Ольга годы жизни и правления. События в период правления ольги

Основные события правления княгини Ольги

Княгиня Ольга, которая смогла управлять целым государством, до сих пор вызывает восхищение. Она была мудрым политиком, страна во времена ее правления процветала, выросла ее военная мощь, в Киевскую Русь стремились иноземные купцы. Но не только такими событиями прославилась эта удивительная женщина.

Христианские традиции в языческой Руси

Княгиня Ольга смогла совершить то, что до нее не смогли сделать правители Киевской Руси. Именно она не побоялась в известной своими крепкими устоями стране ввести христианские обычаи, начать строительство христианских церквей и познакомить языческую Русь с иконами, привезенными из Константинополя.

Основные жизненные этапы княгини Ольги

  1. Точная дата рождения Ольги неизвестна. Историки утверждают, что в конце IX века или в самом начале следующего. Даже знаменитая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини, не может об этом рассказать и даже назвать имена ее родителей, так как она была из крестьянского рода.
  2. Некоторым историкам очень хочется верить в то, что отцом Ольги был Олег – родственник Рюрика, и когда князь Игорь подрос, он их поженил. Существует такая легенда, что Ольга зарабатывала на жизнь тем, что переодевшись юношей переправляла людей в лодке с берега на берег. И во время переправы Игорь разглядел в парне прекрасную девушку, попытался заигрывать, но услышал в ответ отказ. А когда пришло ему время жениться, велел найти ту красавицу. Однако существенных доказательств этим фактам нет.
  3. Зато остались свидетельства, что при рождении младенца нарекли Хельгой, а появилась Ольга на свет недалеко от Пскова в деревне Выбуты.
  4. О юных годах и времени девичества мало что известно. Скорее всего у нее была обычная жизнь, которой привыкли жить работящие деревенские жители.
  5. Все изменилось после замужества с князем Игорем Рюриковичем. По всему, брак был счастливым, хотя муж позволял себе вольности на стороне. У них родился сын Святослав.
  6. Когда мальчику исполнилось три года, судьба преподнесла княгине горестное испытание: ее мужа убили древляне. С тех пор этот народ стал ее вечным врагом.
  7. Если разобраться, все произошло из-за того, что еще после смерти Олега древляне отказывались отдавать новому правителю полагающуюся с них дань. Но князь за это повелел им выплачивать мзду вдвое больше. Подати дружина князя собирала очень жестоко. Это были почти грабительские набеги, во время которых забирались продукты, драгоценности, меха.
  8. Убили князя после того, как он решил лишний раз собрать подать, а затем еще и вернулся к древлянам за дополнительной данью. Люди хотели мирно образумить Игоря, однако князь и его дружина вели себя агрессивно. В итоге его привязали к верхушкам крепких согнутых веток, и его тело было разорвано на части.
  9. Сын погибшего князя был еще слишком маленьким, поэтому власть над землями Киевской, Новгородской и Псковской перешла в руки Ольги. И даже когда сын вырос и сам бы мог управлять державой, княгиня по-прежнему была у власти, так как Святослав предпочитал военные походы и различные ратные кампании.
  10. Древляне после кончины Игоря прислали вдове сватов в надежде, что она выйдет замуж за их князя Мала. Этот ход был продуман: в случае согласия два княжества объединялись и становились намного могущественнее. Просили они и милости за смерть ее мужа. Однако не подозревали, насколько разгневана княгиня. Сватов вместе с ладьей, на которой они прибыли, было приказано закопать живьем. Причем такую жестокую казнь устроили так, чтобы люди умирали в страшных муках.
  11. Но ее сердце все еще требовало мести. К Малу женщина послала весточку с укором, что она достойна более достойных сватов, и ждет от князя достойных мужей. Когда прибыли избранные посланцы, им предложено было вначале помыться в бане. Но не для того, чтобы княгиня их принимала после в своих хоромах, а чтобы сжечь заживо, закрыв в бане.
  12. На этом Ольга не остановилась. Взяв с собой небольшое количество дружинников, она отправилась к ненавистным древлянам, убедив их, что пора провести тризну у могилы мужа. Людям подавали напитки, от которых они слабели и засыпали. Вот тогда Ольга велела своим людям рубить врагов. По летописным сведениям, тогда погибло более пяти тысяч древлян.
  13. Самой кровавой расправой над древлянами считается событие, которое случилось в 946 году. Войска под предводительством Ольги отправились завоевывать землю древлян. Захватив столицу, она смогла сжечь весь город. Воспользовавшись тем, что почти все строения деревянные, велела привязать к лапкам птиц, ей подаренных, пылающие факелы. Стайки полетели к своим гнездам и подожгли жилища людей.
  14. После поражения древляне сдались, покорились и обещали с этих пор платить Ольге дань. Как и мечтал в свое время ее супруг.
  15. В те времена в Киевской Руси было несколько языческих богов, которым поклонялись, просили у них заступничества. Но Ольга решила принять христианство и крестить своих подданных. Есть сведения, что свою веру она изменила в Константинополе, причем сами патриарх Феофилакт и император Константин VII крестили ее.
  16. Вернувшись в Киев уже с новым именем – Елена, так как ее собственное относилось к языческому, княгиня привезла священников, церковные книги и иконы с новыми святыми. Первым ее желанием после возвращения было уговорить единственного сына принять новую веру. Но Святослав был такой же твердый в своих убеждениях, и только посмеивался, когда мать заводила разговоры о христианстве. Однако обращать в другую веру людей он не запрещал.
  17. По велению Ольги были построены десятки храмов, а также монастырь в Пскове. Она лично ездила в северные области страны, чтобы крестить, а заодно и проследить, чтобы были уничтожены языческие символы, а на их месте появились христианские.
  18. Люди в основном тяжело воспринимали новую религию. Дружинники с недоверием относились к такому нововведению, убеждая Святослава, что это может ослабить государство. Но князь не смел возражать матери. Однако дружинники своего все же добились: Ольга перестала ездить по стране, заперлась в Киеве.
  19. Правда, пока сын отсутствовал, а он почти все время находился в походах, воспитывала своих внуков в христианских традициях. Крестить их она побоялась, страшась гнева Святослава и убийства детей, ведь гонения на людей, принявших христианство, в те времена были сильные. Но священник при ней был неотлучно.
  20. Воспитанные в бабушкиных традициях, в будущем Ярополк и Владимир сделают все возможное, чтобы утвердить христианскую веру по всей Руси.
  21. Ольге повезло: в те времена мало кто из правителей умирал из-за старости. В основном самодержцы погибали вследствие интриг и борьбы за власть. Однако великая княгиня умерла от старости. Как записано в летописи, это случилось в 969 году.
Читать еще:  Провели игру для детей правила движения. Группа наглядных приёмов

Реформы княгини Ольги

Ольга была жесткой правительницей. Но благодаря ее уму и дальновидности она считается основоположником русской государственности.

  1. Ольга не боялась посещать русские земли, особенно если становилось известно о бунтарской настроенности мелких поместных князей. Такие проблемы решались благодаря погостам. Это были созданные особые центры – судебные и административно-финансовые, которые особо были нужны в отдаленных областях государства.
  2. Княгиня провела множество реформ, которые коснулись таких сфер, как создание центра торговли и обмена. Но это скорее облегчило работу собирателям податей.
  3. Ей принадлежит административная реформа с удобной схемой налогообложения. Благодаря ей в казну стало поступать больше денег.
  4. Ольга смогла установить четкий размер налогов для тех княжеств, которые ей подчинялись. Было назначено точное время для их выплат, а на местах служили княжеские администраторы, должность которых называлась тиун.
  5. Оборонная мощь страны во времена управления Ольги очень выросла. Считается, что именно в периоды ее правления появилась первая государственная граница, разделяющая российские и польские земли. Вокруг городов стали возводить прочные стены.
  6. Частые пожары деревянных сооружений заставили княгиню Ольгу задуматься о каменном строительстве. Во время ее правления появились каменные дома, одними из первых – городской дворец и загородный княжеский дом.
  7. Стала процветать торговля с другими государствами. Иностранные купцы были желанными гостями.

Великая княгиня Ольга

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие «невесты» и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что «невеста» отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Читать еще:  Надежные методы контрацепции. Контрацепция: какой метод выбрать

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Княжение Ольги

Регентство жены Игоря при малолетнем князе Святославе.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга — великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие — Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место — после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку — Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

Читать еще:  Какой корабль затонул как титаник. Титаник

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» — термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами — Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ

С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров — погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».

Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу — установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» — купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Источники:

Основные события правления княгини Ольги

http://istoriarusi.ru/kiev/olga.html

http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-ol-ghi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: