Раздел iii. методика и технология социально-педагогической деятельности
Методика и технологии социально-педагогической деятельности
План изучения материала
1. Понятие «методика».
2. Сущность методов социально-педагогической деятельности.
3. Социально-педагогические технологии.
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?
Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.
Вначале рассмотрим суть понятий «методика» и «технология». Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы. Мы уже встречались со словом «метод» при рассмотрении социально-педагогического исследования, а также при освоении других учебных дисциплин: педагогики, психологии, социологии и др. Это говорит о том, что понятие метода имеет очень широкое применение. В этой лекции мы будем рассматривать это понятие относительно социально-педагогической деятельности.
Как бы ни велика была роль социального педагога и других специалистов, работающих с ребенком, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка. опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем. » 1 . (Л.С. Выгодский).
Поэтому необходимо разобраться с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Сущность методов социально-педагогической деятельности
Вспомним, что согласно философскому определению, метод — это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика, как мы уже знаем, является отраслью педагогики. Поэтому при определении методов социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике; с другой стороны, будем учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
Вспомним также, что в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно — через семью, друзей, детский коллектив — воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Методика в общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразно проведению какой-либо работы. Методика социально-педагогической работы – это система принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей. М.В. Шакурова определяет методику как сложившуюся совокупность методов, позволяющую решать типовые задачи. Объектом методики является
организуемая социальным педагогом разнообразная деятельность. На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Так, игра потребует одних методик, диалоговое общение – других. Понятие «метод» означает способ освоения действительности, путь достижения заданной цели. С помощью методов социальный педагог оказывает целенаправленное воздействие на сознание, по-
ведение, чувства ребенка, а также на окружающую его среду. Методы работы социального педагога направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Всю совокупность методов, используемых в социально-педагогической деятельности, можно классифицировать на две большие группы: теоретические и практические. Теоретические методы (общенаучные) – сравнение, анализ, идеализация, обобщение, индукция, дедукция и др. Практические методы социально-педагогической деятельности – биографический, наблюдение, интервью, консультирование, беседа, убеждение, упражнение и др. Существуют также методы оценки эффективности социально-педагогической работы – это способы, приемы, оценки, дающие ответ на вопрос, насколько эффективны были примененные профессионально-практические методы. Самым продуктивным из них является сравнительный, который предполагает сравнение двух ключевых параметров: каким было состояние клиента до оказания ему социально-педагогической помощи, и каким оно стало после этого. Разница представляет собой критерий эффективности.
Методы коррекции – особая группа социально-педагогических методов. К ним относятся поощрение и наказание. Необходимо помнить, что поощрение и наказание должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок (ты хороший, но плохо то, что ты сделал).
Методы поддержки личности применяются, когда ребенок находится в сложной ситуации. Социальный педагог помогает ему проанализировать свое состояние, сформулировать, что нужно в корне изменить, помогает наладить бытовые условия жизни, отношения между членами семьи.
В работе социального педагога применяются групповые и индивидуальные методы. Например, можно проводить индивидуальную беседу, интервью, групповой социально-педагогический тренинг.
Можно классифицировать методы по содержанию проводимой работы: социально-экономические (работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье), организационные (направлены на организацию коллектива, отношения личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, создание клубов, объединений), психолого-педагогические (исследование, наблюдение, беседа, интервью).
Прием в социально-педагогической работе – это частное выражение метода, его конкретизация. Социальный педагог выбирает тот или иной прием в зависимости от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка. Например, проводя консультирование, социальный педагог приводит убедительные примеры, описанные в научной психолого-педагогической литературе – это его прием. Средства воспитания – это совокупность материальных, эмоциональных и других условий, которые использует социальный педагог для достижения поставленной цели. В качестве
средств могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации. Так, можно при проведении родительского собрания на определенную тему показывать видеоматериал. Понятие «технология» современными учеными трактуется по-разному. Вопрос о соотношении методики и технологии также остается дискуссионным. М.В. Шакурова определяет технологию в целом как систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Ключевым звеном любой
технологии, можно сказать, является подробное определение конечного результата и его точное достижение. Педагогическая технология рассматривается академиком В.А. Сластениным как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и определяется личностными параметрами педагога (то есть учитывается его профессиональный потенциал, личные качества). По мнению профессора М.А. Галагузовой, технология социально-педагогической деятельности – это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. По отношению к методике социально-педагогической деятельности технология является более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии социальным педагогом. Особенностью методики является ее универсальность, и поэтому множество специалистов, имеющих соответствующую подготовку, в состоянии освоить основные технологии. Реализация этих технологий существенно не меняется под влиянием индивидуально-личностных особенностей социального педагога, который их применяет. В методике же ситуация обратная: именно индивидуальные особенности специалиста зачастую играют существенную роль в решении социально-педагогических задач.
Как полагает Л.В. Мардахаев, в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить социально-педагогическую цель, которой надо добиваться, условия ее реализации, особенности и возможности объекта, особенности места реализации, возможности по времени для реализации цели, формы реализации, особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности. На этой основе подбирается одна из технологий.
Применение социально-педагогических технологий позволяет поэтапно реализовывать компоненты деятельности социального педагога. Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач: сформировать у ребенка навыки общения, помочь ему адаптироваться в новой среде и т. д. Этапы технологического цикла социально-педагогической деятельности следующие:
диагностирование проблемы; поиск путей решения этой проблемы; отбор и применение методик; оценка правильности решения данной проблемы; корректировка деятельности (при необходимости).
Раздел 2 — Методика и технологии работы социального педагога
ПРОГРАММА
Государственного экзамена
по направлению подготовки 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование
профиль: Психология и социальная педагогика
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Раздел 1 — Психология и социальная педагогика
1. Основные педагогические системы, дидактические концепции и технологии обучения.
2. Методы обучения: их сущность, классификация и содержание.
3. Средства и формы обучения, их роль в организации процесса обучения.
4. Сущность воспитания, его методы и приемы.
5. Теория и практика социального воспитания в России после Октябрьской революции 1917 года. Педагогика среды.
6. Становление социальной педагогики во второй половине XX — в начале ХХI вв.
7. Социальная педагогика как интегративная отрасль науки новейшего времени.
8. Социализация как социально-педагогическое явление.
9. Социальное воспитание детей и молодежи в условиях модернизации российского образования.
10. Особенности социального партнерства в современной России. Участие социального педагога в межведомственных программах.
11. Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.
12. Предмет, принципы и методы психологии.
13. Исследование личности и деятельности в психологии.
14. Ощущения и восприятие как психические процессы.
15. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.
16. Память как познавательный психический процесс.
17. Мышление и речь как познавательные психические процессы.
18. Эмоционально-волевая сфера личности.
19. Понятие о темпераменте и характере личности.
20. Психология развития: отечественные и зарубежные теории.
21. Возрастная периодизация психического развития.
22. Психологическая характеристика периода младенчества.
23. Психическое развитие ребенка раннего возраста.
24. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
25. Учебная деятельность младшего школьника.
26. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
27. Особенности развития личности в подростковом возрасте.
28. Основы организации профориентационной работы в образовательном учреждении.
Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте
. развитии недостаточным. И в современной педагогике вспомогательной школы мы наблюдаем этот благодетельный поворот от такого понимания наглядности, который и самым методам наглядного обучения . виде: всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т. е. как функция .
29. Психология общения.
30. Динамические процессы в малой группе.
Раздел 2 — Методика и технологии работы социального педагога
1. Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога.
2. Компетентность социального педагога как важная составляющая профессионализма. Этические основы социально-педагогической деятельности.
3. Государственная социальная политика в интересах детей.
4. Государственные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей-инвалидов.
5. Государственные меры по социальной поддержке безнадзорных и беспризорных детей.
6. Характеристика девиантного поведения подростков. Работа социального педагога по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
7. Педагогическая антропология и история ее возникновения.
8. Традиционные и инновационные методы социальной работы.
9. Понятие и сущность технологий социальной работы.
10. Социальная работа с различными категориями населения.
11. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты граждан.
12. Современная система социальной защиты населения.
13. Основы теории управления социальными системами.
14. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
15. Методы изучения личности обучающегося.
16. Организация и методика проведения социально-педагогических тренингов.
17. Методика организации социальным педагогом благотворительных акций.
18. Супервизия как метод социально-педагогической работы.
19. Методика организации культурно-досуговой деятельности среди различных категорий населения.
20. Музыкотерапия. Коррекционное и терапевтическое воздействие музыкой.
21. Методы и приемы музыкальной психотерапии. Сферы действий музыкальной психотерапии.
22. Этнокультурная компетентность социального педагога, сущность понятия, структурные компоненты.
23. Поликультурная субкомпетентность как составная часть этнокультурной компетентности социального педагога.
К проблеме формирования профессиональной компетентности социального педагога — организатора деятельности подростка в условиях детского общественного объеди
. формирования профессиональной компетентности социального педагога – организатора деятельности подростка в условиях детского общественного объединения Современное общество предъявляет новые требования к социально значимым качествам подрастающего . общества призвано не только создавать условия для социализации личности, но обеспечивать им социальную помощь и поддержку. В современной ситуации в .
24. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе.
25. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
26. Развитие продуктивных видов детской деятельности.
27. Тематика и логика организации смены в детском оздоровительном лагере.
28. Управление образовательно-воспитательным процессом в детском оздоровительном лагере.
29. Здоровый образ жизни как социально — педагогическое явление.
30. Содержательные основы оздоровительной физической культуры.
Содержание вопросов, выносимых на государственный экзамен
Раздел 1
Теории обучения и воспитания
Социализация как социально-педагогическое явление
Понятие и сущность социализации. Концепции социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации. Средства и агенты социализации. Институты социализации. Социализированность и воспитанность как результат процесса социализации и воспитания.
Социальное воспитание детей и молодежи в условиях модернизации российского образования.
Система образования как важный социальный институт. «Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года» о приоритете социального воспитания подрастающего поколения.
Концепция социального воспитания школьников. Доминанты социального воспитания. Школа как институт социализации. Социально-педагогические основания развития социальной практики. Роль волонтерского инициативного движения в формировании социальной активности детей и молодежи.
Особенности социального партнерства в современной России. Участие социального педагога в межведомственных программах.
Феномен социального партнерства на современном этапе развития общества. Подходы к пониманию социального партнерства. Взаимодействие трех секторов общества в процессе решения социально-педагогических задач. Цель, механизмы, компоненты, субъекты социального партнерства в России.
Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста
. культурную и социальную сферы деятельности. Активно стали развиваться такие технологии как: педагогические, культурно-досуговые, социально-культурные и другие. Появилось значительное число специальных работ, анализирующих . Е.И. Григорьевой, «технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются .
Социальное партнерство семьи и школы при решении актуальных проблем воспитания.
Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.
Семья — институт социализации, центрированный объект и субъект социально-педагогической деятельности. В.Г. Бочарова о семье как приоритетной сфере социальных отношений.
Современные проблемы семьи. Социальная защита семьи. Организация деятельности социального педагога с различными видами семей, в семейном детском доме, с патронатными и опекунскими семьями.
Общая и экспериментальная психология
Предмет, принципы и методы психологии.
Общее понятие о психологии как науке. Структура современной психологии. Принципы психологической науки.
Методы психологического исследования. Поперечные срезы, лонгитюдная (продольная) и формирующая стратегии как методы организации исследования. Сравнительная характеристика методов сбора информации: наблюдение, эксперимент, беседа, тесты, анализ продуктов деятельности, и др. Виды, достоинства и недостатки каждого метода.
Исследование личности и деятельности в психологии.
Индивид, личность, индивидуальность. Индивид как биологическая особь, обладающая телесными, половыми, возрастными, расовыми и национальными особенностями. Социальная сущность человека как личности. Индивидуальность как уникальная психическая организация человека. Характеристика структуры личности. Психологическая структура деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность; процессы интериоризации и экстериоризации.
Ощущения и восприятие как психические процессы.
Органы чувств и анализаторы (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).
С. механизмы и методы психологической защиты.
. толпы (толпа как социальное явление), флешмоб как один из видов толпы. Контрольная работа: профилактика паники, . ; с. механизмы и методы психологической защиты. ===================================================================================== Пара Подведение итогов . – краткая историческая справка, подробно освещаем вопросы защиты (реальной или потенциальной), завершаем принятыми правовыми .
Понятие об ощущениях, классификация ощущений. Свойства ощущений. Чувствительность и ее измерение (пороги ощущений).
Понятие о восприятии, классификация видов восприятия. Свойства восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие времени, пространства, движения; восприятие человека человеком.
Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Факторы их возникновения (П.Я. Гальперин).
Свойства внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение. Развитие внимания в онтогенезе. Особенности и условия формирования внимания ребенка. Методы исследования внимания.
Педагогическая антропология и история ее возникновения
Развитие педагогической антропологии за рубежом (Аристотель, Ян Амос Каменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Генрих Песталоцци и др.)
Развитие антропологических идей в России XIX века. Н.И.Пирогов и его статья «Вопросы жизни». К.Д.Ушинский и его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Педагогическая антропология как методология педагогики.
Основы социальной работы
Традиционные и инновационные методы социальной работы.
Методы социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и специалиста: индивидуальная, групповая и общинная социальная работа. Инновационные методы социальной работы: индивидуальный менеджмент, сети индивидуальной поддержки.
Понятие и сущность технологий социальной работы.
Сущность социальных технологий и их классификация. Основные цели, принципы и этапы технологий социальной работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная защита, технология консультирования.
Социальная работа с различными категориями населения.
Специфика проблем и технологии социальной работы с различными категориями населения: дети, подростки, молодежь, пожилые люди, инвалиды, мигранты и др.
В области социальной работы Подготовительный этап — выбор проблемы
. группы, социума; Негативное явление в обществе; Методы, приемы и технологии социальной работы, социально-психологической и педагогической помощи, поддержки, профилактики. Предмет исследования Предмет . , положения, выносимые на защиту, достоверность результатов исследования, апробация результатов исследования. В социальных и социально-педагогических исследованиях в качестве идеализированного объекта .
Управление социальными системами
Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты граждан.
Характеристика международных нормативно-правовых документов в области социальной защиты граждан. Характеристика нормативно-правовых документов в области социальной защиты граждан на федеральном, региональном и местном уровнях.
Современная система социальной защиты населения.
Сущность и содержание современной системы социальной защиты населения. Органы социальной защиты населения Российской Федерации: федеральный, региональный и местный уровни. Управление системой социальной защиты и социального воспитания. Роль и функции Министерства социальной защиты населения РМЭ.
Основы теории управления социальными системами.
Организация как социальная система. Управленческий цикл. Функции и методы управления. Управленческая культура руководителя. Управление персоналом и социально-трудовыми конфликтами.
Методика и технологии работы социального педагога
Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
Методика социально-педагогической работы как система принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей.
Понятие «технология», применение социально-педагогических технологий. Этапы технологического цикла социально-педагогической деятельности.
Методы изучения личности обучающегося.
Диагностическая функция в деятельности социального педагога. Алгоритм проведения диагностики (цель — диагноз — прогноз — программа — внедрение — анализ).
Разнообразные методы изучения личности учащегося: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, социометрия, тестирование, биографический метод, метод анализа документов, и др. Необходимость комплексного использования методов диагностики в работе социального педагога.
Методы социальной диагностики. Методики малоформализованные
. развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни. 1. Методики высокого уровня формализации. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики и . особенности их применения в прикладной социальной психологии. .
Организация и методика проведения социально-педагогических тренингов.
Понятие социально-педагогического тренинга. История развития тренинга. Классификация и характеристика общих тренинговых методов. Особенности проведения тренинга, правила и принципы. Характеристики социально-педагогического тренинга.
Возможности применения тренинга в работе социального педагога.
Источники:
http://studopedia.ru/8_78330_metodika-i-tehnologii-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti.html
http://studfile.net/preview/7343829/
http://forpsy.ru/works/biletyi/razdel-metodika-i-tehnologii-rabotyi-sotsialnogo-pedagoga/