Курсовая работа “факторы социализации личности”.
Социализация личности
Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.
Подобные документы
Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.
контрольная работа, добавлен 27.01.2011
Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.
курсовая работа, добавлен 20.10.2014
Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.
контрольная работа, добавлен 18.07.2013
Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция “значимый другой” в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.
контрольная работа, добавлен 21.10.2010
Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.
курсовая работа, добавлен 17.03.2012
Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.
курсовая работа, добавлен 28.06.2013
Факторы, агенты, уровни и механизмы социализации личности. Основные проблемы социализации молодежи в условиях трансформаций, российского общества. Критерии оценки социализированности. Негативное воздействие социального расслоения в современной России.
курсовая работа, добавлен 06.03.2012
Правовая социализация – это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Факторы правового поведения. Процессы правовой социализации. Правовая культура, социализация личности. Механизм принятия решения.
реферат, добавлен 17.06.2008
Методологическое представление различных авторов о социализации личности в организации. Формирование направленности личности, ее виды. Проблематика организационной социализации, ее особенности в современных социально-экономических условиях России.
реферат, добавлен 17.11.2014
Методологическое представление различных авторов о социализации личности в организации. Формирование направленности личности, ее виды. Особенности организационной социализации поколений в современных социально-экономических условиях Российской Федерации.
Курсовая работа “Факторы социализации личности”
Автор материала: Мурзаева Марина Васильевна
Содержимое документа:
Социализация человека осуществляется в процессе взаимодействия с людьми. От того, как сложится это взаимодействие, зависит развитие и самоизменение человека, его социализированность воспитания.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Актуальность темы исследования обусловлена современной социально-экономической ситуацией, которая предъявляет новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения.
Успешная социализация – одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.
Проблемой социализации занимались такие ученые, как Василькова Ю.В., Галагузова М.Н., Липский И.А., Мудрик А.В., Муставаева Ф.А., Мардахаев Л.В. и другие.
Целью данной курсовой работы является изучение факторов социализации личности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие и сущность социализации личности;
- Охарактеризовать основные факторы и показать их роль в воспитании и социализации личности.
Глава I. Социализация личности – как социально-педагогическая проблема
1.1 Личность в процессе социализации
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием “Я”.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Термин «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае если сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.
Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода. Это понятие, как и понятие «человек», подразумевает всевозможные человеческие свойства, которые присущи данному, отдельно взятому, конкретному человеку. Индивид – это, прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно.Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы – общества.
Социализация младенца начинается не с предметной деятельности, а с комплекса оживления, когда он начинает реагировать на другого человека иначе, чем на весь остальной мир, т. е. начинает вступать с ним в определенные отношения, в том числе общаться.
Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Второе значение термина подчеркивает то, чем данный человек, как индивид, отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств определяющих социально значимые поступки данного человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включает такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.
Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические функции и собственно личностное начало. Разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх – Я), однако объясняют их происхождение и природу по-разному.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы. В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества. Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.
Элементы социальной структуры личности:
- Способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющейся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, социально-бытовая.
При этом труд должен рассматриваться, как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы.
2. Объективные социальные потребности личности.
Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.
3. Способности к творческой деятельности, знание, навыки, именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования, как личности.
Причем, творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые на первый взгляд, творческими не назовешь. Например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество, и создаются различные машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – отличительная черта человека, как личности.
4. Степень овладения культурными ценностями общества то есть духовный мир личности.
Выделяются три параметра в строении личности: широта связей человека с миром, степень иерархизированности и общая их структура [11].
5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.
И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.
Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.
Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение. Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята, как применение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
1.2 Понятие и сущность социализации. Этапы социализации. Механизмы социализации
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими же условиями являются успешное воспитание и образование человека [15;47].
Социализация и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в .
1.3 Факторы социализации.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)
Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Делись добром 😉
Похожие главы из других работ:
Факторы производства
В то время как в прошлом труд, земля, сырье и капитал были основными факторами производства в экономике Второй Волны, знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности.
1.3 Факторы риска
Объективные факторы: Социальное неблагополучие: Дети из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворенность жилищных условий.
Глава II. Факторы, механизмы и этапы социализации личности
2.1 Факторы социализации личности
Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах.
1.1 Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.Роль общения в процессе социализации
Термин “социализация” соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении.
1.2 Факторы социализации молодежи
В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые факторы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи.
1. ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Микрофакторы: 1. семья 2. микросоциум 3. институты воспитания 4. религиозные организации Мезофакторы: 1. тип 2. этнос 3. поселения 4. региональные условия 5. средства массовой информации Макрофакторы: 1. культура 2. страна 3. государство 4.
1.3 Факторы социализации.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации
Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. Социологи говорят об усвоении социальных ролей.
1.1 Факторы, агенты, уровни социализации личности
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
2.1. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
3. Человеческие факторы
Экологические факторы.
Климатогеографические особенности среднегорья Кавказа, почвы, воды, флоры, фауны, близость моря способствуют доживанию людей до самых старших возрастов, чего не скажешь про другие регионы. Тенденция долгожительства иногда объясняется тем.
1.1 Политические факторы
Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. Любопытно.
Факторы социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.
Источники:
http://allbest.ru/k-3c0b65625a2bd69a5c43a89521216c26.html
http://vseuroki.pro/doc/kursovaya-rabota-faktory-socializacii-lichnosti.html
http://soc.bobrodobro.ru/16486