Отличие понятий навык и умение. Чем отличаются навыки от умений

Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками

Способности –индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности. Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся. Способности — качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деятельности.

Что такое умение, навык. Формирование умений

Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки». Но никто не задумывался о том, что они имеют разное значение, хотя имеют тесную взаимосвязь между собой. Поговорим о них, о формировании умений и многом другом.

Что такое умение?

Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.

Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.

Читать еще:  Детские травмы. Рождение ребенка the birth of a baby

Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.

Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.

Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер – это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.

Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.

Плавно переходим к тандему навыка и умения

Навык – это действие, которое выполняется в автоматическом режиме, для достижения поставленной цели. Тут следует отметить, что навыки и умение выступают в тандеме.

Умение отличается способностью при помощи знания обдумывать конкретную ситуацию, продумывать дальнейший план действий для достижения цели, координировать и следить за процессом выполнения. Умение подключает в работу все относящиеся сюда навыки индивида.

Простые умения за счет качественных тренировок превращаются в автоматизированные действия, и плавно переходят в навыки. А последние, в свою очередь, это машинально выполняемые действия без детального контроля. В связи с этим бытует мнение, что навык – это автоматически воспроизводимое умение. Поговорим о создании последнего.

Этапы развития

Формирование умений и навыков – процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.

Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:

· Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.

· Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.

· Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.

· Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.

· Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.

Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.

А что такое знание?

Навыки, знания и умения – тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.

Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки – это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.

Напоследок поговорим о саморазвитии

Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.

Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.

Читать еще:  К чему снится борода у мужчины. Сонник Дмитрия и Надежды Зимы

Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание – это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.

Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки – это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда. И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить.

Что такое навык — их виды и функции, отличие навыка от умения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о навыках практически всегда присутствует в резюме, которое нужно составить соискателю той или иной работы.

Но не всегда понятно что такое навыки, чем они отличаются от привычек и умения. Да и к тому же важно понимать, какие профессиональные навыки действительно востребованы.

Сегодня мы обо всем этом кратко поговорим, чтобы у вас таких вопросов больше не возникало.

Навык — это.

Под навыком мы подразумеваем часть деятельности, способность человека автоматически повторять одно и то же действие (печатать на клавиатуре, читать, писать, играть на гитаре, делать сальто и т.д.). Проще говоря, это то, что вы хорошо умеете делать.

Например, если вы устраиваетесь на работу, то вам предложат указать свои навыки в резюме, что представит для вас возможность полно и структурно рассказать о своих достоинствах и сильных качествах, а работодателю – сократить время на отбор персонала.

И если окажется, что среди всех соискателей у вас больше всего опыта в данной сфере, то должность, на которую вы претендуете, достанется именно вам. Чем больше времени используются навыки, тем более отработанными и точными они становятся, а потому являются более ценными.

Таким образом, навыки – это сугубо полезные действия-автоматизмы, закрепившиеся в результате практики.

Часто их путают с привычками, что в корне неверно. Навыки приобретаются намеренно, человек использует их в актуальный для себя момент.

Например, опытный строитель кладет кирпич строго в рабочее время и его «не тянет» делать это дома или в вагоне метро. Циркач, жонглирующий шарами, умышленно демонстрирует свой навык только на арене или в кругу друзей.

Навык — это действия, совершаемые с помощью волевого компонента: надо — делаю, не надо – не делаю.

Привычки же часто возникают стихийно и «живут» как будто сами по себе – на автопилоте. Они бывают вредными и полезными, избавиться от них бывает крайне сложно (особенно от вредных). Привычки – это больше про бытовые явления, навыки – это уже про профессиональные умения.

Также навыки не имеют ничего общего с талантами (что это такое?) – врожденными способностями человека.

Задатки таланта присутствуют с момента рождения, их нужно только развить. Навык же – это приобретение умений «с нуля». Искать их нужно там, где вы имеете больше всего опыта.

Навыки выполняют очень важную функцию – они делают жизнь человека проще, а деятельность эффективней.

В профессии они помогают специалисту выполнять свою работу быстро и качественно, а в быту – экономить время и силы. Представьте, что было бы, если каждый раз застегивая молнию на куртке, вы делали бы это, как в первый раз?

Виды профессиональных навыков для резюме

Совокупность навыков условно делят на 4 группы, каждая из которых соответствует определенной деятельности:

Читать еще:  Шрифт для номерных знаков. Номерные знаки с жирным шрифтом

    Мыслительные навыки – важны в интеллектуальной деятельности. Это умение собирать и анализировать информацию (что это?), структурировать знания «по полочкам», запоминать их и применять в нужный момент.

Например, ключевые навыки в резюме опытного следователя – это знание закона, умение работать с правовыми базами, развитое логическое мышление и т.д.

Двигательные – сюда относится передвижение человека в пространстве, письмо, работа с техникой, инструментами. Для секретарши важен навык слепого печатания, для профессии электрика – умение работать отверткой, перфоратором.

Танцоры должны уметь танцевать, хирурги – работать медицинскими инструментами, ювелиры – способность работать с мелкими деталями.
Коммуникативные навыки – это то, как человек ведет себя в обществе, взаимодействует с другими людьми. В работе менеджера (кто это?), заключающего договора, важно уметь разговаривать с клиентами, мотивируя их на покупку товара.

Психологи же учатся внимательно слушать людей, улавливать в их речи еле заметные, но значимые детали.
Перцептивные (сенсорные) – способность пользоваться органами чувств при восприятии окружающего мира: различать звуки, запахи, прикосновения.

Это ключевые навыки для резюме сомелье, музыкантов, дегустаторов и др.

Каждая личность в разной степени обладает своим набором навыков: они смешиваются, дополняют друг друга.

Например, профессия журналиста предполагает, что человек должен уметь слушать, задавать нужные вопросы, структурно записывать рассказ, а затем создавать интересные статьи.

Формирование навыков

Чтобы точнее понять, что такое навык, необходимо рассмотреть, как он формируется. Это длительный процесс, состоящий из четырех этапов:

  1. предварительный – многочисленные повторения пробных действий. Этот этап можно назвать «пальцем в небо», так как человек совершает большое количество попыток, как умеет – интуитивно, наугад, пробуя разные способы;
  2. аналитический – сопоставление полученного опыта и действий. Рано или поздно становится понятно, какие способы работают, а какие нет, что полезно, а что можно исключить;
  3. синтетический – симбиоз (что это такое?) теории и практики, систематизация опыта. Человек формирует в голове четкое представление о навыке и может им свободно пользоваться;
  4. автоматический – особого внимания для выполнения действия больше не требуется, навык становится автоматическим.

Обладание любым навыком – это результат длительных тренировок.

Вспомните, как вы учились писать шариковой ручкой. Сначала это были корявые, неуверенные крючочки, которые со временем превращались в красивые буквы, соединяющиеся в дальнейшем в слова и предложения. То же самое с умением есть ложкой, заправлять кровать, жарить яичницу и завязывать шнурки.

Процесс приобретения автоматизма включает в себя большое число проб и ошибок. Последние часто отбивают у человека желание продолжать обучение. Поэтому эта деятельность требует мотивации (что это такое?) – внутренней или внешней.

Навык и умение – в чем отличие

В разговорной речи слова «навык» и «умение» используются в качестве синонимов. Однако, если обратиться к их точным определениям, становится ясно, что термины все-таки отличаются.

Навык – понятие более конкретное, узкое, стереотипное: например, закручивание пробки на бутылки. Здесь не нужен творческий подход, подготовка и т.д.

Умение – более широкий феномен, базируется на навыках.

  1. Человек научился работать бензопилой – мастерски распиливает древесину. А вот как с ее помощью вырезать какую-нибудь фигуру?
  2. Вы отлично взаимодействуете со взрослыми людьми – понимаете их, доходчиво выражаете мысли, а сможете так же с детьми?
  3. Ключевые навыки повара позволяют ему изобретать новые рецепты, создавая кулинарные шедевры.

До сих пор неизвестно, что является первичным – навыки или умения. Это как спор о яйце и курице. С одной стороны, умения порождают новые навыки. С другой, без навыков не было бы умений.

Источники:

http://studopedia.ru/5_42703_raznitsa-mezhdu-sposobnostyami-znaniyami-umeniyami-i-navikami.html

http://www.syl.ru/article/370909/chto-takoe-umenie-navyik-formirovanie-umeniy

http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/navyk-chto-ehto-takoe-professionalnye-navyki-rezyume.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector