Значение подвижных игр для дошкольников. Образовательный портал

Портал образования

Автор: Горшунова Алёна Игоревна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ «ДСОВ №88»
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.»
Дата публикации: 11.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Горшунова Алёна Игоревна

г. Братск, Иркутская область

Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна

жизнестойкости и прогресса общества.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных

проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются

основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во

многом это зависят от нас, взрослых, окружающей среды и того воспитания, которое получают

здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из

детей приходится не менее двух заболеваний в год. В подавляющем большинстве дети, начиная

с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная

активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом

оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание

сопротивляемость детского организма кразличного рода заболеваниям.

В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих исследователей,

это — неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное

физического воспитания в формировании и развитии гармонично развитой личности. Ученые

закладываются как в преднатальный период развития, так и в период младенчества и детства. В

зрелом возрасте значительные усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить

имеющийся потенциал здоровья.

Общепризнанно, что двигательная активность в жизнедеятельности человека является

работоспособность. Особо важное значение имеет двигательная активность в дошкольном

всестороннего развития и воспитания детей.

В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому

настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на

компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в

движении: дети очень мало ходят (родители пользуются автотранспортом даже на короткие

расстояния). Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни,

сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот — перекармливают, балуют детей,

оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений

подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое

чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.

Снижение двигательной активности отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в

нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно

воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы,

излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются всё чаще и чаще. Снижение объема

Альманах педагога

Автор: Сарафанова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСс.Сергиевское
Населённый пункт: с.Сергиевское Ливенский район Орловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников.»
Дата публикации: 06.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников.

« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделай его

крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он

находится в постоянном движении». Ж.Ж.Руссо

направлены на своевременное обеспечение каждому ребёнку оптимальных

условий для всестороннего развития, формирование полноценной личности и

получения им должного образования.

Читать еще:  Эсперанто - что это? Международный язык эсперанто. Что такое эсперанто

развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней

пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу.

развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности

детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,

направленных на развитие таких физических качеств, как координация и

движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не

наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,

бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с

мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний

личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже

формирование новых качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие

ученые России. По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно

воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность

пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим

эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М.

Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач

гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело.

сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а

психологической или физической болезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые

средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр —

в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в

физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм,

Правил поведения, этических ценностей общества.

развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные

качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в

необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только

познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что

видят. Однако, в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение

взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки»,

одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать

изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у

сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания.

подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью,

весельем, ощущением свободы.

разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе

разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на

азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя,

увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические

силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие

индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций

движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа

движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить

выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они

были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность

движений в таких играх чрезвычайно важны.

Играм с мячом отводится особая роль. Важное значение имеют игры, в

перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и

т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции,

совершенствуют деятельность коры головного мозга.

педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда

условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть

двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в

которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в

играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при

отношению к самому себе.

анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети

Читать еще:  Какие фигуры называются равными.

познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом

развиваются гармонично и целостно.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра

одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках,

количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные

усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости,

мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность

выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности

творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети

о вл а д е ват ь

пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся

имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и

действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями,

стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный

запас, обогащают речь детей.

требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное

выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение

искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически

педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые

атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в

организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в

каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения

закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических

процессов, новых качеств личности ребенка.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник – 2-е изд., — М., 2004.

Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития

дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, №12.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:

Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1986.

Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя

дет. сада. «Просвещение», 1978.

М.Ф.Литвинова. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего

года жизни. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. Методическое руководство для

работников дошкольных образовательных учреждений.

Значение подвижных игр для дошкольников

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Читать еще:  Карта исландии на русском языке. Описание исландии

Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети — мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается. Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.

По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.

Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Источники:

http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=6985

http://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18721

http://infourok.ru/znachenie-podvizhnih-igr-dlya-doshkolnikov-1281994.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector