Варианты морфем. Беглые гласные

Тема урока: “Беглые гласные”

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство с понятием “беглые гласные”.

Обучающие:

  • Повторить понятие морфемы;
  • Формирование представления о чередующихся гласных и согласных не только в корне, но и приставке, суффиксе;
  • Введение в активный словарь учащихся термин “беглые гласные”
  • Развивающие:

  • Развитие умения анализировать слова;
  • Развитие умения находить корни с чередованием;
  • Развитие умений выстраивать логическую цепочку;
  • Развитие орфографической зоркости.
  • Воспитывающие:

  • Воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, сотрудничества;
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы, следить за своей осанкой.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву, которая является орфограммой.

    Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи, которые могут происходить с гласными буквами.

    2. Познавательная минутка.

    – Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”.

    – Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”. – Что это нужно сделать?

    3. Актуализация знаний.

    1. Орфографическая работа

    Сегодня очень холодно на улице. Видимо, мимо нас проехала Снежная Королева на тройке серых лошадей. Утром никто с ней не встретился? О ее присутствии можно догадаться по снежинкам. В записанных словах исчезли, замерзли буквы. Нужно отогреть слова, и восстановить запись.

    (Слова взяты из домашнего упражнения)

    П*анино, акк*рдеон, в* олонч*ль, г*тара, б*ян, б*рабан.

    2. Снежная Королева оставила для вас приглашение. Открываем конверт.

    “Привет, друзья!
    Примите приглашенье
    В нашей стране мы
    Ждем вас с нетерпением.
    Познаете вы много разных тайн,
    Согласные и гласные живут
    И тут, и там!”

    – Мы отправляемся в царство Снежной Королевы, будьте осторожны! Королева очень капризная, любит придумывать разные задания.

    Итак, первое задание. Синтаксическая минутка.

    Белый заяц дрожит под кустиком.

    – Выпишите глагол-сказуемое, подберите к нему однокоренные слова:

    Дрожит – дрожь, дрогнуть, (ж//г) вздрагивать, (о//а)

    – Выделите корень. Однокоренные ли получились слова? (Да). Почему буквенный состав корня различный? Каково лексическое значение слов?

    Это явление в языке называется чередованием гласных и согласных в слове.

    3. В стране Снежной Королевы нередко бывает ветер. Он разметал слова по снегу, вам нужно отыскать пары слов с чередованием. Укажите, какие чередования букв нашли.

    Игра “Найдите пары”

    – Можно ли назвать слова однокоренными, ведь основы слов разные? (Да)

    – Что происходит со словами? (Произошло чередование)

    4. Введение в новую тему.

    – В русском языке существует явление беглости гласного, то есть чередования гласного О и Е с нулем звука. Сравните полдень – полдня. При одном и том же коне в одном случае мы видим присутствие гласного е, а в другом его отсутствие. Это явление имеет сложную историю. Связанную с предком современного русского языка – старославянским языком.

    История носовых гласных

    Для системы старославянского языка характерны так называемые носовые гласные, несвойственные системе современного русского языка. На письме эти гласные обозначались специальными символами

    “юс малый”, “юс большой”. Эти звуки произносились как е с призвуком н и о с призвуком.

    Однако данные звуки не были характерны для существующей системы русского языка, поэтому со временем они подверглись изменениям. Юс малый стал произноситься как современный звук Я, а юс большой – как звук у. С течением времени звуки утратили свое значение, так же перестали использоваться буквы, однако для современного человека немаловажна, так как имеет отношение к системе современного русского языка.

    Процесс исчезновения происходил неравномерно и зависел от позиции звука в слове.

    Так в позиции между гласными звук претерпевал большие изменения и заменялся выше названными звуками. Однако в позиции между согласными и гласными призвук согласного н усиливался и проявлялся – вместо одного звука получалось два.

    Этим процессом объясняется беглость гласных и чередования звуков в таких случаях, как

    Звук – звон, звякать, – звучать, мята – ментол, мну – мять.

    1. Фронтальная работа.

    – Являются ли однокоренными следующие слова

    пень – пня, день – дня? (Нет)

    (Это одно и тоже слово)

    – А что случилось с этой парой (Изменилась только форма слова)

    Коварная снежная Королева решила проверить вашу внимательность. Что произошло в словах? (Исчезла гласная Е)

    – Из какой морфемы сбежала гласная буква Е? (из корня)

    2. А что произошло со следующей парой слов: флажок – флажки. Будут ли они однокоренными? (Нет это форма слова)

    – Откуда сбежала гласная? (Из суффикса)

    5. Физминутка.

    – Встали, вышли из-за парт.

    Если вы услышите беглую гласную в корне – встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если услышите в суффиксе – то приседаете. Начинаем.

    1. Мешочек – мешочка, день – дня, узелок – узелка, угол – угла, орешек – орешка, лоб– лба.
    2. Руки в стороны в кулачок, разжимаем на бочок,

    Правую руку вверх, левую вверх,

    В стороны – вниз, в стороны – накрест,

    Тук-тук, делаем большой круг.

    6. Закрепление знаний.

    1. Работа с текстом.

    Упражнение 298, учебник “Русский язык 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

    – О чем этот текс? (О чередовании с нулем звука)
    – Где возможно такое чередование?
    – Чем объяснить это чередование?

    2. Дополнительная информация. Чтение подготовленного ученика

    Грамматическая сказка “Беглые гласные”

    Вызвали е из алфавита.

    – Ну, как там у вас?
    – Полный порядок. Каждый работает над своей темой.
    А не хотите ли вы поработать в другом месте, например в тексте? Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.
    – А в какое слово меня приглашают?
    – Слово хорошее – день, бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Вы там будете единственной гласной, и решающий голос будет ваш. Главное – хорошо организовать работу.
    Буква е пробовала возражать, но ей не хотелось расставаться с алфавитом, но и отказываться было неудобно. Так и пришлось отправиться в текст.
    В слове день встала на видное место, ей удобно, спокойно, совсем как в алфавите.
    Но когда слово начинали склонять: день, дня, дню… В чем дело? Куда девалась е?
    Нет е, она сбежала. Испугалась косвенного падежа.
    Вот какая эта е. Ненадежная . В трудную минуту на нее нечего и рассчитывать.

    Читать еще:  Методология управления бизнес-процессами на предприятии.

    – О чем этот текст?
    – Какова основная мысль этого текста?
    – С беглыми гласными нужно быть очень осторожными. Вы не забыли, что мы в гостях у Снежной Королевы. Несмотря на то что она пригласила нас в гости, у нее бывает коварный план. Я думаю, вы хорошо помните сказку “Снежная королева”?

    7. Закрепление материала.

    1. Просклонять существительные: сон, лоб

    2. Игра “Четвертое лишнее”

    Найдите слово, в котором возможно чередование звуков с в корне:

    метель, ветер, снежинка, север.

    Найдите слово с беглой гласной:

    Скалы, льдинка, сугроб, мороз.

    3. К нам спешит Снежная Королева, а в руках у него пакет. Прочтем?

    Что-то в нем не все понятно, букв не хватает. Вставляем замороженные буквы, объясняем орфограммы.

    В лес пришел Моро_ – Красный нос. Сне_ укрыл пни и кусты.

    Толстый лед ск_вал быстрый ручей. Пуш_стый шарф л_жит на ветках сосен.

    – Выпишите из текста слова с чередующимися гласными, подберите однокоренные слова. (Снег – снежный, пушистый – пуховый)
    – Выпишите из текста слова с беглой гласной, измените форму слова. (Пришел – пришли, пни – пень, лед – льды)
    – Какое время года описано в тексте? (Зима)
    – Кто прилетает к нам в гости? (птицы) Измените слово, чтобы в нем появилось чередование (птица – птичка)
    Измените слово, чтобы в нем появилась беглая гласная (птичка – птичек)

    Итог урока.

    Несмотря на холодное желание Снежной Королевы запутать вас, оставить в своем королевстве, вы справились со всеми заданиями, попутешествовали и узнали много нового материала. А что вы узнали в путешествии?

    – Какие звуки называются чередующимися, а какие – беглыми?

    Фамилия, имя ____________________________________________

    1. Я хорошо закрепил материал. Да нет (Подчеркнуть)
    2. У меня есть проблемы. (Вписать) _____________________
    3. Цель урока достигнута? да нет (Подчеркнуть)
    4. Что мне понравилось? (Вписать) __________________________
    5. Мое пожелание. (Записать) _________________________

    У хорошей сказки – хорошая развязка.
    Учитесь с улыбкой, шутите учась!
    Любая ошибка, исчезнет боясь.
    Веселой науки и радостных глаз.
    Учитесь без скуки – как я!
    В добрый час!

    Использованная литература:

  • Веселая грамматика. Словообразование. Состав слова:корень/ авт.-сост. В.В. Волина. – М.:Дрофа.2003.
  • . Открытые уроки русского языка: 5-8 классы/ Н.С. Раилко. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2008.
  • Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  • “Беглые гласные”
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Тема: Беглые гласные.

    формировать представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;

    дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;

    введение в активный словарь обучающихся термина «беглые гласные».

    • развитие орфографической зоркости;
    • развивать интерес к языку и речевому творчеству.

    воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

    Оборудование: презентация, учебник.

    Мотивация к учебной деятельности. Давайте вспомним правила вежливости на уроке.

    1.На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и внимательным.

    2.Все пиши, не отставая,

    Слушай, не перебивая.

    3.Говорите четко, внятно,

    Чтобы было все понятно.

    4. Если хочешь отвечать,

    Надо руку поднимать.

    В стране родного языка

    Не все известно нам пока,

    Но путешествовать начнем

    И сами до всего дойдем.

    1 . Словарная работа

    – Дать лексическое значение слова.

    -От какого слова оно образовалось? Записать.

    Грамотный- грамота (суф.н).

    -Записать и разобрать словосочетание со словом грамотный.

    2.Повторение темы «Чередование звуков в корне ».

    Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

    Какие звуки называются чередующимися?

    Слайд 1 Игра «Найди пару».

    Найти пары, указать чередование.

    -Являются ли эти слова однокоренными?

    – Безусловно, лексическое значение, заключенное в корне – одно, значение корня не меняется. Просто звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков.

    3.Работа над темой урока.

    А сейчас обратите внимание на следующие слова.

    Прочитайте пары слов.

    -Являются ли они однокоренными?

    – Нет, это формы слова.

    – А что происходит?

    -Гласные то появляются, то исчезают.

    -Как называются такие гласные?

    – Это беглые гласные. Это гласные звуки, а не буквы.

    -Таким образом, тема нашего урока :

    А как вы понимаете значение слова БЕГЛЫЙ?

    Сегодня мы должны ответить на вопросы.

    -Почему гласные убежали?

    -Какие гласные могут убегать?

    -В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

    Рассказ подготовленного ученика «Почему убежали гласные».

    В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.

    Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.

    Обратим внимание на следующие слова:

    -Назовите гласные, которые убегают?

    -В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

    -Выделим эти части .Такую особенность имеют только «круглые» О и Е

    -.От чего же зависит беглость гласных?(От изменения формы слова).

    -Таким образом, беглыми называются гласные, выпадающие при склонении.

    1.Какие гласные называются беглыми?

    Читать еще:  Видеть себя беременной во сне. Что означает беременность, к чему снится

    2.Какие это гласные?

    3.В каких морфемах они встречаются?

    Физминутка . Я называю слово. Если вы слышите беглую гласную в слове, то поднимаете руки и поднимаетесь на носочки .Если ее нет- приседаете.

    Улыбка, узелок, день, зима, разобрать, бычок.

    Упражнение 427. Озаглавить стихотворение .

    Записать выделенные слова и подобрать к ним однокоренные с беглыми гласными.

    Устно объяснить пропущенные орфограммы.

    6.Синтаксический разбор 2 предложения.

    Зашумела у опушек ярко- желтая листва. (С проверкой на доске)

    6. Распределительный диктант.

    Учитель диктует слова, учащиеся распределяют их в 2 столбика: 1- с чередующимися звуками, 2- с беглыми гласными.

    Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать.

    7.Итог урока. Домашнее задание: упр.428, 426.

    Урок в 5 классе “БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ”

    Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
    с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

    Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

    Можно ли избежать переутомления?

    Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

    на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

    а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

    знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

    умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

    орфографической и пунктуационной грамотности;

    исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

    Н еобходимое оборудование: учебник.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Учитель: Здравствуйте, ребята!

    Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

    Вы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов , а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

    – Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

    – Как называются части слова? (Морфемы).

    – Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

    -Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

    – Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

    II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

    Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

    – задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

    – Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

    – С чего начнем наше познание нового?

    Ученик: С повторения, что знаем о морфемах

    Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?

    Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

    Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные – в тетрадях).

    комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

    Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

    Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

    – Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?

    ( Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

    Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова , падеж слова огурец, день и запишите.

    Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

    Учитель: Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

    Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

    ( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

    Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

    Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

    Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)

    Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? ( Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

    Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

    Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

    Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)

    Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . ( У нас нет вариантов объяснения.)

    Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

    III .Выявление места и причины затруднения.

    – Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

    -Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

    IV . Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).

    Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

    Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

    1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

    Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

    Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

    Учитель: Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

    Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

    Корни могут изменяться,

    Но родными оставаться,

    Учитель:Какими нам слова считать?

    Их будем однокоренными звать.

    Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

    Читать еще:  Что означает если приснилась церковь. Что говорят о церкви разные сонники

    – Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

    – Что вы заметили интересного в формах этого слова?

    Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

    Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой зоне раздаются карточки со словами)

    1- Берег, береговой – брег, прибрежный

    2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

    3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

    4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

    Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

    Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .

    Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

    Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

    По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

    ( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело т олковый словарь Ожегова)

    – Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

    – Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

    – Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

    – Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

    – Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

    – О чём мы с вами будем сегодня говорить?

    – Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

    Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам( группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

    План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

    -Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

    – Поясните, что произошло.

    2 зона: Какие гласные могут убежать?

    1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

    2. Назовите гласные, которые убегают

    3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

    В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

    Рассмотрите примеры правила

    Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

    3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

    С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

    Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

    2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

    3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?( при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

    Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.

    (На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

    Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.

    . Реализация построения проекта.

    Откройте учебник на странице 23, упражнение 422

    С о н – сн а, п е нь – пн я, д е нь – дн я, от е ц – о тц а, кус о к – ку ск а, р о т – рт а, п ё с – пс а

    -Еще какие наблюдения вы провели? ( что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте. )

    – Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? ( От изменения формы слова).

    – Молодцы! Вы очень наблюдательны.

    – Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

    II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

    Пиши Е или О Пиши И

    – Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? ( Мы знаем, что есть г ласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными . ).

    -Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

    -Прочитайте на доске примеры :. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

    – Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).

    V I . Первичное закрепление во внешней речи.

    -Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

    -Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

    1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне , «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

    2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе , «убегает», если поставим слово в родительный падеж

    -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

    V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

    – Вы уверены в своих умениях? (Да).

    -Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова . II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

    Пиши Е или О Пиши И

    – Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать ? ( . Изменить форму слова )

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647071/

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/13/beglye-glasnye

    http://infourok.ru/urok-v-klasse-beglie-glasnie-3276273.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: