Настоящий граненый стакан. История граненого стакана

uCrazy.ru

  • avenberg
  • 25 июля 2008 23:38
  • 14377

Граненый стакан – символ советской эпохи. Но эпоха ушла, а стакан до сих пор в ходу, живет себе поживает на наших кухнях.

Когда говорят «граненый стакан», на ум тут же приходят другие приметы России, которую мы потеряли, – автоматы для газированной воды, портвейн «Агдам», сакральный вопрос: «Третьим будешь?»
История происхождения граненого стакана крайне запутанная, и легенд в ней куда больше, чем достоверных исторических фактов. По одной из них, первый граненый стакан царю Петру Первому преподнес владимирский стеклодел. Уж такой-де не выскользнет на качающейся палубе из ухватистой матросской пятерни.

По другой версии, стакан разработала в 1943 году скульптор Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Документальных свидетельств, подтверждающих авторство Мухиной, нет. Ее правнук Веселовский выражается туманно: «А почему бы и нет?» Она, мол, и фантики рисовала, и пивную кружку придумала, так что вполне могла и за стакан взяться. В переносном, конечно, смысле.

Чтобы прояснить ситуацию, едем во Владимирскую область: если все дороги ведут в Рим, то все стаканы – в Гусь-Хрустальный.

Первый стекольный завод купец Аким Мальцов построил на реке Гусь в 1756 году. Заводчики Мальцовы были в старой России такой же известной династией, как Демидовы. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии. Юрий Мальцов спонсировал, как сейчас сказали бы, строительство задуманного Иваном Цветаевым Музея изящных искусств – Пушкинского. Он же построил для своих рабочих храм, расписывать который пригласил Виктора Васнецова. Перед этим храмом, где теперь музей хрусталя, я и стою – в здешней экспозиции представлена вся история развития стекольного ремесла в округе.

– Насчет Петра Первого не знаем, а вот при Павле I граненный вручную стакан уже, по нашим сведениям, существовал, – говорит старший научный сотрудник музея Алла Чуканова. – В соответствии с разработанной им для армии «Доктриной порядочной жизни» таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам. В мальцовские сервизы, выпущенные в конце XIX века, обязательно входили приземистые выдувные стаканы с широкой гранью. Их использовали для чая. Также граненые, но высокие предназначались для шампанского.

А первые граненые стаканы машинного производства – прообраз современных – появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления – капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.

– У нас часто спрашивают, сколько граней у «правильного» граненого стакана, – продолжает Алла Чуканова. – Да сколько угодно. В музее есть стаканы по 8 граней, по 12, 16…

А в музее гусевского Опытного стекольного завода есть стакан с 20 гранями! Грани мелкие, но четкие. Сделан он тоже в Уршеле. Местные старожилы вспоминают, что в войну уршельские стаканы были ходовым товаром, их даже возили в Москву и обменивали на хлеб, соль, мыло… Особенно интересовали сталинские стограммовые стаканчики. Хорошо шли и стандартные – по 200 и 250 граммов.

После войны спрос на граненые стаканы вырос еще больше, и их запустили в производство на других гусевских заводах. Из этих стаканов пил весь Советский Союз, они были в тюрьмах и детсадах, больницах и поездах, в академгородках и бытовках шахтеров. В 1972 году в Уршеле поставили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Но их никто не брал, это был самый настоящий покупательский бунт. Особенно возмущались в разных рюмочных и распивочных, потому как было не понять, сколько в такой стакан можно недолить. Тогда автомат перекроили на привычный народу стандарт – 200–250 граммов.

– Где же все-таки изобрели граненый стакан? – спрашиваю доктора технических наук Юрия Гулояна. Долгое время он работал зам. директора по науке расположенного в Гусь-Хрустальном НИИ стекла. По учебникам Юрия Абрамовича учатся студенты самого известного в стране химического вуза – Менделеевского.
– Легенда про Веру Мухину, конечно, симпатичная, но считать ее «мамой» граненого стакана несерьезно. Изготовление стаканов методом прессования изобрели в США в 1820 году, а выпускать их начали с середины XIX века. В России они появились, потому что Мальцовы внимательно следили за всеми новинками и чутко реагировали на рынок. Здесь стаканы прижились и в советское время получили широкое распространение: страна жила бедно, дешевые надежные граненые стаканы невзрачного серого цвета соответствовали духу времени. Были еще тонкие выдувные стаканы, но хотя их именовали чайными, они лопались от кипятка.

Пить или не пить?

В конце шестидесятых спрос на граненые стаканы упал, их брали только для общепита и автоматов с газированной водой.

– Шли выпивать, стащив стакан в ближайшей столовой или из автоматов. Душевней всего было пьянствовать на старых городских кладбищах, откосах вблизи железнодорожных путей и около стадионов, – свидетельствует писатель Анатолий Гаврилов. Его пьесу «Икота», написанную на основе дневников Венедикта Ерофеева, поставили в России и Германии. У Гаврилова есть личная история, связанная с граненым стаканом: – Когда-то я переезжал из Мариуполя и впервые увидел свою новую квартиру, это был даже не тройной, а четверной обмен. Хозяином был полковник Смирнов. И окна выходили на военную часть. Осень, дождливый вечер. На шнуре лампочка болтается голая, слышно, как солдаты идут строем. Квартира тоже голая, только на подоконнике бутылка «Стрелецкой» и граненый стакан. Выпили мы под шелест дождя и солдатские песни, а стакан он мне оставил: «Был мой, стал твой». Так он у меня до сих пор и стоит на заветной полочке.

Читать еще:  «Пусть земля тебе будет пухом» — что эта фраза означает.

– Считается, что талантливые тексты без алкоголя немыслимы.
– Пушкин и Лермонтов хоть и проводили время на балах, гусарили, но до коктейлей Вени Ерофеева у них дело не доходило. Толстой то пил, то не пил. Хемингуэй переходил из бара в бар, однако говорил, что две вещи надо делать совершенно трезвым – писать и воевать. Вокруг Ерофеева выжили только те, кто сумел вовремя отползти.

С появлением пластиковой посуды эра граненого стакана, кажется, должна была закончиться. Но живуч оказался родной наш и неизбывен – звенит в подстаканниках в поездах, служит бабушкам, продающим ягоды и семечки, все так же ходко идет в места массового скопления людей – военные части, больницы… В ретростоловой №57 в ГУМе компоты наливают исключительно в граненые стаканы. «Сейчас мы в основном делаем посуду для ИКЕА. Но заказы на граненые стаканы тоже бывают, причем на большие партии», – говорят в Гусь-Хрустальном.

История граненого стакана в СССР

Одним из символов ушедшей в историю советской эпохи считается граненый стакан. Эпоха завершилась, а стаканы до сих пор хранятся и даже используются во многих семьях.

В чем же секрет такой популярности этой посуды? Когда и откуда он появился на советских прилавках? Какие секреты хранит легендарный стакан?

Начало легенды

Несмотря на его широкую популярность, подлинная история возникновения граненого стакана покрыта мраком. Существует несколько версий его появления. Одна из наиболее распространенных, например, гласит, что граненые стаканы появились на Руси еще во времена Петра I.

Как гласит одна из историй происхождения граненого стакана, первый был преподнесен императору стекловаром из Владимира Ефимом Смолиным. Тем самым мастер предложил Петру решение проблемы, с которым повсеместно сталкивались на флоте.

Суть проблемы заключалась в том, что во время качки обычные стаканы соскальзывали со столов и бились в огромных количествах, что несло убытки не только флотоводцам, но и казне.

Ефим же продемонстрировал стакан, который в силу особенностей своего строения не «торопился» скатываться со стола, а скатившись, не должен был разбиваться о палубу.

Также легенда повествует, что император сразу же опробовал изобретение – выпил из него горячительного напитка и бросил на пол для проверки прочности.

Несмотря на то что брошенный Петром стакан, вопреки утверждениям своего создателя, все же разбился, монарх одобрил нововведение и велел ввести такую посуду в употребление.

Сначала новинку использовали исключительно на флоте, а затем стакан постепенно перекочевал и на сушу, и даже началось его массовое производство.

Есть сведения, что в последние годы петровского правления было произведено почти 13 тыс. таких стаканов.

Стакан Смолина отличался от привычного для советских граждан – его емкость равнялась 300 граммам, а толстые стенки имели зеленоватый оттенок. Но наличие граней позволяет считать его предком легендарного гранчака.

Второе «рождение»

Как гласит история граненого стакана СССР, его возрождение началось во время Второй мировой войны. Причем с его вторым «рождением» связано не меньше тайн и легенд, чем с его первым появлением на Руси.

Основных кандидатов в «родители» советского граненого стакана двое. Одна из них – Вера Мухина, та, что подарила стране «Рабочего и колхозницу». Согласно некоторым источникам, в 40-е годы скульптор увлеклась стеклом, а результатом увлечения стал граненый стакан. Также поговаривали, что помог начать историю граненого стакана Мухиной сам автор «Черного квадрата» К. Малевич.

Авторство Мухиной подтверждалось некоторыми ее коллегами и родственниками. Однако ряд исследователей утверждают, что Мухина лишь доработала дизайн известной уже задолго до этого посуды. В пользу этой версии говорит то, что стаканы с гранями использовались еще в довоенное время.

Второй кандидат на роль создателя легенды – Николай Славянов, уральский инженер, создатель дуговой сварки, в архивах которого нашли наброски граненой посуды.

Эта версия подтверждается личными записями и дневниками Славянова, в которых изображены эскизы стаканов с различным количество граней. Правда, в его задумке стакан должен был изготавливаться из металла.

Впрочем, история создания граненого стакана говорит о том, что Мухина и Славянов были знакомы, так что он вполне мог быть их совместным творческим проектом.

Не столь популярна, но все-таки известна версия и о «заморском» происхождении гранчака. Ее сторонники мотивируют тем, что метод прессования, посредством которого изготавливались знаменитые стаканы, был изобретен в США еще в 20 годы XIX века.

Согласно требованиям научно-технического прогресса

Говоря о причинах, побудивших создать граненый стакан, исследователи сходятся во мнении, что такая форма была выбрана не случайно – она полностью соответствовала развитию инновационных технологий того времени.

Дело в том, что еще в довоенное время в советском союзе появились первые автоматические машины для мытья посуды. Правда, в массовое производство они не пошли и использовались исключительно для производственной необходимости, например, в заведениях общепита.

У этих самых машин была одна конструктивная особенность – они могли мыть посуду лишь определенной формы. Например, граненые стаканы. Другая посуда из-за недостаточной прочности нередко разбивалась во время мытья.

Именно поэтому и возникла необходимость оснащения всех пунктов общественного питания именно граненой посудой.

На троих разливать удобней

У многих граненый стакан ассоциируется со спиртным, так как он был излюбленной тарой любителей выпить после работы или «пропустить стаканчик» в выходные.

Кроме того, большинство историков и исследователей даже уверены, что выражение «сообразить на троих» тоже непосредственно связано с гранчаком.

Дело в том, что в рамках борьбы с пьянством Н. Хрущев в свое время запретил продавать горячительные напитки на розлив. Практически одновременно с этим с прилавком пропали небольшие по объему бутылки в 125 и 200 мл. Выпивать же пол-литра в одиночку, и даже вдвоем оказалось неудобно. А вот на троих этот объем делился как раз очень хорошо.

Ну а граненые стаканы как нельзя лучше подходили для того, чтобы поровну разделить содержание пол-литрушки – их наполняли, немного не доливая до ободка, и все оставались довольны, получив свою порцию.

Кстати, граненые стаканы использовались исключительно для распития водки – другие спиртные напитки разливать в них было не принято.

Ободок – для удобства

Первые советские стаканы с граненой поверхностью выпускались без ободка. Однако пить из такой посуды оказалось не очень удобно – стаканы приходилось слишком плотно прижимать к губам.

Читать еще:  К чему снится кабан. Дикие кабаны

Тогда-то и была придумана каемка. Как только нововведение получило распространение, новый стакан окрестили «губастым» — чтобы отличить его от старой модели.

Кстати, позднее в народе гранчак вместо «губастого» стали называть «маленковским». Произошло это после обещания Г. Маленкова, бывшего в то время министром обороны, включить в паек некоторых категорий военнослужащих 200 г водки (стакан, наполненный до ободка).

Граненый стакан: история, сколько граней

Самый первый граненый стакан советских времен был произведен на старейшем в стране стекольном заводе Гусь-Хрустального. Впоследствии производство такой посуды началось и на многих других стекольных заводах Союза. Но где бы ее не производили, она изготавливалась по строгим стандартам и имела одинаковые размерные характеристики. Какие размеры имел и сколько граней граненый стакан? История содержит следующие даные:

  • диаметр основания – 5,5 см;
  • диаметр верхней части – 7,2 – 7,3 см;
  • высота стакана – 10,5 см;
  • ширина ободка – 1,4 – 2,1 см.

При этом, как утверждает история граненого стакана, 16 граней и 20 — это были самые распространенные варианты. Но были также изделия с 10, 12 или 14 гранями. Этот факт также подтверждает история граненых стаканов. Граней могло быть даже 15 и 17. Было выпущено несколько партий таких стаканов. Однако, как было определено опытным путем, изготовление стеклотары с четным количеством граней гораздо проще технологически, а потому и более рационально.

«Секрет» прочности

Одной из главных особенностей советского граненого стакана, помимо удобной формы, была его повышенная прочность. Падая, они не разбивались, выдерживали жидкость любой температуры. Их даже можно было использовать в качестве орехоколки!

«Секретом» такой прочности были утолщенные стенки гранчака и особые технологии его производства.

Стекло для легендарных изделий варилось при высокой температуре – от 1400 до 1600 о С, после чего дважды производился обжиг и гранение.

Одно время в расплав даже добавляли свинец, обычно использовавшийся при изготовлении хрустальной посуды.

Преимущества

По сравнению с другими цилиндрическими стаканами, граненые изделия имели ряд преимуществ, вытекающих из их особенностей. К главным плюсам модели с гранеными боками чаще всего относят:

  • Прочность (стакан оставался целым даже при падении с метровой высоты на бетонное покрытие, что позволяло использовать его и дома, и в столовой, и на улице).
  • Удобство (его удобно было держать в руке, он не выскальзывал даже из мокрых рук. Кроме того, грани не давали ему скатываться со стола).
  • Многофункциональность (стакан использовали не только в качестве тары для жидкости, но и как меру сыпучих продуктов, удобную емкость для разделения спиртного и т. д.).
  • Повсеместность и общедоступность (их использовали везде – дома и в заведениях общепита, в уличных автоматах с газировкой и других общественных местах).

Интересно, что любители использовать гранчак для «правильного» разлива пол-литровой бутылки были уверены в том, что такая тара значительно сокращает риск возникновения похмельного синдрома.

Любопытные факты

Сегодня уже мало кто об этом вспомнит, но классические граненые стаканы в свое время отличались друг от друга по цене. Причем последняя зависела от количества граней. Так, 10-гранная посуда стоила 3 коп., 16-гранная – 7 коп., а 20-гранный стакан – 14 коп.

При этом объем стакана совершенно не зависел от количества граней. Он всегда оставался неизменным – 200 г до ободка и 250 – до краев.

Самым распространенным и популярным был стакан с 16 гранями.

Производство граненых стаканов

Как гласит история граненого стакана в России, во времена пиковой популярности такой посуды на стекольных предприятиях Советского Союза начали производить не только 250-граммовые изделия, но и объемом в 50 и 300 мл, с различным числом граней.

В эпоху перестройки старое оборудование стекольных заводов стали заменять новым, нередко импортным. Вопреки ожиданиям, такая модернизация негативно сказалась на качестве граненых стаканов – они стали «расходиться по швам», у многих отваливалось дно при наполнении горячей жидкостью, а другие вообще просто взрывались.

Из-за нарушений в процессе технологий легендарный стакан потерял свою прочность и, как следствие, на убыль пошла его популярность. Тем более что уже вскоре на прилавках магазинов начала появляться новая красивая и разнообразная посуда.

Сегодня найти граненый стакан не так-то просто, однако на некоторых предприятиях легенду и один из символов советского времени все еще производят. Правда, большей частью – под заказ.

Это интересно

Пожалуй, ни один элемент посуды не был таким же функциональным, как граненый стакан. Причем порой ему находили совершенно неожиданное применение. Так:

  • Многие хозяйки с его помощью вырезали из теста заготовки для вареников и пельменей.
  • Он был универсальным измерительным прибором. Во многих рецептах количество продуктов даже указывалось именно в стаканах.
  • В зимний период его использовали в качестве осушителя и помешали между двойными оконными рамами. В него насыпали соль, которая препятствовала промерзанию стекол.
  • Дачники выращивали в них рассаду для огорода. В отличие от тары из других материалов, их можно было использовать многократно.
  • А дети любили ставить эксперименты, в которых самым важным атрибутом был стакан с гранями. Например, с его помощью было очень удобно демонстрировать оптические явления.

Примечательно, что в домах, где сохранились граненые стаканы, их и в настоящее время используют не только для наливания жидкостей, но и во многих других хозяйственных делах.

Праздник граненого стакана

Народная любовь к граненому стакану отразилась в том, что у этого предмета посуды появился свой день рождения. Им стало 11 сентября 1943 года – день, когда с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел первый экземпляр будущей легенды.

Первый образец имел 16 граней, был 9 см в высоту и 6,5 см в диаметре.

Конечно, дата не внесена в список официальных государственных праздников, но ведь главное – это народная память!

История граненого стакана

Наш граненый стакан придумали американцы, а первым грохнул о землю Петр I.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год. Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Читать еще:  Великая отечественная война кратко. Начало великой отечественной войны

БЕЗРОДНЫЙ «ИНОСТРАНЕЦ» ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение «древности» граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак» — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в. США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

«Вторая» жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Источники:

http://ucrazy.ru/interesting/1216982399-istoriya_granenogo_stakana__simvola_sovetskoj_epoxi.html

http://www.syl.ru/article/347247/istoriya-granenogo-stakana-v-sssr

http://zen.yandex.ru/media/id/5ad5d8c55f4967ba45f827e1/5ae615b62f578c0c72467cd4

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector