Легенды и факты в истории исаакиевского собора. Исаакиевский собор (начало)

Легенды и факты в истории Исаакиевского собора

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю.

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану. Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году, но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.

Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»

Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора. Гранит для них добывали на берегу Финского залива, у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера. Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Читать еще:  Пепел: к чему снится сон. Пепел по соннику

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых. Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.

Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко, наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет. Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал. Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.

Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Исаакиевский собор — факты, легенды, новости

Фотографии

В Санкт-Петербурге Исаакиевский собор — один из самых крупных и красивых храмов. Его величавые и золоченые купола служат визитной карточкой Северной столицы. Каждый турист, посещающий славный город на Неве, обязательно посещает это святое сооружение, которое обладает множеством интересных фактов, мифов, легенд. А по нынешним временам от Исаакия ежедневно ждут свежих новостей. Но сначала нужно окунуться в прошлое.

Деревянное, каменное и мраморно-кирпичное прошлое

  • История Исаакиевского собора берёт свое начало практически со дня основания Санкт-Петербурга. Разница в каких-то 4 года.
  • Закладкой первых 2-х церквей начал строительство собора в честь Исаакия Далматского — Петр Первый, а завершил — Александр Второй.
  • Каждый император принимал активное участие в его возведении или реконструкции.
  • Петр Великий родился в день преподобного Исаакия Далматского — 30 мая. Государь, желая почтить память святого, задумал о постройке храма.
  • Сначала Исаакий построили из дерева и освятили в 1707 году. Через 5 лет здесь состоялось венчание государя.
  • Спустя 10 лет храм перестроили из камня. Знатным шпилем и архитектурным замыслом он походил на Петропавловский собор. Воды Невы подмывали фундамент храма, а также удар молнии, по причине которой в нем возник пожар, вынудили опять его отстраивать.
  • При Екатерине Второй было вынесено такое решение. Собор расположили чуть подальше от воды, и в те времена уже использовали мрамор, который и смотрелся лучше, и обладал большей выносливостью. Его применили при закладке фундамента. Но императрица, нанявшая итальянского архитектора Ринальди, не успела реализовать грандиозный проект.
  • Достраивали при Павле Первом и спешно. Храм с кирпичными стенами, которые зиждились на основании из мрамора, выглядел смешно. Он стал “памятником двух тронов”. Известно, на 2-х стульях не усидишь. Хоть и аллегория, но “в яблочко”.
  • Александр Первый приказал разрушить сооружение, изрядно уродовавшее лицо Северной столицы. Он велел возвести храм из гранита.
Читать еще:  Когда артикль. Артикли в английском языке

Величавая и “напророченная ли” судьба Монферанна

  • Императору понравились чертежи молодого архитектора французского происхождения Огюста Монферрана. Он назначил его придворным архитектором и дал поручение воздвигнуть собор. Именно этот проект мы видим сегодня.
  • Строительство длилось в течение сорока лет. Молва гласила, что Огюсту какой-то пророк предсказал кончину сразу же после того, как Исаакий будет возведён. Посему, видно, архитектор не торопился с окончанием строительства.
  • Случайность это или нет, но спустя 27 дней после освящения собора Монферран умер. Хотя ему было за 70. Или причиной этому стало не совсем благодарная «реакция» Александра Второго по отношению к автору проекта. Поговаривают, что государь сделал замечание Огюсту за ношение “военных» усов. Либо, оформление Монферанна пришлось не «ко двору». Углядели, что святые в художественном убранстве были изображены со склонёнными головами перед Исаакием Далматским. Лишь архитектор предстает с поднятой головой.
  • Сейчас бытует легенда, что в полночь можно увидеть Монферрана обходящим свои владения. Однако, признают, что призрак к посетителям относится благодушно.

Ноу-хау тех эпох или инопланетные цивилизации

  • Для колонн Исаакиевкого собора, весившим до 114 тонн, под Выборгом вырубали гранитные монолиты, отделывали фасады и интерьеры из мрамора, завозимого из карьеров: Тивдийского и Рускеальского.
  • Чтобы доставить громадные блоки и установить более сотни колонн был изобретен рельсовый механизм. При создании статуй и барельефов придумали гальванопластику. Данное новшество было применено впервые в мире.
  • Однако до сих пор некоторые считают, что возведение такого гиганта и доминанта в те года было не под силу людям. Равно, как и строительство Египетских пирамид, мол, без инопланетных высших цивилизаций не обошлось.

Исчерпали ли малахит

На строительство Исаакия пошло 16 тонн малахита. Считают, что этим самым были истрачены природные запасы малахита. Им украшены колонны у главного алтаря. Пластины малахита скрепляли составом, созданным на основе благовонного масла, и сейчас здесь ощущается аромат миро.

Строительные леса и императорская династия

Построили собор в 1858 году. Но строительные леса вокруг него долго не разбирали, мотивируя тем, что они могут понадобиться в любую минуту для ремонта, а возводить их заново громоздко и дорого. Тогда-то и появились слухи, что пока у Исаакия стройлеса стоят, Романовы правят. Судите сами: разобрали леса в 1916 году.

Имперский Исаакий и социалистическая власть

  • В 1922 году, чтобы Поволжье не голодало, из собора взяли серебро и золото. В 1931 году в нем открыли 1-ый в России антирелигиозный музей. Что спасло жизнь Исаакию. Он служил наглядным примером порабощения масс, в частности, экскурсантам рассказывали о мучениях подневольных зодчих.
  • Тогда же в храме поставили маятник Фуко, демонстрировавший вращение Земли. Сейчас маятника не увидишь, его место занимает символ Святого Духа — голубь.
  • С 1948-го храм становится музеем “Исаакиевский собор”. В 60-х прошлого века его отреставрировали. Внутри стоит бюст Огюста Монферрана, на который пошли минералы и камни, используемые в возведении сооружения.

Стойкость во время ВОВ

На стенах и колоннах остались следы от бомбардировок по собору. Из-за примечательного купола он стал целью для вражеских налётов с воздуха. Хотя горожане заранее обильно покрыли его краской. И этот самоотверженный подвиг петербуржцев спас многие произведения искусства. Также здесь хранились экспонаты из городского музея истории и Летнего дворца Петра Первого, а также из ценности из памятных и художественных сокровищниц области.

С 90-х прошлого века и по день сегодняшний

  • С 90-х прошлого века на куполе открыта смотровая площадка, откуда можно насладиться прекрасным видом на весь исторический центр города на Неве.
  • В 2005 году Музей-памятник „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургская епархия подписали соглашение о совместной деятельности.
  • Сегодня вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ уже решен. Но страсти не унимаются. Кажется, что общество разделилось на равные половины: кто за и кто против данного решения городских властей.
  • Русская Православная Церковь и Министерство культуры заключили договор о сохранении всех соборных ценностей. Исаакий передают Церкви на сорок девять лет. Его собственниками остаются петербуржцы. Храм занесён в список охраняемых сооружений в РФ и ЮНЕСКО.
  • Митрополит Кирилл заверил прихожан, петербуржцев в том, что Исаакиевский собор будет работать и как музей, и как храм для служения Богу. Даже теперь вход будет бесплатным, правда, за исключением подъёма на колоннаду и экскурсий. Все расходы на содержание собора возьмет на себя теперь митрополия. На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета.

Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви. По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время.

Исаакиевский собор в Санкт‑Петербурге: история и легенда. Справка

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели «божье знамение», и храм был заброшен.

Читать еще:  Куда поставить угощения для домового в квартире. Способы задобрить домового

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты.

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Источники:

Легенды и факты в истории Исаакиевского собора

http://peterburg.center/maps/isaakievskiy-sobor-fakty-legendy-novosti.html

http://ria.ru/20080611/110007451.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector