Немецкие подлодки второй мировой войны. Подводные лодки типа VII

Подводные лодки типа VII — главный козырь кригсмарине

Германские подводные лодки типа VII в истории морских войн занимают особое место. Это были самые многочисленные и самые результативные корабли своего класса.

В годы Второй мировой войны подводные лодки типа VII составляли основу гитлеровского подводного флота. Их было построено 709 единиц — абсолютный рекорд на все времена!

ПРОЕКТ

Подводная лодка типа VII изначально задумывалась как относительно небольшая и простая по конструкции субмарина, пригодная для крупносерийной постройки. Ее проект был разработан на базе финской подлодки «Ветехинен», созданной, в свою очередь, на основе чертежей UB-III — лучшего «у-бота» периода Первой мировой войны. Поскольку по условиям Версальского договора Германии запрещалось иметь подводный флот, то проектно-конструкторские работы поначалу велись тайно, фирмой IvS, расположенной в Голландии, но фактически принадлежавшей немецкому капиталу. Постройка первых субмарин также началась в обстановке полной секретности. И когда в марте 1935 года Гитлер официально заявил об отказе выполнять военные статьи Версальского договора, в цехах судостроительных компаний «Германия-Верфт» и «Везер»уже велась сборка секций для 10 подводных лодок типа VII. Для Великобритании и других европейских стран это оказалось полной неожиданностью.

СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Первые из «семерок» (10 единиц типа VIIA) вступили встрой в 1936-1937 годах. За ним последовал заказ на 24 подлодки типа VIIB, оборудованные дополнительными топливными цистернами и имевшие увеличенную дальность плавания. Во Вторую мировую войну Германия вступила с 57 «у-ботами», из которых 18 единиц относились к типу VII. В 1939 году появляется проект VIIC — слегка модернизированный вариант VIIB.

На лодках предусматривается установка гидролокатора, а в конструкцию вносятся изменения, повышающие технологичность постройки. Именно тип VIIC становится самым массовым в истории подводного кораблестроения: в 1940-1945 годах гитлеровский флот получает от промышленности 665 субмарин этой модификации (в том числе 88 усовершенствованных типа VIIC/41). На базе удачного проекта «семерки» создаются также подводные минные заградители типа VIID и транспорты-торпедовозы типа VIIF. Они имеют увеличенные размеры и водоизмещение, правда, остаются очень малочисленными: в сумме их было введено в строй всего 10 единиц.

Серийная постройка подлодок типа VII осуществлялась на крупных судостроительных заводах — «Германия-Верфт» в Киле, «Нордзее-Верке» в Эмдене, «Нептун-Верфт» в Ростоке, «Блом унд Фосс» в Гамбурге, «Шихау» в Данциге, «Флендер-Верфт» в Любеке, «Вулкан» в Штеттине, «Дешимаг» в Бремене, а также на ряде более мелких верфей. Кроме того, к производству различных систем и комплектующих привлекались сотни предприятий-смежников. Хорошая организация производства позволила в отдельные месяцы вводить в строй по 22 подлодки! Всего же было построено 709 субмарин типа VII — как уже говорилось, это непревзойденный рекорд в истории подводного кораблестроения.

ОПИСАНИЕ

В архитектурно-конструктивном отношении подводные лодки типа VII были полуторакорпусными: к прочному корпусу приваривались бортовые були, палубная надстройка с ограждением рубки, носовая и кормовая оконечности. Толщина прочного корпуса составляла от 16 до 22 мм. Благодаря этому «семерки» могли погружаться на глубину, недоступную в то время для субмарин других стран — до 250 м. Кроме того, прочный корпус играл роль броневой цитадели, хорошо защищая от огня малокалиберной артиллерии и авиационных пулеметов. Конструкция лодок VII серии была цельносварной; хорошо продуманная технология изготовления корпусов из восьми отдельных секций позволяла осуществлять строительство субмарин невиданными ранее сериями. Отличительной особенностью внешнего вида «семерок» стали внешние бортовые були балластных и уравнительных цистерн, которые приваривались к прочному корпусу на уровне ватерлинии. ГЭУ включала два дизеля мощностью по 1400 л. с. (на лодках типа VIIA — 1160 л. с.) и два гребных электродвигателя мощностью по 375 л. с. Емкость двух аккумуляторных батарей, содержавших 124 элемента, обеспечивала дальность хода под водой в 130-150 миль со скоростью 2 узла или 80 миль со скоростью 4 узла. С 1944 года на «семерках» стали устанавливать так называемый «шнорхель» — устройство, позволявшее лодке идти под дизелями на перископной глубине. Это нововведение признали очень полезным, однако до конца войны им успели оснастить лишь ограниченное число субмарин.

Все подводные лодки типа VII имели по пять торпедных аппаратов — четыре носовых и один кормовой. Общий запас торпед составлял 14 единиц; пять в аппаратах и 11 запасных. Вместо торпед лодка могла брать от 22 до 33 мин (в зависимости от их типа), которые ставились из торпедных труб. Важная особенность торпедного вооружения немецких подлодок — наличие электромеханического счетно-решающего прибора, автоматически вырабатывавшего все необходимые данные для стрельбы. Артиллерийское вооружение «семерок» состояло из 88-мм орудия с боезапасом в 250 снарядов и 20-мм зенитного автомата. В ходе войны выяснилось, что потребность в использовании артиллерии для борьбы с надводными целями возникает крайне редко, зато актуальность усиления зенитного вооружения все возрастала. Поэтому с конца 1942 года 88-мм пушки стали снимать, а вместо них устанавливать 37-мм зенитки и увеличивать число стволов 20-мм автоматов.

АТАКУЮТ «ВОЛЧЬИ СТАИ»

Подводные лодки типа VII считаются выдающимся достижением германского кораблестроения, хотя «на фото» они выглядят, в общем-то, весьма заурядными.

Из технических характеристик типа VII лишь два показателя можно назвать экстраординарными: глубина и время срочного погружения. Остальные параметры «семерок» были не лучше, чем у большинства их зарубежных сверстниц. Наоборот, будучи самыми маленькими из субмарин океанского класса, лодки типа VII обладали рядом недостатков — ограниченными модернизационными возможностями, теснотой внутренних помещений и, соответственно, ужасными условиями обитаемости.

Почему же они часто удостаиваются наивысшей оценки? Дело в том, что немецким конструкторам и кораблестроителям удалось добиться оптимального сочетания сбалансированности всех технических характеристик лодки, отличной надежности работы всех систем и высокой технологичности конструкции. Ну и, конечно же, нельзя не отметить своевременность появления проекта. К началу Второй мировой войны «семерка» кригсмарине могла считаться идеальным средством ведения подводной войны, однако совершенствование противолодочного оружие быстро свело ее эффективность на нет.

ТАКТИКА

Специально для подлодок типа VII в Германии под руководством командующего подводными силами рейха Карла Деница была разработана тактика «волчьей стаи». Суть ее заключалась в следующем. Группа подводных лодок выстраивалась широкой дугой и создавала завесу на пути вражеского конвоя. После того как одна из субмарин обнаруживала неприятеля, она сообщала об этом в центр, но не атаковала, а продолжала следовать за горизонтом в надводном положении, наблюдая за дымами. Остальные подлодки «волчьей стаи» наводились на конвой уже по командам из центра. И лишь когда немецкие подводники получали численное и позиционное превосходство, происходила атака. Обычно она осуществлялась ночью из надводного положения. В начальный период Второй мировой войны тактика «волчьей стаи» была эффективной и наносила союзникам серьезный урон.

Читать еще:  Город юрьев новое название. Никитская и покровская церкви

БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

«Звездный час» подводных сил кригсмарине — это их действия в Атлантическом океане. Не имея шансов победить союзников по антигитлеровской коалиции в классическом морском сражении, немцы нанесли удар в самое уязвимое место — по океанским коммуникациям, от которых всецело зависела экономика Англии. В нарушение всех международных конвенций «волчьи стаи» адмирала Деница перешли к неограниченной подводной войне. В 1940-1941 годах торговый флот союзников понес колоссальные потери; именно на этот период кампании, известной как «Битва за Атлантику», приходятся основные успехи немецких подводных асов — командиров «у-ботов» типа VII Отто Кречмера, Эриха Топпа, Иоахима Шепке и других.

Тем не менее в 1942 году ситуация начала меняться в пользу союзников. После вступления в войну США англичанам удалось существенно усилить защиту конвоев, По обе стороны океана развернулась массовая постройка новых грузовых судов. Одновременно совершенствовалось противолодочное оружие. В итоге к концу 1943 года немцам за каждое потопленное судно приходилось платить одной потопленной подводной лодкой. Битва за Атлантику была ими окончательно проиграна.

ИТОГИ

За годы Второй мировой войны подводные лодки типа VII совершили более 2600 боевых походов и потопили 1337 кораблей и судов антигитлеровской коалиции общим тоннажем около 6,5 млн брт. Из боевых кораблей, ставших жертвами «семерок», наиболее крупными являются линкоры «Ройял Оук» (потоплен 14 октября 1939 года подлодкой U-47), «Бархэм» (25 ноября 1941, U-331), авианосцы «Корейджес» (17 сентября 1939, U-29), «Арк Ройял» (13 ноября 1941, U-81)и«Игл»(11 августа 1942, U-73). Самое большое из транспортных судов, пущенное на дно «семеркой» U-32, — бывший пассажирский лайнер «Эмпресс оф Бритн» тоннажем 42 348 брт (правда, он предварительно был поврежден немецким самолетом).

Собственные потери лодок типа VII тоже оказались очень велики: из 709 построенных субмарин погибли 546, причем большинство из них — вместе с экипажами.

Еще 65 «семерок» были затоплены личным составом после капитуляции Германии. На боевом счету советского ВМФ — пять достоверно уничтоженных «у-ботов» типа VII, и еще пять или шесть погибли на наших минных заграждениях. Очень ценным трофеем стала лодка U-250, потопленная в июле 1944 года в Финском заливе морским охотником МО-103. Субмарина была поднята и отбуксирована в Кронштадт. На ней обнаружили секретные документы и «чудо-оружие» Третьего рейха — самонаводящиеся акустические торпеды Т-5 «Цаункениг». Эта находка позволила разработать средства борьбы с грозным оружием, а также приступить к созданию собственных самонаводящихся торпед. Кстати, подробная информация о «Цаункениг» была безвозмездно передана и союзникам.

10 фактов о подлодках Кригсмарине

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

— водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

— скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

— скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

— глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

— 1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

— 2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

— 5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

— 1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

— 4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.

8. Германская подводная лодка U-176, потопленная 15.5.1943 глубинными бомбами, сброшенными с кубинского патрульного катера SC-13, является единственным кораблем основных классов, потопленным кубинскими ВМС за всю историю их существования.

9. Германские подводные лодки U-966 и U-1060 были потоплены военнослужащими страны, никогда за свою историю не имевшей собственного военно-морского флота, а именно чехословацкими летчиками – 10.11.1943 у мыса Ортегаль (Испания) в Бискайском заливе и 27.10.1944 в Средиземном море.

Читать еще:  Skyrim моды на реалистичность. Реалистичные потребности и болезни

10. Германская подводная лодка U-377 была потоплена в Северной Атлантике 15.1.1944 собственной циркулирующей торпедой. Поскольку при взрыве подлодки погиб весь ее экипаж (52 человека), подробности ее гибели остаются неизвестными. Однако U-377 – не единственная подлодка в мировой истории, погибшая от собственной циркулирующей торпеды. Американская подлодка «Звон» также погибла от собственной торпеды 23.09.1943. Выжившие члены экипажа описывали катастрофу следующим образом: «Субмарина произвела атаку японского транспорта торпедой с дистанции в четыре кабельтова. Она пошла точно в цель. Тогда капитан лодки О’Кейн по неустановленной причине приказал выпустить еще одну торпеду по тонущему судну. Торпеда вильнула, двинулась по кругу и поразила «Звон» в кормовую часть». Большинство специалистов сходятся во мнении, что причиной гибели обеих лодок можно считать несчастливое стечение обстоятельств (недостатки конструкции торпед, вызванные слабой изученностью процессов и усиленные заводским браком).

Подводные лодки типа VII

Подводные лодки Типа VII

Содержание

Общие сведения

История создания

На стратегию борьбы на море, повлияло использование подводных лодок в Первой Мировой войне. Урон, нанесенный торговому судоходству стран Антанты от немецких подлодок был огромен. Из-за атак подводных лодок Германии, страны Антанты потеряли 12 миллионов тонн транспортного тоннажа. По Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь подводные лодки, но в середине 20-х годов XX века, руководство рейхсмарине начало строительство средних и малых субмарин. В планах было использовать наиболее удачные проекты подлодок Первой мировой — тип UB III, UC II и UB II.

В 1922 году фирмами «Вулкан», «Германия» и «Везер» создаётся конструкторское бюро под руководством Г.Техеля и штатом в 30 инженеров. Задача этого бюро- создание новых типов подлодок. Рассматривалась возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы и мины. Так же, рассматривалось строительство субмарин водоизмещением 1500 тонн, плавмастерских и лодок с двигателем Вальтера. В этот перечень была включена однокорпусная субмарина с внутренним расположением топливных баков, этой серии было присвоено наименование VII. 10 января 1935 года был утвержден заказ на разработку новой подлодки. Характеристики VII типа:

  • Надводное водоизмещение — 550 т.
  • Глубина погружения — 100 м.
  • Двигатели — 2 дизеля по 1050 л.с каждый.
  • Макс. скорость надводного/подводного хода — 16-17/8-9 узлов.
  • Дальность плавания надводная/подводная — 6000 миль при 8 узлах/75 миль при 4 узлах.

Постройка и испытания

В середине 1935 года случилось сразу два знаменательных события, 18 июля было подписано англо-германское соглашение и в январе 1936 года на пост главнокомандующего подводным флотом был назначен Карл Дёниц. Строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но при этом получило ограничение не более 45 % от тоннажа субмарин вo флоте Великобритании.

Уже строились две подлодки типа I, 24 типа II и типа 10 VII. На то чтобы построить ещё подлодок, оставалось всего лишь 11500 тонн. Этого бы хватило на то, чтобы построить 23 субмарины Типа VII, как того желал командующий подводным флотом. Но было решено потратить этот остаток на строительство восьми лодок тип II, 7 тип VII и 8 субмарин типа IX.

Описание конструкции

Модификации

Субмарины Типа VII существовали в семи модификациях:

Вооружение

Артиллерийское вооружение

На начало войны артиллерийское вооружение состояло из 88 мм пушки SKC/35 с длиной ствола в 45 калибров и одноствольная зенитная пушка Flak 30 на установке C30/37. Боекомплект для SKC/35 состоял из 220 снарядов, из артпогреба снаряды подавались на палубу вручную, по цепочке. Боезапас для Flak 30 состоял из 1500 снарядов.

В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, активно использовалась артиллерия субмарин. Но уже 26 сентября 1939 года, британское адмиралтейство объявило об планах установки артиллерии на все торговые суда. Спустя месяц, была введена инструкция, в соответствии с которой, экипажу лодки не следовало досматривать торговое судно, а после изучения бумаг доставленных на шлюпке, при наличии контрабанды топить остановленный корабль торпедой.

К тому же, сведение торговых судов в конвои, лишало артиллеристов показать свои навыки стрельбы. В последующем применение артиллерии было разовым. Последний такой случай произошёл 19 сентября 1942 года. У мыса Гаттерас лодка U-701 в ожесточённом надводном бою, потопила американский вооружённый траулер YP-389. 14 ноября 1942 года поступило распоряжение о демонтаже 88 мм орудий.

Это распоряжение было выполнено не сразу и не во всех флотилиях. В первую очередь, модернизации зенитного вооружения со снятием палубной пушки, подвергались лодки дислоцированные на Западе Франции. Многие лодки которые находились на испытаниях и действовали в Норвегии, сохраняли свои орудия до конца 19944 года. Известен такой случай, когда в августе 1944 года, U-745 прибыла из Киля для действий в Финском заливе и ей пришлось вернуться в Готенхафен для демонтажа палубного орудия.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение субмарин Типа VII постоянно наращивалось. На первых модификациях зенитный автомат располагался на палубе позади рубки, но уже в первые месяцы войны он был поднят за ограждение рубки. В начальный период войны авиация союзников не представляла угрозы для немецких подлодок, до конца 1941 года она смогла потопить всего лишь 4 лодки.

В связи с началом воздушного патрулирования Бискайского залива британцами, летом 1942 года были предприняты первые шаги по наращиванию зенитного вооружения на подлодках. Позади стандартного ограждения рубки монтировалась невысокая дополнительная платформа (у немецких подводников она получила прозвище Wintergarten [1] ) для размещения спаренной Flak 30. Одноствольное орудие на верхней заменялось на двух ствольный 20 мм зенитный автомат MG 151/22, он отличался меньшими габаритами, начальной скоростью и дальностью стрельбы.

Но с декабря 1942 года, Командование подводного флота, убедившись в не эффективности MG 151/20, отдало распоряжение устанавливать более скорострельные 20 мм пушки Flak 38. Такая конструкция получила название «рубка 2», («рубка 1»- так именовалась схема с одинарными зенитными автоматами Flak 30) одновременно с этим, на релингах мостика монтировались четыре обычных пулемёта MG 34 калибра 7.92 мм.

Уже первые поединки подлодок с самолётами показали, что обилие стволов малого калибра не гарантирует победы над четырёхмоторной летающей лодкой или бомбардировщиком. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37 мм автоматических пушек, спаренных и счетверенных пушек Flak 38. В 1943 году был утвержден состав зенитного оружия под названием «рубка 4», он предусматривал установку двух спаренных Flak 38 на верхней платформе и Flakvierling 38 [2] на нижней.

8 июня 1943 года лодка U-758 с «рубкой 4» выиграла бой у восьми самолётов с американского авианосца, хотя субмарина получила серьезные повреждения и 11 членов экипажа были убиты и ранены, американцам не удалось ни загнать лодку под воду, ни потопить её. 30 июня Командование подводным флотом издали приказ, согласно которому в поход выпускались только те субмарины, которые получили «рубку 4».

Пока обычные подлодки ожидали переоборудования, было решено создать специальные «зенитные» лодки-ловушки для самолётов. Первой такой лодкой-ловушкой стала U-441. Она получила два Flakvierling 38, спереди и позади рубки и 37 мм полуавтомат SKC/30 в «зимнем саду». 24 мая на вторые судки похода вела бой с британской летающей лодкой, и потеряв одну из счетверенных установок, смогла сбить её. После этого лодка отправилась на 2-ух месячный ремонт. И уже 12 июля U-441 вышла в Бискайский залив, в бою с британскими самолётами лодка потеряла весь личный состав верхней вахты. В конце 1943 года Командование подводным флотом отдало распоряжение на переоборудование лодок-ловушек в обычные.

Читать еще:  К чему снится Черная Кошка? К чему снится черная кошка.

В боях весны-лета 1943 года выяснилось что 20 мм автоматы могут причинить фатальные повреждения патрульному самолёту, но не раньше его атаки, которая при упорстве пилота, могла стать фатальной для субмарины. Для того чтобы остановить атакующий самолёт требовалось более дальнобойное оружие. И этим оружием стала автоматическая 37 мм зенитная пушка Flak 42, она поступила на вооружение в середине 1943 года.

К 1 декабря 1943 года 18 подлодок сменили Flakvierling на Flak 42. Боекомплект к 37 мм пушке составлял 1195 снарядов, к 20 мм- 4260 снарядов. Дальнейшее совершенствование вооружение прекратилось после принятия на вооружение шнорхеля. На этом противоборство субмарин с самолётами закончилось. Наибольших успехов в борьбе с самолётами добились U-333, U-648 которые сбили по 3 самолёта каждая и U-256 которая одержала победы над 4 самолётами.

Торпедное вооружение

Главным оружием субмарин Типа VII являлись торпеды [группа1 1] . Для их пуска имелись четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат диаметром 533 мм каждый. Лодки модификации А в запасе имели 6 торпед, на следующих модификациях запас торпед возрос благодаря размещению одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и ещё двух торпед в надстройке, но от них отказались в начале 1943 года по причине их частого повреждения в результате атак эскортных кораблей союзников.

Сами торпедные аппараты имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них производилось с помощью специального пневматического поршня, а не сжатого воздуха, это значительно упрощало систему беспузырной стрельбы. Так же, изменение глубины ходи и поворота гироскопа торпед могло осуществляться прямо в торпедных аппаратах через СРП [3] в командной рубке. Ещё одна особенность этих торпедных аппаратов- возможность постановки из них неконтактных мин.

Конструкция аппарата обеспечивала выход торпед на глубинах до 22 метров. Перезарядка аппаратов занимало сравнительно не много времени, всего от 10 до 20 минут для торпед которые хранились внутри прочного корпуса.

Основные модификации торпед подлодок Типа VII

На протяжении всей войны, на вооружении Кригсмарине находилось два базовых проекта торпед- разработанная в начале 20-ых годов парогазовая G7a (G- обозначение калибра торпеда от 500 до 550 мм, 7- длина торпеды в метрах) и принятая на вооружение в 1929 году электрическая G7e. Прототипом для их разработки послужила торпеда G7 образца 1916 года.

Обе этих торпеды имели длину в 7186 мм и БЗО [7] весом в 280 кг. Но из-за тяжёлой аккумуляторной батареи весом в 665 кг, G7e была на 75 кг тяжелее G7a. Наиболее очевидные различия между торпедами были в скорости. Для G7a могли устанавливаться режимы хода в 44, 40 и 30 узлов, при которых она могла пройти соответственно 5500, 7500 и 12500 метров ( позже, дальности возросли до 6000, 8000 и 14000 метров). G7e на испытаниях в 1929 году прошла 2000 метров со скоростью 28 узлов, к 1939 году показатели возросли до 5000 метров со скоростью в 30 узлов. В середине 1943 года на вооружение поступила модификация G7e ( Т3а), в ней, дальность хода была увеличена до 7500 метров при скорости в 29 узлов, благодаря изменению конструкции аккумулятора и введению системы подогрева торпеды.

В создании электроторпед немцы надолгое время оставили позади все остальные мировые флоты, в которых такие торпеды появились лишь к середине войны. Производство G7e было настолько эффективно отлажено, что изготовление электроторпед оказалось дешевле и проще чем их парогазовых аналогов. На производство одной G7a уходило 3730 человеко-часов ( к концу войны 1707), а на изготовление G7e уходило 1255 человеко-часов. Поэтому обычный боекомплект субмарин Типа VII в начале войны состоял из 10-12 G7e и всего из 2-4 G7a.

Один из методов неприцельной стрельбы был реализован немцами в самонаводящихся акустических торпедах. Работы на созданием такой торпеды были начаты ещё в 1934 году, но только в начале 1942 года был создан пригодный для испытаний образец. Торпеда созданная на базе G7e получила название Т4 «Фальке». Она имела неконтактный взрыватель, значительный вес и дальность хода 7500 метров при скорости всего в 20 узлов. Особенности распространения шума винтов в воде требовали стрельбы с кормовых курсов цели, но догнать эту цель у медлительной «Фальке» почти не было шансов, поэтому её признали пригодной лишь для стрельбы по большим и медлительным транспортам которые движутся со скоростью не более 13 узлов. Впервые эту торпеду подлодки приняли в феврале 1943 года и уже 16 марта успешно испытали при атаке конвоя HX-229. 1 июня торпеду официально приняли на вооружение, до поступления более совершенных Т5 их успели использовать только 5 субмарин.

Т5 «Цаукёниг» являлась дальнейшим развитием Т4 «Фальке». Благодаря более совершенному ПС [группа1 3] и взрывателю, удалось уменьшить вес торпеды и повысить скорость. «Цаукёниг» предназначалась для уничтожения эскортных кораблей, но со успехом могла уничтожать и торговые суда. Ещё одними целями торпед «Цаукёниг» являлись сами подлодки которые их выпустили, хотя ПС включился после того, как торпеда пройдёт 400 метров, а лодка после выпуска уходила на глубины в 60 метров, но всё же U-377 и U-972 стали жертвами собственных торпед. Первое боевое применение торпеды «Цаукёниг»- 14 сентября 1943 года. Первым боевым судном причной гибели которой стала Т5- канадский эсминец «Сент-Круа».

Вопреки ожиданиям немецкого командования новое «чудо-оружие» не вызвало революционных изменений в ходе Битвы за Атлантику. В качестве средства самообороны на вооружение союзников поступил «фоксер» [группа1 4] который буксировался эскортным кораблем. Попытки исправить положение принятием на вооружение торпеды «Цаукёниг» с помехозащищенным ПС не дали результатов, процент попаданий акустических торпед был гораздо меньше чем процент попаданий прямоидущих торпед.

Ещё одно направление модернизации торпед- совершенствование начинки боевого зарядного отделения. Немецкие химики были пионерами по внедрению гексогена. Разработанный в межвоенный период состав взрывчатого вещества SW36 включал в себя 67 % тринитролуола, 8 % гексогена и 25 % алюминиевого порошка; в начале войны был разработан состав SW39 в него входили 45 % тротила, 5 % гексогена, 30 % нитрата аммония и 20 % алюминиевого порошка; позднее, ему на смену пришёл SW39a который превосходил обычный тротил в 1.5 раза, он состоял из 50 % тратила, 10 % гексогена, 5 % нитрата аммония и 35 % алюминия.

Источники:

Подводные лодки типа VII — главный козырь кригсмарине

http://warspot.ru/609-10-faktov-o-podlodkah-krigsmarine

http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_VII

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector