Социально-психологические факторы.

Социально-психологические факторы в структуре гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цейтина Г. П.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы в структуре гуманитарного образования»

способствовать тому, что процесс самоутверждения может принимать стихийный и непродуманный характер. Иногда самоутверждение носит неконструктивный характер, так как у человека развивается стремление к самоотрицанию или одновременно с отрицанием подавление окружающих людей. Именно поэтому необходимы специальные психолого-педагогических условия, способствующие развитию позитивного самоутверждения.

Социально-психологические факторы в структуре гуманитарного образования

В ситуации динамических изменений, происходящих в обществе и в высшей школе, в учебном процессе требуется определенная корректировка, касающаяся прежде всего социальнопсихологического обеспечения этого процесса. Одна из главных проблем, которая стоит перед профессиональным образованием -прогнозирование развития профессии в будущем. От ее решения в вузе зависит конкурентоспособность его выпускников и их востребованность на рынке труда. Как известно, профессиональное образование включает в себя обучение всем видам деятельностей, которые характеризуют будущую профессию. Прежде всего к таким видам деятельностей относятся трудовые функции, средства и продукты труда, уровень профессиональной квалификации, а также социальные и психофизиологические особенности специалиста. Для успешного овладения этими видами деятельностей необходима разработка и создание таких методических систем обучения, где главными критериями являлись бы эрудиция, компетентность, стремление к самостоятельному поиску информации и знаний, потребность их постоянно преумножать и совершенствовать, развитие познавательной и творческой активности, а также высокая культура личности будущего специалиста и его готовность к конкурентной борьбе на рынке труда. Для формирования этих профессионально значимых качеств участников образовательной деятельности необходим индивидуальный подход, который должен базироваться на глубоком изучении личностных и профессиональных качеств субъектов, а также на целенаправленном развитии их мотивационной сферы.

По традиции в учебном заведении, в том числе и высшем, педагогический процесс преимущественно направлен на формирование у учащихся знаний, навыков и умений, необходимых для овладения определенным видом деятельности, в то время как формированию ценностно-мотивационной сферы личности, ее нравственных ка-

честв, духовной культуры, потребности в постоянном саморазвитии уделяется значительно меньше внимания. Важную роль в формировании указанных элементов системы обучения играет направленность личности студента. Эта характеристика является одной из важнейших сторон личности и включает в себя такие составляющие, как ценности, идеалы, мировоззрение, убеждения, интересы и т. п. Все это играет важную роль в формировании мотивов деятельности субъекта и в конечном счете определяет эффективность этой деятельности. Для успешного формирования этой сферы требуется прежде всего создание определенных условий для развития духовно-нравственного потенциала личности студента на основе соотнесения ее собственных потребностей, интересов, мотивов с экзистенциальными ценностями, которые отвечают жизненным потребностям времени.

Для того чтобы создать такую мотивационную направленность, необходима определенная активность самого субъекта. Эта социально-психологическая характеристика представляет собой сложное интегральное свойство личности, которое включает в себя несколько подсистем. Одна из таких подсистем – внешние условия, которые стимулируют человека, требуя от него определенного поведения. К этой подсистеме можно отнести и образовательный процесс, главной задачей которого является подготовка будущего специалиста, формирование его психологической готовности к профессиональной деятельности, а также готовность к борьбе на рынке труда.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности включает в себя не только направленность личности, необходимые знания, умения и навыки, но и определенные социальнопсихологические условия. К последним можно отнести такие психологические факторы, как осознание собственных возможностей самовыражения в профессии, принятие ответственности за ее выбор, стремление к профессиональному и личностному росту, и в результате создание устойчивого состояния личности, ее интеллектуальных, характерологических и мотивационных особенностей, которые способствуют успешной профессиональной подготовке.

Для того чтобы эффективно решать эти задачи, в вузе необходимо создавать определенные условия, которые могли бы стимулировать социально-психологическую активность субъектов обучения. Это прежде всего преподавание в вузе гуманитарных дисциплин, внедрение передовых информационных технологий, а также использование новейших психолого-педагогических методов обучения, стимулирующих познавательную активность студентов. Следует подчеркнуть, что социально-психологическая активность регулируется также кругом общения людей, их совместной деятель-

ностью, особенностями взаимоотношений и т. п. Поэтому важным фактором стимулирования этой активности является формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, в данном случае, в учебной группе.

На стимулирование социально-психологической активности студентов большое влияние могут также оказывать используемые в вузе методические системы обучения, например увеличение учебной нагрузки, отведенной на самостоятельное изучение дисциплины. В этом случае, во-первых, повышается роль преподавателя как организатора учебной работы студентов, что требует пересмотра преподавателем подхода к процессу обучения, во-вторых, такой подход направлен на формирование у студентов навыков и умений самообразования, способствует творческому осмыслению изучаемых проблем, и в конечном итоге формированию сознательной и активной деятельности личности, ее самоуважению, социальной зрелости и самостоятельности.

Следует также подчеркнуть, что решение этих задач невозможно без создания в вузе условий, которые способствуют развитию партнерского стиля общения между студентом и преподавателем. Таким образом, все это создает условия для формирования и развертывания личностного потенциала будущего специалиста в процессе профессионального образования.

Как известно, одной из важнейших составляющих духовнонравственного потенциала личности является коммуникативная культура взаимоотношений с людьми в различных сферах деловых и межличностных отношений. Коммуникативная культура человека -это результат освоения принятых в данной культуре способов общения и условие их реализации, т. е. персонифицированная форма культуры общения как общественного явления (Парыгин Б.Д., Даниленко О.И.). Но эти способы общения, включают в себя также определенные свойства личности, т. е. обладают конкретным психологическим содержанием на основе которых и формируется коммуникативная компетентность личности, проявляющаяся в способности человека объективно видеть и интерпретировать ситуацию общения, а также находить адекватный способ поведения в ней. Большинство ситуаций общения несут в себе большую или меньшую степень определенности, так как именно социальные роли участников общения диктуют им определенное поведение. Но вместе с тем каждый из участников остается индивидуальностью, и его субъективное отношение к ситуации общения и к своей социальной роли накладывает отпечаток на его поведение.

Читать еще:  Откуда берётся ложь и зачем мы врём? Что такое ложь.

Формирование культуры общения личности представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения, к которым прежде всего относятся объективно существующие в культуре

общности, к которой принадлежит человек, значения, нормы и правила поведения, а также овладение нравственными нормами поведения, выработанные в ходе общественно-исторической практики. Структура социальных установок, включающая в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты формируется в процессе социализации индивида. Именно в этом процессе усваиваются знания о том, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, формируются эмоциональные оценки и навыки определенных типов поведения. Следует подчеркнуть, что формирование культуры общения не сводится только к формированию коммуникативной компетентности личности и усвоению этих компонентов структуры социальных установок. Оно включает в себя и формирование диспозиций по отношению к процессу общения, другому человеку и к самому себе.

Одним из важнейших условий развития духовно-нравственного потенциала личности является гуманизация образования. Под этим термином обычно понимается прежде всего создание условий для развития духовно-нравственного потенциала личности на основе соотношения ее собственных потребностей, интересов, поступков с экзистенциальными ценностями, которые отвечают жизненным потребностям времени. Поскольку высший уровень диспозиционной регуляции поведения субъекта – его система ценностных ориентаций, то и задачей формирования духовно-нравственного потенциала личности является воспитание качеств, которые могли бы способствовать сознательному духовному творчеству.

И. Г. Чернобровкина

Особенности самопрезентации в интернет-коммуникации

В последние десятилетия происходит ускоренный рост системы человеческих знаний. Данное явление способствовало появлению нового этапа в истории человечества – постиндустриальной культуры или информационного общества. Теория постиндустриального общества была достаточно подробно сформулирована Д. Беллом. Информационное общество, по его словам, есть естественный результат развития постиндустриальной культуры, в которой компьютер и другие информационные технологии становятся ведущими культурными средствами социализации и развития человека (Белл Д., 1999). Такое развитие событий содействовало появлению виртуального информационного мира человечества, которое получило название информационное пространство или информационная сфера (инфосфера). Про информационную среду писал еще

Э. Тоффлер. Он считал, что каждой цивилизации свойственна своя

Социально-психологические факторы

3. Социально-психологические факторы.

Один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания – социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.).

Важный фактор – стимулирование работников; эта проблема рассматривалась в русле категории вознаграждения работников за их труд – материальном и моральном, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания.

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание, предложенные В.В.Бойко. Данный автор основывался на том, что эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:

– хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

– дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность. Дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, а затем на взаимоотношения обеих сторон; – повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока, ответственность за здоровье и жизнь человека. Возникает нервное перенапряжение.

Читать еще:  Могила чемпиона боэтии скайрим прохождение. Боэтия

– неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально- неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:

– склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволяет ему развиваться.

– интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. В педагогической среде это люди, в чьем представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания и профессиональная дезадаптация личности.

Социальные и социально-психологические факторы

Положение учительства в структуре современного российского общества определяется отношением государства к учителю, как представителю социально-профессиональной группы. Более 90% учителей не удовлетворены своим материальным положением, 825 оценивают свои доходы как низкие и нищенские. Такой уровень жизни несовместим с выполнением культурной и социальной роли учителя. А. Маслоу выделил пятнадцать высших ценностей, он утверждает, что в силу цельности, взаимосвязанности высших мотивов при депривации отдельной их группы депривируются и все остальные ценности бытия. В итоге внутренний мир оказывается предельно дисгармоничным, характеризующимся неверием, цинизмом, недоброжелательством, дезинтеграцией, чувством распада мира, утратой ощущения безопасности жизни и т.д.

Учитель оказывается в центре противоречия: с одной стороны, он в силу своего профессионального предназначения должен быть носителем основных ценностей бытия, с другой же стороны, именно учительство представляет собой одну из социально-профессиональных групп, чьи метапотребности в наибольшей степени депривируются. Следовательно сложившуюся социально-экономическую и социально-культурную ситуацию правомерно рассматривать как фактор, деформирующий личность педагога.

Существенно не столько то, что раньше учитель жил лучше или мог позволить себе больше, а то, что сегодняшнее его положение не соответствует критерию “справедливости”. Согласно результатам исследований, проведенных в рамках проекта “учитель как представитель среднего класса России”, сегодня 64% населения страны считают, что богатство и жизненный успех не зависят от образования. Это мнение разделяет 81% учителей, что говорит о том, что подавляющее большинство педагогов ощущают бессмысленность своего труда.

Основным фактором деформационных изменений личности учителя является непреодолимое количественное и качественное рассогласование эталонных профессиональных требований и возможностей обычного (среднестатистического) учителя. Непреодолимый характер этому противоречию придает то, что общество и государство, с одной стороны, не заинтересованы в снижении требований к учителю, тем более что сами они отстранились от проблем воспитания и от проблем учителя, а с другой стороны, учитель не в силах полностью соответствовать этим требованиям. Но в то же время в силу ряда причин не может отказаться от непосильного груза.

Внутренние факторы

Индивидуальная предрасположенность к определенным деформациям, например, возможность занять “сильную”, доминирующую позицию, предоставляемая педагогической деятельностью, сама по себе не порождает никаких деформаций, опасность возникает при пересечении с индивидуальной склонностью к доминированию, к власти над другими. Сама по себе оснащенность педагогического процесса самыми разными методиками также нейтральна до “встречи” с исполнительностью, несамостоятельностью, боязнью ответственности, регидностью мышления. Оценочный характер педагогической деятельности с большей вероятностью грозит превратиться в личностную характеристику в случае, если человек предрасположен к категоричности суждений. Связь между индивидуальной предрасположенностью и актуально развившимися деформациями не проста и на первый взгляд неочевидна, однако при более глубоком анализе она может быть установлена вполне достоверно.

Читать еще:  Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции. Распятие

Второй фактор – индивидуальный опыт общения с педагогами. Учитель – это человек, через общение с которым проходит буквально каждый, и “долго, на целую жизнь нередко остаются в памяти добрые и худые дела наставников”, – писал Н.И. Пирогов, след, оставленный ими может оказаться решающим в жизни любого индивида. Однако для того, кто избирает педагогическую профессию, это общение наполняется особым смыслом. Определенный характер взаимодействия с учителями в известной мере предопределяет не только профессиональный выбор молодого человека, но и вероятность развития у него тех или иных профессиональных качеств, в том числе и деформированных.

Третий фактор – актуальное психологическое состояние учителя, проживание которого предельно субъективировано, но по ряду параметров можно судить о психологическом состоянии большинства представителей такой социальной группы, как учительство. К этим параметрам относятся прежде всего состояние удовлетворенности и состояние здоровья. Учительская неудовлетворенность сегодня, по данным разных исследователей, достигает крайне высоких значений (от 70 до 93%), причем она имеет генерализованный характер, т.е. касается практически всех сфер жизни и деятельности: “личная жизнь в целом”, “состояние своего здоровья”, “состояние здоровья семьи”, “материальный достаток семьи”, “собственная зарплата”, “правовая защищенность”, “собственный внешний вид”, “проведение свободного времени”, “возможности заниматься спортом”, “возможности приобщения к культурным ценностям”. Достоверным является тот факт, что учительский контингент отличается повышенной невротизацией. Выявлено, что почти 60% имеют невротические нарушения. По данным проведенного исследования “Гражданского самочувствия населения”, 30% учителей находятся в состоянии высокой степени истощения своих сил, почти на грани нервного срыва, 60% на среднем уровне риска срыва, 10% считают свое самочувствие нормальным.

Надо отметить и переживаемые педагогами кризисы профессионально-личностного развития.

Таким образом, актуальное психологическое состояние педагогов, как представителей социально-профессиональной общности имеет ряд схожих характеристик: генерализованное чувство неудовлетворенности, проблемы с психосоматическим здоровьем, периодически переживаемые кризисы, связанные как с возрастными, так и с профессиональными вопросами жизнедеятельности. Когда негативные состояния по каждому из названных параметров совпадают, возникает негативный кумулятивный эффект. Именно эти моменты являются наиболее опасными с точки зрения реализации риска возникновения и проявления личностно-профессиональных деформаций. Одна из причин подобной связи состоит в том, что в данные моменты происходит ослабление личностного ресурса профессионала.

Среди многих проявлений недостаточности личностного ресурса, выделяется нерефлексивность как личностная черта, которая проявляется, в частности, в неотрефлексерованности опыта и преобладание психологических защит среди других форм поведения в ситуациях совладания с трудностями. В совокупности они приводят к снижению адаптационных возможностей личности. Два эти фактора глубинно связаны между собой. Рефлексивность всегда сопряжена для индивида с риском узнавания себя, в том числе, узнавания о себе травмирующей, болезненной информации. Готовность к такому риску противоположна страху узнавания, или, по крайней мере способна этот страх преодолеть. Защиты же, напротив, порождены стремлением избежать негативной о себе информации, желанием внутреннего благополучия, пусть и основанного на иллюзорных представлениях о себе.

профессиональная педагог учитель здоровье

Личностный ресурс выступает опосредующим звеном во взаимодействии личности со всей совокупностью факторов, могущих способствовать ее росту или деформированию. Недостаточность этого ресурса, проявляющаяся в нерефлексивности, в преобладании защитных возможностей личности, существенно уменьшает устойчивость субъекта педагогической деятельности к деформирующему влиянию всех названных ранее факторов.

Нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становится пролонгированной причиной большого числа соматических и психосоматических заболеваний учителей. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс развития. Педагогическая деятельность происходит в “зоне риска”, т.к. она (деятельность) постоянно сопряжена с неопределенностью педагогических ситуаций, с необходимостью выбора педагогом одной из возможных альтернатив, с вероятностью нежелательных результатов, с возможными неблагоприятными и негативными последствиями действий учителя для других участников педагогического процесса и для него самого. Если об ответственности педагога за результаты его деятельности говорится достаточно много, то вопрос собственного риска, “последствий для себя” практически не обсуждается ни учеными, ни самими учителями. Вместе с тем учитель рискует собственным здоровьем, профессиональным и внепрофессиональным благополучием, определенными личностными и профессиональными качествами, риску подвергается чувство профессиональной идентичности и личной автономии.

Профессиональное здоровье учителя можно определить как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Восстановление профессионального здоровья учителя – это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому воздействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-faktory-v-strukture-gumanitarnogo-obrazovaniya

http://www.kazedu.kz/referat/139918/2

http://studbooks.net/1689321/psihologiya/sotsialnye_sotsialno_psihologicheskie_faktory

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: