Что говорит священник на венчании. Кольца для венчания

Содержание

Кольца для венчания в Русской Православной Церкви

Обряд венчания – это не только одно из самых красивейших и трогательных Таинств в Православной Церкви, но и достаточно сложное . Ведь требует подготовки и соблюдения некоторых правил и традиций. Очень важно знать, как правильно подобрать венчальные кольца, какими они могут быть, на какой руке их нужно носить и многое другое. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Что означают и зачем нужны

Христианам на венчание в обязательном порядке нужны кольца, ведь они несут в себе особенный глубокий смысл, а не являются простыми красивыми аксессуарами. Ни один священник не согласится обвенчать без них, в отличие от того же ЗАГСа, ведь там Вы можете и вовсе не обмениваться украшениями, Ваш брак в любом случае зарегистрируют.

Еще до церемонии обряда кольца отдают священнослужителю, а во время венчания они лежат с правой стороны, то есть перед ликом Господа. Тем самым не просто освещаются, а наделяются особенной силой – наполняются благословением Всевышнего. После этого батюшка надевает их влюбленным, а затем троекратно меняет во славу Святой Троицы. Таким образом, украшение девушки остается у мужчины и наоборот. Данный обмен имеет свое особое предназначение – жених тем самым обещает верность, помощь во всем и защиту, говорит о намерении жертвовать ради возлюбленной всем и беречь ее, а невеста же со своей стороны – беззаветно любить, быть мужу всегда преданной, верной и надежной супругой всю жизнь.

Если есть желание следовать каждому обычаю и канону, то отдайте предпочтение изделиям из двух разных драгоценных металлов, а именно золота и серебра, но в одном стиле. Еще издавна повелось, что после обмена, жениху в итоге достается серебряное украшение, а новобрачной золотое.

Если обратиться к истории, то существует трактовка, согласно которой золото – это олицетворение солнца и символ мужчины, а серебро – луна и символика девушки. Считалось, что путь семьи на протяжении всей ее жизни освещает солнечный свет, а луна отражает его от солнца.

По другой трактовке о двух металлах, основанной на словах Апостола Павла, говорилось, что люди в браке – как Христос и Церковь. То есть муж представляет Иисуса Христа, а жена – церковь. Исходя из этого, золото отображает Божественную благодать и славу, а серебро – олицетворение чистоты и духовного света.

В современном мире священники стали гораздо проще относиться к соблюдению всех правил, поэтому если Вас не устраивают разные металлы или в принципе какой-то из них, то Вы можете выбрать кольца на свое усмотрение. Главное, покажите их перед венчанием батюшке, чтобы он дал свое согласие, и обряд точно состоялся.

Где носить

Православные христиане носят венчальное колечко на безымянном пальце правой руки, которой они и крестятся. Также в древние времена было принято считать, что именно от этого пальчика идет самый прямой путь к сердцу человека.

Чем отличаются венчальные от обручальных

Готовясь к бракосочетанию в стенах ЗАГСа, влюбленная пара может приобрести абсолютно любые украшения – с дорожкой из камней, с огромными бриллиантами и из любого материала.

А вот на венчание желательно подбирать модели лаконичные, то есть попроще и поскромнее, без декорирования и вычурных элементов. Объясняется это тем, что православие не приемлет любовь к материальным благам, а сами кольца представляет как необходимый атрибут Таинства и символ семейного союза. Не разрешаются модные и шикарные изделия в виде извивающихся змеек, хвостов леопардов, птиц, кошечек, лапок и так далее.

В современном мире допускается использовать свое обручальное кольцо и для венчания, но для этого оно должно быть подходящим. После росписи и перед заветным обрядом его отдают батюшке для освящения и прохождения части Таинства.

Кто-то предпочитает сразу два аксессуара на пальце и обручальное, и венчальное. Тогда стоит носить надетое на венчании, выше того, что надели в ЗАГСе.

Если же Вам неудобно в двух кольцах, то стоит переодеть или убрать обручальное, так как венчальное лучше никогда и ни при каких обстоятельствах не снимать, ведь оно служит символом и защитой Вашей семьи, а не просто красивой побрякушкой.

Подходящие варианты

Выбираем металл

Если говорить о материале, то в наши дни большинство пар не придерживается всех правил церкви и выбирают в основном оба кольца из золота. Это можно объяснить тем, что такие аксессуары всегда выглядят модно, эстетично, они прочные, долговечные и неприхотливы в уходе, в отличие от серебряного металла.

Серебро, в свою очередь, более дешевое, а потому и хуже качеством. Изделия из него нужно часто чистить, а главный их минус, в том, что со временем почти все чернеют.

Простые и без украшений

Целомудренные классические модели – это широкий или узкий плоский ободок. Первый случай предпочтителен для мужских или пухлых пальцев. А второй изящно будет смотреться на тоненьких пальчиках новобрачной.

Скромная классика не только продемонстрирует Вашу элегантность и сдержанность, но и покажет то, что Вы ответственно подошли к выбору колец на Таинство.

Декорированные

Если очень хочется аксессуар с камушками, то можно подобрать с небольшим бриллиантиком или драгоценным камнем. Возможен вариант с крохотной еле заметной алмазной крошкой по ободку.

Насчет Ваших выбранных изделий нужно уточнить при встрече у священника. Можно принести их с собой или же хотя бы показать фотографию, в случае, если еще не приобрели модели.

С надписями

В древнее время в этом качестве выступали исключительно молитвы: их названия или строчки из них, а также обращение к кому-нибудь из святых. В наши дни актуальны гравировки в виде даты свадьбы, имен супругов или любовной клятвы.

Читать еще:  Пауло коэльо годы жизни. Пауло Коэльо: биография и цитаты о жизни и любви

Надпись делают как внутри, так и снаружи. В первом случае, закрытая от посторонних глаз, подойдет людям, которые хотят скрыть личное счастье ото всех. Второй же вариант для пар более открытых, желающих рассказать каждому о своей любви.

Одинаковые

Парные и абсолютно одинаковые модели – решение романтичных натур. Они, безусловно, говорят об обоюдной любви, совместных решениях и похожих взглядов, что очень важно для любой семьи.

Дизайн и драгоценный металл может быть любой – золотой, серебряный, с идентичными камнями, надписями и так далее. Главное, чтобы колечки вписывались в каноны Православной Церкви.

Перстни

Если Вас не привлекают стандартные варианты или же хочется чего-то интересного, то отличная идея выбрать венчальный перстень. Особенность в том, что на нем обязательно есть изображение креста и церковная гравировка.

Нередко рассматриваемые украшения изготавливают одновременно из золота и серебра. Тогда уместно девушке подобрать серебряное с золотыми вставками, а мужчине наоборот, золотое с серебряными дополнениями.

Несколько советов по выбору

  1. Колечки покупайте вместе. Таким образом, Вы сможете и традицию соблюсти, и подыскать идеальные по размеру, форме и внешнему виду.
  2. Стоит знать, что в вечернее время суток пальцы могут отекать, поэтому лучше заняться поиском с утра.
  3. Выбирайте те, которые подойдут под церковные требования, если хотите, чтобы обряд точно состоялся.
  4. Хорошо обдумайте, какое изделие готовы носить всю жизнь, в нем Вам должно быть удобно и комфортно. К тому же хорошо, если оно будет гармонировать с другими Вашими вещами. Так как в венчальных украшениях нужно ходить все время, не снимая.
  5. Если Ваш взор пал на гравировку в виде молитвы, то идеально приобрести такой вариант в соборе или часовне. Другие же надписи часто можно сделать в том же магазине, где покупаете или в любом другом ювелирном отделе.
  6. Выбранные модели должны устраивать обоих супругов, ведь они являются символом любви двоих людей.

В случае развода

Церковные обычаи гласят о том, что венчание нечто вечное и нерушимое. Ведь дав клятву возлюбленному перед Господом и подтвердив свои слова кольцом – Вы совершили священный обряд. Но к сожалению, современные пары часто разводятся, даже невзирая на Таинство. Сама же церковь тоже разрешает венчаться второй, а может, даже и третий раз. Все будет зависеть от людей и как на это посмотрит батюшка.

При разводе венчальный атрибут снимают, и никогда больше не рекомендуется его носить, даже как простое украшение. Такое изделие считается символом уже нарушенного обещания перед Богом.

Если потеряли

Если вдруг Вы по неосторожности умудрились потерять свой аксессуар, то нужно срочно приобрести ему замену, а именно купить новое. Затем следует принести его в собор, объяснить сложившуюся ситуацию священнослужителю и попросить освятить. Ведь по традиции, необходимо изделие положить на престол вновь.

Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов

Венчание – самая торжественная и трогательная часть свадьбы. Чтобы церемония прошла успешно и не была испорчена досадными мелочами, к ней нужно подготовиться. Необходимо знать, что представляет собой обряд, и какие правила таинства следует соблюдать.

Особенности обряда


Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших соединить свою судьбу перед Богом.

В браке благодать Святого Духа объединяет супругов в единое целое. Любовь, нравственная связь, уважение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут ослабить никакие жизненные трудности. Церковь дает благословение на счастливую семейную жизнь.

Атрибуты ритуала и их символика

Использование атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.

Обручальные кольца

Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.

Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.

Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.

Венчальные свечи и венцы

Свечи означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание сочетаться браком является искренним.

Пламя венчальной свечи символизирует начало новой жизни, освященной благодатью.

Венцы символизирует корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.

Также венцы надеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они напоминают о мученичестве, о том, что супружеская жизнь – это добровольное несение трудностей, умение прощать и понимать супруга.

Рушники, кагор, каравай

В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.

Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.

Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.

Прочие


В набор для венчания входят и другие обязательные атрибуты:

  • Брачующиеся и свидетели непременно надевают нательные крестики;
  • Нужна также освященная икона Спасителя (для жениха) и Божьей Матери (для невесты);
  • Могут понадобиться белые платочки, чтобы держать венцы и свечи.

Особенности процедуры

Рекомендуется записаться на церемонию заранее, минимум за неделю, чтобы выбрать подходящий день и обсудить со священником все детали.

В России венчают тех, кто предварительно заключил официальный брак в загсе. Только церковный брак в России не имеет юридической силы. В храм нужно принести паспорта и брачное свидетельство. Будет ли официальная регистрация и венчание в один день или в разные – это решают брачующиеся.

В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священнослужители могут пойти навстречу, если сложились экстремальные обстоятельства. Например, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция. Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.

Запретные дни

Дни, когда нельзя венчаться:

  1. Периоды, пока идут четыре длительных поста;
  2. От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  3. Масленичная неделя (Сырная седмица) перед Великим постом;
  4. Светлая (Пасхальная) седмица после Пасхи;
  5. Во вторник, четверг и субботу;
  6. В день перед великими церковными праздниками;
  7. Накануне и в дни, когда празднуется Воздвижение Креста Господня и Усекновение Главы Иоанна Предтечи (идет строгий пост);
  8. Перед престольными храмовыми праздниками. Они в каждой церкви бывают свои, следует предварительно уточнять;

Кого не обвенчают?

Венчанный брак не заключается в случаях:

  1. Кто-либо из венчающихся является атеистом и пришел в церковь, подчиняясь принуждению;
  2. Кто-либо из пары уже связан браком;
  3. Брачующиеся находятся в родственной связи. Нельзя жениться родственникам вплоть до троюродных братьев и сестер;
  4. Брачующиеся состоят в духовном родстве (крестные и крестники). Раньше это правило строго соблюдалось, сейчас в порядке исключения можно получить разрешение архиерея;
  5. Не совершат обряд над некрещеными;
  6. Венчаться можно только три раза, четвертый раз запрещено.
Читать еще:  Чем отличается товарный чек от кассового чека. Понятие кассовый чек

Подготовка к церемонии

Для начала будущим супругам надо подойти в церковь и побеседовать с батюшкой. Это нужно, чтобы решить организационные моменты и получить ответы на интересующие вопросы. Батюшка обязательно спросит, состоят ли люди в официальном браке, а если нет, то когда собираются его заключить. Он непременно поинтересуется, по доброй ли воле решено обвенчаться, а также уточнить взгляды на семейную жизнь.

В течение минимум трех суток до обряда следует выдержать пост. Надо отказаться от скоромных продуктов (мясной, молочной пищи, яиц), алкоголя, курения, а также воздержаться от сексуальных отношений.

Требуется пройти исповедь и принять причастие. Это можно сделать как накануне венчания, так и непосредственно перед ним. Главное для будущей четы в эти дни – сохранять светлое, радостное настроение в ожидании благодати.

Этапы процесса

Таинство совершается последовательно и состоит из нескольких плавно сменяющих друг друга этапов.

Обручение

Начинается, когда завершится Божественная Литургия. Жениху нужно встать по правую руку от батюшки, невесте – по левую.

Начало обряда – каждение. Батюшка трижды благословляет молодоженов по очереди. Молодые крестятся, и священнослужитель вручает им горящие свечи.

Далее идет молитва об обручающихся, спасении их души, благословении на благодеяния. Затем батюшка надевает кольцо жениху, дальше невесте, три раза крестообразно осеняет их.

Кольца предварительно освящаются на святом престоле данной церкви. Молодожены трижды меняются кольцами, и батюшка читает молитву о благословении и обручении Господом этой пары.

Обручиться можно заранее. Обычно это делается за месяц до венчания. Некоторые пары считают, что в этом случае совершается настоящее таинство, ведь на обряде не присутствуют посторонние люди. Кроме того, в дальнейшем значительно сокращается общее время церемонии. Это может оказаться важным, если среди гостей будет много детей и пожилых людей.

Брачные обеты


Молодожены с горящими свечами выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.

Священник задает вопросы, добровольно ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно своих намерений.

Венчание

Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.

Затем наступает самый торжественный момент – батюшка, взяв венец, благословляет жениха, далее невесту со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».

Чтение Священного Писания и Общая чаша

Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Затем читают Евангелие, и снова возносится молитва о новобрачных.

Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заранее. Молодожены в ней свидетельствуют о готовности служить Господу и выполнять Его волю в семье.

Батюшка подает чашу с вином. Новобрачные поочередно тремя глотками должны из нее испить.

Обхождение аналоя

Священнослужитель скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в олицетворение того, что жена вручается мужу.

Затем он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя. Круг является символом нерасторжимости заключенного союза. В это время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.

Затем с супругов снимаются венцы. Они преклоняют головы и скрепляют союз целомудренным поцелуем.

Какие слова говорит священник?

Батюшка торжественно приветствует вновь созданную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – заботиться о «веселии мужа».

Затем молодоженов ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы. Батюшка обращается с напутствием. Суть его в том, что для сохранения любви надо вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.

Что делают свидетели?

Присутствие свидетелей необязательно, но желательно. После совершения обряда они становятся духовными наставниками свежеиспеченной семьи.

Как помогают свидетели:

  • подают обручальные кольца;
  • держат венцы над головами брачующихся;
  • стелют белое полотенце возле аналоя;
  • сопровождают супругов, когда идет обход вокруг аналоя.


Свидетелям лучше подстраховаться и предварительно обсудить со священником детали церемонии. Это надо, чтобы не возникло мелких накладок.

Сколько длится?

В древние времена венцы снимали только на восьмой день. Сейчас обычно длительность обряда составляет от 40 минут до часа.

Если венчает священник, хорошо знающий пару, его напутственное слово может быть более развернутым. Тогда церемония продлится несколько дольше.

Фото и видеосъемка

О том, можно ли снимать церемонию, надо узнать заранее. Необходимо выяснить, можно ли использовать вспышку, так как она может испортить старинные иконы. Фотографу нельзя ходить по коврам, проходить между священником и иконостасом, вставать на амвон.

Если благословение на съемку не дано, молодым не следует расстраиваться. Отлично получаются эффектные снимки на фоне самой церкви.

Полезное видео

Венчание в православной церкви – это не только красивая, но и ответственная церемония. В процессе таинства следует строго соблюдать установленные правила и следовать церковным рекомендациям. Пошаговая инструкция — в видео:

Заключение

Венчание – это не шумная и разгульная свадьба, поэтому важно знать, что происходит после таинства. После церемонии уместна скромная трапеза. Молодые и гости должны провести остаток этого торжественного дня, посылая благодарение Господу за создание новой семьи.

Таинство венчания

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Читать еще:  Колебания электрического поля. Электромагнитные колебания – суть понимания

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» – Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение – Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва – «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 (“Блажени вcи боящиися Господа”) — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет . Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма – Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословено Царство.».

Далее – мирная ектенья (как и во время обручения).

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) – Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие – Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных – одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» – Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить – В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши – и евхаристическая, и общая.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари. – Тропари («Исаия ликуй…» и «Святии мученицы…») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.

Источники:

http://vseosvadibe.ru/kolca-dlya-venchaniya.html

Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов

Таинство венчания

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Похожие публикации