Сергий и Герман Валаамские — житие и почитание. Сергий Валаамский, прп

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Герман Валаамский, прп. — житие

&nbsp Герман Валаамский, прп.

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы» — памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа («Карельских чудотворцев») из Новгорода в монастырь «Всемилостивого Спаса» — по «утишении военной опасности», по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция «нестяжателей» в известной церковной полемике XVI века.
В 1819 году Святым Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа почивают и ныне под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
Из «Летописи Валаамского монастыря»:

1163 г.
обретение мощей Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
[» В лето 6671 о архиепископе Иоанне.
Поставиша великому Новуграду архиепископа Иоанна перваго а прежъ были епископы. Тогоже лета обретены быша мощи и пренесены преподобныхъ отецъ нашихъ Сергия и Германа, Валаамскихъ Новгородскихъ чюдотворцовъ при архиепископе Новгородком Иоанне. «]

Факт обретения и переноса мощей в 1163 — 1164 гг. (ввиду военной опасности) подтверждается рядом достоверных летописных источников, новгородских по происхождению.
Источник, хорошо известный историкам XIX века, — так называемая Уваровская летопись, новгородская по происхождению. На 1163 год в ней содержится сообщение о переносе мощей преп. Сергия и Германа.

В конце XIX века был обнаружен еще один источник данных сведений — Российская Летопись по списку Софийскому Великого Новгорода (в собрании Погодина). Историки, относящие возникновение Валаамского монастыря к XIV веку, считают, что все церковные даты были вписаны в нарвскую летопись позднее, а Погодинский отрывок лишь копирует это позднейшее внесение. Однако, вновь обнаруженные летописные обрывки, сообщающие о перенесении мощей в 1163 году, позволяют говорить не о компиляции, а о существовании единого древнего летописного источника, хранящего изначально данные сведения. Так, в сб. XVII в. из собр. Погодина на л. 89 вновь сообщается о переносе мощей и указывается источник сведений: «Выписано из Новгородского Летописца Антониевского монастыря книги». Видимо в Антониево-Дымском монастыре хранился один их списков Летописца — протографа. Указание на существование древнего новгородского Летописца мы встречаем в рукописи из собрания Лихачева Н.П. «О святых великоновгородских епископах и архиепископах и преподобных чудотворцах». Подтверждение этому находим в летописных отрывках XVII — XVIII веков:
[«Преподобные отцы Сергий и Герман иже на Валаамском езере. Был тамо монастырь в нем же пострижен Александр Свирский ныне пусто. От швецъ и немецъ разорено. Мощи ихъ ныне неизвестны. Токмо стоят часовня и прежъ сего в Летопясце пясано: обретены быша мощи их в лето 6671 (1163) и пренесены на Валаамский островъ во обитель Спасову в лето 6690 (1182) при архиепископе Новгородском Иоанне, Чюдотворце»]

Обретение и перенос мощей прпп. Сергия и Германа в XII веке подтверждает широко распространенный на Руси текст «Валаамской беседы». Само распространение списков «Беседы» говорит о высоком духовном авторитете прпп. Сергия и Германа. Зачало Беседы, несомненно, нужно рассматривать как свидетельство факта переноса и обретения мощей в ХII веке.

Читать еще:  Краткий пересказ тарас бульба в сокращении. Н.В

[- перенесение моще прпдныхъ оцъ нши Сергiа и Германа, Валаамьскихъ чюдотворцовъ началниковъ того Валаамского мнтыря изъ Великого Новограда в корельскиi уъздъ всемлтваго спса. ]

1179 — 1180 гг.
четвертое и последнее перенесение мощей Прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам. По прибытии в монастырь некоторое время мощи находились на том месте, где ныне стоит Покровская часовня. Более достоверной является точка зрения о переносе мощей из Новгорода на Валаам в 1182 г., так как она подтверждается рядом летописных источников, указанных выше. Церковная историческая наука не подтверждает сведений о том, что этот перенос мощей был четвертым. Источник сведений — текст «Оповеди».

1198
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам (по утишении военной опасности).


1719 г. 13 марта
освящение деревянного храма на Валааме во имя Прпп. Сергия и Германа и вместе с этим и деревянных зданий обители [сгорели при пожаре в 1754 г.].

1799 г. 28 июня
в монастырском соборном храме освящена другая церковь во имя Прпп. Сергия и Германа.

1819 г. 20 октября
Российским Святейшим Синодом предписано: во все церковные книги вносить имена Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, с помещением, где следует, тропаря и кондака сих святых.

1823 г.
сооружена серебряная рака для Прпп. Сергия и Германа.
1858 г. 15 июня
в монастырском соборе, в нижней его церкви, по перестройке, освящен храм во имя Прпп. Сергия и Германа.

1892 г. 26 июня
освящен нижний монастырский собор во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1899 г. 18 июля
в Сергиевском скиту освящен каменный храм во имя прп. Сергия, Валаамского чудотворца.

1903 г.
освящен каменный храм в Германовском скиту во имя прп. Германа, Валаамского чудотворца.

1990 г.
в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием вновь совершено освящение главного престола нижнего соборного храма во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1996 г., 9 — 12/22 — 25 июля
Святейший Патриарх Алексий II посетил Валаамскую обитель. Им было совершено освящение вновь сооруженной раки над мощами Прпп. Сергия и Германа, почивающих под спудом.

Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся, преподобнии, / мир и вся яже в нем, яко не сущая преобидевше любве ради Христовы, / и в морский остров вселистеся, / и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся, / постом, бдением же и всенощным стоянием / плоти своя духу мудре повинули есте. / Сего ради от вседержительныя десницы / достойныя венцы прияли есте. / И ныне Пресвятей Троице предстояще, / молитеся, всеблаженнии отцы Сергие и Германе, / сохранитися в мире отечеству нашему, и спастися душам нашим.

От мирского жития изшедше, отвержением же мира Христу последовасте, и достигосте великого Нева езера, и в нем на острове Валааме всельшеся, равноангельским житием пожили есте: отонудуже веселящеся, пришли есте к небесным чертогам. И ныне со ангелы Владычню престолу предстояще, поминайте нас, чад своих, яже собрали богомудрии, да радостно от души вопием: радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

О, велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О, преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ

Память 28 июня, 11 сентября (память перенесения мощей в 1542-1550 гг.) и в Соборах Валаамских, Карельских, Новгородских и Санкт-Петербургских святых

Исторические сведения о преподобных Сергие и Германе очень скудны. Их житие было утрачено в результате опустошительных набегов на Валаамский монастырь, и кто они были — доподлинно неизвестно. Их почитают основателями Валаамского монастыря, но о времени основания обители также ничего не известно.

Кем были святые Сергий и Герман?

Местное предание, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея Первозванного к славянам Новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темныя предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, который, как полагают, и был назван Германом. Повесть эта извлечена из древней рукописи и ничем не подтверждается.

Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. кн. Ольги (X в.) и почитают их выходцами из Греции, искавшими просветить север. Но это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского, который, в церковной истории своей, относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого (X-XI в.). В Софийской летописи сказано: «Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне». Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России, и Иоанн не был еще епископом, так как он был хиротонисан в 1165 г. Сочинитель Истории Российской Иерархии считает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать архиепископа Иоанна, жившего в конце XIV и начале XV века, что согласно и со временем присоединения Карелии к Российскому владению.

Читать еще:  Машинки погони от полиции играть онлайн. Бесплатные игры полиция

В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство прп. Герман в 1393 г. Посему и можно предположить основание монастыря в XIV веке.

Почитание и прославление преподобных

Издревле было положено начало местному церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: «Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима».

В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных, встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа, Карельских чудотворцев, из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo — Старый Валаам, и на этом острове указан крест.

Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. По преданию, в 1685 году шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В этом же году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий повергнул на имя Российских самодержцев следующие прошение:

В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа, где находились их мощи под спудом, а сверху были сделаны раки, на которые положены живописные их образы.

В 1764 году капитан Яков Яковлевич Мордвинов посетил Валаамский монастырь. В своих записках он описывает Святой остров, место первоначальных подвигов преподобных Сергия и Германа:

К 28 июня 1789 года был выстроен освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

20 октября 1819 года Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня и 11 сентября.

Мощи преподобных Сергия и Германа почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа», составленный по благословению игумена Дамаскина.

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читать еще:  Сонник: к чему снится играть на гитаре и петь под нее. Магия чисел

Преподобные Сергий и Герман Валаамские являются основателями Валаамского монастыря. Так сложилось исторически, что сведения об этих чудотворцах очень скудны. В результате вражеских набегов на монастырь. Но все же некоторые сведения найти о них удалось.

Сергия и Герман Валаамские чудотворцы, житие

По церковному преданию чудотворцы были греческими священноиноками. Они пришли в Х веке вместе с первыми православными миссионерами. В те времена монастырь подвергался частым нападениям врагов. Его постоянно грабили и опустошали.

По этой причине в нем часто прерывались иноческие служения не на день или два, а на целые десятки лет. В процессе нашествий сжигались и разрушались церковные памятники и, святыни и другие ценности. Были сожжены и пограблены библиотеки монастыря, поэтому сведений об чудотворцах очень и очень мало.

Напоминания об утраченном житие часто можно встретить в списках « Валаамской беседы», которая является памятником церковной литературы. Согласно некоторым местным преданиям часть населения может утверждать, что чудотворцы жили в период Андрея Первозванного. В то время когда он приходил к славянам Новгородским.

Продолжая свое путешествие, он как будто благословил пустынный остров каменным крестом. Тем же преданиям говорится, что Сергий был апостольским учеником, который посетив этот остров, крестил там язычников. Между ними был Мунг, который как полагают, спустя некоторое время был назван Германом.

Также существуют писания, в которых утверждается, что Житие святых относится ко времени святой княгини Ольги. В этом писании они выставлены как выходцы из Греции, которые пришли просветить север.

Почитание преподобных

Так сложилось еще с древних времен, что преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев сильно почитают.

  • Начало этому было возложено в пределах Новгородской епархии. Свидетельством о таком почитании является их наличие в Соборе Новгородских святых .
  • Также они упоминаются на службе, которая была составлена в 18 веке.
  • Согласно некоторым летописям можно утверждать, что обретение мощей Сергия и Германа Валаамских состоялось примерно в 60-х годах и именно на этот период попадает начало народного почитания усопших праведников.
  • В 1755 году на месте, разрушенном шведами появился соборный храм, построенный из дерева. Он был оснащен в честь отцов-основателей монастыря Сергия и Германа Валаамских. Спустя несколько десятков лет была составлена служба.

Днями светлой памяти почитания является 24 сентября. В эти дни ежегодно читаются службы в честь святых чудотворцев..

Икона Сергия и Германа Валаамских

Как упоминалось выше иконы чудотворцев стали известными еще древних веков. К ним регулярно ходили молиться верующие прося о спасении от многих нужд и болезней. А вот что касается мощей, то они хранятся в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря, который находится в Карелии.

С момента положения мощей чудотворцев, в монастыре постоянно происходят чудеса. Они помогали:

  • Утопающим людям, которые молили о помощи,
  • исцеляли от физических недугов,
  • Исцеляли от духовных недуг,
  • Защищают от клеветы.

Кроме того, почитая Сергея и Германа на земле, люди у них просят заступничества. Молятся о прощении своих грехов, наставления на пусть истины. Нужно отметить, что над святыми мощами расположена икона чудотворцев.

Чудеса сотворенные преподобными

За все эти многие годы почтений, святые сотворили немало чуда. Люди рассказывают очень много историй, в которых присутствовало спасение и благословение.

Вот одна из историй о группе путешественников, которые шли из Крондштата в Ораниенбаум. На дворе была холодная осень. Лед уже был на речке, но он был настолько хрупким, что с трудом выдерживал людей. Пройдя всего несколько метров, люди один за другим начали падать в воду. На спасение шансов не было.

Один из людей видя как его товарищи мучились от бессилия, и понимая что он ничем не может помочь, начал горячо молится Сергию и Герману Валаамским, прося о помощи во спасении. Он обещал праведникам в случае спасения поставить им в храме по свечке и посвятить всю свою жизнь служению, став монахом.

Святые услышали его молитвы, и помог людям. Все они спаслись и добрались до берега. По приезду на место, мужчина сдержал свое слово и пошел в храм, чтобы поставить обещанные свечки. А спустя год он принял монашеский постриг.

Таких историй много. На самом деле, чтобы помолится святым преподобным Сергию и Герману не обязательно ехать в Карелию. Достаточно искренне и от всей души молится перед их Иконой дома или в Храме. Как говорят священники, если в сердце присутствует вера, а молитва читается не словами, а душой, то спасение обязательно произойдет. Главное верить в чудо и тогда оно обязательно произойдет.

Молитва Сергию и Герману Валаамским

О преподобнии, Богоноснии, преблаженнии отцы наши Сергие и Германе, зрителие славы Божия в Небеснем Царствии! Не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающим: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще же Небесному Царю, о преблаженнии, молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране низпослати обилие благ земных: Благочестивейшей Великой Государыне нашей ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЕ на враги победу и одоление даровати и Дом ЕЯ в мире и тишине сохранити: нас же всех в вере и добродетели утвердити, избавляти же присно от вожделений греховных и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящия уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающия сохраняти, путешествующим спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати: яко Того вси есмы творение, и того есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео о преподобных Сергие и Германе Валаамских:

Источники:

http://pravicon.com/info-2070

http://drevo-info.ru/articles/28077.html

Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×