Андреев петька на даче сокращении. Петька на даче
Пушкин сделал!
готовые домашние задания
Home » читательский дневник » Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник
Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник
Автор: Андреев Л.
Название: “Петька на даче”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 8
Главные герои и их характеристика
Петька, мальчик 10 лет. Апатичный, забитый, малоподвижный, равнодушный. Ученик парикмахера. Попав на дачу, становится веселым, подвижным, озорным и счастливым.
Николка, мальчик 13 лет, тоже ученик парикмахера. Веселый, хулиганистый, ругается матом. Несчастный и одинокий.
Митя, гимназист. Обычный ребенок, добрый, веселый.
Надежда, мать Петьки. Кухарка. Простая и необразованная, любит своего сына и желает ему счастья.
Осип Абрамович. Парикмахер. Равнодушный, жестокий человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на даче.
Сюжет — краткое содержание
Служа в парикмахерской, Петька казался всем ленивым, равнодушным ко всему и даже дурачком.
Над ним издевались подмастерья, а единственный друг Николка пил водку и ругался плохими словами.
Однажды мать повезла Петьку на дачу, и в дороге мальчик был поражен новыми впечатлениями, а на даче испугался природы.
На даче Петька познакомился с гимназистом Митей, который стал брать мальчика с собой на рыбалку, купаться и в крепость.
Петька ожил, развеселился, научился мечтать, но пришло время возвращаться в город, и Петька устроил громкий скандал.
В городе Петька вновь превратился в апатичное существо, но помнил о даче и рассказывал о ней Николке, который страшно ему завидовал.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Петька вел себя на даче. Сперва его пугала природа, он уходил к лесу, на берег и лежал в траве. Потом Петька привык, подружился с Митей и стал самым обычным мальчиком. У него появилось детство, он научился играть и веселиться.
План произведения для пересказа
- Забитый Петька.
- Опытный Николка.
- Отношение матери к Петьке.
- Поездка на дачу.
- Петька в поезде.
- Петька боится природы.
- Дружба с Митей.
- Громкий крик.
- Снова в поезде.
- Петька возвращается в прежнее состояние.
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен детства, не должен с малых лет зарабатывать себе на жизнь каторжным трудом. Ребенок всегда должен оставаться ребенком.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить детей и заботиться о каждом из них, как о своем собственном ребенке. Учит доброте и отзывчивости. Учит любить природу. Учит не быть равнодушными перед лицом чужих страданий.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень сильное и печальное произведение. Его главного героя Петьку очень жаль, ему невозможно не посочувствовать. Взрослые люди лишили мальчика счастливого детства, превратили его почти в животное, а так не должно быть никогда.
Петька на даче
Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».
Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».
Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.
Женщины ‹…› говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, обнимали мужчин так просто, как будто были на бульваре совсем одни, иногда тут же пили водку и закусывали.
Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.
Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».
Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.
Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.
Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.
Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.
Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.
Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».
Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю.
Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».
Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.
На исходе недели барин привёз из города письмо для Надежды — Осип Абрамович требовал, чтобы Петька вернулся. Сначала мальчик не понял, зачем и куда ему надо ехать, ведь «другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено» и у него здесь было столько замечательных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — это мираж, а Осип Абрамович — непреложный факт, и «не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».
Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».
Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.
Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.
На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.
Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».
А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.
Краткое содержание «Петька на даче»
О произведении
Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Петька – десятилетний мальчик, помощник в парикмахерской, вечно сонный, забитый, «маленький старичок».
Другие персонажи
Осип Абрамович – владелец парикмахерской, хозяин Петьки.
Прокопий и Михайла – подмастерья в парикмахерской.
Николка – единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая и жалостливая женщина.
Барин – хозяин, у которого работала Надежда, владелец дачи.
Митя – гимназист, друг Петьки по даче.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Парикмахерская Осипа Абрамовича располагалась неподалеку от квартала с « домами дешевого разврата ». Публика в это заведение захаживала весьма нетребовательная: « швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие ».
У Осипа Абрамовича всегда был на подхвате « кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла ». Кроме того, в заведении служили и два мальчика. Тринадцатилетний Николка готовился стать подмастерьем, и очень гордился этим. Он старался держаться, как взрослый: « курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами ».
Петьке было всего десять лет, и в его обязанности входило исполнение мелких поручений хозяина и подмастерьев. Когда не было посетителей, он любил беседовать с Николкой, который объяснял ему, « что значит стричь под польку, бобриком или с пробором ». Иной раз они располагались у окна и « смотрели на бульвар, где жизнь начиналась с раннего утра ». Местные женщины были одеты просто, не по моде, они говорили резкими, неприятными голосами, ругались, прямо на улице « пили водку и закусывали ».
Случалось, что иная пьяная женщина становилась жертвой побоев такого же пьяного мужчины, « но никто не вступался за нее ». Николка знал многих женщин по именам, рассказывал своему приятелю о них « грязные истории и смеялся, скаля острые зубы ». Петька очень уважал его за подобную осведомленность, и в будущем мечтал стать таким же умным и бесстрашным.
Жизнь Петьки была удивительно однообразной и скучной – дни незаметно мелькали и были похожи « один на другой, как два родные брата ». С утра и до позднего вечера он слышал одну и ту же фразу – « Мальчик, воды!» , и старался подавать ее как можно быстрее, чтобы избежать наказания за нерасторопность.
Маленький, худенький Петька постоянно хотел спать, и ему часто казалось, что « все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон ». Маленький рост, сильная худоба, веснушчатое лицо и « грязные-прегрязные руки и шея » вызывали неприязнь у посетителей парикмахерской. Неприятное и несколько странное впечатление создавали и тоненькие морщины, наметившиеся возле глаз и под носом, которые делали Петьку « похожим на состарившегося карлика ».
Когда мальчика навещала его мать, кухарка Надежда, он никогда « не жаловался и только просил взять его отсюда ». Впрочем, Петька быстро забывал о своей просьбе, и женщина думала, что ее единственный « сын — и тот дурачок ».
Однажды судьба преподнесла Петьке сюрприз. Его серая и безрадостная жизнь заиграла новыми красками, когда он узнал, что мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить его « на дачу, в Царицыно, где живут ее господа ». Он не понимал, что означает слово «дача», но вдруг всем существом своим понял, что это и было то место, куда он так стремился. В этот момент Петьке позавидовал даже Николка, у которого не было матери, и который никогда не бывал на даче.
Шумный и суетливый вокзал поразил воображение Петьки, наполнив его « чувством возбужденности и нетерпения ». Оказавшись в вагоне, он буквально « прилип к окну », с жадностью разглядывая мелькавшие пейзажи. Для мальчика, рожденного и выросшего в городе, все было « поразительно ново и странно ». Он никогда прежде не выбирался на природу, и открывшийся его глазам мир ошеломил мальчика. Петька бегал от одного окна к другому, и мать была вынуждена извиниться за него перед другими пассажирами – « Впервой по чугунке едет — интересуется…» .
Удивительно, но за время небольшого путешествия глаза Петьки « перестали казаться сонными, и морщинки пропали» . В первое время пребывания на даче Петька, настоящий городской дикарь, « чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы ». Все время он « гулял по опушке и лесистому берегу пруда », лежал в траве и любовался чистым, бездонным небом.
Полное слияние с природой у Петьки произошло благодаря гимназисту Мите. С подачи нового друга мальчик впервые искупался в речке. Они вместе ловили рыбу, исследовали развалины заброшенного дворца, и очень быстро Петька позабыл, « что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская ».
Спустя неделю « барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде »», в котором Осип Абрамович настоятельно требовал возвращения Петьки. Поначалу он не понял, куда ему следует ехать, ведь « место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено ». Осознав же в полной мере, что предстоит расстаться с дачей, Петька принялся кричать и кататься по земле. Когда же он затих, барин сообщил супруге, что « детское горе непродолжительно» и « есть люди, которым живется и хуже ».
В поезде « Петька не вертелся и почти не смотрел в окно », а на его лице вновь обозначились тонкие морщинки. Прощаясь с матерью, он попросил спрятать его новую самодельную удочку, которой так и не успел воспользоваться.
В « грязной и душной парикмахерской » жизнь шла своим чередом, звучала привычная для Петьки фраза «Мальчик, воды!», а на улице « пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину »…
Заключение
В своем произведении Андреев поднял остросоциальную проблему своего времени – ребенок должен учиться и жить полной, насыщенной жизнью, а не работать наравне со взрослыми.
После прочтения краткого пересказа «Петька на даче» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источники:
http://briefly.ru/andreev/petka_na_dache/
http://obrazovaka.ru/books/andreev/petka-na-dache