Резьба по дереву иконы фото. Серия мастер-классов: резная икона (1 выпуск)

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.




Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.


Постепенно и равномерно прорабатываем лик, завершая мелкими деталями.


Комментарии

Спасибо Вечеславу за урок.Очень полезный и весьма вовремя и вообще статьи мастера всегда читаю с интересом

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Спабибо за прекрасный урок!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Большое снасибо,очень наглядоно и понятно

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Вячеслав у меня к вам такой вопрос.Завершая работу начисто,вы используете какието машины(типа Дремель) или всё резцами и затирая нулёвкой?
И чем покрываете иконы?Лаком,воском или маслом?
Признаёте ли способ покрытия иконы грунтом и потом уз расписывать её?
С ув.Вячеслав

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Вячеслав,рассказывая о барельефном изображении,мне кажется,обязательной является информация про трансформацию объема реального в сжатый,но такой в котором «реперные» точки остаются на своих местах так же,как и в реальном объеме.Как это соблюсти и является основной сложностью барельефа.Многие мастера об этом не знают и,по сути,их работы заведомо обречены. Удачи тебе,я думаю в следующем выпуске ты об этом скажешь.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Отвечу попорядку.Вячеслав-В данном случае работа не шлифованная.Из под резца.а вообще,если шлифовать,то всё зависит от породы дерева.Чем мягче материал,Тем больше подходов.Для липы я использую три подхода шкурками разной зернистости.Для дуба можно вообще обойтись одним подходом.Покрываю я лично горячим воском.С маслами не работал пока.Можно также использовать синтетический воск,но он образует матовую плёнку,и на мой вкус мертвит работу.Олифа чрезмерно проявляет текстуру,для икон это плохо.Сергей-Иконы бывают разные,по разной цене.Но я всёже думаю что предварительная механическая обработка нужна.И нефиг кокетничать.Вы же стамески точите на точиле,и доски вам стругают на стонках.А так,если подходить к вопросу сугубо сакрально,Идите в лес,срубите дерево,сушите его 10 лет,расколите на чурки,а потом рубаночком смострячте заготовку.Потом возьмите и сварите клей из рыбьих(желательно осетровых)пузырей,потом добудьте краситель из коры,и.т.д.Михаил-Я руководствуюсь в барельефе искличительно чутьём.Если человек не чувствует обьёма,ему вряд ли помогут инструкции.Условный обьём можно удачно показать и на миллиметровой глубине.Я могу выложить урок по серьёзной-дорогой работе(иконе)Но я затрудняюсь описать последовательность подобной работы,к тому же получится 25-30фотографий технических подходов.Вот думаю не многовато ли будет для внятного восприятия.

О технологии создания резной иконы

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Читать еще:  Хлоридин для лечения токсоплазмоза дозы. Хлоридин - инструкция по применению

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

Читать еще:  Если снится муж с бородой. Сонник Д

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Беспокоились резчики и о долголетии своих работ. Для защиты от влаги, плесени и паразитов на готовые иконы особым способом наносили очищенные масла, сложные лаки, пчелиный воск и натуральные олифы.

Резьба по дереву

Каждый человек стремится обустроить и украсить свой дом. Одним из вариантов эффектного оформления, как интерьера, так и мебели является резьба по дереву. Резьба по дереву – не только декоративно-прикладное искусство, но и востребованное ремесло. С помощью резьбы можно изготовить практически всю домашнюю утварь, бытовые предметы, сувениры, подарки, и даже иконы. Резные вещи выгодно подчеркнут интерьер, добавят уюта и индивидуальности в Ваш дом. Необходимо уделить внимание не только функциональности интерьера, но и внешнему виду. Мебель должна быть не только практичной, но и красивой. Резьба позволяет создавать уникальные и красивые вещи своими руками.

Содержание:

Домовая резьба

Традиции украшать жилье появились еще до Крещения Руси. При помощи резьбы по дереву можно украсить, не только мебель, но и стены. Резные картины – самое популярное деревянное изделие для украшения стен. У каждого резчика, как и художника, свой неповторимый стиль и виденья картины. Это могут быть копии известных картин, но чаще всего резчики работают с авторскими композициями. Изготавливаются такие произведения деревянного искусства очень долго, минимум несколько месяцев.

Фото 1 – Резная картина «Лис на охоте»

Так же картины можно обрамить в деревянные рамки. Резные рамы могут обрамлять картины, иконы, зеркала, подчеркивая их красоту. Это искусство, которое позволяет комбинировать несколько техник и стилей, создавая, таким образом, настоящие шедевры. Резные рамки могут быть любой формы, добавят картине дополнительного шарма.

Резные иконы

Деревянные иконы создают неповторимую атмосферу в доме. Православная икона – это очень мощный оберег. Резная икона несет дополнительную энергетику, наполняет дом светом и любовью. Она будет оберегать Вас и Вашу семью. Искренняя молитва непременно будет услышана.

На Руси техника изготовления икон называлась «иконы на рези». Резные иконы могут быть разрисованными, покрытыми морилкой, лаком. Резчик – тот же художник, так что каждая икона изготавливается в единственном экземпляре и не может быть растиражирована. Это придает резной иконе особенное и значения. Дерево само по себе излучает хорошую энергетику и тепло. Так же дополнительно такую икону можно освятить в Храме. Священники утверждают, что в каждом доме должна быть икона Спасителя и Божией Матери.

Купить резную икону можно по цене от 550 грн. Стоимость зависит от сложности работы, материала, размера изделия.

Фото 2 – Резные иконы

Маски – еще одно популярное настенное украшение, это изображение человеческого лица или головы животного. Когда-то маски имели ритуальное значение, сейчас это лишь предмет декора. Принято считать, что маски с женскими лицами придают интерьеру спокойствие, умиротворенность, ласковость. «Звериный» мотив наоборот придаст интерьеру агрессивности, величия.

В последнее время особой популярностью пользуются экзотические маски. Это оригинальные и стильные маски разных народов. Особый местный колорит, национальный орнамент придаст интерьеру свежести и необычности.

Многие верят в магические свойства масок: слон приносит удачу, лев отпугивает недругов, лошадь символизирует мудрость и интеллект.

Купить маску можно по цене 300 грн.

Резные скульптуры животных и птиц

Скульптурная резьба вид резьбы, при котором фигура отделяется от фона. При помощи скульптурной резьбы создаются фигуры птиц, людей, животных.

Анималистка – одна из самых сложных резных жанров. Главными персонажами, которой являются животные и птицы. Животные не должны быть статичны, они должны передавать какие-то эмоции. Главная задача резчика-скульптора – передача реального образа, чем больше естественности, тем лучше. Необходимо точно изобразить движение мышц, даже самые мелкие детали должны быть тщательно проработаны.

Читать еще:  Сергей Есенин — Белая береза под моим окном: Стих.

Самыми популярными животными являются: волк, медведь. Среди птиц всегда актуальны совы.

Волк – символ храбрости, отчаянность, доблести. Многие народы почитали волка как племенной тотем.

Медведь олицетворяет добродушие, силу богатырскую и, как не странно, нежные материнские чувства.

Сова – птица мудрости, символ проницательности.

Символика рыбы относится к воде, прародительницы жизни, начало всего живого на земле.

Дракон объединяет змею и птицу. Это знак императоров и королей.

Фото 4 – Скульптура оленя

Домашняя резьба

Резные розетки – нужный элемент декора интерьера. Такие розетки будут не лишними в оформлении стен или мебели. Деревянные розетки используют для быстрой стыковки наличников между собой под прямым углом. Накладные розетки подчеркнут и украсят предметы мебели, камины и двери.

Фото 5 – Розетка

Кухню, любимое место хозяек, тоже можно украсить резьбой. В каждом доме непременно найдется одна большая деревянная ложка для заготовок. Ложки не только декоративный элемент. Пища с такой ложки будет ароматней и аппетитней. Используя деревянную ложку нельзя обжечься, такая ложка хорошо отшлифована и абсолютно гладкая.

Деревянные ложки уходят корнями в глубокую древность. Каждая такая ложка уникальна. Экологически чистые материалы делают их безопасными в использовании. Деревянная ложка не портит посуду, не царапает ее.

Фото 6 – Деревянные ложки

Резные подарки и сувениры

Резные цветы – одни из самых популярных декоративных изделий из дерева. Резная роза – хороший подарок, который расскажет о Ваших чувствах лучше любых слов. Такой цветок никогда не завянет, и будет долго напоминать о счастливых минутах, проведенных вместе. Одна роза смотреться нежно и трогательно. Для особого эффекта можно создать целый букет из резных роз, который будет выглядеть еще более празднично и торжественно.

Цветы, листья, орнаменты и некоторые фигуры изображаются при помощи рельефной резьбы. Резная роза может быть выполнена в разных техниках. Это может быть полностью объемный цветок, который можно будет потом поставить в вазу. Прожилки на листьях, колючки, чуть смятые лепестки – все это добавляет изделию естественности и красоты.

Фото 7 – Резные розы

Шкатулки – интересное и полезное подарочное изделие. Традиционно шкатулки используют для хранения украшений, но так, же их можно приспособить под любые мелкие вещи. Шкатулки похожи между собой, имеют вид «коробочек», но интересная внешняя отделка делает шкатулки неповторимым подарком. Внешние стороны можно отделать разными способами: художественная резьба, пирогоафия (выжигание), роспись.

Выпиливание по дереву

Очень красивая и изящная техника. Она прекрасно подходит для создания декоративных шкатулок.

Фото 8 — Необычная шкатулка в технике выпиливания

Пропильная резьба

Так же очень популярная отделка шкатулок. Этот вид резьбы еще называется ажурным, за сходство с кружевом.

Фото 9 — Аптечка в технике пропильная прорезь

Хорошим подарком для мужчин станет резьба на прикладе. С таким декором любое ружье будет выглядеть не хуже коллекционного образца. На прикладе могут быть изображены, как символические знаки, так и любые другие узоры. Декоративные элементы так же могут быть нанесены на рукоятки охотничьих ножей.

Фото 10 – Резной приклад

Еще одним интересным элементом декора станут часы. Резные часы добавят любому интерьеру изысканности. Часы, в деревянном резном корпусе, будут выгодно отличатся от обычных настенных часов. Часы могут быть как напольные, так и настенные. Массивные часы ручной работы украсят роскошную гостиную. Настольные часы прекрасно впишутся в интерьер рабочего кабинета. Такой аксессуар будет не только красивым, но и практичным дополнением к любому интерьеру.

Фото 11 — Резные часы

Наблюдать процесс резьбы по дереву Вы можете на видео:

Отделка резного изделия один из принципиально важных вопросов во всей работе. Один из вариантов отделки – покраска аэрографом. Аэрография – одна из техник изобразительного искусства, которая широко применяется в резьбе по дереву. Так же изделие можно украсить при помощи гравировки, используя специальный инструмент гравер.

Натуральные материалы всегда высоко ценились людьми. Резьба по дереву – то необычное искусство, которое преображает древесину и дарит ей новую жизнь. Ручная работа делает такие изделия желанным подарком в каждом доме.

Источники:

http://www.rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=357

http://www.samsmasteril.ru/anons/11-02-2013-o-tekhnologii-sozdaniya-reznoi-ikony

http://etotdom.com/remont/rezba-po-derevu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×