимофоя) Напоминает о предсказании Прометея. Помогает троянцам Энея после бури
* Климена (У Гигина имя названо дважды, она возникла в результате чтения Вергилия, спутана с океанидой)
* Кранто
* Кренеида
* Ксанфо (Ксанто)
* Лаомедея
* Леагора
* Левкотоя
* Лигейя (Лигея)
* Ликориада (en:Lycorias, Ликорида)
* Лимнорея (Лимнория)
* Лисианасса
* Мелита, спутница игр Персефоны
* Мениппа
* Мера (Майра/Мэра)
* Навсифоя (Навситоя)
* Немертея
* Неомерида
* Несея (Несайя, en:Nesaea)[25] (у Вергилия Низея)
* Несо
* Нимерта
* Ниса
* Опис
* Орифия
* Панопея
* Пасифея
* Плексавра
* Плото
* Полиноя
* Понтомедуса
* Понтопорея (en:Pontoporia)
* Проноя
* Прото (Прота)
* Протомедея
* Пулиноя
* Сао
* Спейо (Спио/Спея)
* Талия, Нереида
* Фелия
* Фемисто
* Феруса
* Фетида
* Филодока (Филлодока)
* Фоя (Тоя)
* Эиона
* Эрато
* Эфира

* В честь Фетиды назван астероид Фетида, открытый в 1852 году
* В честь Амфитриты назван астероид Амфитрита, открытый в 1854 году.
* В честь Галатеи назван астероид Галатея, открытый в 1862 году, а также а также спутник Нептуна Галатея, открытый в 1989 году.
* В честь Климены назван астероид Климена, открытый в 1868 году
* В честь Динамены назван астероид Динамена, открытый в 1879 году.
* В честь Евкранты (Эвкраты) назван астероид Эвкрата, открытый в 1885 году
* В честь Галены назван астероид Галена, открытый в 1897 году.

Борис Валледжо — Тритон и нереида

Нереиды , Nereid — в греческой мифологии — дочери морского бога Нерея, жили во дворце отца – в глубинах моря. Там они пряли на золотых прялках, а на досуге водили хороводы в такт волнам, катались на спинах дельфинов, в лунные ночи выходили на берег, пели песни и плясали, состязались с тритонами – рыбохвостыми чудовищами.

«Весело плещутся юные нереиды в волнах морей, сверкая красотой. Взявшись за руки, вереницей выплясывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу, под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет звуки их нежного пения, подобно тихому рокоту моря.»
Нереиды покровительствуют мореходам и дают им счастливое плаванье.
Всего их насчитывается пятьдесят , имена указывают на изменчивость, глубину, стремительность и прихотливость моря. Нереиды благожелательны к людям и помогают им в бедствиях. Среди Нереид выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влюбился Полифем; Немертея (греч. nimerteia, «истина»).

Морская нимфа нереида. Мифы и Легенды * Нерей и Нереиды

Александр Иосифович Немировский

Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция

Если верить мифам, ни один из воителей, как ахейских, так и троянских, не имел такого великолепного щита, каким обладал Ахилл, сын Фетиды. Его не было даже у небожителей, которые порой сходили со своего многоснежного Олимпа на землю, чтобы встретиться с полюбившимися им людьми или вступить в битву, защищая своих любимцев. Для описания этого щита Гомеру потребовалось сто двадцать пять строк, тогда как для всего остального оружия, выкованного Гефестом по просьбе Фетиды, хватило и шести.

Щит из пяти составил листов и на круге обширном

Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо и море.

Солнце в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо;

Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,

Арктос, сынами земными еще Колесницей зовомый;

Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона

И единый чуждается мыться в волнах Океана… [1]

Почему Гефесту пришло в голову изобразить на щите всю землю, небо и звезды, не говоря уже о многочисленных эпизодах сельской и городской жизни? Ведь воину, каким был Ахилл, важно было не то, как разрисован щит, а крепок ли он и сумеет ли противостоять ударам вражеских копий, дротиков и стрел!

Читать еще:  К чему снится тоннель. Толковый словарь сновидений

Недоумение рассеется, если мы вспомним, что Фетида была не смертной женщиной, а богиней, и не просто богиней, а приближенной к прародителю богов Океану, первенцу Геи и Урана, рожденному задолго до Крона, – к быстротечному глубокому Океану, окружавшему землю и море. Она знала не из вторых рук, как устроен мир, и попросила бога-кователя запечатлеть на щите карту космоса и обитаемой земли – ойкумены. По ней Ахилл мог бы отыскать не только землю мирмидонян, где правил его смертный отец Пелей, но и Трою, куда он прибыл во главе отряда, чтобы вместе с другими ахейцами отстоять честь Менелая и наказать его оскорбителей.

Как щит Ахилла (подобно любому другому щиту) имел центр с небольшим возвышением, так и земля, имевшая форму щита, обладала в представлениях древних народов срединной горой, которую называли «пупом земли». В силу слабо развитых географических представлений и уверенности каждого народа в его превосходстве над другими народами греки искали «пуп земли» в своей собственной стране. Они поместили его на месте знаменитейшего храма Аполлона в Дельфах, посещавшегося не только греками, но и чужеземцами. Оставалось только объяснить с помощью мифа, что центральное положение храма – не людская выдумка, а факт, установленный самими богами. За этим дело не стало! Появился миф, будто Зевс послал с востока и запада двух орлов, которые встретились в воздухе прямо над Дельфами. В знак того, что Дельфы являются «пупом земли», там позднее, когда уже землю представляли в форме шара, был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам.

Через срединную гору, или «пуп земли», у греков, как и у многих других народов, была мысленно проведена мировая ось, верх которой упирался в Полярную звезду, а нижняя часть уходила под землю, где располагалось царство мертвых – аид, а еще глубже – тартар, находящийся на таком же расстоянии от земли, как сама земля от небесной дали. В многосумрачном тартаре залегали корни земли и моря – все начала и все концы, и именно туда были низвергнуты побежденные Зевсом титаны.

Щит Ахилла помогает нам разобраться в казалось бы хаотических представлениях древних греков о том, что мы называем миром, а они именовали «космосом». Мы уже на пороге нашего путешествия в страну мифов узнаем, каким было пространство, где разворачивалось великое мифологическое действо, великая трагедия, участниками которой были богини и боги, титаны, гиганты, смертные мужчины и женщины, иногда удостоенные встречаться с небожителями, вступать с ними в брак и рождать от них героев. Вскоре мы убедимся, что действо развивалось не только в пространстве, но и во времени, что мир богов, построенный по образу и подобию мира людей, знал свою историю.

Спартанки, провожая своих сыновей на войну, напутствовали их: «Со щитом или на щите». Конечно же мы отправимся со щитом, чтобы с ним вернуться в наш современный, столь не похожий на древний космос мир. Щит Ахилла будет для нас не только пропуском в страну мифов, но своего рода компасом, который не даст заблудиться среди сложных и запутанных лабиринтов древних сказаний. И с самого начала он поможет нам усвоить, что миф – не сказка, а донаучное объяснение мира, соответствующее тому времени, когда возможности человека понять природу и историю были ограничены. С его помощью мы поймем, что миф сориентирован не только по странам света, а теснейшим образом привязан к местности, острову, городу, и без этой привязки он теряет почву, лишается своеобразия.

Итак, перед нами не мифы Эллады вообще, а мифы отдельных ее этнических групп, городов-государств (полисов), хотя и имевшие повсеместное хождение. Возвращение богов и героев на породившую их географическую, этническую, общественную почву – едва ли не единственный путь для выявления исторической основы мифа.

Зевс Олимпийский работы Фидия (реконструкция)

Космос. Земля. Человечество

Миф о происхождении мира (космоса) из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относится к типу космогонических мифов, согласно которым мир постепенно развился из некоего первоначального бесформенного состояния, но в него вплетены теологические и антропологические сюжеты. На формирование этого греческого мифа, как установлено современной наукой, повлияли более древние восточные религиозные системы (вавилонская, хеттская) с их учениями о поколениях богов и борьбе между ними, о закреплении за богами отдельных стихий, о различии между богами и людьми. Космогония Гесиода не была единственной в греческом мире. Одновременно складывалась и завоевывала признание в низах населения орфическая космогония, связанная с культами Деметры и Диониса. В ней было немало общего с космогонией Гесиода: «Орфей пел и рассказывал, что некогда небо, и земля, и море были соединены в одно, но потом рассорились и разделились». Но в этой космогонии Зевс побеждает не Кроноса, а Фаиеса (Свет или Любовь), а люди мыслятся состоящими из двух начал – дионисийского и титанического (благого и злого).

Для орфизма характерно нетрадиционное толкование происхождения богов. В этом отношении орфики выступают как критики гесиодовской «Теогонии». Эпименид признавал за начала Воздух и Ночь, из брака между которыми возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. У Гесиода нет ни слова о мировом яйце, но в ходячей греческой мифологии мировое яйцо присутствует. Оно связано с мифом о Леде, к которой явился Зевс в облике лебедя, и она снесла после связи с ним два яйца, из которых вылупились Елена и Диоскуры.

Другой орфик – Ферекид (V в. до н. э.) – начинал свою «Теогонию» словами: «Зевс и Хронос (время) и Хтония, также ей имя Земля». Здесь появляется неизвестная Гесиоду троица богов, среди которых Хронос – переосмысление гесиодовского Кроноса (этимологически Кронос и Хронос не связаны). Появление времени как безначальной категории вместо Кроноса, этапа в истории космоса у Гесиода, – явление знаменательное в плане развития греческой мысли. Но значение этого открытия для античной историографии не следует преувеличивать. Влияние категории времени в орфическом истолковании мы находим лишь у Гелланика, который знал об Орфее и относил его к более раннему времени, чем Гомера и Гесиода, а также обозначал Геракла как «время». Но с этой концепцией спорил Геродот, и она не оказала влияния на других греческих историков.

Источники:

http://loreley10.livejournal.com/49154.html

http://kolybanov.livejournal.com/3848577.html

http://www.litmir.me/br/?b=223092&p=14

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector