Библейское учение о всемирном потопе. Всемирный потоп

Библейское учение о всемирном потопе. Всемирный потоп

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Библейское ученіе о всемірномъ потопѣ.

Библейское ученіе о всемірномъ потопѣ (Быт. гл. VI и VII ), которымъ, по Библіи, оканчивается первобытная («допотопная») исторія человѣческаго рода, послѣ котораго начинается новый періодъ, новая эра человѣчества, — наиболѣе оспаривается раціоналистической научной критикой. Оспаривается главнымъ образомъ объемъ потопа, т. е. его всемірность. Кромѣ того, оспариваются и частности, напр. существованіе Ноева ковчега, возможность помѣщенія въ немъ всѣхъ животныхъ и др. Однако, всѣ ученые геологи признаютъ несомнѣнность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной съ наводненіемъ или обледененіемъ. Сомнѣнія возникаютъ лишь во всемірности этой катастрофы и въ ея длительности. Геологія противопоставляетъ потопу — гипотезу т. н. «ледниковаго періода», считая этотъ геологическій феноменъ болѣе древнимъ, болѣе продолжительнымъ и болѣе всеобъемлющимъ.

Христіанская апологетика по вопросу о потопѣ, прежде всего стремится выяснить — какое значеніе для христіанскаго міровозрѣнія имѣетъ библейское повѣствованіе о всемірномъ потопѣ, а затѣмъ уже ищетъ научныхъ данныхъ, подтверждающихъ его истинность.

Вопросъ о потопѣ — не частность, а одно изъ чрезвычайно важныхъ положеній міровоззрѣнія христіанина. Всемірный потопъ — міровое событіе, связанное съ исторіей Ноя и его сыновей, отъ которыхъ библейская исторія производитъ всѣ существующіе до нынѣ племена и народы.

Кромѣ историческаго значенія, всемірный потопъ имѣетъ еще догматическое и нравственное значеніе. Съ всемірнымъ потопомъ связано догматическое ученіе о единствѣ и непрерывности человѣческаго рода отъ Адама черезъ Ноя до нашего времени. Причина же потопа имѣетъ глубоко нравственное значеніе: потопъ былъ посланъ человѣчеству какъ наказаніе за грѣхи, за всеобщее моральное разложеніе.

Истинность всемірнаго потопа засвидѣтельствована словами Самого Спасителя, что для христіанина имѣетъ рѣшающее значеніе. Ибо христіанское сознаніе можетъ легче предположить, что весь міръ ошибается, чѣмъ кощунственно подумать о томъ, что ошибся Богочеловѣкъ (см. Матѳ. XXIV, 37).

Въ апостольскихъ посланіяхъ также часто говорится о всемірномъ потопѣ, какъ о дѣйствительно бывшемъ событіи (см. II-е посл. Петра II, 5; Ап. Павла — Евр. XI, 7). Спаситель и Апостолы Его, по самому характеру своей проповѣди Истины — не могли приводить «легендарныхъ» и «ложныхъ» сказаній о потопѣ въ доказательство Правосудія Божія.

У разныхъ народовъ имѣется свыше 70 разныхъ сказаній, напоминающихъ описаніе потопа въ 6-й главѣ книги Бытія (наиболѣе близкимъ къ Библіи является сказаніе Вавилонское). Всеобщность преданія о потопѣ говоритъ о томъ, что въ основу его легло какое-то дѣйствительное міровое событіе, запечатлѣвшееся въ памяти народовъ и сохранившееся въ теченіи многихъ вѣковъ.

По вопросу о томъ, былъ ли библейскій потопъ всемірнымъ въ томъ смыслѣ, что онъ покрылъ всю поверхность земного шара, (т. е. былъ геологическимъ явленіемъ), или въ томъ смыслѣ, что въ его волнахъ погибло все допотопное человѣчество (т. е. что онъ былъ явленіемъ антропологическимъ), имѣются въ западномъ богословіи различныя мнѣнія. Пытаясь примирить библейское сказаніе съ геологическими научными гипотезами, нѣкоторые западные богословы допускаютъ, что потопъ могъ быть не повсемѣстнымъ на всемъ земномъ шарѣ, а захватить собою только тѣ мѣстности и страны, которыя были обитаемы людьми.

Православное богословіе съ этимъ согласиться не можетъ, во-первыхъ потому, что это противорѣчитъ и смыслу и буквѣ библейскаго повѣствованія, въ которомъ ясно сказано, что потопомъ покрылись всѣ самыя высокія горы по всей землѣ, а во-вторыхъ и потому, что и съ научной точки зрѣнія трудностей при объясненіи мѣстнаго потопа гораздо больше, чѣмъ для объясненія потопа всемірнаго.

Научныя геологическія гипотезы о потопѣ нѣсколько разъ мѣнялись. Пока въ допотопныхъ слояхъ земли не находили никакихъ остатковъ людей, — появлялись геологи, рѣшительно утверждавшіе, что потопъ имѣлъ мѣсто на землѣ до появленія человѣка. Въ настоящее время (послѣ открытія слѣдовъ человѣка въ допотопныхъ слояхъ земли) фактъ существованія человѣка до потопа — неоспоримъ. Съ этимъ фактомъ рушились многія «противорѣчившія» Библіи, старыя геологическія гипотезы. Но новыя и новѣйшія геологическія гипотезы о потопѣ — представили новыя «противорѣчія», которыя однако, не раздѣляются всѣми учеными геологами. Главные пункты разногласія геологическихъ гипотезъ съ библейскимъ сказаніемъ могутъ быть сведены къ слѣдующимъ положеніямъ.

Во-первыхъ, геологія смотритъ на потопъ какъ на естественное космологическое явленіе, а не какъ на спеціальное явленіе наказанія Божія людямъ. Противорѣчивость различныхъ геологическихъ гипотезъ и, въ концѣ концовъ, безсиліе науки чисто только «научно» объяснить явленіе потопа, — только подтверждаютъ въ сознаніи христіанина — несомнѣнную чудесность этого событія!

Далѣе, геологія смотритъ на потопъ не какъ на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библіи только 40 дней, а какъ на громадную по времени продолженія, цѣлую геологическую эпоху. Потопу, по геологическимъ гипотезамъ, предшествовало постепенное, крайне медленное пониженіе температуры на землѣ, дошедшее, наконецъ, до ледяного состоянія, при чемъ массы воды на земной поверхности превратились въ ледники, покрывшіе обширныя пространства земли. По Библіи — потопъ внезапно наступилъ и сравнительно скоро прошелъ, тогда какъ «ледниковый періодъ», по геологіи, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (въ теченіи многихъ тысячелѣтій).

Читать еще:  Скумбрия толкование сонника. Большая копчёная рыба

По Библіи — потопъ былъ всемірнымъ и въ геологическомъ и въ антропологическомъ смыслѣ, т. е. весь земной шаръ былъ залитъ водой выше самыхъ высокихъ горъ, и все допотопное человѣчество, за исключеніемъ семьи Ноя — погибло. Мнѣнія же геологовъ по этому вопросу расходятся, при чемъ меньшинство предполагаетъ, что нѣкогда полярные льды и снѣга покрывали всю земную поверхность (чѣмъ предполагается, что и наводненіе, предшествовавшее образованію льдовъ, было повсемѣстнымъ), тогда какъ большинство склоняется къ признанію только мѣстнаго, хотя и обширнаго обледененія.

Далѣе, геологи склонны отодвигать свой потопъ за милліоны лѣтъ назадъ и не думаютъ, что все человѣчество погибло въ немъ.

Эти разногласія теологовъ и геологовъ невольно приводятъ къ мысли — объ одномъ и томъ ли явленіи они спорятъ? И не слѣдуетъ ли отличать «потопъ» библейскій отъ «ледниковаго періода» геологовъ?

Многіе современные геологи считаютъ, что «ледниковый періодъ» есть гипотеза, а потопъ — еще не разрѣшенная проблема.

Причины повсемѣстнаго пониженія температуры, обусловившаго наступленіе «ледниковаго періода», съ достаточной точностью наукой еще не опредѣлены.

Если библейскій потопъ не можетъ быть строго научно доказанъ, то онъ не можетъ быть также и научно опровергнутъ. Слѣдовательно, нѣтъ никакихъ «научныхъ» препятствій къ христіанскому довѣрію Библіи.

Противъ всемірности библейскаго потопа часто возражаютъ, ссылаясь на то, что въ самой Библіи не указывается достаточныхъ причинъ для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорятъ возражающіе, недостаточенъ, чтобы произвести такое громадное наводненіе. По поводу этого возраженія, слѣдуетъ прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библіи, заключается не въ тѣхъ или иныхъ естественныхъ причинахъ, а во всемогущей волѣ Божіей. Но и естественныя причины, указанныя въ Библіи, какъ причины подчиненныя высшей Божественной волѣ, — были достаточны для всемірнаго потопа.

Главная причина потопа, по Библіи, заключалась въ томъ, что «разверзлись всѣ источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на второмъ планѣ (Быт. 8, 2). Чтó слѣдуетъ понимать подъ « источниками великой бездны »? Это могло означать и океаны, хлынувшіе въ результатѣ мірового катаклизма, связаннаго съ землетрясеніями и измѣненіями дна океановъ и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнѣнію нѣкоторыхъ геологовъ такъ громадны, что могли бы доставить еще болѣе значительное количество водяной массы, чѣмъ это потребовалось для всемірнаго потопа.

Слѣдовательно, всѣ возраженія, противъ геологической достаточности причинъ потопа, указанныя въ Библіи, — не основательны.

Слѣдуетъ еще отмѣтить, указаніе Библіи на радугу, которая появилась впервые только послѣ потопа. Согласно нѣкоторымъ научнымъ гипотезамъ, (напр. гипотезѣ проф. Рима) — существованіе радуги при допотопной атмосферѣ физически было невозможно и лишь при выпаденіи огромныхъ массъ воды, появилась возможность, въ измѣненной атмосферѣ, феномена, именуемаго радугой. Эта радуга, подчеркнутая въ библейскомъ повѣствованіи, какъ знакъ обѣта, что «потопа больше не будетъ», сообщаетъ всему библейскому разсказу особую значительность и правдивость.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 70-73.

Библейское учение о всемирном потопе

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6–7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Читать еще:  К чему снится сон сидеть. Незнакомая семья с детьми во сне

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп – еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, – были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Всемирный Потоп – библейская история

Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:

Всемирный потоп — чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

Читать еще:  Марина Цветаева. Стихи о любви

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.

Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Источники:

http://russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1965_00_025

http://pravoslavie.ru/put/060817111135.htm

Всемирный Потоп – библейская история

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector