Какая вера у цыган? Какая религия у цыган.

Какая религия у цыган?

Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?»

Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или иной страны, в которой они проживают, т. е. деление их по вероисповеданию на православных, католиков, протестантов или мусульман. У балканских цыган при этом наблюдается весьма интересное сочетание ислама и христианства. Многие исследователи отмечают также наряду с формальным вероисповеданием цыган пережитки магических, анимистических и прочих верований и обрядов. Так, в частности, Э. Хорватова указывает на то, что в религиозных представлениях цыган первоначально преобладали анимизм и демонология. Стремление постичь иерархию христианских святых во главе с триединым богом привело к симбиозу двух различных по развитию систем — полидемонизма и монотеизма. Некоторые из исследователей обнаруживают в религии цыган и следы вынесенного из Индии культа предков, самые основы которого, по мнению А. П. Баранникова, цыганами, однако, давно забыты.

Отдельные исследователи склонны вообще отрицать наличие у цыган какого -либо религиозного чувства, прямо провозглашая их явными безбожниками, лишёнными какой бы то ни было религии, другие же, наоборот, отмечают у них редчайшую приверженность к церкви, вызывающую удивление самих священников. На обе эти диаметрально противоположные точки зрения среди исследователей религии цыган указывают в своей книге Г. Моде и 3. Вёльффлинг. Однако, как справедливо писал по этому поводу Е. Фицовский, говоря о мнимом «безбожии» цыган, цыганологи путают два разных понятия. Не уважая существующих религиозных систем и не создав собственной, цыгане тем не менее верят в бога, дьявола и в загробную жизнь, о чём свидетельствуют хотя бы их погребальные и поминальные обряды. Кроме того, ими усвоен и некоторый реквизит христианской церковной обрядности (здание церкви, «святая» вода, распятие, лики святых), который используется в связи со специфически цыганскими ритуалами.

Также Лекса Мануш отмечал, что у предков цыган, представлявших собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся в кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно до их миграции в начале второй половины I тысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами и культ Шивы. Термин dasa (даса), являвшийся одним из этнонимов неарийских племен, встретившихся арьям по приходе в Индию, позднее приобрел в санскрите значения ’демон’, ’злой дух’, ’дикарь’, ’варвар’ и, наконец, ’раб’. В диалектах балканских и некоторых влашских цыган это слово сохранилось в значении покорённых некогда турками южнославянских народов — сербов, хорватов и болгар. В качестве самоназвания цыгане восприняли санскритское название члена касты певцов и музыкантов doma

domba, давшее позднее в диалектах азиатских цыган dom, у армянских цыган lorn, а у европейских — rom, причем в диалектах балканских цыган оно еще сохраняется с церебральным согласным — rom. Можно предположить, что принятие предками цыган этого термина в качестве самоназвания было связано с их практикой служения Шиве, который известен и как Натараджа (Nataraja), т. е. царь танца.

gipsylilya

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: «индуизм/язычие», «огнепоклоноство/солнцепоклонство» или просто «цыгане ни во что не верят».

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Читать еще:  Коды на фоллаут нев вегас. Fallout New Vegas: коды на патроны и оружие

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви — а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым «новорожденным» на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что «тут христианство и там христианство». Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно — есть. И вот они:

1. Вера в то, что Бог один. К политеизму цыгане относятся с недоверием и удивлением, цыган-политеистов не обнаружено. Неизвестно, было ли такое убеждение у их индийских предков; я склонна думать, что эту установку подцепили во время продвижения по Большому Шёлковому Пути, т.е. достаточно поздно, чуть более тысячи и менее полутора тысяч лет назад.

2. Верования в мертвецов, возвращающихся в мир живых, будь то вампиры, мертвецы, ищущие захоронения, или предпреждающие призраки. Для них даже нет отдельного названия, потому что это — одно из естественных состояний мертвецов. Может в могиле лежать, может к жене ходить, может на полянке плясать, может сниться — к опасности. Мертвец — он и есть мертвец, какие там названия.

3. Особые верования вокруг Бахт — удачи, счастья. Сюда же относятся верования в «чёрную удачу», т.е. неудачу по сути, «цыганскую удачу», которая по кривой дорожке возит, и сглаз как отъём удачи. Эта система верований развитая и сложная, она занимает очень много места в мировоззрении и жизни цыган. При этом Бахт — не нечто персонифицированное, одушевлённое. Это свойство, качество. Я уже писала немного о поверьях на эту тему.

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много — от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и — немного — монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему — конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется, grey_koala 🙂 Так что вы теперь знаете, какую тайну своей жизни Лилянке придётся разгадывать в «Принцах и бастардах».

Понравился рассказ? Позолотите ручку, красивые 😉

Какая вера у цыган: 1000 мигрантов, которым Бог подарил весь мир

Цыгане многим внушают суеверный ужас. Они ведут странную жизнь, куда закрыт доступ представителю другой культуры. Кажется, нет другой этнической группы, которая бы обросла таким количеством мифов.

Все вспомнят истории о цыганских предсказаниях или даже художественные произведения об их проклятьях — например, «Худеющий» Стивена Кинга. Кажется, что и ответ на вопрос, какая вера у цыган, должен быть каким-то неожиданным. Но нет, ореол мистики здесь спадает.

Цыгане относятся к внеисторическим народам и намного ближе к магии, чем к религии

Не только культура цыган существует герметично. Нам известны и другие подобные народы, которые держатся обособленно от внешнего мира. Примеров тому немало среди американских индейцев, ряда племён индусов, некоторых восточных народов, живущих в России.

Читать еще:  Развивающая игра знайка. Интеллектуальная игра «Знайка

И хотя палитра этих национальностей очень разнообразна, для их определения есть специальный термин — внеисторические народы (то есть те, которые не ведут историю — письменность). Это ряд признаков, которым обладают многие этнические группы людей, не смотря на их широкое распространение в самых разных регионах нашей планеты.

Цыгане в традиционных нарядах

Вот их признаки:

  • Вера в духов. Язычники Якутии, шаманы Мексики, коренное население Австралии, африканские дикари — все они верят в то, что наш мир наполняют сверхъестественные существа. Православие, конечно, тоже не отрицает эту идею, но не превращает её в центральную. Но для внеистрических народов именно общение с духами — важнейшая часть религиозной деятельности человека.
  • Представление, что Бог есть, но где-то далеко. Внеисторические люди, например, цыгане, исповедуют верования, согласно которым, Единственный Высший Бог, может, и есть, но Он ни за что на этой планете не отвечает. Это Бог, который космически далёк. Он ушёл, либо умер, либо чем-то занят. В любом случае человек остаётся один в этом мире и должен как-то действовать. А ведь для цыган очень характерна эта идея изгнанничества: вспомним, их постоянные скитания в дорогах, будто больше нет человеку приюта в этом мире.
  • Магические практики. Навскидку мало кто скажет, какая религия у цыган, а вот при их гипноз и проклятия знает каждый. Это не случайно. Религия — это взаимодействие человека с Богом, попытка подчиняться Его законам. Если же Бог ушёл, то человеку остаётся уже самому подчинять этот мир оккультными силами. Эта деятельность и называется магией. В научном мире широко применяется термин шаманизм, хотя практикующие магию цыгане являются, скорее, народом ведьм и гадалок, нежели стереотипными шаманами.
  • Отказ от письменности. Пока почти все народы мира уделяют уйму времени записям своей истории, внеисторические религии от этого добровольно отказываются. Ведь ни цыгане, ни якуты, ни кто-либо ещё не живёт в полной изоляции. Они живут бок о бок с другими народами, а значит, если бы, например, у цыган возникло желание создать свои алфавит и письменность, это не составило бы для них труда.

Но в то же время цыгане обладают интересной особенностью: они поверх своей традиции способны исповедовать чужую религию. Об этом чуть позже.

Предки цыган произошли из индийских народов

Будет полезно немного обратиться к прошлому цыган. Из-за отсутствия письменности нам мало известно о происхождении предков цыган из первых рук. Но генетические, культурологические и археологические сведения однозначно позволяют определить, что цыгане — это народность, индийского происхождения.

Православные цыгане

Где-то с VI века нашей эры небольшое количество цыган, около 1000 человек, могли мигрировать ближе к Европейским территориям. Лингвисты, которые уделяют большое внимание корням цыганского языка, подтверждают эту временную оценку.

Затем цыгане расселились по всей Европе и даже разделились на несколько внутренних этнических групп. Сегодня им удивительным образом удаётся смешиваться с другими народами, но составлять отдельную, герметичную этническую единицу. Для внешнего наблюдателя цыгане — это некий сказочный народ, чьи загадки неразрешимы.

Важный элемент их жизни — цыганский закон

Представители этого этноса имеют интересные убеждения. Не столь важно, к какой религии относятся цыгане, они обязаны соблюдать цыганский закон (романилэ). Они уделяют большое внимание этому перечню правил, который регулируют многие сферы их жизни как внутри общины, так и за её пределами.

При этом есть внутренние, внешние и общие правила.

Учитывая, что не существует некого централизованного управления цыган, каждая народность цыган может установить свой собственный закон, который будет отличаться от того, что принято у цыган из другой страны или области. Но основные точки соприкосновения всё равно будут.

Закон — это не формальность. Старые цыгане строго следят за его соблюдением. А их влияние в общине очень велико. К тому же есть внутренний цыганский суд, который может изгнать человека из сообщества навсегда или на некоторый срок.

У русских цыган есть следующие особенности закона:

  • При общении с не-цыганами следует придерживаться правил не-цыганского общества;
  • Лучше заключать браки с цыганами, хотя альтернативный вариант не запрещён.
  • Изнасилования;
  • Убийства;
  • Доведение до смерти;
  • Нанесение физических увечий.

Но при этом есть и такие вещи, как обязательная гостеприимность. Казалось бы мелочь, но для цыган это закон.

А вот закон внутри цыганской общины очень сильно регулирует их жизнь: правила общения, одежды, ритуалы, выбор работы и многое другое.

Расхожее представление, что у цыган есть лидер, которого называют бароном. На самом же деле закон запрещает одному цыгану главенствовать над другим. Иерархии нет, но может существовать наиболее уважаемый член общины.

Читать еще:  Приснилась маленькая обезьяна: сонник. Магия чисел

Цыгане верят в возможность оскверниться

Очень необычно для русского православного человека понятие скверны. Цыгане считают, что могут оскверниться. Это не совсем религиозное, скорее магическое представление. Осквернить может плохой поступок или же прикосновение к следующим людям:

  • Бомж;
  • Заразно больной;
  • Преступник;
  • Алкоголик;
  • Цыган, не следующий цыганскому закону;
  • Мертвец (и его вещи).

И если это кое-как понятно за пределами цыганской культуры, то совсем странным выглядит возможность осквернения от нижней половины женского тела. Цыгане убеждены, что ниже пояса женщина разносит скверну.

Это нечистота и грязь. Соответственно, прикасаться к ней нельзя за исключением интимной связи.

Женщин предпочитают держать на первых этажах жилища. Вход наверх им запрещён, чтобы не осквернилось помещение. Всё, к чему прикоснётся женщина нижней частью тела, становится осквернённым. Само собой, её одежда — это тоже носитель скверны. Так что для цыгана страшная участь — получить по лицу женской юбкой.

Если это произойдёт, его признают осквернённым, так что придётся жить в этом статусе, пока скверна не исчезнет.

Скрыть осквернение — тяжкий проступок. Ведь разносчик скверны ставит под угрозу своих друзей и близких, когда не сообщает им, с кем они теперь общаются. К слову, мужчины цыгане тоже разносят скверну в своей нижней половине, но на меньшей области, так что не представляют такой угрозы, как женщины.

Цыгане исповедуют религию той страны, в которой живут

То, какую религию исповедуют цыгане, зависит от места их проживания. На первый взгляд можно сказать, что они неприхотливы в выборе веры, ведь собственные законы и обычаи для них намного важнее.

Не трудно догадаться, что большинство цыган — это христиане и мусульмане, потому что именно в странах с этими религиозными традициями они проживают в своём большинстве.

Но не стоит думать, что религиозная принадлежность — это пустой звук для цыган.

Так в Турецкой империи христиане-цыгане страдали от исламского правительства, а в СССР они оставались верны вере во Христа, не смотря на гонения.

В то же время гонения для цыган — это стандартная ситуация, ибо если не по религиозному, то этническому принципу они довольно много настрадались.

В случаях, когда интересы религии и цыганской традиции противопоставляются, цыгане отдают предпочтения традиции. Например, мусульманские цыгане не обрезают крайнюю плоть.

В России большинство цыган православные

Стоит ли уточнять, какая вера у цыганского народа в России? Конечно, повсеместно встречаются православные цыгане. Ясно, что их обычаи могут не устраивать многих приходских священников. Но искоренить эти традиции не под силу ни одной религиозной системе.

Оставаясь преданными своим обычаям, цыгане с большой отдачей практикуют жизнь правоверных православных христиан: посещают церкви, молятся, держат иконы, соблюдают церковные праздники, участвуют в таинствах. Но что для них важнее — цыганская свадьба или венчание? Конечно, свои традиции, иначе быть не может.

Как и всякие православные, цыгане считают самыми главными христианскими праздниками Рождество и Пасху.

Цыгане имеют собственные легенды, которые основаны на христианской почве

Многие традиции переосмыслены с точки зрения цыган.

Цыганам можно воровать. За цыганами укрепилась репутация воров и мошенников. Казалось бы, сложно быть правоверным православным и нарушать заповедь. Но цыгане в ответ на это рассказывают легенду о том, как Бог сам разрешил им воровать.

Иллюстрация легенды, по которой, цыгане украли гвоздь Христа

Дело в том, что цыгане якобы украли гвоздь, который должны были вбить в тело Христа. Тем самым они облегчили Его участь и заслужили своё исключительное положение. Но есть и другие версии этой легенды. Некоторые из них наоборот выставляют цыган в неприглядном свете.

Бродяжничество — благословение Божье. Бродяжничество цыган тоже имеет обоснование. Якобы Господу очень нравится их нрав и талант. Этот народ столь хорош, что ему не пристало сидеть на одном месте. Бог вручил в дар им весь мир.

Попрошайничество — это благодетель. А как можно помочь ближнему? Скорее всего, приложить усилия, чтобы он в чём-то добился результата. Возможно. Но это не цыганский путь. Нужно быть изобретательнее. Например, влахи отправляются на Радонницу на кладбище. Народу же много. И куча людей, которые нуждаются в том, чтобы совершить доброе дело. Так почему бы им не помочь? Цыгане начинают клянчить деньги. Кто даст — тому и благодать Божья.

С другой стороны, эти цыгане и не пытаются прикинуться нищими, либо заработать на своём деле. Это действительно искренний поступок за символические копейки.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5a72e13f9b403cdfb74502b1/5a74b531168a918fb7f7cf72

http://gipsylilya.livejournal.com/2068866.html

Какая вера у цыган: 1000 мигрантов, которым Бог подарил весь мир

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: