Значение подвижных игр для дошкольников. Образовательный портал
Портал образования
Автор: Горшунова Алёна Игоревна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ “ДСОВ №88”
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: “Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.”
Дата публикации: 11.09.2018
Раздел: дошкольное образование
Горшунова Алёна Игоревна
г. Братск, Иркутская область
Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна
жизнестойкости и прогресса общества.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных
проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются
основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во
многом это зависят от нас, взрослых, окружающей среды и того воспитания, которое получают
здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из
детей приходится не менее двух заболеваний в год. В подавляющем большинстве дети, начиная
с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная
активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом
оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание
сопротивляемость детского организма кразличного рода заболеваниям.
В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих исследователей,
это – неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное
физического воспитания в формировании и развитии гармонично развитой личности. Ученые
закладываются как в преднатальный период развития, так и в период младенчества и детства. В
зрелом возрасте значительные усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить
имеющийся потенциал здоровья.
Общепризнанно, что двигательная активность в жизнедеятельности человека является
работоспособность. Особо важное значение имеет двигательная активность в дошкольном
всестороннего развития и воспитания детей.
В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому
настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на
компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в
движении: дети очень мало ходят (родители пользуются автотранспортом даже на короткие
расстояния). Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни,
сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот – перекармливают, балуют детей,
оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений
подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое
чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.
Снижение двигательной активности отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в
нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно
воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы,
излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются всё чаще и чаще. Снижение объема
Альманах педагога
Автор: Сарафанова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСс.Сергиевское
Населённый пункт: с.Сергиевское Ливенский район Орловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: “Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников.”
Дата публикации: 06.11.2017
Раздел: дошкольное образование
Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников.
« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделай его
крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он
находится в постоянном движении». Ж.Ж.Руссо
направлены на своевременное обеспечение каждому ребёнку оптимальных
условий для всестороннего развития, формирование полноценной личности и
получения им должного образования.
развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней
пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу.
развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний
личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже
формирование новых качеств личности.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие
ученые России. По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно
воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность
пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим
эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М.
Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач
гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело.
сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а
психологической или физической болезнью.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые
средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр —
в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в
физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм,
Правил поведения, этических ценностей общества.
развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные
качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в
необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только
познает окружающий мир, но и преображает его.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что
видят. Однако, в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение
взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки»,
одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать
изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у
сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания.
подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью,
весельем, ощущением свободы.
разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе
разную социальную направленность.
Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на
азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя,
увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические
силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие
индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций
движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа
движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить
выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они
были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность
движений в таких играх чрезвычайно важны.
Играм с мячом отводится особая роль. Важное значение имеют игры, в
перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и
т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции,
совершенствуют деятельность коры головного мозга.
педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда
условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть
двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в
которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в
играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при
отношению к самому себе.
анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети
познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом
развиваются гармонично и целостно.
Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра
одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках,
количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные
усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости,
мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность
выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности
творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети
о вл а д е ват ь
пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся
имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и
действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями,
стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный
запас, обогащают речь детей.
требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное
выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически
педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые
атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,
Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в
организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в
каждой возрастной группе.
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения
закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических
процессов, новых качеств личности ребенка.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник – 2-е изд., – М., 2004.
Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития
дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, №12.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:
Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1986.
Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя
дет. сада. «Просвещение», 1978.
М.Ф.Литвинова. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего
года жизни. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. Методическое руководство для
работников дошкольных образовательных учреждений.
Значение подвижных игр для дошкольников
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети – мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается. Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).
Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.
По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.
Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.
Источники:
http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=6985
http://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18721
http://infourok.ru/znachenie-podvizhnih-igr-dlya-doshkolnikov-1281994.html