М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Выхожу один я на дорогу.

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Тема стихотворения – это произведение об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.

Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

Эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “.

Инверсия – “ сиянье голубое “.

Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “.

Оксюморон – “ светлая печаль”.

  1. История создания
  2. Композиция
  3. Тема
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
  • инверсия – “ сиянье голубое “;
  • олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
  • оксюморон – “ светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

«Выхожу один я на дорогу» Лермонтова — анализ стихотворения, особенности и отзывы

Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт – Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто – лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Идея и основная мысль

При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.

Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом – персонаж не знает, что ожидает его впереди.

В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.

Поэтика текста

Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» — определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:

  • Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
  • Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
  • Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
  • Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» — это усиливает содержание.
  • Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.

Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте – не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.

Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха – пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.

Особенности композиции

Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:

Начало текста – возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.

Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя – угнетенное, подавленное – противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.

Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова – попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.

Наконец, последние строфы произведения – формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни – в единении с природой и подальше от мирской суеты.

Отзывы читателей всех поколений говорят о том, что текст навевает грусть и его сложно назвать жизнеутверждающим. Скорее, это откровенная исповедь уставшего разочарованного человека, который не готов к дальнейшей борьбе.

При описании стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует указать, что оно представляет собой лирический монолог с оттенками медитативной лирики.

Образ лирического героя

Важно отметить, что герой стихотворения близок поэту, Лермонтов отождествляет себя с ним. Как и автор, персонаж текста одинок, разочарован, устал и жаждет покоя, единения с природой. Умереть герой не желает, он еще полон жизни, но сил у него не остается, он подавлен, не доволен своим существованием, но искренне любит окружающий мир и восхищается живительной силой природы. Он не жалеет о прошлом и вроде бы не ждет ничего от грядущего, но если внимательно вчитаться в строки, то можно заметить – лирический герой все же верит в возможность собственного счастья. Именно поэтому неверно было бы считать «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, анализу которого посвящен материал, прощанием поэта. Нет, он не задумывался о смерти и хотел жить, но иначе. Вот почему в тексте и возникает образ дуба, который символизирует собой возрождение к жизни.

Выводы

Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире. Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира. Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.

Увы, этому сбыться было не суждено, в год написания стихотворения поэт погиб на дуэли. Современники вспоминают, что сам Лермонтов постоянно задирал и высмеивал Мартынова, своего будущего убийцу, не оставляя тому ничего иного, кроме как вызвать на поединок. И тот факт, что поэт стрелял первым, но выстрелил в воздух, заставляет задуматься, что его поступок был своеобразным способом самоубийства. Правда нам не откроется никогда, но Лермонтов навеки останется в наших сердцах как великий лирик, который сумел в своих текстах выразить самые сокровенные мысли.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.11.2019 · Обновлено 23.11.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения «Выхожу один я на дорогу…» по плану. В нем он проанализирует содержание и форму произведения, перечислит тропы, определит жанр и размер стиха, а также посвятит Вас в интересные подробности истории создания текста.

История создания

В лирике Лермонтова нередко прослеживаются детали из самой жизни поэта, часто его произведения автобиографичны. Именно творчество могло быть единственной отдушиной автора, в чьей судьбе было немало страданий, разочарований и потерь. Благодаря его работам читатели могли проследить образы не только его известных персонажей, но и проследить явные сходства с творцом этих книг, лучше понять самого писателя. Поэтому произведения Лермонтова можно назвать подлинным достоянием истории отечественной литературы, драгоценным памятником русской письменности.

Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.

Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.

Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.

Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.

Композиция

Композиция произведения «Выхожу один я на дорогу…» условно делится на две части.

  1. В первой перед читателем предстоят образы космической и непостижимой природы. На фоне описания пейзажа зарождаются философские мысли лирического «я» поэта. Риторическими вопросами «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» он обрамляет главную идею стихотворения, основной конфликт: поиск себя и смысла жизни.
  2. Вторая часть начинается с ответа на эти вопросы, рассуждением и финальным озарением.

Само стихотворение состоит из 5 строф.

Образы и символы

Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.

  • Так, например, в начале произведения «Выхожу один я на дорогу…» перед читателями предстает образ звёздной ночи, который раскрывает внутренний мир лирического героя, его внеземные, даже космические мысли, раздумья. Задаваясь вопросами о своем предназначении, будущем, он обращается именно к небу, к создателю всего мира.
  • «Кремнистый путь», конечно, символизирует жизнь, его прошлое: взлеты и падения, победы и ошибки. Неслучайно пейзаж окрашен туманом. Это очередной образ таинства, неясной судьбы. Ведь герой еще не знает, куда ему идти и что делать.
  • В конце произведения, в четвертом стихе «Выхожу один я на дорогу…», лирический герой обретает ясность, очертания его подлинных желаний. Такой эффект достигается с помощью лексического повтора «чтоб», он будто перечисляет свои намерения. Теперь читатель понимает, что лирическое «я» Лермонтова определилось с выбором: покой и умиротворенность. Именно упоминание зеленого «тёмного дуба» символизирует крепость жизни, вечность, незыблемость. Именно такой характеристикой можно обрамить намерения лирического героя, именно к такому финалу своей жизни он стремится.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

  1. Название произведения определено неслучайно. Лейтмотивом и основной темой стихотворения является одиночество, оно пронизывает 4 стиха произведения. Теперь, на финальном этапе своей жизни, лирический герой принимает его, выходит «один…на дорогу» без спутников и спутниц, ведь все они были лишь временным явлением в жизни поэтического «я» Лермонтова. В истории русской литературы дорога часто символизирует жизненный путь, предстает образом перипетий и испытаний.
  2. Темы неизвестности и неопределенности тоже являются неотъемлемыми элементами душевного состояния героя. Он понимает, от чего устал в этой жизни, но совершенно не знает, что делать дальше и куда идти. Ведь впереди лишь «кремнистый путь блестит». Вся его жизнь – это туманная ночь, мрачная, таинственная и полная неясности. Именно поэтому герой решает покориться ей и все же «навеки так уснуть». Но в его последнем желании таится единственная мысль о милой, чей «сладкий голос» бы пел ему в последние мгновения его жизни. Это и есть для героя идеал, мир покоя и беззаботности.

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

Основная идея

Смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» можно найти в 3 строфе. Здесь лирический герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о свершившемся. Он лишь хочет обрести покой и свободу, но на земле, а не в могиле. В этих строках он перечисляет свои зрелые жизненные ценности, с которыми люди определяются, получив опыт и совершив ошибки. Дорога символизирует жизнь, и в ней одинокий лирический герой ищет упоения любви, даже если она — всего лишь иллюзия, ведь о любви в стихотворении всего лишь «сладкий голос пел». Он хочет скрыться от посторонних в глаз в тени и наслаждаться покоем.

Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.

Средства выразительности

Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием.

  • Эпитеты «кремнистый путь», «ночь тиха», «в сияньи голубом» создают красочные образы, оформляя колористику всего произведения, настроение умиротворения и покоя.
  • Метафора «холодным сном могилы» выступает важным элементом в создании атмосферы таинственных раздумий, подведению итогов жизни, мыслей о конце и начале. Благодаря ей смерть предстает, не как физическое, а как ментальное явление, увядание самой души человека.
  • При помощи олицетворений «пустыня внемлет богу», «звезда с звездой говорит», кажется, будто природа является более живой, чем лирический герой. Она бессмертна и статична, а людям остается лишь быть ее временными элементами.
  • Важную роль играет оксюморон «светлая печаль», она служит подтекстом в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», раскрывая благотворное влияние печали и грусти на внутренний мир человека. Ведь именно благодаря этим состояниям герой приходит к ответам на волнующие его вопросы.

Источники:

http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/vyhozhu-odin-ya-na-dorogu.html

http://www.syl.ru/article/356633/vyihoju-odin-ya-na-dorogu-lermontova—analiz-stihotvoreniya-osobennosti-i-otzyivyi

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов)

Читать еще:  Всё о демонах. Иерархия, чины, звания
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector