Лесков. Очарованный странник — Гипермаркет знаний

Легендарные христианские книги: Н. С. Лесков “Очарованный странник”

Автор

О книге

Интересные
факты

Цитаты

Автор

Портрет Николая Лескова. Валентин Серов. 1894

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — писатель, о котором Лев Толстой говорил, что он «самый русский из наших писателей».

«Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, — писал Лесков, — что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе».

Предки Лескова были священниками в селе Лески Орловской губернии. Отсюда вышла родовая фамилия Лесковы. Писатель хорошо знал Библию, церковные традиции и часто обращался к христианским образам и мотивам в своих текстах. Лесков был убежден, что литература призвана поднимать дух человеческий и что «цели евангельские» для нее дороже всех иных.

О книге

Время написания

История создания и замысел

Странник. В. Суриков. 1886

В 1870-е годы у Лескова родилась идея написать цикл рассказов о праведниках. В итоге им было написано 10 произведений: «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Пигмей», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах», «Шерамур», «Однодум» «Левша»и «Очарованный странник». Созданную Лесковым галерею народных характеров, людей, исповедующих православно-христианский идеал добра, странников, Максим Горький назвал «иконостасом праведников и святых».

Лесков считал, что праведники «сильнее других делают историю», а также замечал: «Таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подражать им, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердце, окрылял слово и руководил поступками».

Замысел «Очарованного странника» возник у писателя летом 1872 года, во время путешествия по Ладожскому озеру на Корелу и Валаам. Уже в 1873 году повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». А вскоре вышла отдельная книга «Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова».

Содержание

Валаам. Пихтовая аллея. Художник Александр Александровский. facebook.com/AlexandrovskyArt

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру на остров Валаам. Среди путников выделяется некто Иван Северьяныч Флягин, одетый в послушничий подрясник. По просьбам спутников мужчина рассказывает им долгую историю своей жизни.

Родившись в семье крепостного крестьянина, он с детства занимался лошадьми, имея к этому особый дар. В 11 лет он из баловства стал причиной гибели старенького монаха. Монах является мальчику во сне, предсказав, что тот будет много раз погибать, но не погибнет и в конце концов уйдет в монастырь. Начинается череда приключений — странствий главного героя, который множество раз меняет род занятий. Он служит помощником кучера, нянькой барского ребенка, лекарем в татарском плену, объездчиком лошадей, участвует в Кавказской войне, работает актером в петербургском театре, чиновником… Наконец, он становится иноком в монастыре. И вот теперь 52-летний Флягин отправляется странствовать по святым местам и оказывается среди попутчиков. Признавшись им, что ему «за народ очень помереть хочется», он заканчивает повествование. После этого очарованный странник впадает «в тихую сосредоточенность», которой никто из собеседников не смеет нарушить.

Особенности

Иван Северьяныч. Иллюстрация Ивана Глазунова, 1973

«Очарованный странник» — необычная повесть. В ней используются мотивы древнерусских житий, народных былин, а также сюжетная схема популярных авантюрных романов.

«Очарованный странник» — житие. Лесков последовательно описывает биографию своего героя, организовав ее как несколько завершенных эпизодов — фрагментов его жизни. Схожим образом строятся жизнеописания святых. Лесковский странник проходит сложный путь от греха к искуплению и покаянию. Он уходит в монастырь, считая, что это предопределено Богом. «Очарованного странника» сближают с житиями видения будущего, открывающегося главному герою, пророческие сны, а также его победа над кознями бесов — традиционный житийный элемент сюжета.

«Очарованный странник» — былина. Ивана Северьяныча Лесков сближает не только с героями житий, но и с персонажами русских былин — богатырями, прославившимися своими подвигами во имя народа. Попутчики Флягина сразу же отмечают его сходство с Ильей Муромцем: «…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» В одном из эпизодов повести Иван сечется нагайками с киргизом Савакиреем. Этот бой напоминает поединок русского богатыря с противником-басурманом.

«Очарованный странник» — авантюрный роман. Мотив странствий роднит лесковскую повесть с романом приключений. С героем авантюрного романа, так же, как и с Флягиным, случаются самые удивительные происшествия. Он скитается по свету, меняя имена и род занятий, приспосабливаясь к обстоятельствам и спасаясь от гибели.

Также исследователи отмечают сходство повести Лескова с произведениями Пушкина и Лермонтова. Однако главное, что отличает «Очарованного странника» от всех классических жанров, — это установка автора на документализм, хроникальность изложения. Лесков старается убедить читателя в подлинности событий произведения. На примере судьбы очарованного странника автор доказывает, что настоящая, реальная жизнь может быть гораздо интереснее и непредсказуемее вымышленных литературных сюжетов: «А в жизни, особенно у нас на Руси, происходят иногда вещи, гораздо мудренее всякого вымысла — и между тем такие странности часто остаются незамеченными», — уверен Лесков.

Читать еще:  Fallout new vegas моды тела. Лучшие моды Fallout: New Vegas

Название

Дорога во ржи. Г. Г. Мясоедов. 1881

Странник Лескова — не простой, а очарованный. Эта очарованность проявляется в ощущении героем предопределенности всего, что с ним происходит. В этой подчиненности высшим силам кроется христианский смысл. С рождения Иван — обещанный Богу ребенок, которого мать вымолила у Господа. «Не своей волей» движим Иван Северьяныч, а Божьей.

Еще одна трактовка слова «очарованный» — восхищенный красотой и многообразием всего окружающего. Эту совершенную красоту странник постоянно встречает на своем пути: находит ее то в заботе о лошадях, то в искреннем и возвышенном чувстве к красавице-цыганке, то в образе Родины, за которую хочет умереть, и, конечно, в природе: «Краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!»

Смысл произведения

Иллюстрация Николая Кузьмина. 1952

По замыслу автора, в характере и судьбе очарованного странника Ивана Флягина отчетливо слышна общенациональная нота, звучание которой определено православной христианской верой. В нем раскрываются лучшие стороны народного характера: бесстрашие, благородство, простодушие и открытость. Иван Северьяныч понимает православное вероучение как практическое доброделание и добротолюбие.

В «Очарованном страннике» Николай Лесков показывает, как в сложных жизненных обстоятельствах формируется тип «русского праведника», который так необходим людям. Главный герой, убийца и грешник, искупает свою вину и, оказавшись в монастыре, преображается, получает способность пророчествовать и испытывает «наитие вещательного духа». Эволюция, духовное восхождение Ивана Северьяновича происходит постепенно. Каждый эпизод в сюжете повести — это новый этап преображения внутреннего мира героя, восстановление образа Бога в человеке, следующий шаг на пути к служению людям, состраданию ближнему и праведности.

Интересные факты

1. Первоначально у «Очарованного странника» было другое название: «Черноземный Телемак». Телемак — герой древнегреческой мифологии, сын хитроумного странника Одиссея. Также название Лескова было стилизовано под заглавия приключенческих, нравоописательных романов XVIII века («Приключения Телемака» Франсуа Фенелона, 1699).

2. В 2002 году композитор Родион Щедрин написал оперу «Очарованный странник», премьера которой состоялась в Нью-Йорке в концертном зале Эвери-Фишер-холл в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра.

3. Географический масштаб скитаний Флягина огромен. Это Астрахань, Курск, Петербург, Орловщина, Николаев, Каспий, Подмосковье, Пенза, Соловецкие острова, Карачев, Кавказ, Корела.

4. Некоторые исследователи считают, что Лесков построил композицию «Очарованного странника», ориентируясь на житийную икону с клеймами, где на одной доске с главной иконой по периметру размещаются сюжеты, описывающие различные деяния святого. Так и в повести все эпизоды, связанные с жизнью очарованного странника, последовательно показывают его духовное восхождение.

Икона Прокопия Устюжского с житием в 24-х клеймах

Фильм “Очарованный странник”

«Очарованный странник» был дважды экранизирован. В 1963 году вышел черно-белый фильм Ивана Ермакова с Николаем Симоновым в главной роли. А в 1990 году режиссером Ириной Поплавской был снят одноименный фильм, где роль Ивана Флягина исполнил Александр Михайлов.

Кадр из фильма Ирины Поплавской “Очарованный странник”, 1990

Цитаты

Начнешь молиться… и молишься… так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь.

Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть.

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Тема странничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

В творчестве Н.С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

Читать еще:  К чему снится что я нашел клад. Малый Велесов сонник

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.

Повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Особенности сюжета

В произведении нет сквозного сюжета. События времен молодости героя, Ивана Северьяныча Флягина (служба в должности форейтора при своем хозяине, графе К.), прямо никак не связаны с происшествиями, выпавшими на его долю позднее, — десятилетней жизнью в татарских степных кочевьях, уходом в монастырь и т. д.

Нет в повести Лескова и «сквозных» персонажей, за исключением самого Флягина. Эпизоды, из которых составлена повесть, имеют свои собственные «микросюжеты». Микросюжеты выстраиваются следующим образом:

Читать еще:  Рассказ певцы. Иван тургеневпевцы

1) спасение Флягиным семьи графа К.;

2) наказание (за месть графининой кошке, съевшей флягинских голубей), порка и бегство от графа;

3) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником;

4) поединок с Савакиреем и уход в степь;

5) возвращение в Россию;

6) служба при князе, история с Грушенькой;

7) солдатская служба;

8) скитания и приход в монастырь;

9) жизнь в монастыре.

В «Очарованном страннике» отражены не только сюжетные элементы житий, былин и авантюрных романов, он не только тяготеет к эпической форме, но в нем трансформированы и коллизии и сюжетные эпизоды многих классических произведений, в частности «Кавказского пленника» А. С. Пушкина (пребывание Флягина в неволе у татар), «Цыган» А. С. Пушкина (приворожившая сердце Флягина цыганка Груша

Очевидная литературная основа «Очарованного странника», однако, не свидетельствует об установке автора на восприятие его текста как «вторичного» по отношению к классическим «образцам». Лесков, напротив, хочет продемонстрировать на примере судьбы Флягина, что реальная жизнь более прихотлива и непредсказуема, чем вымышленные сюжеты. Кроме того, соотнесенность с романтическими поэмами Пушкина подчеркивает «странность» (с точки зрения романтической поэтики) поведения героя, не ощущающего ничего необычного в диковинных метаморфозах своей жизни. «Романтические» ситуации (плен, кавказская война) герой Лескова воспринимает прозаически-трезво (отчасти исключение – очарованность Грушей, но и она проявляется в поступках и словах, имеющих мало общего с действиями и речами романтического персонажа).

Все перечисленные выше эпизоды «рассказываются» самим героем. Повествование Флягина о своей судьбе выслушивают путешественники, плывущие на пароходе по Ладожскому озеру; один из них — рассказчик, знакомящий нас с Иваном Северьянычем и завершающий его историю своим комментарием.

Таким образом, «Очарованный странник» в композиционном отношении — «рассказ в рассказе». Такое построение «Очарованного странника» — значимое. Во-первых, так автор придает достоверность рассказу Флягина о невероятных событиях, перипетиях его жизни.

Во-вторых, форма «сказа», устной речи от первого лица, произносимой человеком из народа, мотивирует «странную» композицию сюжета: подробное изложение отдельных эпизодов из жизни Флягина и вместе с тем предельно краткий рассказ об «экзотической» (с точки зрения образованных слушателей) жизни в плену; затемненное, не описанное Флягиным убийство Грушеньки, совершаемое как бы в тумане; «магическое» преображение Флягина, завороженного женской красотой, преображение, которому придает таинственность рассказ героя, не способного внятно объяснить и внезапную перемену, и предшествовавший ей провал в сознании.

Сказовая форма позволяет автору скрыться «за героем», утаить собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяныча — это точка зрения самого персонажа, объяснения и круг представлений которого весьма далеки от авторских. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова такого совпадения нет, но в тексте авторский «взгляд» и «взгляд» Флягина реально не разграничены, так как прямые авторские высказывания отсутствуют.

Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой — затейливую народную игру словом.

Многозначен и смысл «рамки» — рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Подобно тому как жизнь Флягина — это постепенное преодоление собственного эгоизма и обуздание своеволия, движение к другим людям, растущее понимание их душ, забот и переживаний, так и сама ситуация рассказывания — это преодоление отчуждения, дистанции между Флягиным и другими пассажирами.

Спутники Ивана Северьяновича сначала лишь ждут от него «анекдотов», забавных и интересных историй из быта монастырской братии, священников и дрессировщиков лошадей. Купец, один из слушателей, смотрит на странника немного свысока. Своеобычность и сила натуры Флягина лишь постепенно уясняются его случайными попутчиками. Реакция их как бы программирует, «моделирует» и реакцию читателей повести Лескова, размыкает ее границы. Вместе с тем роль слушателей — наметить дистанцию между мнениями, представлениями, миром чувств простого человека (бывшего крепостного графа К.) и образованной «публики».

Кроме того, обрамляющий рассказ о поездке на пароходе придает расширительный, символический смысл жизненному «путешествию» Ивана Северьяныча: не только он, но и как бы вся Россия странствует, плывет к неведомой ей цели. Иван Северьяныч Флягин — вечный странник, он и о своих прежних скитаниях рассказывает в пути.

Есть у лесковского обрамляющего рассказа и еще один смысл. Незаурядные характеры, личности нередки в народе, и случайная встреча с ними возможна всегда.

Источники:

Легендарные христианские книги: Н. С. Лесков “Очарованный странник”

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/leskov-n-s/ocharovannyj-strannik/4825-tema-strannichestva-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik

http://studopedia.ru/3_204503_povesti-ns-leskova-ocharovanniy-strannik.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: