Мироточение в Клину: почему плачут иконы.

Иконы мироточат не к добру?

Клинское чудо, прогремевшее на весь мир, выгнало хозяйку из дому

09.11.2010 в 16:49, просмотров: 27396

И было Подмосковью однажды явлено Чудо.

В самом начале XXI века в маленьком военном городке Клин-9, в/ч 12517, в доме простой русской женщины Валентины Жучковой, бывшей воспитательницы детского сада, замироточили все иконы разом. В конце Великого поста, на Страстной седмице, перед Пасхой случилось это.

Изображения благоухали: кто — цветочным, а кто — конфетным ароматом, “плавая” в пахучей маслянистой жидкости.

Паломники из стран СНГ, Канады, Америки, Европы, рассказывают, толпами стекались посмотреть на невиданное клинское чудо. Припадали, возверовали, очищались, привозили свои собственные реликвии — и те на месте тоже начинали истекать неизвестно откуда взявшимся маслом.

Божья милость или бесовское наваждение?

А может, обычное мошенничество?

Но единственное, на чем сходились и официальная церковь, и специалисты, — подлогом это не было. Хотя объяснений явной сверхъестественности тогда так и не нашли.

…Прошло почти десять лет.

— К чудесам надо относиться весьма осторожно. Богу это не нужно — доказывать людям факт своего существования. А если необъяснимое и случается, так большей частью от лукавого, он на подобное мастак, — весьма скептически заметил один мой знакомый архиепископ.

— Не смей спорить. За мной стоит двухтысячелетняя история Церкви. А за тобой только твое глупое невежество. Церковь не может ошибаться.

Каждое чудо давно запротоколировано и изучено. Не подкопаешься. Как возникновение из воздуха пасхального огня в Иерусалиме.

Чудес “просто так” не бывает. Каждое чему-нибудь полезному да служит. Спасению человечества в целом и отдельного человека в частности, укреплению в вере.

Поэтому любое новое чудо, возможное, потенциальное, рассматривается через призму неверия и прикладного скептицизма. И почти всегда в итоге отвергается. Иначе нельзя. Позволь чудесам твориться как и когда они хотят — никакого порядка не будет.

Я не смела спорить с архиепископом. Он знал Святое Писание наизусть, я же едва помнила “Отче наш”.

В одном мы с ним сошлись воедино: в чудесах должен быть порядок. Система. И по возможности строгий учет.

Необыкновенное чудо

Осенние листья падали на грязный плац.

Раз-два — солдатики сметали их в сторону длинными метлами, но на место старых листьев тут же сыпались новые, и получалось, что мальчишки в военной форме и вовсе не двигаются, застыли на месте, как в игре “замри-отомри”, только метлы сами по себе ходят туда и сюда, вот чудеса.

Это городок Клин-9.

Путь к пятиэтажке Валентины Жучковой лежит через мусорные баки и кривую дорожку, через деревянную церковь в сторонке. Дом простой, потрепанный жизнью и военным бытом. Тысячи и тысячи таких домов, не надеясь на лучшую участь, стоят по всей России.

Мамочки гуляют с колясками. Лейтенантики, больше похожие на рядовых в своих потрепанных камуфляжных бушлатах, смотрят не в небеса, а себе под ноги — чтобы в лужу не упасть. Сто километров от Москвы.

Гарнизонный быт. Гарнизонная скука.

Все как положено. Все по законам физики.

Но два года назад, когда поток страждущих припасть к мироточащим клинским иконам еще не иссяк, говорят, чуть ли не до самого КПП доносился из дома Валентины Жучковой сладостный необъяснимый аромат. Это пахли заплакавшие ни с того и ни с сего иконы.

И кто их об этом просил?

— Вообще-то Валентина — очень хорошая женщина была, добрая, душевная, честная, последнее снимет с себя и отдаст, — вспоминают местные. — Муж у нее военный. Дочку они растили, сына. Короче, нормальная семья была — кто бы мог подумать, что такая проблема приключится?

…По одной из версий, Валентина, как женщина верующая, в Великий четверг ставила заплаты на старинную плащаницу для храма, настоятелем которого был ее духовный отец. В полночь она закончила свою работу и обратилась к Богу с молитвой, сказала, что сделала для Него все что смогла. После чего вышла из комнаты, а вернувшись, ощутила едва заметное благоухание: на Иверской иконе Пресвятой Богородицы, что висела у нее в спальне, проступили вдруг загадочные капли.

По другой версии, Валентина была тяжело больна и — опять же, — обратившись к Всевышнему, попросила Его о выздоровлении. А в итоге получила такой вот неожиданный результат.

Как бы там ни было, но однажды в стандартной хрущевке Жучковых на втором этаже дома №11 действительно произошло нечто…

Через короткое время уже не на одной, а на всех иконах в маленькой комнате странным образом материализовалось масло. Причем не едва заметными капельками, как прилично и должно, — выступало масло щедро, святое изображение оказывалось полностью покрыто им, хоть в бутылку сливай.

При этом пахли иконы по-разному. Иверская — лилиями. Что попроще — карамелью.

Как рассказывала сама хозяйка, миро не проявлялось на досках изнутри — а возникало будто из воздуха, легким невесомым облачком, и оседало на поверхности божественным конденсатом.

В странную квартиру стал захаживать местный люд. Весть о чуде разнеслась по всей округе. Приезжало телевидение, слетались журналисты. Весть дошла и до Церкви.

Как и положено, была создана комиссия по изучению клинского чуда. В нее вошли весьма уважаемые специалисты из синодальной богословской комиссии Московского патриархата под председательством Павла Флоренского. Саму Валентину позвали на собрание, где она должна была по фактам изложить, что же такое происходит у нее дома.

Но, услышав, что в вопросе мироточения ее домашних икон Церковь займет выжидательную позицию — до прояснения ситуации и результатов специальной экспертизы, — Валентина вспылила и ушла прочь.

— Она обрушилась на священников с возмущением: почему они не хотят признать ее иконы? Почему ищут каких-то доказательств? Ведь настоящее чудо доказательств как раз не требует, оно просто есть, и все, — вспоминают старожилы.

С другой стороны, церковников тоже можно понять — эдак каждый будет лить на иконы купленное в магазине оливковое масло и называть их мироточивыми.

Все шло очень разумно и правильно, как должно. Но добрая, мягкая, богопослушная воспитательница детского садика неожиданно возроптала.

Божий дар по часам

— Если бы вы знали, как резко переменился ее характер, — качают головами знакомые. — Она стала называть себя хранительницей чуда — раз именно ее, а не кого-нибудь еще Бог для этого избрал. Она почитала себя за уникальную и избранную личность. Возгордилась она, вот что мы скажем, отошла ото всех. Куда нам — избранница Божья, а мы-то обычные, смертные.

Но даже подруги, переменившие свое отношение к Жучковой, сошлись в одном: подделывать иконы специально она бы не стала. Экспертиза, впрочем, показала, что мошенничества действительно нет. А что есть?

“ХЕЗ” — то есть “хрен его знает”.

“Мы можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это не так, что это подделка, у нас нет оснований”, — заявили в комиссии по изучению чуда. При этом обтекаемо назвав божественное “миро” непоэтической “маслянистой жидкостью”.

“Отдай главную икону церкви, рано или поздно все прояснится, если чудо воистину существует, то оно должно принадлежать не одному конкретному дилетанту, а организации, профессионально сведущей в таких вопросах”, — советовали ей.

Чудо — тяжелая ноша. Неудобно нести одной. Тяжело.

“Не отдам, — будто бы категорично заявила Валентина Михайловна. — Мое чудо — мой крест. Сама и потащу. А остальные тут ни при чем”.

Впрочем, однажды она все же отнесла Иверскую икону на богослужение в местную церковь, но сразу после молебна вернула ее домой. Люди верующие поговаривали, что, как только хозяйка выпустила реликвию из рук, та мироточить сразу перестала. Хотя, возможно, это были только слухи, подогреваемые духовенством.

Отношения между Жучковой и Церковью стремительно портились. “Чудеса-то не только от Бога бывают, но чаще всего от его полной противоположности”, — не найдя доказательств обмана и так и не заставив Жучкову отдать иконы “куда следует”, вынесла Церковь свой официальный вердикт

А как же иначе — конечно, лукавый озорует. Сковырнул с пути истинного порядочную женщину, вон и на причастие она перестала ходить, и на исповедь, и совета у духовного отца испрашивать.

“Я лично с Богом разговариваю, мне посредники в общении с ним не нужны”, — а сама на картинки свои любуется. Церковь ей, стало быть, и вовсе не нужна?
Прелесть это. Искушение и грех.

Квартира Валентины между тем превратилась в настоящий храм. Всякий приезжающий, не помолившись даже в местной обители, нес свои иконы прямо туда — старинные, дедовы, освященные и купленные в ближайшем ларьке. Все они тут же начинали волшебно мироточить.

Во дворе своего дома женщина соорудила деревянную часовенку. Рассказывают, что командир местной воинской части сперва сопротивлялся внеплановому строительству на территории.

Но Валентина Михайловна быстро поставила его на место, пообещав нажаловаться куда следует — у нее, дескать, на самом-самом верху связи.

Очереди к Жучковой выстраивались аж до середины улицы. Так как направить в организованное русло поток жаждущего чуда народа не было сил, назначили даже специальные часы приема. В понедельник и в среду.

Хозяйка раздавала гостям пузырьки с миром. Иногда, правда, разбавляла его в пропорции 1:1 подсолнечным маслом, для увеличения количества, — но об этом без обмана сообщала сама.

Знакомая моя, побывав в те времена в Клину-9, говорит, что производила мироточащая комната действительно необъяснимое впечатление.

— Здесь кружилась голова и вдруг становилось так хорошо на душе, чисто, легко. Выходила на улицу и будто заново родилась. Как будто ты приобщилась к чему-то настоящему. И чудесный запах стоял вокруг.

Есть многое на свете, друг Горацио…

Мироточило все. Лики великомучеников, святых, физиономия совсем даже не святого Гришки Распутина. Фотографии просто хороших и честных граждан, приносимые в этот дом, мироточили тоже.

И если прежде были какие-то сомнения в честности Валентины, теперь они отпали совсем. Никто в здравом уме и трезвой памяти не стал бы поливать маслом картонные коробки из-под обуви и бумажные обои. Да еще и заявлять, что все это происходит по божьему промыслу.

Да, даже обои в этой квартире, по словам очевидцев, плакали праведными, божественными слезами.

Окружающие сходились на еще одной странности — мироточение становилось сильнее в присутствии самой Валентины Михайловны. Стоило Жучковой уехать на несколько дней из дома, как маслянистые капли, как говорят, высохли.

— И ведь нет чтобы смириться, обрадоваться, что небеса освободили ее от этой ноши, так она на колени рухнула и давай просить: “Верни мне мое чудо, Господи!” — и иконы опять покрылись свежими каплями, — говорят соседи.

Читать еще:  Рак и Козерог: совместимость в любви, браке, работе, дружбе.

Выходит, чудом была сама Валентина? И именно ее веру в возможность невозможного надо было изучать?

Или и правда бес попутал?

В толпе жаждущего зрелищ народа начали мелькать болезненные лица: то ли сектанты, то ли фанатики. Эти люди кидались на колени, увидев чудесные иконы, впадали в экстаз, кто-то после этого исцелялся, кто-то лаял на все лады. Непонятные, приехавшие неизвестно откуда батюшки проводили на квартире свои, альтернативные, молебны. Осуществляли отчитки, изгоняли дьявола. Было это к добру или напротив? Действовал ли на исцеляющихся эффект плацебо?

Валентина же изгоняла из своей квартиры очередную комиссию, требовавшую объяснить, отчего покрылась маслом копия портрета Иоанна Грозного. “Характер происходящего дома у Жучковой абсолютно нецерковный”, — писали в те времена в православных газетах. Чур нас! Чур!

Сами священники говорят, что подлинные явления мироточения икон обладают следующими признаками:

1) мироточения никогда не были связаны с конкретным местом, иконы мироточили в разных местах;

2) мироточения не были связаны с присутствием определенного человека;

3) мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, как полагает православная церковь, явление подлинного чуда благотворно сказывалось на душе человека, которому оно было явлено. Верующие при этом вспоминают явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы, а отдала сразу же икону церкви, а сама стала монахиней.

— Это был, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — в одном из интервью заявил благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К Валентине Михайловне в “паломничество” стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то “старцы”, к которым на “лечение” она стала водить знакомых ей женщин.

— Вам повезло, что вы не попали в Клин-9, когда у нас началась та свистопляска, — вспоминают сами горожане. — Какие-то службы служили, постоянно вертелись разные люди, многие неприятные, неизведанное ведь всегда притягивает к себе всякого рода аферистов. Молились, проклинали, обожествляли, судачили…

Кое-кто, особенно из верующих, как конферансье из “Мастера и Маргариты”, требовал все же обязательного разоблачения клинского чуда. Чудо либо должно было лопнуть как мыльный пузырь, либо перерасти в нечто большее, духовно значимое и морально воспитывающее, как того требуют христианские каноны.

А ничего такого не происходило.

По всей комнате у Валентины кроме икон лежали теперь тряпочки-ваточки для того, чтобы странная жидкость не стекала на пол, не портила линолеум.

Жить в аварийном режиме чуда, среди толп фанатиков и аферистов, видимо, становилось невозможным. В конце концов, устав от неверия одних и слепого фанатизма других, в один прекрасный день Валентина Жучкова закрыла свою квартиру на замок и перебралась со всей семьей в Тверь.

Теперь она наведывается в родной гарнизон лишь по личной договоренности с кем-то, крайне редко. “И все вроде бы пришло в норму, но осадок остался, — рассказала мне певчая храма Серафима Клинского, что расположен неподалеку. — Как-то раз у нас загорелась воскресная школа, рядом с храмом. Пожар быстро потушили. Там икона стояла — смотрим, а с нее какие-то капли стекают. Как же мы перепугались, что это может быть снова миро — не надо нам больше таких чудес, мы так боимся теперь всего необыкновенного”.

Клин-9 опять стал обычным скучным гарнизоном. Часовенка Валентины во дворе пришла в запустение — одна-единственная иконка косо висит на ее запертой двери.

Солдатики машут метлой отсюда и до обеда. Мамаши прогуливаются со своими колясками. Все идет по уставу. После осени обязательно наступит зима.

Нет больше чудес — и слава богу!

Клин-9 — Москва

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №25495 от 10 ноября 2010

Мироточение. Почему мироточат иконы?

Каждое мгновение в мире происходит что-то необычное. Кто-то выигрывает в лотерею, кому-то отвечает взаимностью любимый человек, или безнадежно больной неожиданно выздоравливает. Но все это – чудеса мимолетные, а в поисках вечных люди часто обращаются к Богу. Споры о существовании Бога ведутся столько же, сколько существует религия. А что сказать о мироточении? В действительности ли это очередное чудо Господнее, данное людям, чтобы вернуть и укрепить их в вере или попросту чья-то мастерская шутка?

«Классическое», если можно так сказать, миро – это деревянное масло с красным вином и благовониями, которое употребляется в христианских обрядах. Говорят, что обряд мироварения установлен еще 12 апостолами, которые последовали за Христом. Главные компоненты его – масло и вино – варит лично патриарх, на медленном огне в котлах раз в несколько лет на специальном богослужении, а когда смесь густеет, туда добавляются благовония. Полученная субстанция разливается по освященным сосудам, запечатывается и рассылается по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах и используется церковью при совершении таинств миропомазания после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов.

Если следовать логике, то мироточение – это истечение из икон той самой субстанции, которая описана выше. Но… названо оно было только по аналогии с церковным миро – за маслянистость (да и то не всегда) и очень сильный аромат роз или сирени. Больше между двух миро нет абсолютно ничего общего.

• Первый случай, описанный на Руси мироточения произошел в конце XIII столетия в Великом Устюге. В те времена в городе жил юродивый Прокопий, обладавший даром «прозорливости» – ясновидения. 1290 год — он начал взывать к горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, или погибните от огненного града», – но люди лишь посмеивались. Но, как и предсказывал юродивый, спустя несколько дней, в воскресный полдень, над городом появилась черная «каменно-огненная» туча.

Устюг погрузился во тьму, прорываемую только раскатами грома. Горожане кинулись в храмы с молитвой и раскаяньем. Больше всего народа собралось в соборе, где перед иконой Благовещения истово молился Прокопий. И тут от иконы начало источаться так много мира, что им смогли наполнить церковные сосуды. Тогда же, практически сразу, тучи отошли от города, гроза разразилась в 20-ти верстах и уничтожила целый лес. А миром, истекшим от иконы, мазались жители города, и многие «получали исцеление от всяких болезней».

• Более известной в наше время является, пожалуй, Иверская Монреальская икона Божьей Матери, мироточившая в течении 15-ти лет начиная с 1982 г. Православные считают мироточение этой иконы одним из величайших чудес прошлого века. История ее считается чудесной. Хранитель иконы, Иосиф Муньос Кортес, который преподавал в Монреальском университете историю искусств, в том году отправился в Грецию, на Афон, земную обитель Пресвятой Богородицы.

Там, в Даниловом скиту на Афоне он увидал Иверскую икону Богородицы – список со знаменитой Иверской Вратарницы. Иосиф попросил монахов продать ему этот список, почувствовав, что икона должна быть с ним, на Западе, но ему было отказано. Однако на другой день, когда Кортес собрался уже уходить, его догнал игумен и благословил иконой Божьей матери, сказав, что Царица Небесная сама ему эту икону благословляет.

1982 год, 24 ноября — Иосиф проснулся от того, что в его комнате раздавалось необычное благоухание – по иконе Богородицы текли ароматные струйки мира. Кортес отнес икону в храм, и с того времени она мироточила ровно 15 лет, оставаясь сухой лишь одну неделю – в Страстную седмицу Великого поста, перед Пасхой. И все эти годы Иосиф летал с чудотворной мироточивой иконой по всему миру: от Австралии и Аргентины до Болгарии.

Исцеления миром, вес которого за все годы в несколько раз превысил вес самой иконы, были зафиксированы в огромном количестве, в том числе и от неизлечимых болезней. Но в 1997 г. хранителя убили в Греции, а следы иконы, о которой по сей день ходят легенды, затерялись, и ее никак не могут найти… Правда, ходят слухи, что мироточить она перестала, после гибели ее хранителя.

• Существуют и более таинственные случаи мироточения. Так, ежегодно на 24 часа засохшая кровь на дне пиалы, хранящейся в неапольском соборе, вдруг обращается в красную жидкость, которую католики считают кровью святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 г. Превращение из твердого в жидкое созерцали и подтвердили много врачей и ученых, равно как и приверженцы католицизма. И объяснения этому феномену нет.

• 1953 год, 29 августа — беременная женщина по имени Антониетта Янузо, проживавшая в Сиракузах (Сицилия), обнаружила, что гипсовая статуэтка Девы с Младенцем… плачет. Местные церковные власти захотели сами убедиться в ее истинности, и когда образцы текущей из глаз Мадонны жидкости проанализировали, то выяснилось, что их не отличить от настоящих человеческих слез. Церковь тут же признала чудо и воздвигла раку, где пилигримы почитают статуэтку и в наши дни.

• Во всем мире известна и чудотворная икона «Возложение тернового венца на голову Спасителя», находящаяся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила только три раза.

Впервые икона в храме Гроба Господня замироточила в 1572 г. На месте нынешнего образа в те времена находилась древняя фреска на тот же религиозный сюжет. И вот накануне Пасхи паломники ужаснулись: фреска «ожила», по ней начали течь струйки жидкости, похожие на кровь. А спустя несколько дней, 24 августа 1572 г, во время печально известной Варфоломеевской ночи во Франции была уничтожена практически треть населения.

Свидетелями второго кровотечения «Возложения…» накануне Пасхи в 1939 г. были несколько монахов при Иерусалимском монастыре, доложившие о чуде Патриарху Иерусалимскому, а тот передал сообщение о знамении Папе Римскому. Известно, что в сентябре этого года началась Вторая мировая война… 2001 год, апрель — свидетелями мироточения стали не только руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан и Патриарх Иерусалимский Ириней, но и тысячи паломников со всего мира.

В ночь со Страстной пятницы на Великую субботу, когда Ириней благословлял верующих, на плаще Христа появилась жидкость, стекавшая алой струйкой на ноги. Мироточение не прекращалось целый день и перестало перед самой Пасхой…11 сентября в результате теракта обрушились нью-йоркские башни-«близнецы», унеся сотни жизней…

Перечислять случаи мироточений можно бесконечно долго, и каждое из них отмечается своей собственной неповторимой историей. Но, продолжая тему иконы «Возложение тернового венца на голову Спасителя», хочется отметить еще два грозных знамения, которые известны, пожалуй, каждому жителю СНГ.

Читать еще:  Игры по сети с друзьями на телефон. Список кооперативных игр на андроид

• Так, начало кровопролитной войны в Чечне ознаменовалось тем, что в станице Зеленчукской заплакали в храме иконы «Скоропослушника» и «Иверская». Накануне начала учебного 2004 года также зарыдала икона – 1 сентября произошел захват заложников в осетинской школе. В действительности, прослеживается ничем не объяснимая связь между мироточениями и трагическими событиями, и сразу вспоминаются слова стариков: если икона начала плакать слезами или кровью – быть большой беде…

Мироточат, «плачут» иконы во всем мире, но «рекордсменкой» в этой «области» чуда все-же признана Россия. Но есть и своеобразная общемировая статистика: если до конца XIX столетия «плачущие» иконы встречались довольно редко и считались божественными знамениями, то в конце прошлого – нынешнем веке количество мироточивых икон стало просто невероятным!

Речь идет о тысячах и тысячах мироточивых ликах – в храмах, монастырях и даже квартирах простых верующих. При этом началось повальное мироточение не только старых образов (ведь ранее это считали привилегией только старинных, намоленных икон), но и молодых, написанных в XX столетии. И объяснить это резкое увеличение, как собственно и сам факт мироточения, полноценно не может ни церковь, ни, тем более, наука.

Любопытно отношение к мироточению религиозных и светских властей в России. До революции 1917 г. имел место строгий порядок проверки таких чудес. Мироточивую икону вначале осматривала комиссия местной епархии, после приезжали эксперты, назначенные патриархом. Если они также считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. Если и тогда икона продолжала мироточить, то о чуде объявлялось официально. Но всегда самыми первыми к «расследованию» приступали не церковники, а… сотрудники ближайшего полицейского участка, потому как спекуляций на вере прихожан всегда хватало.

Известен случай, как монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о «плаче» икон от реформ Петра 1. «Кровавые слезы» оказались всего лишь искусно подведенным через систему трубочек вишневым соком, и Петр издал тогда предписание: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью»…

Сейчас по всему миру также имеются специальные комиссии по установлению чуда, в которые входят как богословы, так и ученые-химики и физики. В частности в России в 1999 г. при отделе катехизации Московской патриархии была создана Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, которая исследует мироточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота. Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как случаи церковных чудес стремительно нарастали) за первые 5 лет ее работы таковы: происходит нечто необъяснимое в истории России, а возможно, и во всей двухтысячелетней истории христианской церкви…

Выделены и две особо крупные волны мироточений. Первая приходится на начало 1920-х г. Петроградская, Псковская губернии, Украина, юг России, Дальний Восток, Приморье – там наблюдались десятки случаев обновления икон. Темные лики на образах просветлялись, становились яркими, сияющими. Это происходило и в храмах, и в домах простых верующих. А вторая волна – это наше время…

В целом же, мироточение – это одно из немногих земных (или все-же небесных?) чудес, которому наука никак не может найти хоть сколько-нибудь правдоподобного объяснения. Существуют лишь сухие факты и результаты анализов. Выглядят они так. Прежде всего следует отметить, что название это общее, и существует, собственно, само мироточение и его уже упоминавшиеся «подвиды», зависящие от того, какая влага выделяется из иконы. А вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до прозрачной росы, потому говорят о «елеточении» или «росоточении». Пахнет она розой, сиренью или ладаном, и запах густой, устойчивый, способный заполнить собой целую площадь.

Также различаются мироточение и слезоточение, выделяются в отдельную нишу случаи, когда иконы плачут кровью. Форма и размер капель тоже весьма различны. Временами они покрывают все изображение, порой как бы струятся из определенных точек. Существуют случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а потом появляться снова, именно оно приводит к обновлению образов, когда краски неожиданно приобретают первоначальные насыщенные цвета…

Мироточат и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фото икон и даже металлические иконы. Замечена связь мироточения с определенными событиями, но не только с катастрофами. Так, можно отметить случай, когда члены семьи Романовых были признаны мучениками, одновременно замироточили много образов, при этом от литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери шел сильный запах любимых духов императрицы Александры Федоровны, позднее переименованных в «Красную Москву».

Зафиксировано и множество случаи исцеления при помощи миро, в частности таинственная жидкость, собираемая с полутораметрового деревянного распятия в маленьком храме города Маунт Причард (Австралия), почему-то лучше всего помогает от рака и астмы… А ее спектрографический анализ показал только, что по своему составу она схожа с оливковым маслом…

Состав миро – вообще тема для отдельного разговора. Так, Владимир Павлов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник МИАН им. В.А.Стеклова говорит: «Мироточащая икона, на которой „из ничего“ образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? „Из ничего“ образуется материя – миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество – процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым…

Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Может быть, мироточение – одно из такого рода проявлений. Следует лишь помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знания, про которые мы вообще не можем сказать, откуда они. Мы попросту знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые возможно изучать в рамках науки. К примеру, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, конечно, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

А Московский патриархат, также занимавшийся анализом миро, сообил, что «чаще всего это белковое вещество неизвестного происхождения». Лабораторные опыты показывают, что некоторые виды миро похожи по составу с известными маслами, другие представляют из себя самые настоящие человеческие слезы или плазму крови.

Одни из последних исследований были проведены в биологических лабораториях Киевского университета. Ученые делали анализ миро, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре, и оно оказалось веществом с большим содержанием белка, однако…. Все биологи затрудняются с его классификацией и говорят только одно: такое вещество может источать только живой организм… И в дополнение ко всем тайнам мироточения прибавляется еще одна – неужели иконы живые?!

Иконы мироточат не к добру?

Клинское чудо, прогремевшее на весь мир, выгнало хозяйку из дому

09.11.2010 в 16:49, просмотров: 27396

И было Подмосковью однажды явлено Чудо.

В самом начале XXI века в маленьком военном городке Клин-9, в/ч 12517, в доме простой русской женщины Валентины Жучковой, бывшей воспитательницы детского сада, замироточили все иконы разом. В конце Великого поста, на Страстной седмице, перед Пасхой случилось это.

Изображения благоухали: кто — цветочным, а кто — конфетным ароматом, “плавая” в пахучей маслянистой жидкости.

Паломники из стран СНГ, Канады, Америки, Европы, рассказывают, толпами стекались посмотреть на невиданное клинское чудо. Припадали, возверовали, очищались, привозили свои собственные реликвии — и те на месте тоже начинали истекать неизвестно откуда взявшимся маслом.

Божья милость или бесовское наваждение?

А может, обычное мошенничество?

Но единственное, на чем сходились и официальная церковь, и специалисты, — подлогом это не было. Хотя объяснений явной сверхъестественности тогда так и не нашли.

…Прошло почти десять лет.

— К чудесам надо относиться весьма осторожно. Богу это не нужно — доказывать людям факт своего существования. А если необъяснимое и случается, так большей частью от лукавого, он на подобное мастак, — весьма скептически заметил один мой знакомый архиепископ.

— Не смей спорить. За мной стоит двухтысячелетняя история Церкви. А за тобой только твое глупое невежество. Церковь не может ошибаться.

Каждое чудо давно запротоколировано и изучено. Не подкопаешься. Как возникновение из воздуха пасхального огня в Иерусалиме.

Чудес “просто так” не бывает. Каждое чему-нибудь полезному да служит. Спасению человечества в целом и отдельного человека в частности, укреплению в вере.

Поэтому любое новое чудо, возможное, потенциальное, рассматривается через призму неверия и прикладного скептицизма. И почти всегда в итоге отвергается. Иначе нельзя. Позволь чудесам твориться как и когда они хотят — никакого порядка не будет.

Я не смела спорить с архиепископом. Он знал Святое Писание наизусть, я же едва помнила “Отче наш”.

В одном мы с ним сошлись воедино: в чудесах должен быть порядок. Система. И по возможности строгий учет.

Необыкновенное чудо

Осенние листья падали на грязный плац.

Раз-два — солдатики сметали их в сторону длинными метлами, но на место старых листьев тут же сыпались новые, и получалось, что мальчишки в военной форме и вовсе не двигаются, застыли на месте, как в игре “замри-отомри”, только метлы сами по себе ходят туда и сюда, вот чудеса.

Это городок Клин-9.

Путь к пятиэтажке Валентины Жучковой лежит через мусорные баки и кривую дорожку, через деревянную церковь в сторонке. Дом простой, потрепанный жизнью и военным бытом. Тысячи и тысячи таких домов, не надеясь на лучшую участь, стоят по всей России.

Мамочки гуляют с колясками. Лейтенантики, больше похожие на рядовых в своих потрепанных камуфляжных бушлатах, смотрят не в небеса, а себе под ноги — чтобы в лужу не упасть. Сто километров от Москвы.

Гарнизонный быт. Гарнизонная скука.

Все как положено. Все по законам физики.

Но два года назад, когда поток страждущих припасть к мироточащим клинским иконам еще не иссяк, говорят, чуть ли не до самого КПП доносился из дома Валентины Жучковой сладостный необъяснимый аромат. Это пахли заплакавшие ни с того и ни с сего иконы.

И кто их об этом просил?

— Вообще-то Валентина — очень хорошая женщина была, добрая, душевная, честная, последнее снимет с себя и отдаст, — вспоминают местные. — Муж у нее военный. Дочку они растили, сына. Короче, нормальная семья была — кто бы мог подумать, что такая проблема приключится?

…По одной из версий, Валентина, как женщина верующая, в Великий четверг ставила заплаты на старинную плащаницу для храма, настоятелем которого был ее духовный отец. В полночь она закончила свою работу и обратилась к Богу с молитвой, сказала, что сделала для Него все что смогла. После чего вышла из комнаты, а вернувшись, ощутила едва заметное благоухание: на Иверской иконе Пресвятой Богородицы, что висела у нее в спальне, проступили вдруг загадочные капли.

Читать еще:  Рассказ русские женщины княгиня трубецкая. Русские женщины текст

По другой версии, Валентина была тяжело больна и — опять же, — обратившись к Всевышнему, попросила Его о выздоровлении. А в итоге получила такой вот неожиданный результат.

Как бы там ни было, но однажды в стандартной хрущевке Жучковых на втором этаже дома №11 действительно произошло нечто…

Через короткое время уже не на одной, а на всех иконах в маленькой комнате странным образом материализовалось масло. Причем не едва заметными капельками, как прилично и должно, — выступало масло щедро, святое изображение оказывалось полностью покрыто им, хоть в бутылку сливай.

При этом пахли иконы по-разному. Иверская — лилиями. Что попроще — карамелью.

Как рассказывала сама хозяйка, миро не проявлялось на досках изнутри — а возникало будто из воздуха, легким невесомым облачком, и оседало на поверхности божественным конденсатом.

В странную квартиру стал захаживать местный люд. Весть о чуде разнеслась по всей округе. Приезжало телевидение, слетались журналисты. Весть дошла и до Церкви.

Как и положено, была создана комиссия по изучению клинского чуда. В нее вошли весьма уважаемые специалисты из синодальной богословской комиссии Московского патриархата под председательством Павла Флоренского. Саму Валентину позвали на собрание, где она должна была по фактам изложить, что же такое происходит у нее дома.

Но, услышав, что в вопросе мироточения ее домашних икон Церковь займет выжидательную позицию — до прояснения ситуации и результатов специальной экспертизы, — Валентина вспылила и ушла прочь.

— Она обрушилась на священников с возмущением: почему они не хотят признать ее иконы? Почему ищут каких-то доказательств? Ведь настоящее чудо доказательств как раз не требует, оно просто есть, и все, — вспоминают старожилы.

С другой стороны, церковников тоже можно понять — эдак каждый будет лить на иконы купленное в магазине оливковое масло и называть их мироточивыми.

Все шло очень разумно и правильно, как должно. Но добрая, мягкая, богопослушная воспитательница детского садика неожиданно возроптала.

Божий дар по часам

— Если бы вы знали, как резко переменился ее характер, — качают головами знакомые. — Она стала называть себя хранительницей чуда — раз именно ее, а не кого-нибудь еще Бог для этого избрал. Она почитала себя за уникальную и избранную личность. Возгордилась она, вот что мы скажем, отошла ото всех. Куда нам — избранница Божья, а мы-то обычные, смертные.

Но даже подруги, переменившие свое отношение к Жучковой, сошлись в одном: подделывать иконы специально она бы не стала. Экспертиза, впрочем, показала, что мошенничества действительно нет. А что есть?

“ХЕЗ” — то есть “хрен его знает”.

“Мы можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это не так, что это подделка, у нас нет оснований”, — заявили в комиссии по изучению чуда. При этом обтекаемо назвав божественное “миро” непоэтической “маслянистой жидкостью”.

“Отдай главную икону церкви, рано или поздно все прояснится, если чудо воистину существует, то оно должно принадлежать не одному конкретному дилетанту, а организации, профессионально сведущей в таких вопросах”, — советовали ей.

Чудо — тяжелая ноша. Неудобно нести одной. Тяжело.

“Не отдам, — будто бы категорично заявила Валентина Михайловна. — Мое чудо — мой крест. Сама и потащу. А остальные тут ни при чем”.

Впрочем, однажды она все же отнесла Иверскую икону на богослужение в местную церковь, но сразу после молебна вернула ее домой. Люди верующие поговаривали, что, как только хозяйка выпустила реликвию из рук, та мироточить сразу перестала. Хотя, возможно, это были только слухи, подогреваемые духовенством.

Отношения между Жучковой и Церковью стремительно портились. “Чудеса-то не только от Бога бывают, но чаще всего от его полной противоположности”, — не найдя доказательств обмана и так и не заставив Жучкову отдать иконы “куда следует”, вынесла Церковь свой официальный вердикт

А как же иначе — конечно, лукавый озорует. Сковырнул с пути истинного порядочную женщину, вон и на причастие она перестала ходить, и на исповедь, и совета у духовного отца испрашивать.

“Я лично с Богом разговариваю, мне посредники в общении с ним не нужны”, — а сама на картинки свои любуется. Церковь ей, стало быть, и вовсе не нужна?
Прелесть это. Искушение и грех.

Квартира Валентины между тем превратилась в настоящий храм. Всякий приезжающий, не помолившись даже в местной обители, нес свои иконы прямо туда — старинные, дедовы, освященные и купленные в ближайшем ларьке. Все они тут же начинали волшебно мироточить.

Во дворе своего дома женщина соорудила деревянную часовенку. Рассказывают, что командир местной воинской части сперва сопротивлялся внеплановому строительству на территории.

Но Валентина Михайловна быстро поставила его на место, пообещав нажаловаться куда следует — у нее, дескать, на самом-самом верху связи.

Очереди к Жучковой выстраивались аж до середины улицы. Так как направить в организованное русло поток жаждущего чуда народа не было сил, назначили даже специальные часы приема. В понедельник и в среду.

Хозяйка раздавала гостям пузырьки с миром. Иногда, правда, разбавляла его в пропорции 1:1 подсолнечным маслом, для увеличения количества, — но об этом без обмана сообщала сама.

Знакомая моя, побывав в те времена в Клину-9, говорит, что производила мироточащая комната действительно необъяснимое впечатление.

— Здесь кружилась голова и вдруг становилось так хорошо на душе, чисто, легко. Выходила на улицу и будто заново родилась. Как будто ты приобщилась к чему-то настоящему. И чудесный запах стоял вокруг.

Есть многое на свете, друг Горацио…

Мироточило все. Лики великомучеников, святых, физиономия совсем даже не святого Гришки Распутина. Фотографии просто хороших и честных граждан, приносимые в этот дом, мироточили тоже.

И если прежде были какие-то сомнения в честности Валентины, теперь они отпали совсем. Никто в здравом уме и трезвой памяти не стал бы поливать маслом картонные коробки из-под обуви и бумажные обои. Да еще и заявлять, что все это происходит по божьему промыслу.

Да, даже обои в этой квартире, по словам очевидцев, плакали праведными, божественными слезами.

Окружающие сходились на еще одной странности — мироточение становилось сильнее в присутствии самой Валентины Михайловны. Стоило Жучковой уехать на несколько дней из дома, как маслянистые капли, как говорят, высохли.

— И ведь нет чтобы смириться, обрадоваться, что небеса освободили ее от этой ноши, так она на колени рухнула и давай просить: “Верни мне мое чудо, Господи!” — и иконы опять покрылись свежими каплями, — говорят соседи.

Выходит, чудом была сама Валентина? И именно ее веру в возможность невозможного надо было изучать?

Или и правда бес попутал?

В толпе жаждущего зрелищ народа начали мелькать болезненные лица: то ли сектанты, то ли фанатики. Эти люди кидались на колени, увидев чудесные иконы, впадали в экстаз, кто-то после этого исцелялся, кто-то лаял на все лады. Непонятные, приехавшие неизвестно откуда батюшки проводили на квартире свои, альтернативные, молебны. Осуществляли отчитки, изгоняли дьявола. Было это к добру или напротив? Действовал ли на исцеляющихся эффект плацебо?

Валентина же изгоняла из своей квартиры очередную комиссию, требовавшую объяснить, отчего покрылась маслом копия портрета Иоанна Грозного. “Характер происходящего дома у Жучковой абсолютно нецерковный”, — писали в те времена в православных газетах. Чур нас! Чур!

Сами священники говорят, что подлинные явления мироточения икон обладают следующими признаками:

1) мироточения никогда не были связаны с конкретным местом, иконы мироточили в разных местах;

2) мироточения не были связаны с присутствием определенного человека;

3) мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, как полагает православная церковь, явление подлинного чуда благотворно сказывалось на душе человека, которому оно было явлено. Верующие при этом вспоминают явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы, а отдала сразу же икону церкви, а сама стала монахиней.

— Это был, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — в одном из интервью заявил благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К Валентине Михайловне в “паломничество” стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то “старцы”, к которым на “лечение” она стала водить знакомых ей женщин.

— Вам повезло, что вы не попали в Клин-9, когда у нас началась та свистопляска, — вспоминают сами горожане. — Какие-то службы служили, постоянно вертелись разные люди, многие неприятные, неизведанное ведь всегда притягивает к себе всякого рода аферистов. Молились, проклинали, обожествляли, судачили…

Кое-кто, особенно из верующих, как конферансье из “Мастера и Маргариты”, требовал все же обязательного разоблачения клинского чуда. Чудо либо должно было лопнуть как мыльный пузырь, либо перерасти в нечто большее, духовно значимое и морально воспитывающее, как того требуют христианские каноны.

А ничего такого не происходило.

По всей комнате у Валентины кроме икон лежали теперь тряпочки-ваточки для того, чтобы странная жидкость не стекала на пол, не портила линолеум.

Жить в аварийном режиме чуда, среди толп фанатиков и аферистов, видимо, становилось невозможным. В конце концов, устав от неверия одних и слепого фанатизма других, в один прекрасный день Валентина Жучкова закрыла свою квартиру на замок и перебралась со всей семьей в Тверь.

Теперь она наведывается в родной гарнизон лишь по личной договоренности с кем-то, крайне редко. “И все вроде бы пришло в норму, но осадок остался, — рассказала мне певчая храма Серафима Клинского, что расположен неподалеку. — Как-то раз у нас загорелась воскресная школа, рядом с храмом. Пожар быстро потушили. Там икона стояла — смотрим, а с нее какие-то капли стекают. Как же мы перепугались, что это может быть снова миро — не надо нам больше таких чудес, мы так боимся теперь всего необыкновенного”.

Клин-9 опять стал обычным скучным гарнизоном. Часовенка Валентины во дворе пришла в запустение — одна-единственная иконка косо висит на ее запертой двери.

Солдатики машут метлой отсюда и до обеда. Мамаши прогуливаются со своими колясками. Все идет по уставу. После осени обязательно наступит зима.

Нет больше чудес — и слава богу!

Клин-9 — Москва

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №25495 от 10 ноября 2010

Источники:

http://www.mk.ru/social/2010/11/09/542592-ikonyi-mirotochat-ne-k-dobru.html

http://zen.yandex.ru/media/id/59779bbf48267767a0d8cb78/59783445e86a9e6a1e2339ab

http://www.mk.ru/social/2010/11/09/542592-ikonyi-mirotochat-ne-k-dobru.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector