Субъекты социально-политической жизни. Социальный субъект

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Субъектами социального действия выступают социальные группы и об­щности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), субъектами политического действия — гражданин, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне — в мировом сооб­ществе — национальные государства, международные организации, на­пример ООН, НАТО, транснациональные корпорации и т.д. Субъектов со­циального и политического действия именуют еще акторами (действую­щими лицами). Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. Вся совокупность отношений между политическими субъектами, а также ме­ханизмы их упорядочения составляют то, что принято называть полити­ческой системой.

Политическая система общества (вспомним термин «социальная сис­тема общества») — совокупность всех политических институтов и субъек­тов политического действия (следовательно, сюда входят и граждане, и президент, и Госдума, и политические партии, и милиция, и многое дру­гое). Характер политической системы определяется двумя факторами — формой правления (монархия, демократия, республика) и политическим режимом (авторитарным, тоталитарным и др.). Различить их просто: фор­ма правления указывает на официально установленный источник власти в обществе (королева Англии обличена всеми официальными атрибутами власти), а политический режим обозначает как бы ее теневую сторону. Дей­ствительно, при советской власти у нас официально была республиканская форма правления (Союз Советских Социалистических Республик), но по­литологи (и не только они) знали, что в стране тоталитарный политичес­кий режим.

Наряду с понятием «социальная стратификация» существует термин по­литическая стратификация, предполагающая социальный процесс распре­деления политических статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок. В политической стратификации, или в политической пирамиде, происходят всевозможные процессы, изменения, перемещения и поведение людей. Политическое по­ведение— реализация социальными агентами стратегии повышения-пони­жения своего социального статуса путем участия в выборах, референдумах; все это разновидности политических процессов и одновременно политичес­кого поведения людей. Граждане при­ходят на избирательные участки и вы­ражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный полити­ческий процесс, существующий неза­висимо от сознания и воли людей. В демократическом государстве благо­даря избирательной системе происхо­дит обновление кадров (ротация), одни элиты сменяются другими, зак­репляются права и свободы граждан. Успешная адаптация к социальным и политическим реалиям жизни, умение преодолевать трудности и решать неожиданные проблемы возможны благодаря социализации — продолжаю­щемся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоении культурных норм и освоении социальных ролей. (Социализацию не надо путать с воспитанием или обучением, это более широкое явление.) За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж — социальный контроль со стороны ро­дителей, соседей, учителей, милиции, государства, администрации и еще множества других агентов социального контроля. Разновидностью социаль­ного контроля выступает политический контроль. К нему относятся все по­литические акции, например сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) осно­ваниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в го­сударстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто откло­няется вправо или влево от официального политического курса, применя­ются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграж­дение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, ре­гулирующие социальные отношения, наступает паралич — аномия (беззако­ние, отсутствие норм).

Политические группы — разновидность социальных, поскольку слово «со­циальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имуществен­ному положению, то политические — по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также по политическим ориентаци-ям, электоральной (избирательной) активности и т.п. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, вы-

ясняюшие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают, насколько активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Ниже будут рассмотрены не все многообразие политических групп, но лишь четыре ведущие, а именно: группы давления, группы инте­ресов, лобби и элита. Они в наибольшей степени относятся к социологии, а не только к политологии.

В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на властные структуры двумя путями — голосованием на выборах и созданием

организованных общественных групп. Такие группы называют общественны­ми потому, что участвующие в них граждане не получают вознаграждения за свою работу, не регистрируются в качестве организации, скажем инсти­тута или торговой фирмы, создающей товары и услуги. Добровольные по­мощники чаще всего работают бесплатно.

Различают два типа организованных общественных групп: группы давле­ния, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринима­телей), и группы интересов, выступающие с новой инициативой по измене­нию законов. Наименование двух групп достаточно условно и часто вводит в заблуждение. К примеру, в какую группу включить общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С фор­мальной точки зрения — в группу давления, поскольку в их названии есть слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих груп­повых интересов, а интересов всего общества. Профсоюзы, отстаивая соб­ственные интересы, выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общественную жизнь. Поэтому обществен­ные группы следует различать по тому, чьи интересы они защищают — свои собственные или других людей. Очевидно, что советы ветеранов относятся к группам давления, а Красный Крест и Армия Спасения — к группам инте­ресов.

Группы интересов надо отличать от политических партий. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом воп­росе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утвер­ждений, составляющих программу партии. Группы интересов озвучивают (артикулируют) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, при­дают им удвоенную силу и благодаря коллективным действиям делают их достоянием общественности. В 1970-е гг. в нашей стране практически ник­то не знал экологического движения; о нем мало слышали и в 1980-е гг. Но когда выхлопные газы, радиоактивные осадки, промышленные отходы ста­ли массовыми и затронули здоровье жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно при­влекала к проблеме внимание общественности. В результате в 1990-е гг. про­блемы защиты окружающей среды стали одними из главных в законодатель­ной деятельности парламента, в печати, на радио и телевидении, а в школе ввели специальный учебный предмет.

Группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высве­чивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в совет­ской, а позднее в российской армии процветала дедовщина и в мирное вре­мя гибли молодые солдаты. И только в 1990-е гг. в стране сформировалось движение солдатских матерей, которое заставляет обратить на себя внима­ние самый консервативный в мире властный орган — армейское командо­вание. Через такие общественные движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем министерства или крупные чиновники. Долго занимаясь одной проблемой, группы инте­ресов подготавливают кадры квалифицированных специалистов, знающих данную проблему. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смерт­ности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нуж­на исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специа­листов, чем в соответствующем общественном движении, не найти и т.д.

Читать еще:  Заговоры на везение на растущую луну. Ритуалы на растущую луну

Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное реше­ние, обращаются к таким специалис­там с просьбой дать экспертную оцен­ ку. Некоторые группы интересов пере­растают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии. Харак­тер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законные или незаконные способы их деятельности.

Группы интересов и группы давления как посредники между государством и народом выполняют свои функции, взаимодействуя с кандидатами в де­путаты и членами исполнительных и представительных органов (в виде со­ветов, рекомендаций, убеждения), участвуя в разработке законопроектов, проведении экспертиз, решений правительственных органов, контролируя соблюдение принятых решений (законов), вплоть до обращения в суд; на­блюдая за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д. Таковы законные (легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы дея­тельности этих групп, в частности взятки и подкуп чиновников, финансо­вая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью по­литиков в целях сбора компромата и т.д. Яркий пример — кризис августа-сентября 1998 г. Некоторые специалисты полагают, что обвал рубля был спровоцирован намеренно теми группами, которые хотели лишить оппози­ционные партии и часть населения, не поддерживающие правящий режим, возможности на очередных президентских выборах (в 2000 г.) или на досроч­ных перевыборах финансировать оппозиционные партии. Результат оказал­ся противоположным: у населения были подорваны остатки доверия к пра­вительству и стоящей у власти политической элите.

От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отли­чать группы давления — лобби, формирующиеся на базе бюрократических структур. Лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби от­носят тех, кто способен протолкнуть нужное решение мирным путем, напри­мер сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким влиятельного лица, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигрывается во

властных коридорах России в 1990-е гг. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные — недовольством армии и ее готов­ностью свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в гос­бюджете. Но выделенные деньги зачастую оседают в карманах начальства и не доходят до рядовых аграриев или военных, которые, не получив средств к существованию, выражают недовольство. Их лобби, представленные в пар­ламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и требуют денежных вливаний. И так до бесконечности.

Мощные лоббистские группировки всегда «тусуются» около власти. На­против, группы интересов типа движения солдатских матерей или эколо­гических стоят очень далеко от коридоров власти — на самом низу соци­альной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и до­биться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс. Лобби потому сильны, что контролируют стратегические ресур­сы: военные — оборону, аграрии — продукты питания, банкиры — день­ги. До революции 1917 г. лоббистскую фракцию составляло русское дво­рянство, которое контролировало основной ресурс — собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировав­шее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Группы ин­тересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в пос­леднюю очередь.

Если лобби потакать, то они монополизируют власть в государстве, зас­тавят его работать только на решение собственных проблем. В США это по­няли еще в середине XX в. и в 1946 г. приняли федеральный закон о деятель­ности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денеж­ных ресурсах и их использовании в политической борьбе. Было замечено, что как только деятельность лобби предается публичной огласке, желание обхо­дить закон усмиряется.

Элементы лоббистской политики — тактики силового проведения через властные структуры нужных решений — используют не только сами лоб­би, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г., как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представ­лялись дойными коровами, которые дают государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, проедаемый всеми другими институтами и струк­турами. В ситуации тяжелейшего кризиса в стране правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Моментально в средствах массо­вой информации появились публикации, в которых «нефтекороли» расска­зывали о своей важности для страны и неимоверных трудностях, с которы­ми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слушание отчета нефтяных компаний в Госдуме благодаря этому получило («нефтяниками») ожидае­мый результат.

Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является политическая элита общества.

Кроме политических групп важнейшими элементами политической сис­темы общества выступают государство, политические институты и полити­ческие партии.

ТЕМА 4. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Основные понятия:личность, субъекты и объекты управления в обществе, социальный статус, социальная и политическая роли, лидерство, лидер, политический лидер, элитология, социальная и политическая элиты, бюрократия, политическая программа, политическое руководство, этнос, нация, профессиональные общности.

Занятие 1

ПЛАН

Управление социальными и политическими процессами в обществе.

1.1.Понятие «субъекта» и «объекта» социально-политической жизни общества.

1.2.Социальный и институциональный уровни классификации субъектов.

Личность как первичный субъект и объект социальной жизни и политики.

2.1.Социальный статус личности и ее социальные и политические роли.

2.2. Феномен лидерства. Роль лидерства в социальной сфере.

2.3. Политическое лидерство, его сущность, функции и типология.

Занятие 2

ПЛАН

Специфические социальные группы как субъекты социально-политической жизни общества.

1.1.Элиты: типология и механизм формирования.

1.2. Политическая элита: типология и функции.

1.3. Бюрократия в структуре управления социально-политическими процессами.

1.4. Феномен лоббизма. Группы давления.

1.5. Рекрутирование элит в современном российском обществе.

Становление демократических форм управления социально-политичес-кими процессами в России.

2.1. Публичная политика и закономерности ее развития.

2.2. Формирование лидера нового типа и его востребованность в политическом процессе.

2.3. Имидж политика.

2.4. Этнический фактор и социально-политические процессы общества.

Семья как субъект социально-политического управления общества.

3.1. Семья как малая группа и социальный институт.

3.2. Функции семьи.

3.3. Семья и брак: сущность и типология.

3.4. Деструктивные явления в семье.

3.5. Политика современного российского государства по отношению семьи.

Тематика сообщений, докладов и эссе

1. Современные теории политического лидерства.

2. Проблемы формирования современной политической элиты в России.

3. Этнические общности, процессы роста национального самосознания и тенденции конфликтности в обществе.

4. Развитие молодой российской демократии и политическая элита России.

5. Элиты как фактор стратификации современного общества.

6. Демографические общности как объект социально-политической жизни общества.

7. Маргинальные социальные слои как проблема социально-политической жизни России.

8. Семья как социальная группа и социальный институт.

Список основной литературы

1. Артёмов, Г.П. Политическая социология / Г.П. Артёмов. – М.:ЛОГОС, 2006. – 280с.

2. Коровина, Е.В. Социология и политология: Конспект лекций для студентов технических и гуманитарных специальностей / Е.В. Коровина, М.В. Заплаткин, Е.А. Цветкова / Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2006.- 88 с.

Читать еще:  Формы глагола идти в русском языке. Глагол в русском языке

3. Коровина, Е.В. Политология Комплекс учебно-методических материалов

/ Е. В. Коровина — Н.Новгород: Изд-во НГТУ, 2006.129 с.

4. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие

/ А. И. Кравченко — М. : Академический Проект; Мир, 2007. — 352 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008. – 495с.

6. Мухаев, Р. Т. Социология / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008. – 495с.

7. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / под. ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарика, 2006. – 408с.

8. Скобелева, Е.И. Социология : Комплекс учебно-методических материалов / Е. И. Скобелева, М. В. Заплаткин, М. П. Прончатова. — Н.Новгород : Изд-во НГТУ, 2006. — 117 с.

Дополнительная литература

1. Антология мировой политической мысли: в 5 тт. М.: РАН, 1997. – 1475с.

2. Альтман, Г.Х. Звездные часы лидерства: лучшие стратегии управления в мировой истории / Г.Х. Альтман.- М.: Гардарика, 2009.- 187с.

3. Ашин, Г.К. Курс элитологии / Г.К. Ашин, Е.В.Охотский. — М.: Гардарика, 2009.- 289с.

4. Ашин, Г.К. Основы политической элитологии / Г.К. Ашин и др. — М.: Гардарика, 2009.- 290с.

5. Черняк, Е.М. Социология семьи / Е.М. Черняк.- М.: Дашкова и К. 2008.- 289с.

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите, что личность может быть и субъектом и объектом процессов управления в обществе.

2. Какие группы, общности и институты общества могут быть субъектами и объектами управления?

3. Что такое «социальный статус»? Охарактеризуйте диапазон собственных социальных статусов.

4. Раскройте содержимое тезиса «Социальная роль – это динамический аспект социального статуса».

5. Каково сущность и признаки лидерства в социальной сфере?

6. В чём специфика политического лидерства? Каким качествам должен обладать политический лидер современного типа?

7. Как формируются элитарные группы в различных сферах жизни общества?

8. Какова роль и функции политической элиты в обществе?

9. Выразите противоречивую сущность бюрократии. Каковы позитивные и негативные аспекты деятельности бюрократии в обществе?

10.Почему национально – этнические группы играют столь важную роль в социальной и политической жизни общества?

ТЕМА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Основные понятия: социальная структура, социальное пространство, соци-альное неравенство, социальная дифференциация, страта, виды стратификации, миграция, мобильность, статус, социальный слой, элита, средний класс, маргинал, равенство социальное, политическое развитие, политическое изменение, модернизация, демократизация, глобализация (типы).

Занятие 1. Социальная стратификация и социальная мобильность

План

Социальное неравенство и социальная стратификация в обществе.

1.1. Истоки и признаки социального неравенства

1.2. Социальная стратификация: понятие, виды и исторические типы стратификационных систем.

1.3. Современные тенденции стратификации. Роль среднего класса в обществе.

Социальная стратификация и социальная мобильность.

2.1. Социальная мобильность как механизм стратификации общества.

2.2. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Основные направления вертикальной мобильности.

2.3. Экономические, политические и культурные факторы индивидуальной и групповой мобильности современного общества

Занятие 2. Политическое развитие

ПЛАН

Политическое развитие.

1.1.Понятие, содержание и факторы политического развития.

Политическая модернизация: основные теории.

2.1.Содержание и факторы политической модернизации.

Политическая модернизация для России.

Тематика сообщений, докладов, эссе.

1. Теории стратификации в современных обществах (Д. Белл, О. Тоффлер,

2. Переходный характер современного российского общества.

3. Особенности социальной структуры современного российского общества.

4. Средний класс России: фантом или реальность?

5. Динамика социальной обратимости и её влияние на политический процесс.

6. Как я представляю политическое развитие и политические изменения.

7. Процесс модернизации в России.

Список основной литературы

1. Артёмов, Г.П. Политическая социология / Г.П. Артёмов. – М.:ЛОГОС, 2006. – 280с.

2. Коровина, Е.В. Социология и политология: Конспект лекций для студентов технических и гуманитарных специальностей / Е.В. Коровина, М.В. Заплаткин, Е.А. Цветкова. — Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2006.- 88 с.

3. Коровина, Е.В. Политология Комплекс учебно-методических материалов

/ Е. В. Коровина — Н.Новгород : Изд-во НГТУ, 2006.129 с.

4. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие

/ А. И. Кравченко. — М.: Академический Проект; Мир, 2007. — 352 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008. – 495с.

6. Мухаев, Р. Т. Социология / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008. – 495с.

7. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / под. ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарика, 2006. – 408с.

8. Скобелева, Е.И. Социология: Комплекс учебно-методических материалов

/ Е. И. Скобелева, М. В. Заплаткин, М. П. Прончатова ; НГТУ. — Н.Новгород : Изд-во НГТУ, 2006. — 117с.

Дополнительная литература

1. Антология мировой политической мысли: в 5 тт. М.: РАН, 1999.- 1475с.

2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Гардарика, 2006.- 495с.

3. Ильин М.В. Политическое самоопределение России / Pro et cоntra. 2009. Т.4. №3.206-209.

4. Ильин, М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применяемости / М.В. Ильин. М.: АСАДЕМА, 2006. 198 с.

5. Попова, И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социологические исследования. 2005. № 12.

6. Радаев, В.В.Социальная стратификация: Учебное пособие / В.В Радаев,

О.И. Шкаратан М.: Гардарика, 2006. с. 8-35, 211-218.

7. Смелзер Н. Социология. М.:ЛОГОС, 2006 с. 243-247, 265-272, 273-284, 287-293.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. с. 297-307, 373-424.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки и признаки социального неравенства? Возможно ли искоренить социальное неравенство в обществе?

2. Дайте определение понятия «социальная стратификация» и охарактеризуйте основные стратификационные модели.

3. Выразите связь социальной стратификации и социальной мобильности.

4. Какую типологию видов социальной мобильности предложил П.Сорокин? Что такое «социальный лифт»?

5. Какие факторы социальной мобильности определяют особенности стратификационных процессов в современном обществе?

6. Кого принято относить к среднему классу. Как идет процесс формирования среднего класса в России?

7. Назовите отличия политического развития от политического изменения.

8. В чем заключается основное содержание политического развития?

9. Дайте определение политической модернизации.

10. В чем заключаются механизмы модернизации. Назовите наиболее эффективные из них.

11. К какому типу модернизации и почему можно отнести модернизационный процесс в России.

Личность — субъект социально-политической жизни

Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и потребностей.

В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом — является сознательно и ответственно действующая личность, которая в своих действиях руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них индивидуальными субъектами политики являются обычные люди. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Категория личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: 1. Личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика. 2. Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики. 3. Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими чертами, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Читать еще:  Конкурентная позиция предприятия. Конкурентные и рыночные позиции фирмы

Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д. Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.

Формы политического поведения и участия личности: 1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни; 2. Личность, профессионально занимающиеся политикой; 3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции); 4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней; 5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможны ли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие вне демократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества. Известно, например, что авторитарный, административно-командный стиль руководства отчуждает людей от власти, порождает замкнутость, неискренность, отдаляет аппарат управления от народа. Очевидно, что этот стиль настолько же неэффективен, насколько неэффективен преимущественно экстренный путь развития экономики. Альтернатива авторитаризму — демократический метод руководства и общения с людьми, уважительное отношение к мнению и политической позиции человека.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единым жив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом — это по большему счету все-таки промежуточный результат, конечный же — всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можно предположить, что по мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоутверждения будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек — это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни — это способ возвышения человеческого в человеке.

Каждая личность — хочет того или нет — является гражданином государства (это наиболее непосредственная, общая для всех личностей политическая роль и отправная социально-политическая установка); каждая личность является членом какой-либо социальной группы, представителем нации или народа и т.д. Уже сама объективная групповая принадлежность детерминирует в какой-то степени условия индивидуального существования личности. Следовательно, даже если кто-нибудь был бы аполитичным, даже считал, что является свободным от любой политики, он все равно является «вплетенным» в политику, по крайней мере, таким образом, что является предметом политических воздействий. Отсюда проистекает наличие, по крайней мере, трех резервов расширения и активизации в политике человеческого фактора. Во-первых, за счет количественного увеличения числа людей (новых политических рекрутов), принимающих непосредственное или осознанное участие в политике. Например, расширение электората при решении особо важных или принципиальных вопросов развития общества. Во-вторых, в силу развития, совершенствования и накопления политического опыта постоянными участниками и творцами политической деятельности. В-третьих, развитием системы политической социализации.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально- культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своей необразованности они могут оказаться объектом политического манипулирования, быть втянутыми, вопреки своим интересам, в политические движения экстремистского толка и т.п. неграмотный человек стоит вне осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В частности, указывает на то, что образование расширяет политический кругозор человека, помогает ему понять необходимость терпимости, в значительной мере предохраняет от приверженности к экстремистским доктринам, увеличивает способность человека сделать рациональный выбор в период избирательных кампаний.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.

Источники:

http://studopedia.ru/9_142291_sub-ekti-politicheskoy-zhizni.html

http://infopedia.su/12xb9f4.html

http://studwood.ru/1055742/politologiya/lichnost_subekt_sotsialno_politicheskoy_zhizni

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector