Гонения христиан в римской империи. Гонения христиан

Почему римляне устраивали гонения именно на христиан?

В период своего расцвета, Римская империя объединяла множество различных народов, со своими богами, уникальной религией, языком и культурой. Ко всем этим религиям Рим относился терпимо и только христианство долгое время оставалось вне закона. Почему римляне так ненавидели христиан?

На самом деле, первые христиане внимания к себе не привлекали. Императоры Тиберий, Калигула, Клавдий до 54 года н.э. считали, что христианство является лишь одним из направлений иудаизма. Проблемы начались во второй половине I века, когда до римлян, наконец, дошло, что христианство — это абсолютно новое вероисповедание. Вели они себя подозрительно и вызывающе. Христианство резко отрицало всякое язычество, не признавало власть императоров божественной, они не поклонялись видимым богам и не имели привычных алтарей и храмов.

Для всего языческого мира, такое вероисповедание было чуждым и настраивало против себя резко негативно. Ко всему, первые адепты христианства были исключительно низшие классы — рабы, вольноотпущенники, беднота. Они собирались тайно, чаще всего по ночам, что-то обсуждали, проводили непонятные язычникам ритуалы. По всем параметрам, христиан относили к опасным сектантам.

Первые гонения на христиан устраивали не императоры и власть, а простые граждане Рима. На тайные собрания «сектантов» писались доносы в местную администрацию, христиан избивали на улице, если человека уличали в этой религии от него отрекались даже близкие родственники и родители. Христиан обвиняли в каннибализме, инцесте, воровстве детей и человеческих жертвоприношениях. В конце I века Плиний Младший, правитель провинции Вифиния (Малая Азия), писал императору Траяну тревожные письма, об огромном количестве доносов граждан на христиан. Ситуация выходила из под контроля и чиновник просто не знал что делать, в то время, христианство еще не подвергалось гонению на законодательном уровне.

Одним из ярких примеров служит пожар в Риме при императоре Нероне в 64 году. Сумасшедший правитель решил сжечь часть города, чтобы отстроить его заново. Сжечь вместе с людьми. Однако, когда у Нерона за это спросили, он струсил и обвинил во всем христиан. Поскольку христиане отрицали всякую власть и римских богов, жители этому поверили. В результате, было перебито множество приверженцев этой религии, включая апостолов Петра и Павла. Убийство христианина не рассматривалось, как преступление и, даже поощрялось.

В III веке ситуация в империи изменилась. Дело в том, что христианство проникло в среду состоятельных и знатных людей. Теперь, для борьбы с «сектой» были привлечены императоры и региональные чиновники. Уличенных мирян из сенаторского и всаднического сословия лишали достоинства и подвергали полной конфискации имущества. Если человек отказывался от христианства и возвращался к привычным богам его отпускали, если упорствовал — казнили мечом. Незнатных приверженцев тоже ждала конфискация, но в случае твердого убеждения, казнили уже не мечом, а дикими зверями, распятием, пытками. В некоторых случаях, казнь могли заменить каторгой или рабством на гребных галерах.

Как религию христианство признали лишь в 311 году при императоре Галерии. Никомедийский эдикт разрешал проводить обряды, при условии, что христиане не будут настраивать людей против императора и республики. Миланский эдикт от 313 года окончательно легализовал новую религию, убрав с неё всякие ограничения. Императоры Константин и Лициний, составившие нормативный акт, просили у христиан прощения за все совершенные против них преступления. За уничтоженные памятники, храмы и реликвии подразумевалась денежная компенсация, а все конфискованное имущество возвращалось владельцам или их наследникам. Христианство уравнивалось в правах со всеми другими религиями.

Таким образом, гонения на христиан происходили по той простой причине, что вероисповедание римлянами рассматривалось, как радикальная секта.

Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений

Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.

Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. Предпосылки: наличие единого государства, общий язык общения (древнегреческий), иудейское рассеяние, греческая философия. В то же время кризис античной религии, пора серьезных духовных исканий, увлечение восточными религиозными системами.

В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям»

Духовный уровень Римской христианской общины в I в. был очень высоким. Вся жизнь Церкви протекала от воскресения до воскресения, от Евхаристии до Евхаристии. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин – возбуждало подозрения и создавало благоприятную атмосферу для гонений. Укрывались в катакомбах (?). В конце 90-х св. Климент еп. Римский написал «Послания к Коринфянам». Именно из него мы знаем о мученической кончине апп. Петра и Павла в Риме и о путешествии св. Павла в Испанию. Римская Церковь в это время является крупнейшим центром церковной жизни.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Деспот-император сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло его. Чтобы отвести от себя подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан. А так как о христианах сложилось уже мнение, как о человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан. В Риме правительство хватало множество христиан и обвиняло их, по отзыву Тацита, «не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому роду».

К его времени в общественном мнении укоренилось убеждение, что на своих ночных встречах христиане занимаются кровосмесительством (ин­цестом) и каннибализмом. Мнение это скорее всего было вызвано непра­вильно истолкованными слухами о всеобщей любви, о том, что христиане называют друг друга братьями и сестрами, и о евхаристии. Именно христиане, а не кто другой, были обвинены в поджоге. И здесь христиане уже совершенно четко отличались от иудеев. Иудеев это обвинение не коснулось ни в какой степени.

Многие из христиан претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию. В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Читать еще:  Создание региона в minecraft. Как приватить территорию в minecraft

Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: дозволенные (отечественные и древние) и недозволенные (новые). Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение христиан в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые якобы под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.

Можно выделить несколько этапов гонений. Первый этап: с I до середины III века ненависть простого народа была го­раздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, совершенно не затронув провин­ции, а многие последующие императоры ста­рались не столько развязать репрессии, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гоне­ния в какие-то более узкие рамки. Второй этап: начиная с середины III века (имп. Декий) и до самого конца гонений, т. е. до начала IV века, император­ская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кам­пании.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Второеизвестное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.). Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками.

В царствование Траяна (98-117) была создана юридичес­кая база для гонений на христианство, которая и применялась во все по­следующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго опре­деливший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки императора с Плинием Младшим, – имперским намест­ником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. Об­щий смысл его очевиден: христиан следует казнить – за само имя, т.е. за одну только принадлежность к христианству. Однако он не советовал местным властям проявлять инициативу.

В 177 г. началось страшное гонение на христиан при императоре-философе Марке Аврелии.Он ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение.

Гонения при императоре Септимии Севере (202 г.), которые затем были частично возобновлены при Каракалле.

В 235 г. имп. Максимин (235-238), начал новое гонение, краткое, но жестокое.

До второй половины III в. гонения не были длительными, последовательными и систематическими. С этого времени христианство преследуется императорской властью как враждебная империи секта. В 249-51 гг. прошло самое жестокое за всю тогдашнюю исто­рию христианства гонение Декия.В 250 г. он издал эдикт о предании всех христиан смерти, дабы умилостивить богов и отвратить бедствие от империи (императора убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества).

Во второй половине III в. гнали христиан императоры Валериан (253-260) и отчасти Аврелиан (270-275).

Последнее гонение началось в конце правления Диоклетиана (284-305) и продолжалось до объявления веротерпимости Константином.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ:

37 г. Обращение ап. Павла.

44 г. Гонение при Ироде.

51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.

62 г. Гонение на христиан в Иудее.

64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.

70 г. Разрушение Иерусалима Титом.

96 г. 2-е гонение при Домициане.

106 г. 3-е гонение при Траяне.

166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.

202 г. 5-е гонение при Севере.

235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

257 г. 8-е гонение при Валериане.

261 г. Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане.

303 г. 10-е великое гонение.

313 г. Видение Константином креста на небе.

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гонения на христиан в Римской империи

303 — 313 годы -нет-,

Всю историю Церкви христиан преследовали, происходили т.н. «гонения». Если в какой-то стране гонений не было, то они были где-нибудь еще. Гонения могли носить самый разный характер, могли презирать, возбуждать народ против христиан, принимать законы, делающие христиан гражданами третьего сорта, осложнять богослужебную жизнь, убивать и пытать самих христиан. Сильный характер, с массовыми государственными казнями, гонения принимали при попытках построить материалистические общества в 20ом веке и в самом начале истории Церкви, в Римской империи. И если недавние гонения являются следствием осатанелого атеизма считающего лишь себя верной формой убеждения, а все остальные убеждения вредными для людей, почему преследовались любые формы религии, то со стороны не вполне понятно, почему происходили гонения в Риме, отличающимся высокой веротерпимостью.

Империя — универсум. Церковь тоже

Государство, по мнению античных людей, являлось важнейшей частью жизни человека. Философы Платон и Аристотель разрабатывали концепции идеального государства. Люди связывали свою жизнь и счастье с жизнью и счастьем государства. Что говорить, даже термин «Вселенная» (ойкумена) означал в первую очередь обитаемый мир, причем не просто населенный какими-то людьми, но известными и, в случае Рима, включенными или потенциально должными быть включенными в Империю.

Читать еще:  Читы на вормикс. Вормикс Читы на Рубины

«Империи, начиная с Персии, руководствуются идеей «общего блага» и выполняют функцию всеобщего арбитра. Потому универсальность империй оправдана. Намек ап.Павла на «Удерживающего» еще со времен Златоуста рассматривается, что даже языческая Империя имеет функцию арбитра пред лицом Божиим и удерживает мировое зло. Рим ощущал себя вселенской универсальностью», говорит проф.Махнач В.Л., что похоже на правду, даже богоборческий СССР, судя по всему, в какой-то мере удерживал зло, как и ослабленная Империя нынешней России.

Соответственно все интересы и упования должны были быть связанны с государством. В том числе и религия должна была быть государственно полезной и одобряемой, лояльной по отношению к первичности власти государства над подданными.

Церковь, аналогично, говорила о том, что вера, убеждения людей относится к ней, верить должно так, как учил Христос, и никак иначе. Что все остальные формы вероучения суть заблуждения, а боги иных религий в лучшем случае заблуждения людей, а то и бесы. То есть Церковь, так же как и государство, посягала на власть над людьми, пусть и только в своей области.

«Когда столкнулись универсальности Империи и Церкви происходит естественная конкуренция». Результатом такого конфликта — христианства и государства Римской империи, и было то, что последняя использовала свои силовые и административные ресурсы для защиты различными методами. Но «надо отрешится от мысли, что христиан преследовали некие злодейские императоры, на самом деле гонителями были лучшие из императоров, они выполняли свой долг перед универсальностью Империи, охраняли единственную универсальность не понимая христианства.». Например Марк Ульпий Траян, прозванный наилучшим, о котором есть западное предание, что его отмолил папа Григорий Великий из ада, хоть он и был явным гонителем христиан. И только св.Константин Великий смог эти две универсальности примирить — воцерковив Империю. Впрочем, такое взаимопроникновение имеет как положительные, так и отрицательные стороны для развития христианства, но это уже не тема настоящей работы. Рассмотрим более детально причины гонений.

Недовольство христианами со стороны различных кругов общества.

Христианство пришло в Римскую империю в интересное с точки зрения религиозности время. Образованные круги Империи уже практически не верили в обычную традиционную религию, многие разделяли воззрения какой-либо из философских школ имеющих свои идеи о божестве и человеке в мире. Популярнейшая школа скептиков вообще говорила, что объективной истины нет, таким образом быть уверенным в правильность некого вероучения невозможно. На фоне этого в Империю приходили всевозможные учения завоеванных народов, так, например, греческий культ Зевса сливается с культом римского Юпитера. Но при том, как всегда и везде, простой народ был хранителем привычной веры предков. Ведь даже впоследствии, христианство сначала стало религией городов, а земледельцы — поганусы были еще язычниками. Потому и разные слои народа имели несколько различные причины для нелюбви к христианам.

Для языческого простонародья христиане были какими-то непонятными людьми, которые отказывались правильно совершать культ местных богов, по крови сами были из местного населения, и при этом жили с язычниками в одном городе. А если божество прогневается на христиан, понятно, пострадает весь город или народ. Соответственно, при любой эпидемии, буре, недороде и т.д. народное недовольство могло обрушится и обрушивалось на «не таких», в первую очередь на христиан. Кроме того, невнятные слухи о христианских Литургиях вызывали в язычниках отвращение и ненависть. Так, проф.Болотов пишет: «следует обвинение в так называемых «т и э с т о в с к и х в е ч е р я х» ; выражение это имеет связь с известной легендой о царе Тиэсте, который, желая испытать всеведение Юпитера, предложил ему зарезать собственного сына. Это — народное представление о таинстве евхаристии. Передавали, что христиане питаются какою-то кровью, следовательно, они закалают младенцев. Если же они и говорят о каком-то хлебе, то это значит только, что они посыпают младенцев мукою, чтобы убить их более смелою рукою. Третье—самое гнусное обвинение—в «э д и п о в с к и х с м е щ е н и я х» . В основе термина лежит известная легенда об Эдипе и его позорном браке с матерью. Основой для обвинения христиан в этом преступлении послужили вечери любви.». Учитывая закрытый характер богослужения, поверить в кровавые пиршества непонятных, отвергающих почитаемых божеств сектантов, было несложно, зная привычку к кровавым человеческим жертвам у соседних народов, да бытовавших и у римлян, хоть и в опосредованной форме, например гладиатуры: «Итак, гладиаторы — жертвы мертвецам, то есть самые настоящие покойники. . Если коротко: гладиаторы уже «ТАМ», на «том» свете. Подчеркну: не приговоренные к смерти, а те, что УЖЕ умерли. Отправится же гладиатор «туда» через час или через десять лет, не так важно, он уже «ихний», так сказать, с печатью Смерти на челе. Как писал христианин Тертуллиан: «То, что жертвовали умершим, считали служением мертвым».». Как и поверить в то, что вечеря любви это просто развратная оргия, тем более это было привычной формой некоторых культов. Ну, какая любовь, если нет оргии, если прямо говорить, в простом понимании простеца. Но при том шок вызывало участие в «вечерях любви» не просто каких то блудниц, а достойных семейных женщин, чего нравственность Рима, ценящая семью не воспринимала. Атеисты (не почитают богов Рима), приносят детей в жертву, блудят. Понять неприязнь римлян несложно.

Как мы видим, поводы к ненависти к христианам у языческого простонародья были вполне весомые, пусть и основанные на неверной информации. Что же думали образованные люди? Для них, воспитанных на высотах философской мысли, изучавших Платона с его кристально чистыми идеями о божестве и негативным отношением к материальному миру, христианство казалось шагом назад, чем-то извращающим построения платоников и иных философов. «Образованные люди, или так называемые философы, почитали, по своей ученой гордости, суеверием святую веру в Господа, по неизреченной любви пострадавшего за человеческий род на кресте. А видя, с какою твердостью христиане переносят свои страдания, говорили, что это слепой и вредный фанатизм. Даже такие ученые, как Тацит и Плиний Младший, называли христианство суеверием: первый ?пагубным, второй — ?грубым и безмерным.». И ведь действительно, и сегодня христиан обвиняют в «приземленности» идеала, в нежелании рассуждать об абсолютах и духах в отрыве от реальности. Но эта приземленность и есть один из признаков истинности Христова учения и Его Самого. Только настоящий Бог, а не выдуманный идеальный, мог бы воплотится из любви к людям.

Иногда и христиане своими фанатичными поступками прямо возбуждали ненависть остального населения. Иногда фанатики разрушали статуи в храмах или иные предметы почитания. «Ненависть к язычеству у многих христиан не останавливалась и на этом. Она простиралась до воспрещения учиться музыке, живописи и даже содержать школы, так как каждое из этих занятий могло иметь отношение к языческой религии, так как школьный учитель волей-неволей должен был объяснить имена, генеалогию, похождения языческих богов. Войну, например, они считали за нечто несоответствующее достоинству христианской любви и уклонялись от несения военной службы.». Как могли реагировать образованные римляне выше всего ценящие гражданское мужество, в том числе воина, и свою цивилизацию, построенную на образовании и философии? Только жестоким осуждением христианства.

Читать еще:  Романовы какой век. История и этнология

В итоге мы видим, что христиане казались чуждыми и ненавистными как простонародью, так и образованной элите римского общества по вполне объективным причинам. И спасал христиан от народного самосуда в первую очередь Закон Рима.

Власть государства распространяется на все в жизни граждан, конфликт религий есть конфликт с государством.

Все в Риме стремилось происходить по закону. Рим вообще был крайне правовым государством, не просто так идея о праве современной цивилизацией унаследована от Рима. Но ведь законы могут быть разными. И если от самосуда толпы закон оберегал всех, в том числе и христиан, то были объективные причины, почему тот же закон преследовал христиан. Тут было два направления. Были законы и правительственные указания старых времен, под которые христиане подпадали просто своей особенностью, а были другие составленые специально для организации преследования христиан упорядоченным образом. Впрочем, иной раз гонения были вызваны самодурством тирана-императора, таковы гонения при Нероне.

В Риме дела религии, культа были делом государственным. А закон не судя личные убеждения, весьма строго относился к действиям, в том числе участию в общественном культе. Таким образом, если было положено участвовать в неком государственном культе, все кто не участвуют в нем, законно обвинялись в противодействии государству. А христиане, разумеется, не участвовали. Но, можно задать вопрос, ведь в Риме было множество культов! Почему же страдали христиане? Культов было действительно много, но были ограничения на их существование в самом Риме. Кроме того, культы считалось законным признавать те, что имели древнюю историю и некий народ имеющий такой культ. Таким образом, например, иудаизм при всей неприятности его для римлян вполне признавался, так как был древним и имел народ-носитель. И культ в любом случае должен был бы позволить Сенат Рима соответствующим актом на основании такого рода рассуждений. А христианство было новым, не имело своего народа, а пополнялось за счет миссии. И, понятно, отправление неразрешённого культа есть непослушание властям. Т.е. государственное преступление сродни измене. Таким образом, консервативный Рим признавал христианство не за одну из законных религий, а за вредную НОВУЮ секту иудаизма. Которую полезно истребить.

Такую логику демонстрирует пример: «Как ни мало симпатично было иудейство, напр., Цельсу, но при сравнении с христианством он отдает евреям преимущество. «Иудеи составляют особую народность и, установив свои местные законы, и до сих пор держатся их. Они хранят религию, какую ни есть, но все же свою отечественную, и в этом отношении поступают как все прочие люди; потому что всякий держится своих национальных обычаев. Да так и должно быть: нельзя же каждому рассуждать по своему, как ему на ум пришло, а нужно соблюдать законы, установленные для целого общества. Все страны в свете издавна подчинены своим правителям и должны руководствоваться их установлениями; разрушать местные исконные учреждения было бы беззаконием» (Orig. с. Cels, У, 25)). В христианстве Цельс видит партию, отделившуюся от своего национального корня (иудейства) и унаследовавшую от него наклонность к раздорам. Если бы, думает Цельс, все люди захотели сделаться христианами, то сами христиане не захотели бы этого. При таких взглядах римское государство могло лишь поддерживать иудеев в борьбе их против христиан, видя в последних ренегатов иудейства.».

Кроме того, в процессе развития Римской Империи возник культ гения (духа хранителя, если так можно назвать) Императора. Полагалось и ему отдавать определённые ритуальные знаки внимания. И было это делом государственной верности, сродни с современным отношением к флагу и иной символике. Необходимо было в определенных случаях воскурить изображению императора ладан, а если этого не сделать выходит непоклонение императору — оскорбление государства. А за такое полагается казнь. Все опять же логично. И необходимы были не молитвы за императора, которые готовы были возносить христиане, нет, нужно было формальное поклонение императору как божеству. Пусть в божественность и мало кто верил всерьез. Но если не соблюдена форма обряда, преступник будет наказан именно за несоблюдение формы, а не за то, что он думал при этом.

Ко всему этому можно добавить экономические вопросы, так в местах, где было много христиан, терпели убытки изготовители идолов, кумирен, заготовители жертвенных животных. А все это серьезная часть экономики, и власти защищая ее, обрушивались на христиан.

Почему же тогда, раз христианство было явно противоправной относительно права Рима религией, гонения не были столь страшны, что бы уничтожить всех христиан в Империи? Дело в том, что все-таки вопрос христиан не считался, как правило, важным. И происходило очень нам знакомое — закон есть, а вот соблюдать его или нет вопрос ситуации и воли властей. И, из соображений гуманизма, лучше не особо соблюдать. Кроме того обвинение должно было быть личным от человека на человека. Т.е. должен был найтись некто обвинивший христианина и доказавший в суде вину. Тогда правосудие работало.

Специальные указы императоров направленные уже специально против христиан не стремились к поголовному уничтожению людей. Были указы против новообращенных, а воспитанным в христианстве с детства позволялось жить дальше. Были против руководителей, страдали епископы и священники, но не миряне. Были против книг, страдали опять начальствующие в общинах и книгочеи. Так, был момент, когда вполне можно было собираться для богослужений: «Так, некоторые думают, что Галлиэн объявил христианскую религию дозволенною: ничуть не бывало. При Галлиэне пользовались полною безопасностью «loci religiosi», места, куда собирались для молитвенных собраний, и на христианские собрания смотрели, как на законные. Не нужно было издавать никаких законов касательно христианских собраний. «. А император Траян веля казнить христиан только за то, что те христиане (за одно имя), приказал их ни в коем случае не разыскивать. Т.е. обвинение должно было быть от частного лица и только тогда власти реагировали. И могли взять обвиненного христианина прямо из общины, но не тронуть более никого — ведь на тех никто обвинения не сделал.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5ad340010422b4c791a5a161/5c31dda7b5233900aa44d208

http://studopedia.ru/1_27095_goneniya-na-hristian-kak-gosudarstvennaya-politika-rimskih-imperatorov-periodizatsiya-goneniy.html

http://chrontime.com/sobytiya-goneniya-na-hristian-v-rimskoiy-imperii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector