Где убили бориса. Борис и глеб

Кто убил Бориса и Глеба?

В Чернигове на Валу рядом со Спасским собором стоит однокупольный Борисоглебский собор. Храм построен на фундаменте более древней церкви черниговским князем Давидом Святославичем (н. XII ст.) как родовая усыпальница Давыдовичей и является памятником черниговской архитектурной школы периода Киевской Руси. И сейчас в северной и южной части собора посетители могут увидеть хорошо сохранившиеся 6 ниш-усыпальниц (аркасолей) для княжеских захоронений. Храм назван Борисоглебским в память первых руських святых, князей Бориса и Глеба (Роман и Давид в крещении), младших сыновей великого киевского князя Владимира 1, Крестителя. После смерти отца, последовавшей в 1015 году, Борис и Глеб были преступно умерщвлены братом Святополком в разгоревшейся жестокой борьбе за власть. За это тяжкое преступление прозвали князя Святополка “Окаянным” (совершил “Каинов грех”). С этим клеймом он навсегда вошёл в отечественную историю. Позже руськая православная церковь канонизировала невинно убиенных братьев и причислила к сонму общеславянских святых, почитаемых во всём православном мире. О трагических событиях кровавой войны 1015-1019 гг. рассказывает “Повесть временных лет”, составленная киево-печерским монахом Нестором. В борьбе за Киев князь Святополк потерпел сокрушительное поражение от новгородского князя Ярослава. И в большом страхе бежал, но бесславно сгинул в Карпатах, на пути в Польшу.

В исторической науке дореволюционной России и в советское время, следуя уже устоявшейся традиции, Святополка Окаянного считали зачинателем гражданской войны на Руси. Убийцей своих братьев. Иная точка зрения, (например, Н.Ильина) считалась тенденциозной и учёными мужами от истории серьёзно не воспринималась. В настоящее время (всё течёт, всё изменяется) палитра мнений о событиях “давно минувших дней” стала широко освещаться в специальной литературе, и даже выплеснулась на страницы периодической печати. Ряд исследователей (А.Головко, А.Хорошев, А.Назаренко и др.) вслед за Н.Ильиным высказывают сомнение, что к гибели князей Бориса и Глеба причастен Святополк Окаянный. Считают виновным в их гибели Ярослава Мудрого, может быть, Мстислава Тмутараканского (Н.Котляр). В своих исследованиях они опираются на западные источники: скандинавскую “Эймундову сагу” и “Хронику” саксонского епископа Титмара Мерзебургского.

Оказывается, Святополк Окаянный вовсе не “окаянный”, его незаслуженно оклеветали в истории, а Ярослав Мудрый совсем не “мудрый” князь, а хитрый и жестокий интриган. Ради жажды власти он пошёл на убийство младших братьев. А осуществив задуманное, поспешил обелить себя. Поэтому “Повести временных лет” особенно доверять не стоит. Нестор-летописец сознательно фальсифицировал события в угоду князю Ярославу.

Любая точка зрения имеет право на существование, тем более, если она научно аргументирована. Но как бы “с водой не выплеснули и ребёнка”, слишком уж стали верить западным источникам, и подвергли сомнению отечественный.

Древнескандинавские саги – источник фольклорный, легендарный, опыт устного народного творчества. Слово “сага” переводится как “то, про что рассказывают”. “Эймундова сага” с любовью отзывается о главном герое Эймунде, который привёл в Новгород к князю Ярославу свою варяжскую дружину. И вспоминает Ярослава как не очень мудрого военачальника. Да и “мягкостью на пенязь”— щедростью, он не славился. К тому же нужно помнить, что сага была записана лишь в XIII ст. и дошла к нам в единственном списке XIV ст. в составе исландского свода. Она претерпела долгий путь, прежде чем стала широко известна. И вряд ли ей можно безоговорочно доверять. Ведь недаром среди историков нет единого мнения, кому принадлежит имя “Бурислеф” в саге – Святополку Окаянному, его тестю королю польскому Болеславу Храброму или князю Борису? Если князю Борису, тогда не был он убит сразу после смерти отца, как об этом повествует нам Нестор. А некоторое время княжил в Киеве. Бежал из Киева после битвы с Ярославом к печенегам. Но не успокоился и пытался с ними вернуться на Русь. И тогда Ярослав решил избавиться от него. Послал в стан к Борису лазутчиков – Эймунда с дружиной. Варяги хорошо знали своё дело. Бурислейф-Борис был убит, а голову его Эймунд привёз Ярославу. Так в саге. И получается, что в смерти своего младшего брата виновен только хитроумный князь Ярослав.

Не лучше обстоит дело и с ”Хроникой” немецкого епископа Титмара Мерзебургского. Он являлся современником событий, но не участником, и писал свою “Хронику” со слов саксонских рыцарей, отряд которых участвовал в походе польского короля Болеслава Храброго на Киев. Вот с каких древних времён была уже направлена польская агрессия (читай: католицизма) на восток. И тут хочется обратить внимание на существенный момент: раскол христианства на западное и восточное вероисповедание, которое существовало уже давно, но юридически было оформлено только в 1054 году. Год смерти Ярослава Мудрого. А поводом, чтобы “расчищать дороги и стелить мосты” на Русь стало изгнание из Киева Святополка. И тут исследователи обратили внимание на существенный момент в рассказе хрониста. Оказывается, Святополк в последние годы жизни великого князя Владимира находился в заключении. После смерти отца сумел вырваться из неволи (видимо, не без помощи своих доброжелателей) и поспешно, бросив семью, бежал в Польшу. Вернулся Святополк на Русь с польским войском своего тестя (1018). Тогда получается, что к гибели князей Бориса и Глеба он не имеет никакого отношения!

Читать еще:  Заговор на жениха для дочери. Заговор матери для дочери

И ещё один немаловажный факт, касающийся “Хроники” Титмара. Г.М.Филист, известный белорусский историк, в своё время (1990) отметил “мы не знаем перевода хроники на русский язык, не нашли её и на немецком”. Оригинал погиб в 1945 году в Дрездене (видимо, во время бомбёжки города американцами). Может, за прошедшие годы появился перевод “Хроники” на украинский язык? Без знакомства с первоисточником, перепевая его с чужих слов и явно тенденциозно, трудно согласиться с добросовестностью его якобы “исследователей”.

Князь Владимир имел 12 сыновей. После его смерти старшим в роду оставался Святополк, князь Туровский. Интересна история его рождения. В междоусобной борьбе за первенство в Руськой земле князь Владимир убил своего брата Ярополка. Силою взял в жёны его беременную жену и усыновил родившегося мальчика. Злые языки на Руси говорили, что Святополк родился от двух мужей. Поэтому он вряд ли испытывал родственные чувства к своему дяде. И уж не в раннем ли возрасте у князя зародился смелый и коварный план отомстить убийце отца? Князь Владимир, видимо, чувствовал скрытую неприязнь приёмного сына. И когда пришло время повзрослевшему Святополку дать удел, посадил недалеко от себя, тут же, в Киевской земле, в Турове на Припяти. Женился Святополк на дочери польского короля Болеслава Храброго. Духовником семьи стал епископ Рейнберн. Именно он склонил Святополка к принятию догм христианской веры западного толка. Святополк отошёл от восточной христианской церкви, что ещё больше укрепило его неприязнь к приёмному отцу. Время для заговора созрело. Но слишком неосторожно действовал молодой князь. Заговор был раскрыт, а Святополк с женою и духовником были вызваны в Киев и посажены в поруб-тюрьму. И только неожиданная смерть князя Владимира позволила вырваться ему на волю. И думается, не без действенной поддержки своих сторонников.

Святополк не бежал в Польшу, как утверждает хронист Титмар, а активно включился в борьбу за Киев. Ночью он тайно(?), завернув в ковёр, хоронит Великого князя в Десятинной церкви, а утром задабривает киевлян щедрыми обещаниями. С большой неохотою киевляне соглашаются признать новую власть. С неохотою может быть потому, что среди горожан распространился слух: князь Владимир не умер, а убит в результате заговора (поэтому и похоронен тайно). И Святополк причастен к нему. А признавать, скрепя сердце, всё-таки приходилось. После смерти отца Святополк по праву старшинства претендовал на престол. Да и не хотели киевляне кровопролития!

Как говорится: “Из грязи да в князи”, из тюрьмы да на киевский престол! Склонить киевлян на свою сторону было лишь только полдела; оставались ещё братья, которые могли предъявить свои права на Киев. Реальную угрозу представлял новгородский князь Ярослав. Ещё при жизни отца в полной мере он проявил свой непокорный нрав и отказался платить дань Киеву. Такая “вольность” вызвала гнев великого киевского князя, и рассудила их только его неожиданная смерть. Оставались ещё братья Борис и Глеб, рождённые от византийской принцессы Анны (возможно, болгарки – есть и такая версия). И хотя они были младшие в роду, шансы на княжеский стол у них были предпочтительнее, всё-таки в жилах у них текла царская кровь. Туманное же происхождение Святополка (непонятно, чей он всё-таки сын?) ставило под сомнение законность его претензий на верховную власть.

Вот и получается, что честолюбивый Святополк был заинтересован в смерти младших братьев, представлявших угрозу его неуёмной жажде власти. С чистыми руками и мягким сердцем к власти не рвутся! Если хочешь быть первым – нужно отбросить сентиментальность (никаких родственных чувств!) и убирать с дороги своих соперников, иначе самого уберут. Борьба за власть вполне в духе времени. Так поступил в своё время князь Владимир.

Читать еще:  Игры пони супер герои из комикса спайка. Могучие пони - игра про пони

Победителей, как известно, не судят. Постулат этот со всей очевидностью подтвердил князь Ярослав. Можно предположить, что и ему по тем же самым причинам мешали младшие братья. В развернувшемся противостоянии князья Борис и Глеб были убиты, бесславно сгинул “в бегах” и другой брат – князь Святослав. Святополк борьбу проиграл, оказался изгоем на Руси, и современники его осудили: “От греховного корня зол плод бывает”. А к имени ещё и присовокупили эпитет “Окаянный”. Князь Ярослав оказался победителем в четырёхлетней братоубийственной войне. Память народная, к сожалению, недолговечна, даже всё тяжёлое забывается быстро. Прошло время, и для потомков князь предстал “Мудрым” (есть утверждение, что впервые его так назвал историк Н.М. Карамзин).

Память о тех печальных событиях князь Ярослав пронёс через всю свою жизнь. Совесть, видимо, сильно мучила. И когда пришлось умирать, он завещал сыновьям: “Имейте между собою любовь, так как вы есть братья единого отца и единой матери; да если будете в любви между собою, и Бог будет в вас, и покорит вам врагов ваших, и будете мирно жить; если будете ненавистью жить, в распрях наказаны будете, сами погибнете, и землю…погубите”.

История не знает сослагательного наклонения, к тому же изобилует легендами. Возможно, князь Ярослав уже при жизни сотворил себе легенду справедливого борца за власть и строгого блюстителя ещё только зарождавшихся православных традиций. Однако в отечественную историю он вошёл как просвещённый монарх, радетель земли Руськой. При Ярославе Русь достигла расцвета своего экономического и военного потенциала, стала страной “знаемой во всех концах света”. И стоит ли ниспровергать героев с пьедестала только лишь потому, что были времена, когда их привыкли считать безгрешными, а иные точки зрения подвергались обструкции? Как бы там ни было, “вину” Ярослава за давностью лет доказать невозможно. Да и вряд ли стоит её доказывать. В реальной жизни случилось так, как случилось.

Но “худа без добра не бывает”. Печальная эта история оказала неоценимую услугу православной церкви. Стране, только недавно принявшей христианство, нужен был культ общеруських святых. Невинно убиенные братья Борис и Глеб вполне подходили для этой цели. Появились летописная повесть “Об убиении Борисове”, “Сказание о Борисе и Глебе”. По версии церкви они знали свою участь и с кротостью приняли смерть. И смиренно молились о спасении души своих убийц. Жизнь братьев стала воплощением высоких принципов христианской морали: спасительной веры в Бога; горячей любви к ближнему; почитания старших; кротости и смирения. Борисоглебский культ получил широкое признание во всех православных странах. На Руси как первые руськие святые Борис и Глеб были признаны патронами Руськой земли.

Церковь верна своим традициям и в настоящее время поминает страстотерпцев Бориса и Глеба 15 мая и 6 августа – в день их убиения.

Как погибли Борис и Глеб?

Напомню, Борис и Глеб — это русские князья, погибшие во время междоусобицы. Это младшие сыновья князя Владимира, появившиеся на свет от византийской царицы Анны. В конце 980-х годов Глеб правил Ростовом, а Борис Муромом. После смерти Владимира развернулась борьба за власть между братьями. По официальной версии, Святополк начал убивать братьев без разбору, за что получил прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали его первыми жертвами.

Смерть Бориса

Первым погиб Борис. В 1015 году он отправился в Киев к своему больному отцу. Прибыв в столицу, стало известно что на территорию Руси вторглись печенеги. Отец отправил Бориса с дружиной на защиту государства, но никаких печенегов Борис не обнаружил. Пока Борис был в походе, князь Владимир скончался и власть захватил Святополк. Святополк известил брата о смерти отца и вместе с тем предложил ему жить в мире и согласии, пообещав увеличить его удел.

На самом же деле, Святополк видел в лице Бориса опасного конкурента в борьбе за Киевский престол, поэтому хотел избавиться от брата ( то что Святополк был кому либо из детей Владимира братом, факт довольно сомнительный, но все же ). Эти слухи дошли и до Бориса. Дружинники, бывшие с Борисом, предложили ему отобрать Киев у брата силой, но Борис был очень религиозным и брать такой грех на душу не собирался.

Читать еще:  Что означает сон когда дарят. Сонник бывший дарит

Святополк отправил некого Путшу с боярами убить Бориса. Они нашли его у реки Альта. Услышав пение псалмов из его шатра, убийцы решили дождаться, пока молодой князь ляжет спать. Выждав нужное время, они ворвались в шатер и закололи копьями Бориса вместе с его слугой. Еще живого Бориса замотали в шатерное полотно и увезли. Святополк, узнав что Борис еще живой, отправил двух варягов завершить убийство. Борис был убит мечом в сердце. Его тело похоронили в Вышгороде.

Убийство Глеба

Убив Бориса, Святополк стал побаиваться Глеба, ведь он мог отомстить за смерть брата. Поэтому, в самое ближайшее время, Святополку было необходимо избавиться и от второго брата. Когда Глеб, направляющийся в Киев, остановился под Смоленском, ему пришло письмо от Ярослава. Ярослав рассказал Глебу и о смерти отца, и о том, что Святополк узурпировал трон, и об убийстве брата, и о намерении убить самого Глеба, советовал ему не ездить в Киев и вообще держаться от него подальше.

Глеб был не менее религиозен, чем Борис. Во время молитвы к нему ворвались посланные Святополком убийцы во главе с Горясером. Сопровождавшие Глеба люди не оказали сопротивления. Существует версия, что им было запрещено защищать князя. Глеб был убит и захоронен на берегу Днепра в деревянном гробу, состоявшим из двух выдолбленных бревен.

Это официальная версия, описанная в исторических документах. Многие историки придерживаются альтернативной и более убедительной версии, согласно которой, Святополк вовсе не убивал братьев. Она подробно изложена здесь , обязательно посмотрите.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. На канале History Time вы найдете массу интересных фактов о войнах, оружии и людях, изменивших ход истории

Археологи исследуют место, где убили князя Глеба

– В этом году отмечается 1000-летие преставления (кончины) этих святых (Бориса и Глеба – ред.), важное событие для русской истории. А мы начали раскопки древней Смядыни и одновременно домонгольского Смоленска, – рассказал глава отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН Леонид Беляев, передает ИА ТАСС.

Уже сейчас, по его словам, ученым удалось найти немало интересного, например, мастерскую ювелира с сохранившимися изделиями, инструментами и тиглями на речке Малая Рачовка.

Также археологи отыскали остатки убранства двух каменных храмов Мядынского монастыря, возведенного у места гибели князя Глеба.

Напомним, что в 2015 году отмечается 1000-летие мученической кончины первых русских святых князей Бориса и Глеба, а также 1000-летие преставления их отца святого князя Владимира.

Справка

Кончина великого князя Владимира в 1015 году открыла между его сыновьями борьбу за великое княжение. Киевский престол силой занял один из старших сыновей Владимира —Святополк. Его младший брат Борис (в крещении Роман), несмотря на предложение дружины свергнуть единокровного брата и самому править в Киеве, отказался вести войну против Святополка, признав его старшинство.

Святополк, тем не менее, опасаясь удара со стороны Бориса, подослал к нему убийц, лицемерно предложив союз. Борис, узнав, что ему грозит мученическая смерть, не оказал сопротивления убийцам, стремясь уподобиться Христу в кротком перенесении страданий и не желая восставать на брата. Подосланные Святополком воины пронзили Бориса копьями.

Расправившись с Борисом, Святополк замыслил убийство другого своего младшего брата — Глеба (в крещении Давид). Понимая, что и он станет жертвой междоусобицы, Глеб оплакал кончину Бориса и молился о том, чтобы и самому погибнуть, но не совершать братоубийства. Дружина Святополка зарезала Глеба.

Почитание святых братьев, которые предпочли умереть, но не идти против совести, началось вскоре после восшествия на киевский великокняжеский престол Ярослава Мудрого. В 1019 году мощи Глеба, обретенные благодаря чудесному явлению, были торжественно перенесены в Вышгород и погребены рядом с мощами его брата Бориса. В 1026 году был освящен первый Борисоглебский храм, построенный князем Ярославом над местом погребения своих братьев.

Память святых благоверных князей Бориса и Глеба празднуется Русской Церковью дважды в год: (2) 15 мая и (24 июля) 6 августа.

Источники:

http://www.proza.ru/2009/10/22/999

http://zen.yandex.ru/media/id/5c2ba270d67b3300aacc071f/5cbd2c2d36a7a700b3692614

Археологи исследуют место, где убили князя Глеба

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector