Анализ «Зелёный шум» Некрасов. «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
Стихотворение “Зеленый шум” Некрасова: полноценный анализ
Стихотворение «Зеленый шум» авторства Некрасова Николая Алексеевича является одним из его самых известных произведений. Слова из этого повествования не раз ложились на музыку, ведь подобных лирических историй в русской литературе не так много. Прочитать полный анализ стихотворения можно в данной статье.
Жанровая принадлежность
Уже при первом прочтении стиха «Зеленый шум» видна рука Некрасова и его стиль. Он был писателем-реалистом и ценил применение бытовых ситуаций в искусстве. На написание этого стиха его вдохновила украинская народная песня. Писатель всегда ценил подобные произведения, ведь в них отображалась типичная жизнь. Его образ крестьянина, который приехал из Питера, где трудился на благо семьи и узнал об измене жены, соответствует лирическому стилю. Лирический герой хранил верность все время в отъезде, а после возвращения узнает такое печальное известие. Такая завязка часто применяется в ролевой лирике.
История написания
В 1856 году Николай Некрасов прочитал украинскую народную песню, где был описан данный образ, но название «Зеленый шум» позже придумал сам автор. К этому произведению свои комментарии добавил известный литератор Максимович, который объяснял некоторые строки. Например, он утверждал, что после обращения к Днепру молодых девушек река будто оживала. Природа начинала бурлить вокруг нее, а вся близлежащая местность затягивалось зеленью, цветы раскрывались, а деревья начинали оживать. Николаю Некрасову сильно понравился этот образ, и он использовал его в своем произведении. Следует отметить, что в 1856 году такое явление не называлось «Зеленый шум». Автор сам придумал подходящее имя. Интересно то, что написал данный шедевр Некрасов только в 1863 году, и тогда же появилась первая публикация стихотворения. С этого можно сделать вывод, что образ из украинской народной песни надолго засел в его памяти, если он вернулся к нему спустя восемь лет. На музыку же была положена та часть произведения, где описываются красоты местности и пейзажи.
Сюжет
В стихотворении Некрасова «Зеленый шум» все начинается с приезда простого рабочего мужчины из Санкт-Петербурга после заработков. Началась зима, и он возвратился домой, где узнал об измене жены. Первая часть полностью посвящена тому, как главный герой терзает себя сомнениями. Он мечется между добротой и желанием убить неверную спутницу жизни. Заканчивается сюжет в этой части тем, что персонаж встречает весну, которая должна поставить точку в сомнениях. Вторая часть полностью посвящена поиску гармонии внутри себя. Приход весны крестьянин принимает в качестве Божьего дара. Когда на улице все начинает зеленеть, состояние главного героя также приходит в гармонию. В третьей и четвертой части крестьянин понимает всю суть своего прежнего замысла с убийством. В душе его происходит исповедь, и он будто очищается от желания мести.
Тематика
Композиция стиха «Зеленый шум» составлена из четырех частей, описание которых проводилось в абзаце выше. В ней наблюдается прием под названием психологический параллелизм, когда две тематики взаимосвязаны и по очередности сменяются. У Некрасова это обновления весны, когда все живое наполняется силой и будто заново воскресает после долгой зимы. Вторая тема заключается в сложных перипетиях судьбы крестьянина и его жены. Она просматривается в первой и третьей части. Основная мысль заключается в том, что весна своим приходом побеждает зиму, а вместе с этим жизнь торжествует над смертью в душе главного героя. Его разум очищен от злых помыслов о мести неверной возлюбленной. Главный герой сумел понять, что чувство обиды и злости давит его. Вместе с весной он проходит стадию перерождения. Мужчина сумел простить жену за предательство, что показывает его решимость и доброту. Смерть никогда не является верным решением проблемы, и автор акцентирует на этом внимание.
Образы
Стих «Зеленый шум» в первую очередь пленяет читателя мощностью описания пейзажей, которые Некрасов постарался сделать максимально динамичными. Он показывает, что весна не собирается давать даже несколько лишних дней зиме. Она бурно врывается в природу, чем так сильно поражает главного героя. Не забыл писатель также поставить акцент на том, что приходу солнечной поры радуются все окружающие растения и живые существа. Образ у Некрасова «зеленого шума» является метонимией, а в тексте часто можно встретить олицетворения предметов. Так автор подчеркивает мощность всех изменений, которые идут вместе с весной. В описании пейзажей он использует красочные фольклорные эпитеты, ведь вдохновение он черпал из народной песни. Это касается как частей с описанием изменений в природе, так и части с эпической развязкой сюжета и сомнениями главного героя. Когда повествование идет от лица крестьянина, то в тексте встречаются незаконченные фразы и чувствуются сомнения, что его одолевают. Все эти элементы только подчеркивают важность происходящих событий.
Итоги
В стихотворении «Зеленый шум» Некрасов сумел прекрасно показать, что на правильный путь можно ступить даже без лишней помощи. Достаточно дождаться правильного момента и найти в себе силы для прощения. Смерть здесь выступает в роли холодной зимы, а доброта и прощение приняли образ весны. Их смена в природном цикле одновременно изменяет душу главного героя. Автор сумел прекрасно расставить акценты на чувствах персонажей, а также описании пейзажей. В итоге получился шедевр, который вошел в историю русской литературы. Примечательно, что Некрасов в дополнение к произведению написал, что образ был взят из украинской народной песни. Это никак не уменьшает заслуг писателя, а лишь свидетельствует о его честности.
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Зелёный шум» было написано в 1863 г. и опубликовано в «Современнике» № 3 за 1863 г., затем включено в сборник 1864 г.
С образом зелёного шума Некрасов познакомился, прочитав в 1856 г. украинскую песню с комментариями Максимовича. В них было описано, как Днепр, к которому девушки обращались в песне, и всё пространство вокруг заволакивалось зеленью, поднимался ветер, появлялись облака цветочной пыльцы. Эти образы Некрасов использовал в стихотворении.
Стихотворение «Зелёный шум» было неоднократно положено на музыку (его пейзажная часть).
Литературное направление, жанр
Стихотворение можно отнести к ролевой лирике. Эпический герой – крестьянин, приехавший с заработков в Питере и узнавший об измене жены. Некрасов подражает жанру семейно-бытовых песен о любви и измене. Писатели-реалисты очень ценили народные песни этого жанра, считая, что они говорят о том, что бывает в жизни, что типично.
Тема, основная мысль и композиция
Тема – муж переживает измену жены и удерживается от убийства, поддавшись влиянию весеннего обновления.
Основная мысль: победа жизни (весны) над смертью (зимой), прощения над мщеньем. Возрождение природы после зимней спячки и освобождение человека от обиды, непрощения и всего, что убивает душу.
Стихотворение построено на психологическом параллелизме (обновление природы и человеческой души). Композиционно оно делится на 4 части с двумя чередующимися темами. Первая и третья части повествуют о приходе весны и об изменениях в природе, её украшении и обновлении. Четыре раза повторяется рефрен.
Вторая и четвёртая части посвящены сюжету о крестьянине и его изменнице-жене. Некрасов использует пейзаж как рамку для описания драматических событий в семье эпического героя и его исповеди. В первой эпической части он рассказывает об измене жены, о своих колебаниях в том, как же поступить, о замысле убить изменницу, созревшем за долгую зиму. Первая эпическая часть заканчивается приходом перемен: «Но тут весна подкралася». Во второй эпической части состояние природы и человека приходит в гармонию, эпический герой как будто получает от самой природы, из песни, которая звучит отовсюду, дар мудрости и прощения, Божий дар.
Тропы и образы
Пейзаж Некрасова деятельный и динамичный. «Идёт-гудёт зелёный шум» – это олицетворение пришедшей весны и символ нового начала, перемены, оживления природы и души. В этом фольклорном образе, который Некрасов заимствовал из песни, о чём честно сказал в примечании, соединяются свежий цвет и беспокойный звук. Зелёный шум – метонимия (шум зелени). В стихотворении олицетворяется верховой ветер (сильный весенний ветер), который «играючи, расходится». С помощью олицетворений описываются деревья: сосновые леса повеселелые, липа и берёзонька лепечут песню, у берёзы зелёная коса. Весенний пейзаж содержит сравнения: зелёная цветочная ольховая пыль подобна облаку, сады вишнёвые как будто облиты молоком.
В пейзажной части Некрасов употребляет постоянные фольклорные эпитеты: весенний шум, тёплое солнышко, липа бледнолистая, белая берёзонька, зелёная коса, тростинка малая, высокий клён. Повторение слова или однокоренных слов акцентируют внимание на слове: зелёный шум, шумит тростинка, шумит клён, шумят по-новому, новая зелень, новая песня.
В эпической части тоже используются эпитеты и метафорические эпитеты: скромна хозяюшка, глаза суровые, дума лютая, зима косматая, долгая ноченька, глаза бесстыжие, песня-вьюга зимняя, вострый нож. Это постоянные фольклорные эпитеты или эпитеты, связанные с зимним состоянием природы и сердца человека. Чтобы ещё более связать зиму в природе и в сердце, Некрасов использует олицетворения: зима заперла супругов в избе и день и ночь ревёт, требуя убить изменницу и злодея.
Речь эпического героя сумбурна, изобилует незаконченными фразами. Некрасов подражает разговорной речи с неполными предложениями, фразеологизмами («водой не замутит» – тихая, скромная, «типун ей на язык», наплевать в бесстыжие глаза). Эпический герой называет жену по имени-отчеству не из особого уважения, а по русской традиции. Он досадует на то, что жена рассказала ему об измене, нарушив привычную гармонию, называет её глупой. Слова об измене эпический герой даже не может произнести, заменяя их перифразом: «С ней беда случилася».
Слово Некрасова точно и ёмко. Фраза «жаль её, сердечную» выявляет любовь героя к жене. Сделав свой нравственный выбор, герой принимает любовь, терпение и прощение, а всё худшее в сердце, что символизирует побеждённая зима, отдаёт на суд Божий.
Размер и рифмовка
Размер стихотворения похож на четырёхстопный ямб, но многочисленные пиррихии приближают его к тоническому песенному стиху. Стихотворение не имеет рифмы (белый стих).
Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова
Стихотворение “Зеленый шум” написано Некрасовым в форме песни – и форма эта выбрана неспроста. Краткий анализ “Зеленый шум” по плану поможет ученикам 7 класса понять авторский замысел. Использовать этот материал можно и как дополнительный, и как основной при объяснении соответствующей темы на уроке литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.
История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.
Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.
Жанр – ролевая лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.
Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая “, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Бонус
- Тест по стихотворению
История создания
Идея написания этого произведения пришла к автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который заволакивал все зеленой пылью и облаками цветочной пыльцы. Именно эти выразительные образы и были использованы поэтом.
Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале “Современник”. В 1864 году поэт издал сборник своих произведений, куда вошел и “Зеленый шум”.
Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы. Основной его смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что ее отягощает.
Композиция
Некрасов переносит прием психологического параллелизма из содержания в формы, разделяя произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвертая – истории крестьянина, который приехал с заработков и обнаружил, что с женой “беда приключилася” (так иносказательно он говорит о ее измене).
В данном случае описание природных явлений используется как обрамление для основной части – истории о прощении. Поэт в своем стихотворении показывает колебания главного героя, который замыслил было погубить изменницу, но приход весны все изменил, настроил его на совсем другой лад и заставил думать о том, что любовь – это в том числе терпение и умение прощать. А судьей человеку может быть только Бог – это подчеркивается в последней строфе.
Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от нее великий дар прощения и понимает божий замысел.
В подражание жанру семейно-бытовых песен, распространенных в народе, автор придает этому стиху форму ролевой лирики. Он описывает типичную ситуацию, рассказывает реалистичную историю.
Поэт использовал для написания произведения четырехстопный ямб, но для того, чтобы приблизить его к песенной форме, перебивал его многочисленными пиррихиями. А чтобы оно приобрело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмовки.
Средства выразительности
Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:
- Эпитеты – “ весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
- Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
- Сравнения – “ ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком” .
В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?
Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.
Источники:
http://www.syl.ru/article/383732/stihotvorenie-zelenyiy-shum-nekrasova-polnotsennyiy-analiz
http://goldlit.ru/nekrasov/949-zelenyi-shum-analiz
http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/zelenyy-shum.html