Конвой pq 18 участие тральщика тщ 62.

Ч. 53 Итоги проводки конвоев PQ-18 QP-14

16 сентября командир подводной лодки U-403 33-летний капитан-лейтенант Хайнц-Эхлерт Клаузен доложил, что лодка имеет тяжёлые повреждения от глубинных бомб, сброшенных кораблями эскорта, а также от двух атак немецкого лётчика («дружественный огонь») и атаки советской подводной лодки.

В тот же день командир подводной лодки U-408 капитан-лейтенант Рейнхард фон Химмен сообщил о неудачной атаке британской подводной лодки.

17 сентября для помощи эскорту присоединились четыре советских эсминца. Проход в Архангельск был ещё свободен ото льда. Немецкие самолёты потопили транспорт «Kentucky» и повредили другой транспорт, «Troubador».

Потери конвоя PQ-18 составили 13 транспортов общим водоизмещением 76 000 тонн, из них два советских транспорта «Сталинград» и «Сухона». Из потопленных транспортов три судна водоизмещением 21 000 тонн потопили подводные лодки, а остальные 10 – самолёты противника.

Семь подводных лодок, которые атаковали конвой QP-14, тоже добились успеха. Командир подводной лодки U-435 31-летний капитан-лейтенант Зигфрид Стрелов прорвался сквозь конвой и потопил британский тральщик «Leda», два британских и один американский транспорт общим водоизмещением 15 800 тонн.

Получил за это Рыцарский Крест. 9 июля 1943 года эту подводную лодку к западу от Лиссабона потопит американский бомбардировщик «Liberator». Погибнут все 48 человек экипажа вместе с командиром.

Командир подводной лодки U-703 26-летний капитан-лейтенант Хайнц Билефельд торпедировал эсминец «Somali». Повреждённый корабль взял на буксир эсминец «Ashanty», но в штормовую погоду эсминец «Somali» пошёл ко дну, унеся с собой 45 человек спасательной команды.

11 июля 1944 года Хайнц Билефельд отправится на дно вместе с экипажем подводной лодки U-1222, которой он командовал после U-703. Его потопит американский бомбардировщик.

Подводная лодка U-703 с новым командиром 24-летним обер-лейтенантом цур зее Йоахимом Брюннером в 1943 году потопит советский тральщик Т-911(погиб весь экипаж 28 человек) и транспорт «Сергей Киров» (погиб один человек, весь экипаж с капитаном спасён тральщиком ТЩ;63).

14 сентября 1944 года U-703 исчезнет без следа в Арктике вместе со всем экипажем 54 человека. Причина её гибели осталась неизвестной.

Командир подводной лодки U-255 капитан-лейтенант Райнхард Рехе потопил американский транспорт «Silwer Sword».

Командир подводной лодки U-606 27-летний капитан-лейтенант Дитрих фон дер Эш доложил в штаб, что из зенитного орудия подбил летающую лодку «Каталина» и вынудил самолёт приводниться. 29 сентября 1944 года его потопит в Атлантике американский самолёт вместе с экипажем подводной лодки U-863, которой он командовал.

28-летний Рейнхард фон Химмен, командир U-408, сообщил о повреждении эсминца и транспорта, но это не было подтверждено после войны. 1ноября 1942 года ему присвоили звание корветтен-капитана, он недолго радовался своему новому званию: 5 ноября того же года самолёт «Каталина» из 84-й британской эскадрильи потопил лодку вместе со всем экипажем. Из 45 человек не спасся никто.

Командир U-378 капитан-лейтенант Альфред Хошатт U-378 сообщил об атаке авианосца «Avenger» четырьмя торпедами и четырьмя торпедами эсминца, но оба раза промахнулся.

Зато не промахнулся американский пилот самолёта «Grumman F4F Wildcat», который 20 октября 1943 года потопил подводную лодку. Из 48 человек экипажа не спасся никто.

Итого подводные лодки потопили в конвое QP-14 два эскортных корабля и четыре транспорта общим водоизмещением 20 800 тонн.

Всего 16 подводных лодок, которые действовали против этих двух конвоев, потопили 9 судов общим водоизмещением 43 216 тонн, включая тральщик и эсминец. При этом были потоплены три подводные лодки вместе со всеми экипажами и спасёнными немецкими лётчиками.

Четыре подводные лодки, U-251, U-255, U-403 и U-405, получили серьёзные повреждения.

Командующий германским арктическим подводным флотом Отто Клюбер посчитал, что это была слишком высокая цена за потопленные подводными лодками корабли и суда.

Потеря 43 ценных транспортов за 80 дней в конвоях PQ-17 (24 потопленных судна) и PQ-18/ QP-14 (19 потопленных судов) была шоком для союзников. В многочисленных статьях, художественных произведениях и кинофильмах «Мурманский маршрут» называли самым опасным.

Отечественные историки написали: «В английской зоне вследствие недостаточного обеспечения конвой потерял 13 транспортов. С момента встречи конвоя нашими эсминцами и авиацией потерян лишь один транспорт. Однако британское адмиралтейство вновь прекратило движение конвоев».

При этом они забыли упомянуть: британская часть маршрута была в несколько раз длиннее советской и к моменту входа в советскую зону ответственности немецкие атаки ослабевали или прекращались в результате понесённых немцами потерь.

Кроме того, как было, например, в случае с конвоем PQ-18, четыре советских эсминца присоединились к эскорту, усилив охранение, но наши историки забыли упомянуть, что присоединились и четыре британских тральщика, база которых находилась в советской бухте Кола. Что касается охранения конвоя, то оно было сильнее всего Северного флота.

Читать еще:  Что вы знаете о звездах. Доклад: Что такое звёзды

Союзники прекратили отправку конвоев на период полярного дня, чтобы оправиться от потерь и в связи с тем, что большие морские силы англичанам и американцам пришлось перебросить в Средиземное море и для охраны перевозки войск в Атлантическом океане перед проведением операции «Torch».

Эта операция предусматривала высадку англо-американских войск в Марокко и Алжире.

Конвой pq 18 участие тральщика тщ 62.

Буйный Капитанъ II ранга Откуда: Норильск Камбуз кок Сообщений: 3153

Бой у мыса Канин Нос 18.09.1942 г.: PQ-18 против Люфтваффе.

Всем привет!
В отечественной литературе данный бой у мыса Канин Нос традиционно преподносится как крупнейшее воздушно-морское сражение с участием кораблей СФ.

Приведу пару цитат:
«Утром 18 сентября, когда конвой «PQ-18» находился в районе мыса Канин Нос, в его охранение вступили эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий», вышедшие из Иоканги.
В 10 ч 30 мин с эскадренного миноносца «Гремящий» справа от кормы была обнаружена группа неприятельских торпедоносцев «Фокке-Вульф» и пикирующих бомбардировщиков «Ю-88». Они шли на бреющем полете и выходили в атаку на транспорты, замыкавшие колонну. Концевые корабли эскорта первыми открыли огонь по самолетам. Вот что было записано [200] в. тот день в «Историческом журнале» эскадренного миноносца «Урицкий»:
«18 сентября.
03 ч 40 мин. Сыграли воздушную тревогу. На караван произведен налет противника самолетами типа «Ю-88» и торпедоносцами «Фокке-Вульф». Бомбардировщики типа «Ю-88» бомбили караван преимущественно с горизонтального полета на высоте 2000—2500 м. Отдельные из них пикировали. Торпедоносцы в количестве 10—13 самолетов появились на бреющем полете позднее и произвели атаку низким торпедированием хвоста колонны транспортов. Транспорты шли строем фронта шестью кильватерными колоннами. Генеральный курс 202°, ход 9 уз.
Место эскадренного миноносца «Урицкий» в ордере конвоя — головным, в расстоянии 10—15 кабельтовых эскадренного миноносца «Куйбышев» — концевым. Открыли огонь из главного и зенитного калибров. Маневрирование произвели с расчетом максимального ведения огня по бомбардировщикам противника в голове конвоя»<372>.
Значительная часть вражеских торпедоносцев прорвалась к конвою, и каждый из них сбросил по две-три торпеды, упавшие в 2—3 кабельтовых от концевых транспортов. После этого неприятельские самолеты прошли между колоннами транспортов, ведя по ним пушечно-пулеметный огонь. Первая атака вражеской авиации была успешно отражена. Только одна немецкая торпеда попала в цель. Ею был поражен американский транспорт «Кентукки».
В 12 ч дня на караван был совершен второй налет самолетами типа «Ю-88» и «Фокке-Вульф». Читаем в «Историческом журнале» эскадренного миноносца «Урицкий»:
«12 ч 00 мин. Первыми бомбили караван самолеты-бомбардировщики «Ю-88» как с горизонтального полета на высоте 2500—3000 м, так и с пикирования. Корабль отражал атаку бомбардировщиков, обеспечивая маневрированием бесперебойное ведение артиллерийского огня для прикрытия хвоста колонны транспортов. Несколькими минутами позже были обнаружены на бреющем полете 10—12 торпедоносцев, которые шли в атаку на хвост колонны транспортов. Торпедоносцы были сбиты огнем со своего боевого курса, произвели низкое торпедирование, попаданий торпед в корабли и транспорты не было.
13 ч 15 мин. Атака самолетов противника отражена артиллерийским и пулеметным огнем. Сбито два торпедоносца противника. Третий торпедоносец поврежден»<373>.
Всего в этом бою противник потерял 15 самолетов. По два сбили эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушительный». На боевой счет эсминца «Куйбышев» был записан еще один сбитый вражеский самолет. Утром 20 сентября конвой «PQ-18» прибыл в Архангельск. При следовании в советской операционной зоне конвой потерял только один транспорт. [201]
Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». — Л.: Судостроение, 1981.»

Скофилд в целом поддерживает предыдущих авторов:
«С конвоем PQ-18 остался корабль ПВО «Алстер Куин» и его собственный эскорт из 3 эсминцев, 3 тральщиков, 4 корветов, 4 траулеров. Однако на следующее утро конвой встретили 2 больших русских эсминца и 2 сторожевика. Эсминцы были вооружены 130-мм орудиями с углом возвышения 45° и 2 зенитными 76-мм орудиями. Это пополнение оказалось очень кстати. Когда 18 сентября в 8.20 конвой огибал мыс Канин Нос, его снова атаковали немецкие самолеты. 12 торпедоносцев Не-111 зашли на [137] конвой с правой раковины и сбросили торпеды с дистанции 3000–4000 ярдов. Хотя, по мнению коммодора, суда легко могли уклониться, «Кентукки» получил попадание торпеды. Через час торпедоносцы провели еще одну атаку, не успеха не добились. Одна эта атака совпала по времени с атакой пикировщиков Ju-88. «Кентукки» получил попадание бомбы, которая и решила его судьбу. Истребитель «Харрикейн» с САМ-судна «Эмпайр Морн», который до сих пор был пассивным свидетелем происходящего, поднялся в воздух и сумел сбить 3 немецких самолета, а еще один повредил. Пилот благополучно сел на русском аэродроме, когда в баках самолета осталось всего 4 галлона бензина. При отражении этих атак очень большую роль сыграли русские эсминцы.
Скофилд Б. Б.. Русские конвои. — М.: ACT, 2003.»

#2 19.08.2010 07:36:22

Буйный Капитанъ II ранга Откуда: Норильск Камбуз кок Сообщений: 3153

Re: Бой у мыса Канин Нос 18.09.1942 г.: PQ-18 против Люфтваффе.

Возник ряд вопросов:
1. Сколько было налетов всего, количество самолетов, потери немцев (по одному Не-111 и Ю-88 и два поврежденных Ю-88)?
2. Какие корабли СФ участвовали кроме Сокрушительного, Гремящего, Куйбышева, Урицкого, СКР-77 и 22?
3. Почему 13ый ИАП СФ без воздействия противника потерял пять Пе-3 прикрывая конвой?
4. Можно-ли атаку на ТЩ-883 и 887 считать частью атак на конвой — ведь они тралили маршрут конвоя и кто их атаковал?
5. Были атаки ПЛ на конвой 18.09.1942 г. или были ложные контакты?

Читать еще:  Какую молитву почитать когда на душе плохо. Молитва когда сильно болит душа

#3 19.08.2010 08:07:31

minm Участник форума Сообщений: 45

Re: Бой у мыса Канин Нос 18.09.1942 г.: PQ-18 против Люфтваффе.

3. По ОБД:
5 Пе-3 вылетели из Ягодник в Поной из них 3 вернулись по метеоусловиям. 1 Пе-3 южнее Поной врезался в сопку, самолет разбит, экипаж погиб. Второй посадки на аэродром не произвел, ведутся поиски.

Список погибших (все — 2 аэ):
к-н Кузин Георгий Иванович, зам.командира аэ
ст.политрук Хоменок Сергей Митрофанович, военком аэ
ст.л-т Родин Василий Григорьевич, стрелок-бомбардир
ст.с-т Киселев Петр Васильевич, пилот
л-т Ананьев Семен Григорьевич, стрелок-бомбардир
воентехник 1 ранга Лысенко Алексей Иванович, старший техник аэ
с-т Безгин Павел Иванович, стр.ав.воор.

техник-л-т Цеха Владимир Самойлович, механик ав.старший — ранен, в госпитале

Кроме этого, еще один экипаж:
ст.л-т Шокуров Александр Федорович, зам.командира 1 аэ
ст.л-т Диговцев Григорий Прокофьевич, адъютант 1 аэ
числится как «не вернувшиеся с боевого задания».

Еще добавлю — все тела были найдены и захоронены в районе Поной — с.Ловозеро.

Отредактированно minm (19.08.2010 08:17:25)

Арктические конвои серии PQ/QP. Помощь союзников (31 августа 1941 г. — 2 сентября 1942 г.)

Для доставки ленд-лизовских грузов в СССР рассматривались три основных маршрута: северный, тихоокеанский и трансиранский. Наиболее удобным и коротким из них являлся северный маршрут, проходящий из Великобритании или Исландии в порт Мурманск, который имел незамерзающую акваторию, или Архангельск, который, хотя и мог функционировать зимой только с применением ледоколов, зато находился на значительном расстоянии от линии фронта.

Первый конвой, состоящий из шести британских и одного датского судна, вышел из Ливерпуля 12 августа 1941 г. На их бортах наряду с прочими грузами находились упакованные в деревянные ящики детали и узлы для сборки 15 истребителей «Харрикейн». Для защиты конвоя с моря и воздуха Адмиралтейство выделило эскорт в составе зенитного корабля и нескольких эсминцев. 21 августа конвой взял курс к берегам СССР и спустя десять дней благополучно достиг Архангельска. В Адмиралтействе эта операция получила наименование «Дервиш», а впоследствии ей было присвоено стандартизированное для северных конвоев наименование — PQ-0.

По проторенной дорожке

Очередной британский конвой PQ-1 вышел из Исландии в Архангельск 28 сентября 1941 г. Он состоял из 10 судов, сопровождаемых крейсером «Саффолк» и 2 эсминцами. 29 сентября навстречу ему из Архангельска вышел первый обратный конвой QP-1, состоявший из 6 судов конвоя «Дервиш» (PQ-0), дополненных танкером и 8 советскими пароходами. Основными грузами в их трюмах были пиломатериалы и руда — то, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту. Переход конвоя PQ-1 прошел относительно спокойно, и он прибыл в архангельский порт 11 октября.

Колебания британцев

9 ноября 1941 г. со ставшей уже традиционной задержкой (на этот раз в 18 дней) в море вышел британский конвой PQ-3 (PQ-2 был отправлен 17 октября 1941 г. и достиг порта 30 октября 1941 г.). 21 ноября все 8 кораблей прибыли в Архангельск. Британская сторона объясняла нерегулярность поставок необходимостью ремонта судов, участвующих в перевозках, хотя более очевидным было то, что у англичан гораздо большую тревогу вызывала обстановка под Москвой. Лишь после того, как ситуация на Восточном фронте прояснилась и стало ясно, что Москва сдана не будет, Адмиралтейство приняло решение отправить в Россию сразу три каравана с интервалом до 10 суток: PQ-4 (8 кораблей) — 17 ноября — 29 ноября, PQ-5 (7 кораблей) — 27 ноября — 15 декабря, PQ-6 (9 кораблей) — 08 декабря — 21 декабря. Всего в порт Архангельска в течение 1941 г. прибыло 7 конвоев, состоящих из 56 транспортов.

Помощь из США

6 января 1941 г. президент США Ф. Рузвельт направил в конгресс «Закон в интересах укрепления обороны Соединенных Штатов» (или «Закон о ленд-лизе»). Этот документ предоставлял президенту право продавать, отдавать в долг или передавать в аренду военную технику, вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье и продовольствие тем странам, оборона которых, с точки зрения США, представляется важной. Несмотря на то что противники закона указывали, что его принятие приведет к вовлечению США в войну, а сторонники Рузвельта, напротив, критиковали документ за его половинчатость, 11 марта президент все же подписал его.

Гиганты — грузовозы

Доставка огромного количества ленд-лизовских грузов через океан требовала специальных решений — грузопоток рос день ото дня, и все острее чувствовался дефицит транспортных средств. С этой целью американцы создали целую серию высокоэффективных и не сложных в изготовлении грузовозов, получившую громкое имя «Либерти» («Свобода»). Вместимость одного такого судна могла достигать: 2840 джипов, 525 бронеавтомобилей или санитарных фургонов, 440 легких или 260 средних танков, 650 тыс. 76-мм снарядов, 14 тыс. кубометров насыпных грузов. На церемонии спуска на воду первого парохода этой серии «Патрик Генри» президент Ф. Рузвельт произнес речь, в которой отметил, что суда этой серии принесут свободу порабощенной Европе, и закончил ее словами борца за независимость Северо-американских штатов Патрика Генри — «Свобода или смерть!».

Читать еще:  Загадки истории — Гибель Джеймса Кука. Джеймс Кук

Открытие мурманского порта

Начиная с 1942 г. советская сторона приняла решение принимать грузы, поступающие из Великобритании и США, в порту города Мурманска. Во многом это стало возможным благодаря тому, что в начале года была введена в строй железнодорожная ветка Беломорск—Обозерское. Кроме того, была существенно увеличена боевая мощь советского Северного флота. Эти меры позволили уже 11 января 1942 г. принять в мурманском порту конвой PQ-7, который состоял из 9 транспортов и дошел без потерь.

Наращивание объемов помощи, оказываемой союзниками Советскому Союзу, вызвало крайнюю озабоченность в ставке Гитлера. Для нарушения работы морских коммуникаций союзников германским командованием была разработана операция, которая проходила под кодовым названием «Шпортпаласт» («Стадион»). Для ее реализации в Норвегию, в Трондхейм, 16 января 1942 г. прибыл самый крупный корабль Германии линкор «Тирпиц», позже сюда же подтянулись и остальные наиболее мощные корабли. Кроме того, немцы существенно увеличили численность частей люфтваффе, дислоцирующихся в Норвегии.

Счастливое стечение обстоятельств

1 марта 1942 г. очередной британский конвой, носящий порядковый номер PQ-12, вышел из Рейкьявика. В его состав входили 16 транспортных судов. В то же время навстречу ему из Кольского залива в Исландию вышел конвой QP-8.

В полдень 5 марта конвой PQ-12 был замечен дальним разведчиком Focke-Wulf Fw.189 Uhu. Для его уничтожения вышли шесть германских подводных лодок и линейный корабль «Тирпиц» в сопровождении трех эскадренных миноносцев. Командование операцией было возложено на вице-адмирала О. Цилиакса. Из-за шторма и тумана «Тирпиц» не обнаружил конвоя, который к этому времени столкнулся с тяжелыми льдами и был вынужден повернуть на юго-восток, чтобы выйти на чистую воду. Утром 6 марта Цилиакс отправил свои эсминцы произвести поиск в северо-западном секторе, где предположительно мог находиться конвой. Сам он на «Тирпице» следовал чуть западнее. В это время конвой, который искали немцы, находился в 100 км к северу от «Тирпица» и двигался на северо-восток. Поэтому корабли Цилиакса оказались далеко за кормой у него.

12 марта счастливо избежавшие опасности транспорты конвоя PQ-12 благополучно добрались до Кольского залива и бросили якоря в порту Мурманска. Они доставили самую крупную партию стратегических грузов, полученную СССР в одном караване: 200 самолетов, 160 танков и 180 бронемашин, 24 пушки, сотни грузовиков, станков, тысячи тонн оборудования, сырья и продовольствия. QP-8 прибыл в Исландию двумя днями раньше.

Состав конвоя PQ-17

Гораздо трагичнее оказалась судьба конвоя PQ-17. 27 июня 1942 г. его корабли покинули побережье Исландии и взяли курс на север. Его 35 транспортов несли 297 самолетов, 584 танка, 4246 грузовиков и тягачей, а также другие грузы весом 156 тыс. т. Всего груза конвоя, оцененного в 700 млн долларов, хватило бы для снаряжения 50-тысячной армии.

Непосредственное прикрытие конвоя было возложено на соединение капитана 2-го ранга Д. Брума. Оно состояло из 6 эсминцев, 4 корветов, 3 тральщиков и 4 траулеров. Кроме того, в состав конвоя были включены 3 корабля ПВО, а также 2 подводные лодки. Ближнее прикрытие осуществляла эскадра контр-адмирала Л. Гамильтона, состоящая из 2 британских и 2 американских крейсеров, которые сопровождали 3 эсминца. Дальнее прикрытие было возложено на соединение, которым командовал адмирал Д. Тови. В него входили 1 британский и 1 американский линкоры, авианосец «Викториес», 2 крейсера и 14 эсминцев. 29 июня в составе конвоя PQ-17 уже находилось 33 судна — один из транспортов сел на мель при выходе из Рейкьявика, а второй был поврежден плавучими льдами в Датском проливе, что вынудило его вернуться.

Германское командование к этому времени успело сосредоточить в Северной Норвегии флот, состоявший из линкора «Тирпиц», крейсера «Хиппер» и «карманных» линкоров «Шеер» и «Лютцов».

Гибель конвоя

В полдень 1 июля конвой был обнаружен немецким самолетом-разведчиком и с этого момента почти непрерывно находился под наблюдением противника. 4 июля британское командование отдало приказ кораблям ближнего прикрытия и эскадренным миноносцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты. Это решение, ставящее под сомнение безопасность судов конвоя, было продиктовано опасностью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. В этот же день последовали первые немецкие удары по конвою. Атакуемые подводными лодками в тесном взаимодействии с авиацией союзники в течение трех дней потеряли 23 судна конвоя PQ-17.

Последний конвой из этой серии — PQ-18 — отправился из Шотландии 2 сентября 1942 г. и прибыл в Архангельск 21 сентября. В дальнейшем союзники начали направлять с СССР арктические конвои серии JW/RA. А всего с августа 1941 г. по май 1945 г. по «северному» маршруту было проведено 78 конвоев. В сумме это составило около 1400 торговых судов, которые доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.

Источники:

http://www.proza.ru/2019/03/24/460

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4059

Арктические конвои серии PQ/QP. Помощь союзников (31 августа 1941 г. — 2 сентября 1942 г.)

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector