Главные герои из сказки три богатыря. Кем были три богатыря на самом деле

Главные герои из сказки три богатыря. Кем были три богатыря на самом деле

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Кем были три богатыря?

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия – тогда это была одна страна. Даже – ей-богу не вру! – Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить – ух, и славно же мы заживем!

Читать еще:  К чему снится спуститься в подвал. Толкование сна Подвал

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

– Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

– Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

– Все! – Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

– Нету там русских! – Сказал я с серьезным видом.

– Это как же так, нету? – Все внимание было теперь обращено на меня.

– А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

– Илья Муромец! – Вспомнил кто-то.

– Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

– А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

– В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи – не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец – еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

– Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья – брюнет, Добрыня – блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно – рыжий-бесстыжий.

– Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня – имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги [1]. Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

– Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

– Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились [2]. Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

– Ну ты и 3.14здобол! [3]

– А то! – Сказал ему я с улыбкой: знай, мол, наших. И добавил:

– Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины – это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м – 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец – не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, – именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот – почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря – город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом – город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец – покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Читать еще:  Все кислоты формулы и названия. Формулы и названия основных кислот

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин – довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей – Илья Муромец .

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он – богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена – Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это – закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» – по-гречески «защитник» [4]

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью «Кого называют варягами?» от 22.01.2015!

2. Да и в современной Европе они тем же прославились. Обманули все честное европейское сообщество!

3. Кто не знает, чему равно замечательное число «пи», прочтите статью от 02.10.2014.

4. И, как положено в конце, мораль. Ребята, проверяйте все услышанное сами. Сейчас это не сложно – Википедия и весь Интернет всегда к Вашим услугам. И не верьте никому на слово, даже авторитетам. Особенно, авторитетам с гуманитарным образованием.

И даже своим собственным выводам не слишком доверяйте. История – наука лукавая, особенно в России, особенно в советский период ее существования. Благодаря этому лукавству до сих пор многие не могут разобраться с прошлым своей страны. А такими людьми любой краснобай может крутить, как захочет.

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Кем были три богатыря?

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия – тогда это была одна страна. Даже – ей-богу не вру! – Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить – ух, и славно же мы заживем!

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

– Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

– Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

– Все! – Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

– Нету там русских! – Сказал я с серьезным видом.

– Это как же так, нету? – Все внимание было теперь обращено на меня.

– А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

– Илья Муромец! – Вспомнил кто-то.

– Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

– А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

– В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи – не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец – еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

– Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья – брюнет, Добрыня – блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно – рыжий-бесстыжий.

– Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня – имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги [1]. Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

– Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

Читать еще:  Как делать то тебе нравится. Делай то, что нравится

– Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились [2]. Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

– Ну ты и 3.14здобол! [3]

– А то! – Сказал ему я с улыбкой: знай, мол, наших. И добавил:

– Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины – это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м – 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец – не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, – именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот – почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря – город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом – город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец – покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин – довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей – Илья Муромец .

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он – богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена – Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это – закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» – по-гречески «защитник» [4]

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью «Кого называют варягами?» от 22.01.2015!

2. Да и в современной Европе они тем же прославились. Обманули все честное европейское сообщество!

3. Кто не знает, чему равно замечательное число «пи», прочтите статью от 02.10.2014.

4. И, как положено в конце, мораль. Ребята, проверяйте все услышанное сами. Сейчас это не сложно – Википедия и весь Интернет всегда к Вашим услугам. И не верьте никому на слово, даже авторитетам. Особенно, авторитетам с гуманитарным образованием.

И даже своим собственным выводам не слишком доверяйте. История – наука лукавая, особенно в России, особенно в советский период ее существования. Благодаря этому лукавству до сих пор многие не могут разобраться с прошлым своей страны. А такими людьми любой краснобай может крутить, как захочет.

Источники:

Кем были три богатыря на самом деле

http://eponim2008.livejournal.com/265583.html

http://eponim2008.livejournal.com/265583.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector