Дерево вежливых слов своими руками. Конспект дерево вежливых слов

Занятие «Дерево вежливых слов»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Конспект непосредственной образовательной деятельности,

в интеграции с образовательными областями «Познание»,

«Коммуникация» по разделу

«Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

развивающая ситуация «Дерево вежливых слов»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности,

в интеграции с образовательными областями «Познание»,

«Коммуникация» по разделу

«Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

развивающая ситуация «Дерево вежливых слов»

МБДОУ № 4 «Снегурочка» г. Салехард

Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР:

Кизыма Галина Васильевна

Дерево вежливых слов

1. Закрепление гласных звуков, порядкового счета в пределах 10.

2. Закрепить знания детей грамматических форм связной речи, знания детей диких животных и их детенышей.

3. Закрепление знаний детей «вежливых» слов, умение их правильно употреблять в речи.

4. Учить детей выразительно читать стихотворения.

МАТЕРИАЛЫ: буквы, цифры, картинки с изображением диких животных, письмо,

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Старичка-Лесовичка.

Он просит помочь лесным жителям, они не могут попасть в лесную школу, потому что злой волшебник заколдовал все вокруг, и только тогда всё оживет, кто на всё сможет найти ответ. Но, чтобы помочь лесным жителям попасть в школу, нам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

Воспитатель : Ну, вот первое наше препятствие – речка.

Речка, речка глубока, не видать нигде моста,

Чтобы дальше зашагать, надо буквы гласные назвать: А, О, У, Ы, И, Э.

(Вход в лес завален камнями, изображение камней с числами от 1 до 10).

Воспитатель : Чтобы войти в лес, камни надо разобрать.

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5.

Возьмите камень, стоящий перед числом 4.

Возьмите камень с числом стоящим между 7 и т.д.

Воспитатель : Вошли в лес, идем тихо, чтобы не услышал злой волшебник. Как в лесу тихо, как будто все умерли.

Воспитатель : Ребята, а здесь записка, прочитаем?

Ответьте на один опрос – Где живет медведь?

Ответ детей: В берлоге.

Воспитатель : Как зовут детенышей медведицы?

Ответ детей: Медвежата.

Воспитатель : Ответ верный, вот и наши мишки вышли из берлоги.

Воспитатель : Где живет лиса?

Ответ детей: В норе.

Воспитатель: Как зовут детенышей лисы?

Ответ детей: Лисята.

Ответ верный, вот и наша лиса с лисятами

Воспитатель: Где живет заяц?

Ответ детей: Под кустом.

Воспитатель: Где живет белка?

Ответ детей: В дупле.

Воспитатель : Как зовут детенышей белки?

Ответ детей : Бельчата.

Ответ верный, вот и наша белка с бельчатами.

Но, чтобы отправится в лесную школу, мы должны решить следующие задачи:

1) Наступила зима, заяц построил себе домик из снега. Посадил возле домика цветы. Сколько цветов посадил заяц возле домика?

Ответ детей: Зимой цветов не сажают.

Воспитатель : А вот нас встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ребята, какие вы молодцы много, преград преодолели.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, Старичок-Лесовичок?

Старичок-Лесовичок: Да, злая Фея заколдовала мой лес, и мое самое любимое дерево «вежливых слов». Мой лес оживет и зазеленеет, когда добрые люди к нему придут, и много хороших, добрых слов скажут.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Старичку-Лесовичку оживить лес, и его любимое дерево «вежливых слов».

Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Воспитатель: А знаете ли вы, когда их надо говорить и всегда ли вы это делаете?

Воспитатель: Сейчас мы пройдем урок вежливости.

– Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Выходят троя детей и читают стихи, пропуская нужное слово, а остальные дети хором его вставляют.

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»,

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Правила хорошего поведения все говорят хором.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово – Привет!

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу: «Привет!

Не виделись столько лет.

Передавай жене привет.

А теперь прощай. Привет!

И Крота уж нет, как нет».

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово – «Пожалуйста». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Правило для воспитанных детей все говорят хором .

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

Воспитатель: «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Читать еще:  Сонник забыть лифчик. Осторожность не помешает

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котенка , погладьте щенка

И мотылька не сгоняйте с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

Правило повторяем хором.

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры!»

Воспитатель: «Добро пожаловать!» вас с этими словами встретят с добром.

Медведь медведя в гости звал-

В берлогу дверь открыл, сказал: – «добро пожаловать!»

Воспитатель: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Все хором повторяем правило.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Воспитатель: «Извините, простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятность.

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»,

Паук рассердился: «Ну, извините!»

Испортили сети – муху несите!»

Если вы кого-то обидели случайно

Иль наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините».

Воспитатель: «До свидания!» Этим, словом дети прощаются со Старичком-Лесовичком с другом. Еще можно попрощаться: До скорого свидания! До встречи! Пожелать доброго пути!

Дерево «Вежливых слов» зазеленело, лес ожил.

Итог: Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Доброта и вежливость»

Цели:

— Воспитание в детях этические нормы поведения в обществе, общении друг с другом.

— Формирование устойчивых моральных представлений и способности к нравственной саморегуляции.

— Помочь детям разобраться в самих себе, и научиться лучше понимать других людей.

Задачи:

— Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

— Углублять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность;

— Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность, искренне высказывать свое мнение);

— Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;

— Побуждать детей к активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, поддерживать);

— Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова;

— Развивать монологическую речь, побуждать детей придумывать последующие события, подбирать подходящие по смыслу окончания фраз;

— Продолжать учить детей употреблять в речи прилагательные, обозначающие положительные качества человека;

— Формировать представление о правиле «Будь приветлив, всегда старайся сделать другому приятное. Умей поделиться с друзьями».

Предварительная работа:

— Проведение занятия «О дружбе и друзьях».

— Разучивание пословиц о дружбе;

— Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья».

— Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства».

— Коллективная работа «Наши ладошки. Осеннее дерево».

Материалы к занятию:

Деревянная шкатулка, в ней спрятаны разноцветные картонные сердечки.

Иллюстрации к стихотворениям.

Сюжетные картины из серии «Что такое хорошо, что такое плохо», Г.П.Лаврентьевой.

Тема: Формирование представлений о правиле «Будь приветлив, всегда старайся сделать другому приятное, поделись лакомствами, гостинцами».

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. А как мы еще можем поздороваться? (Доброе утро.)

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. И желать его другим. Улыбнемся друг другу, улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями. Пожелаем всем доброго утра и радостного настроения.

Сегодня мы поговорим о доброте. Это удивительное, волшебное слово. Попробуем повторить тихонько — «доброта». Внимательно вслушайтесь в это слово… В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко — «доброта». Добро тебе, добро от тебя, как это верно.

Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Шкатулка.) Это добрая фея передала нам шкатулку с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать? (Ответы детей). Нам всем интересно, какие дары лежат в шкатулке, но об этом мы узнаем позже. Добрая фея предупредила, что волшебная шкатулка сможет открыться только в конце занятия, когда мы больше узнаем о доброте и добрых поступках. Ведь доброта, ребята, вещь удивительная. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и обид. Доброта — это стремление делать добро другим.

— А как вы думаете, что такое доброта? (Все положительное, хорошее, полезное и т.д.)

— Какого человека мы можем назвать добрым? (Внимательный, заботливый, отзывчивый, ласковый, щедрый.)

— А если человек недобрый, он какой? Как о нем можно сказать?(Злой, жадный, грубый, равнодушный.)

— А что надо делать человеку, чтобы стать добрым? (Помогать ближним, говорить добрые слова, иметь доброе сердце.)

— А сейчас подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать добрый? (Человек, поступок,день, вечер, путь, взгляд, улыбка, сердце.)

Ребята, а как вы думаете доброту можно потрогать? Есть ли у нее запах, вкус? (Нет.) Но доброту можно увидеть в поступках людей, услышать в музыке или в добрых словах.

Вот мы с вами часто обращаемся друг к другу по имени. Как ласково звучит ваше имя? Поиграем сейчас с вами в игру «Ласковое имя». Встаньте, пожалуйста, в круг. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Мы по кругу ходили, ласковыми были,

Как в середину вставали, ласково себя называли.

Дети называют свои имена и прохлопывают ладошками: Cо-ня-Со-неч-ка, Да-ня-Да-неч-ка и т.д.

Молодцы ребятки! Мне было очень приятно услышать ваши ласковые имена. А вам нравится, когда ваше имя произносится ласково, по доброму?(Да.) Мы видим, что доброта это важное человеческое качество. Я уверена, что вы тоже учитесь быть добрыми,вежливыми людьми и знаете добрые слова.И, конечно, помните, что вежливые слова надо произносить ласково, улыбаясь, глядя в глаза человеку, которому их говорите.

Читать еще:  Крестный ход сколько ходят вокруг церкви. Когда будет крестный ход на пасху

— Попросите меня, пожалуйста, вежливо, чтобы я поиграла с вами. (Дети просят.) Ребятки, я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слово». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте! (Игра.)

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого – спасибо!

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …добрый день!

Когда вас ругают за шалости,

Вы говорите .. простите пожалуйста!

Ребята, ну вы молодцы! Cадитесь, пожалуйста!

(Прием неожиданности. Звонок телефона.)

— У меня зазвонил телефон…

Кто говорит? Слон?

Ребята,вы, конечно, очень хорошо знаете стихотворение К.Чуковского «Телефон». Помните, кто звонил герою стихотворения? (Слон,крокодил, зайчата,медведь, тюлень, олень.) У всех были разные просьбы.

Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

— А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки.

— А потом позвонила свинья

Пришлите мне соловья!

Подумайте, чья просьба вежливее.Почему?

Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете? А если к вам обратились грубо, что с вами происходит? (Обижаемся, грустим.)

Встаньте, пожалуйста, поиграем еще раз. Подарим друг другу добрые слова. Игра называется «Клубок добрых слов».Вы будете передавать друг другу мяч и говорить доброе слово.(Дети передают друг другу мяч и называют добрые слова-спасибо, пожалуйста, будьте добры,здравствуйте, доброго пути, извините, добрый день, доброй ночи,доброе утро…)

А теперь продолжим так. Кому я кину мяч, ответит мне на вопрос:

— Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?

— Как обратиться к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку?

— Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?

— Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?

— Вы провожаете друга в поездку. Что ему можно сказать?

— К вам пришли гости….

— Вас поздравили с днем рождения…

Молодцы, ребятки! Никогда не забывайте добрые и вежливые слова.

А сейчас садитесь, пожалуйста, и послушайте стихотворение А.Барто «Во дворе».

«Попал я в дедушку мячом

И закричал: «Я ни при чем!»

Но, досчитав до 30,

Сказал: «Ну, дедушка, прости!»

(Воспитатель показывает иллюстрацию.)

— Что произошло с мальчиком? Почему, попав в дедушку мячом, он сказал «Я ни при чем»? Что было дальше? Какие добрые слова еще можно было сказать старому человеку? (Извините, я не хотел.)

Очень хорошо. А сейчас послушайте стихотворение про ослика и скажите, можно ли его назвать вежливым? (Воспитатель читает стихотворение И.Пивоварова «Вежливый ослик».

— Как будет себя вести по-настоящему вежливый, воспитанный человек? Можно ли ослика назвать вежливым? Добрым?

Ребята, запомните, что добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Вспомните и скажите, какие вы совершали добрые поступки? (Дети отвечают).А помогать маме это хороший поступок? Ну тогда вставайте, сейчас мы покажем, как помогаем маме стирать белье.

Мы белье стираем сами

И полощем тоже сами,

Помогаем дружно маме.

1,2,3,4 (имитация встряхивания белья)

Хорошо мы потрудились.

Молодцы! А сейчас послушайте отрывок из знакомого вам стихотворения. (Воспитатель показывает иллюстрацию.)

— Был вежлив этот мальчик, и право, очень мил,

Отняв у младших мячик, он их благодарил,

Как на ваш взгляд, поступает этот мальчик?Что бы вы ему сказали? Какое чувство у вас вызывает этот поступок? Можно ли обижать кого-либо, особенно младших? Скажите, в нашей группе бывают такие поступки?

(Далее воспитатель поочередно показывает детям ситуативные картины из серии «».) А сейчас рассмотрите картину и скажите, что вы на ней видите.

1. (Папа дает мальчику коробку конфет и игрушку.Рядом мама.)

Рассказ воспитателя: У Вовы день рождения. Мама с папой купили ему в подарок игрушечного медведя и конфеты, чтобы он угостил детей в детском саду.

— Как поступит Вова с конфетами?

— Что бы сделали вы на его месте?

2. (Мальчик в раздевалке тайком кушает конфеты.)

— Почему Вова прячется?

— Что о нем подумают дети, когда увидят?

— Как вы думаете, захотят ли дети после этого дружить с Вовой?

3. (Мальчик угощает детей конфетами.)

— Правильно ли поступает Вова?

— Кто из вас так поступает?

— Какое настроение у Вовы?

— Почему он радуется?

Вот какие поступки мы с вами рассмотрели. Ребята, когда мы делаем добро, у нас на душе тепло, светло и радостно.

Ну а сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру. Я буду читать текст,и если он учит вас вежливости и добру, вы все хором отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья», а если загадки вам не по душе, то промолчите. Готовы?

— Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?

— У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

— Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?

— Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

— Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Читать еще:  Скачать мой говорящий том тамагочи на андроид. Мой говорящий том для андроид

Молодцы! Я рада что вы не ошиблись.Вы добрые дети!

Ребята, о чем мы сегодня говорили на нашем занятии? (О добре, вежливости, добрых поступках.)

А сейчас посмотрим в нашу шкатулку? Что там? (Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям.) Добрая фея принесла нам разноцветные сердечки. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей.)

А вот и ответ. Дети иногда ссорятся, обижают друг друга, а потом сами страдают от этого.Давайте забудем все обиды, и будем совершать только добрые поступки, относиться к своим товарищам с добром, любовью, уважением. И чтобы вы, ребята, cмогли зажечь искорки добра в сердцах людей, своих друзей, нарисуем на сердечке любую добрую картинку (cолнышко,цветочек, улыбку и т.д), и подарим любому другу в группе. И конечно же, нашим гостям! А может еще кому то, кому вам бы хотелось подарить добро и радость.

Воспитатель включает музыку, дети разбирают сердечки, и садятся рисовать. После чего дарят их друг другу, гостям, или решают забрать для родителей. Воспитатель ведет непринужденную беседу о том, кому дети решили подарить сердечки.

Конспект урока на тему «О вежливых словах и их применении»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово

учитель начальных классов

Тема: «О вежливых словах и их применении».

Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

аудиозапись песни «Чебурашка»;

таблички с вежливыми словами на доске;

разрезанные буквы, из которых можно составить несколько «волшебных» слов;

рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Занятие начинается со звучания песни «Чебурашка». По окончании учитель задает вопросы:

Учитель. Ребята, продолжите слова – «Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка…(«При встрече сразу лапу подает…».)

Что мы можем сказать об этой собаке? (Она вежливая, добрая.)

А что значит «вежливость»? (Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.)

Так вот, с сегодняшнего дня, представьте, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Вежливости и культуры поведения. Вы побываете в разных городах, на различных станциях и узнаете много нового и интересного. Кто еще недостаточно вежлив и культурен, наверстывает упущенное. Но это в будущем… А сейчас мы прибываем на первую остановку в город вежливости Спасибоград.

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Обратите внимание на название города, на слова, которые помещены на доске, и скажите, о чем мы будем говорить? (О вежливых словах.)

Для начала загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день).

И во Франции и в Дании

На прощенье говорят… (до свидания).

Теперь поиграем в игру «Пожалуйста».

Учитель показывает различные движения (например, руки вверх, в стороны, за спину, за голову и другие). Дети должны выполнить эти движения лишь в том случае, когда учитель скажет слово «пожалуйста». Кто ошибся, выходит из игры. Оставшийся ребенок – победитель.

Учитель. В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку ввергнуть хорошее настроение.

А что значит слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете,

«Здравствуйте!» — это же «будьте здоровы»,

Это же «дольше живите на свете!»

Сейчас я прочитаю стихотворение об одной девочке. Она знала вежливые слова, но одно забыла. Подскажите ей.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Если вас благодарят. (Спасибо.)

Следующая игра так и называется – «Вежливые слова».

Каждый по очереди называет вежливые слова. Кто скажет последним, тот и выиграл.

Теперь мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». Я вам его прочитаю, и мы обсудим, как он связан с нашей темой.

Как вел себя Павлик в сквере?

На что он жаловался старику?

Какое «волшебное» слово назвал старик Павлику?

Как его нужно было говорить?

Почему изменилось отношение к Павлику сестры, брата, бабушки?

Был ли старик волшебником?

Далее будем составлять «волшебные» слова из разрезанных букв.

Каждому ребенку даются разрезанные буквы. Надо составить вежливые

слова, тем кто затрудняется – помочь.

А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Послушайте, что у него получилось…

Обещал отцу Петрусь:

«Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить».

Вот мальчишка со стараньем

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож у порожка.

На посту он ночь не спал,

А Петрусь как заорет:

«С добрым утром, дед Федот».

Дед ругнул его спросонок:

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дернет за косынку:

«Ты куда, Иринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!»

Та отпрянула в сторонку.

«Как невежлива девченка!»

Нес вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг,

Чуть не сел ему на плечи:

«Извините, добрый вечер!»

— Ты, — вожатый закричал, —

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен,

Разве был невежлив он?

Ответьте, что вы думаете О петрусе?

На этом наше занятие заканчивается, подведем итог.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/10/08/zanyatie-derevo-vezhlivyh-slov

http://dohcolonoc.ru/conspect/7516-konspekt-nod-dobrota-i-vezhlivost.html

http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-na-temu-o-vezhlivih-slovah-i-ih-primenenii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector